Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 14:25, реферат
Сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления.
Проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.
Введение 3
1 Ораторское искусство 5
2 Техника речи 9
3 Выразительность чтения 12
Заключение 15
Список литературы
Так как же добиться звучности? Оказывается, звучность голоса зависит от двух причин. Первая причина чисто психологическая: отсутствие уверенности в себе и эмоционального подъема. Вторая причина это физическая, к ее свойствам относится прежде всего правильное дыхание. Ваше дыхание должно быть глубоким, частым и контролируемым.
Когда вы выступаете, не только дышите глубоко и часто, все время поддерживая запас воздуха в легких, но и контролируйте ваше дыхание. Каким образом? Воздух надлежит выталкивать из легких не весь сразу, a перерывами, с различной силой и быстротой в зависимости от важности произносимых слов и фраз. Конечно, этому надо учиться, если у вас не получается подсознательное, автоматическое контролирование сразу.
Артикуляция – это прежде всего правильное и отчетливое произношение звуков . А в этом главную роль играют уже не голосовые связи, а органы произношения, среди которых, как правило, различаются активные (язык и губы) и пассивные (зубы, десны, мягкое и твердое небо).
Механизм произношения слов представляет собой довольно сложную систему, составными частями которой являются аппарат дыхания, голосовые связки, полости рта и носа, язык, губы и т.д. Действия всех этих частей , произносительной системы, скоординированы между собой без усилий со стороны говорящего. Выступая, человек не должен даже думать о взаимодействии, например, голосовых связок и мягкого неба, языка и десен. Иначе, выступая, он запутается и даже может начать заикаться. При естественном, автоматическом говорении органы произношения оказывают нужное влияние на все особенности голоса, определяющие его качество: звучность, темп, высоту, тембр и артикуляцию.
3.Выразительность чтения
Что такое выразительное чтение? Это чтение с правильным литературным произношением, чтение с расстановкой фразового, логического ударения, чтение с нужной интонацией и дикцией, с определенным эмоциональным настроем. Именно выразительное чтение чего-либо способствует лучшему восприятию и пониманию содержания читаемого текста, будь то доклад на общественно-политическую или научную тему, стихотворение или отрывок из художественной прозы.
Можно ли «с ходу» прочитать выразительно какой-либо текст? Доходчиво можно прочитать лишь текст, который не только вам знаком, но и соответствующим образом подготовлен к использованию в аудитории. Следовательно, готовясь к тому, чтобы донести заданный текст доходчиво и выразительно до широкой публики, следует прежде всего предварительно прочитать его несколько раз, а затем уяснить его тему, идею, понять, где главная информация, где добавочная, а где вообще второстепенная, а может быть, даже избыточная. Исходя из этого, нужно разделить текст на смысловые части, вначале более крупные, а внутри них – более мелкие. Все эти части можно даже условно озаглавить, чтобы представить, в каком тоне читать ту или иную из них (информационном, патетическом, торжественном, ироничном и т.д.). Игра тонов обеспечит живость вашего чтения, естественность перехода от одной смысловой части к другой.
Затем следует языковая проработка текста. Прежде всего проверьте: знаете ли вы значение всех употребляемых вами слов, уверены ли вы в том, что ударение, с которым вы их употребляете, правильно. Если у вас есть хоть малейшее сомнение в этом, обратитесь лучше к словарям. Обратите внимание также на сочетаемость тех слов, которые вы употребляете редко или впервые. Здесь тоже может таиться опасность. Проверьте и перепроверьте эту сочетаемость по справочникам. Не должны вы пройти и мимо структуры выстроенных вами фраз, особенно сложных конструкций, оставить без внимания смысловую и формальную соотнесенность их частей.
Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение, то есть на умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация.
В процессе устной речи или выразительного чтения наряду с говорящим всегда есть слушающий, воспринимающий речь. Сам говорящий тоже воспринимает свою речь, но его восприятие отлично от восприятия слушателей. Вот почему так важен «нейтральный слух» опытного товарища в процессе подготовки выразительного чтения или художественного рассказывания. Восприятие выразительного чтения или художественного рассказывания - процесс сложный, в нем участвует слуховой, речедвигательный и зрительный анализатор, первая и вторая сигнальная система. Но значение слуха превалирует. Слух - главный контролер правильности и выразительности речи. Успех в выразительном чтении в большой степени обусловлен развитием речевого слуха.
Помни, товарищ,
что нужно всегда перед речью сначала.
Воздуха сделать запас, расширивши клетку
грудную,
Низ живота подтянуть, чтоб для звука имелась
опора.
Плечи во время дыхания должны быть в покое,
недвижны.
Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай
его звуком.
Каждый из этих стихов говори на одном
выдыханьи,
И говори, сохраняя расширенной клетку
грудную,
И в положеньи подтянутом низ живота оставляя.
Чтенье окончив строки, - иль стиха, как
её называют, -
Паузу краткую
выдержи точно, во время которой
Воздуха часть добери, только пользуясь
нижним дыханьем.
Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчетливо
было:
Гласные звуки, согласные правильно артикулируй;
Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не
цедилась сквозь зубы,
Звук же вперед направляй, дабы он резонировал
“в маске”.
Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам
и силе,
В ровности ты укрепись и в достаточной
громкости звука;
Слушай себя
и следи, чтобы голос не слабнул,
не падал;
Чтоб равномерно звучали стихи и в конце
и в начале.
Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика,
но звучно –
Вот как на первых порах надлежит проводить
упражненья.