Методики быстрого чтения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 04:29, реферат

Описание работы

Учебный процесс – один из наиболее массовых видов информационного труда. Основным источником информации в учебном процессе по-прежнему остается чтение. К настоящему времени на юридических факультетах назрел вопрос о проведении практических занятий по ознакомлению студентов, аспирантов, соискателей с обзором известных научно-методических материалов по освоению техники быстрого чтения.

Содержание

Введение…………………………………………………………...…3
1 Обзор современных методик……………………………….…...4
2 Особенности современных методик быстрого чтения………...7
3 Значение овладения методикой быстрого чтения для студентов 12
4 Заключение………………………………………………….……17
5 Список используемых источников………………………….…18

Работа содержит 1 файл

Реферат ОСД.docx

— 43.05 Кб (Скачать)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский  государственный университет физической культуры»

кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы самообразовательной деятельности»

Методики быстрого чтения

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 111 группы

Плешков Р.А.

Проверил: д.п.н, доцент  

Анисимова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………...…

3

1   Обзор современных методик……………………………….…...

4

2   Особенности современных методик быстрого чтения………...

7

3    Значение овладения методикой быстрого чтения для студентов

12

4   Заключение………………………………………………….……

17

5   Список используемых источников………………………….…..

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Сегодня значительное количество людей занимается информационным трудом в процессе учебной, научной и другой профессиональной деятельности, связанной с получением, обработкой, хранением и использованием информации.

Учебный процесс – один из наиболее массовых видов информационного труда. Основным источником информации в учебном  процессе по-прежнему остается чтение. К настоящему времени на юридических  факультетах назрел вопрос о проведении практических занятий по ознакомлению студентов, аспирантов, соискателей  с обзором известных научно-методических материалов по освоению техники быстрого чтения.

Существует  противоречие между малой скоростью  чтения, которой реально владеют  вышеназванные субъекты учебного процесса, и большим объемом учебной  информации, которую им необходимо освоить. Данное противоречие не разрешимо  без овладения с помощью специальных  тренировок и приемов рациональным, в частности, ускоренным, чтением.

Увеличение  скорости чтения – это вопрос, который  нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от других насущных вопросов современного общества, в котором  информация и знания являются главными продуктами производства. Повышение  объема памяти, развитие внимания, речи, творческих навыков, развитие способностей быстрого конспектирования, – вот  далеко не полный перечень вопросов, которые  являются одновременно и основными  условиями повышения скорости чтения, и результатом усилий, приложенных  в данном направлении.

Цель  исследования: понять и описать глубинные  причины изменения отношения  людей к процессу чтения в настоящее  время.

 

 

Обзор современных методик

 

Первые  попытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жавалем, который в 1879 г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века в нашей стране и с середины 30-х годов в США. С тех пор исследования и применение на практике быстрого чтения получили очень быстрое и широкое распространение во всем мире. Были созданы национальные и международные организации, исследующие вопросы рационального чтения и координирующие все направления в этой области.

В результате развития было накоплено много чрезвычайно  ценных знаний и выработаны методы рационализации чтения. После того как изучили движение глаз при  чтении и выяснили значение величины поля восприятия текста для скорости чтения, была предпринята попытка  расширить поля восприятия текста с  помощью визуальных средств, например чтения пирамид слов. Использовались и такие технические средства обучения, как тахистоскоп, воспроизводящий на экране слова различной длины и позволяющий тренировать способность восприятия слов с большим количеством букв. Применялись регуляторы скорости, которые то увеличивали, то замедляли скорость проекции текстов на экран и вынуждали обучаемых изменить темп своего чтения.

В настоящее  время существует немало методик, направленных на повышение скорости чтения. Большим  успехом пользуется метод выборочного  чтения, когда читается не все подряд, а лишь то, что соответствует определенным задачам. Существуют также техника  чтения целыми словами (этот метод очень  популярен в США), техника, заключающаяся  в угадывании смысла предложения  по его началу и нескольким опорным  словам.

Есть  также методики, заключающиеся в  прогнозировании мыслей автора, в  чтении «по диагонали», «зигзагом» и т. д. Этим методам вас могут  обучить на курсах и тренингах, посвященных этой проблеме. Разработана также обучающая компьютерная программа, убирающая из текста лишние слова.

Интересна методика, основанная на том, что в  одном абзаце, как правило, содержится лишь одна основная мысль. В процессе чтения необходимо ставить перед  собой следующие задачи:

  1. отыскивать основные мысли — наиболее важную информацию в тексте;
  2. подкреплять их второстепенными мыслями, которые оформлены как в виде предложений, так и в виде примеров (фактического материала).
  3. вычленять основные и второстепенные мысли и устанавливать между ними связь, давая им собственные лаконичные формулировки, благодаря чему текст лучше воспринимается и надежнее запоминается;
  4. не концентрируйте внимание на несущественной информации (вводные слова; фразы, использующиеся для логической связи; неинтересные для вас сведения).

Основные  мысли в тексте могут быть выделены жирным шрифтом или курсивом, подчеркнуты  или заключены в рамку. Стоит  также обращать внимание на слова-выводы: «следовательно», «в результате», «итак» и т. д. С помощью таких слов автор подводит читателя к главной  мысли.

В некоторых  случаях основная мысль может  быть заключена в формулы, числа, краткие умозаключения.

Главная трудность при овладении техникой повышения скорости чтения — научиться  вычленять из абзаца главную и  второстепенные мысли.

Этот  навык появляется только после долгих тренировок.

Что же такое  «скорочтение»: «Умные глаза» или быстрое мышление?»

