Систематическое богословие

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:01, лекция

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть и дать основные понятия о Библейских доктринах, и сформировать систематические представление о Боге и Его деяниях, которые дают уверенность и стабильность в повседневной христианской жизни и служении.

Работа содержит 1 файл

систематическое богословие.doc

— 336.00 Кб (Скачать)

Некоторые аспекты Божьего  предвидения, касающиеся нас:

  1. Бог лично вовлечён в мир, Им созданный;
  2. всё в природе происходит по Его воле;
  3. Он даёт возможность и побуждает людей как ответственных нравственных личностей со свободой воли выбирать между добром и злом;

если человек принимает  предлагаемое Богом спасение, то Он обеспечивает для него вечную жизнь, радость, счастье и славу с  Иисусом Христом.

Цели предвидения:

  1. Божье управление характеризуется заботой о нас, о счастье людей (Пс.83:12; Деян.14:17; Рим.8:28).
  2. Божье управление характеризуется заботой об умственном и нравственном развитии Его народа. Он указывает:
  • что Он требует от них ______________________________
  • что Он свят _______________________________
  • что грех ненавистен Ему ______________________________
  • что Он даёт примирение и предвидение, прощение грехов во Христе Иисусе ________________________________
  1. Его высшая цель – слава Бога (Евр.1:11-14).

Бог проявляет любовь в обеспечении творения всем необходимым и в искуплении через Сына Его. Истина открывается в законах и в верности Его обетований. Его праведность и святость проявляется в нетерпимости к греху. Его сила проявляется в созидании мира, искуплении и предвидении. Его премудрость – в методах осуществления Его целей. Поэтому, осознавая Его величие, мы воздаём Ему честь, хвалу и славу.

 

Составные элементы предвидения

  1. Предохранение (Быт.1:24-25 – каждый вид творения наделён качествами для продления и сохранения жизни и развития).
  2. Содействие (Деян.17:18; 1Кор.12:6; Фил.2:13; Евр.1:11; Откр.3:20).

(Бог не насилует  человека, привлекая его к себе)

  1. Управление (через законы природы, обстоятельства, побуждение, назидание, убеждение, пример, воздействие Святого Духа). Приведём четыре примера управления:
  • Не предотвращает грех (Деян.14:15-16; Пс.80:12-13);
  • Предохраняет от совершения греха (Быт.20:6, 31:24; Пс.19:13-14);
  • Управляет действиями злых людей (Быт.45:5, 50:10);
  • Ограничивает зло (Иов.1:12, 2:6; 1Кор.10:13).

 

Воздействие и результаты предвидения

Он благословляет верных Ему (Лев.26:3-13; Вт.28:1-4).

Он не всегда сразу  наказывает, давая возможность покаяния (Рим.2:4; 2Петр.3:9).

Он воздействует испытаниями:

  1. для духовного развития (Пс.93:13; Евр.12:5),
  2. Подготовка к духовному служению (1Кор.16:9; Иоан.1:2-12),
  3. Оставаясь верными в испытаниях, мы приносим Ему славу (Иов.1:2,42),
  4. Испытания – часть призвания Церкви (Иоан.15:18; Деян.14:22; 1Петр.4:12-19).

Мы должны знать, что  предназначение нашей жизни –  прославление Бога, а не просто исполнение наших желаний. Поэтому Бог допускает для нашего блага испытания и не всегда положительно отвечает на наши молитвы: иногда приходится ожидать в терпении, пока Его воля для нас не станет ясной.

 

Имена Бога

 

ЭЛОХИМ (Переводится – БОГ)

В еврейском языке имеет множественное число, указывая, таким образом, на триединство Бога.

  • Быт.1:1
  • Это слово применяется всегда, когда речь идёт о творческом могуществе и вездесущности Бога.
  • Наш Бог – это Бог Творения

Другие имена со словом Эль:

Эль (Бог)- передает понятие силы, встречается 250 раз

Элои- подразумевает уникальность Бога, употребляется в книге Иова 42 раза

Элоах

Теос – греческий  аналог слова, Эль то есть, Бог.

Составные имена со словом Эль

  • Эль-Шаддай - Бог Всемогущий (Шадд-гора на евр.яз.) (Быт.17:1)
  • Эль Элион – Бог Всевышний (Быт.14:18)
  • Эль Рои – Бог видящий меня (Быт.16:13)
  • Эль Олам – Бог Вечный (Быт.21:33)
  • Эль Элои Исраэль – Бог, Единый Бог Израиля (Быт.33:20)
  • Элои Емет – Бог Истинный (2Пар.15:3)

Пантократор (греч. яз) –  Всемогущий Бог

ИЕГОВА (переводится ГОСПОДЬ, от ЯХВЕ – СУЩИЙ)

Исх.3:14 Употребляется 7000 раз в Библии, означает Бога соблюдающего Завет и Бога самосуществующего, то есть независимого не от кого

  • Иегова-Рафа – Господь-Целитель (Исх.15:26).
  • Иегова-Нисси – Господь-знамя моё (Исх.17:15).
  • Иегова-Шалом – Господь-мир наш (Суд.6:24).
  • Иегова-Раах – Господь-Пастырь (Пс.22:1-4).
  • Иегова-Цидкену – Господь-оправдание наше (Иер.23:6).
  • Иегова-Ире – Господь усматривает (Быт.22:14).
  • Иегова-Шаммах– Господь там (Иез.48:35).
  • Иегова-Саваоф - Господь Воинств (Пс.148:2)

 

Имена со словом ЭЛЬ (БОГ)

  • Используется в составных именах.
  • Эль-Элион – Всевышний Бог (Быт.14:18-20).
  • Эль-Шаддан – всемогущий Бог, Бог, отвечающий на нужды детей Своих (Исх.6:3).

 

АДОНАЙ (евр.) Куриос (греч.) 

буквально означает ГОСПОДИН или ГОСПОДЬ)

Передаёт идею владычества  Бога (