Большинство школ «скорочтения» придерживаются первой точки зрения и делают упор на «ускорение движений глаз» в процессе чтения или тренировку «состояния скорости». Действительно скорость чтения стремительно растет от занятия к занятию, а вот качество понимания текста значительно падает.

«Непосвященным» в хитрости процесса роста скорости чтения кажется, что успех высокий  и стабильный. Ведь скорость чтения-то растет! Это можно прокомментировать, перефразировав слова наших партийных  лидеров: «Вы читаете, мы считаем». Ведь подсчитать результат можно по-разному, например, если принять за знак единицу  учетно-издательского листа (т.е. все  точки и пробелы), то ваша скорость чтения будет выше уже на 500 или 1000 знаков выше, даже не читая; если же после  прочтения текста задавать 10 вопросов, на половину которых вы можете ответить и, не читая, то скорость чтения будет  расти только за счет быстрых движений глаз и достигнет астрономических  результатов! (Список «хитростей» можно  было бы продолжить) Получается, что  вы читаете только ради скорости, так  сказать: «Скорость ради скорости!». А как же быть с пониманием текста? Какой смысл читать быстро без  понимания и запоминания? Вот  и получается, что методика, развивающая  только «умные глаза» несостоятельна, что для увеличения скорости чтения нужно уметь быстро мыслить. А  это уже другая история.

Вот как  определяет современная герменевтика процессы понимания текста. Звуки  и буквы, комбинации символов и даже предложения сами по себе несущественны  для понимания. С информативной  точки зрения они представляют собой  лишь сигналы. Мы понимаем не звуки, буквы  и символы и даже не слова и  предложения сами по себе, а мысль, которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и  предложениях языка. Таким образом, понимание текста связано с раскрытием его смысла и значения. Сущность понимания текста сводится к тому, чтобы свести содержание к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное  по смыслу понятие, ассоциировать понятия  между собой и образовать таким  путем логическую цепь идей. Прием  выделения смысловых опорных  пунктов представляет собой как  бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери смысла.

Каким же образом можно научиться сжимать  информацию? Рассмотрим некоторые варианты, предложенные русскими специалистами, и проанализируем их с точки зрения простого читателя, перечислив основные сложности.

Особенности и сложности  современных методик быстрого чтения

 

О.А.Андреев  в книге «Учитесь быстро читать»  предлагает использовать алгоритмы  чтения. Дифференциальный алгоритм чтения сводится к 3 пунктам:

1) ключевые  слова;

2) смысловые  ряды;

3) доминанта  - значение.

«Ключевые слова несут основную смысловую  нагрузку. Они обозначают признак  предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Очень редко выступают  в этой роли местоимения, которые  лишь замещают уже употребляемое  ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Очень часто смысловой  абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.

Смысловые ряды. Это пары слов, они состоят  из комбинаций ключевых слов и некоторых  определяющих и дополняющих их вспомогательных  слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца. Именно смысловые ряды являются основой  «золотого ядра» содержания текста.

Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых  рядов, несущие основной замысел  автора. Текст как бы мгновенно  сжимается, мысленно конспектируется. В нем остаются только зерна мысли, «золотое ядро» на уровне непрерывных  цепочек пар слов.

Но это  только промежуточный этап. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются в самом тексте, который пока претерпевает как бы количественные преобразование - сжимается, прессуется. Однако, кроме количественного анализа, сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма - выявлению доминанты- Доминанта - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя, выявления смыслового замысла автора-

Нужно иметь  в виду, что, выполняя упражнения в  соответствии с блоками дифференциального  алгоритма, мы тренируем мыслительные процессы как бы расчленено - замедленно и по частям. При чтении они, разумеется, протекают иначе - быстро, одновременно и в значительной мере подсознательно. Но чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и мгновенным, тренировать его нужно дифференцированно.

Размечая  текст по блокам алгоритма, мы с карандашом в руках прочитываем его три  раза. При первом чтении подчеркиваем только ключевые слова. Как видно  из приведенного выше примера, не все  слова текста являются ключевыми, а  только те из них, которые будут использованы для последующих построений. Второе чтение используем для построения смысловых  рядов: удобно записывать их на отдельном  листочке. И, наконец, читая текст, а  точнее, смысловые ряды, в третий раз формируем значения, из которых  складывается затем доминанта.

Формируя  доминанту, мы как раз и решаем задачу поиска именного того, что, как  говорят, содержится между строк».

Обычный читатель, желающий научиться быстро читать сталкивается на практике со следующими трудностями:

1) не  понимает, какие слова относятся  к ключевым, и подчеркивает все подряд без предлогов, союзов, междометий;

2) не  понимает, что такое смысловые  ряды, а просто переписывает (практически дословно) предложение за предложением, как в тексте;

3) не  умеет формировать доминанту  своими словами, а просто читает  предложение из текста, показавшееся  важным.

К сожалению, теория расходится с практикой, и  О.А.Андреев не объясняет, как можно  избежать возникающих трудностей (не только в книге, но и на курсах):

1) Как  найти ключевые слова?

2) Как  ключевые слова связать в смысловые  ряды?

3) Как  найти в тексте и сформулировать  своими словами доминанту?

Поэтому многие читатели, так и не научились  быстро читать.

М.А. Зиганов в книге «Как повысить культуру, качество и скорость чтения» предлагает при чтении в каждом абзаце текста обязательно:

1) отыскивать  основные мысли (ОМ);

2) подкреплять  их второстепенными мыслями (ВМ);

3) устанавливать  связи между основными и второстепенными  мыслями;

4) не  сосредотачивать внимание на  несущественной информации.

«К несущественной информации относятся вводные слова, связывающие фразы или просто ненужная и неинтересная для конкретного  читателя информация.

Информация о работе Методики быстрого чтения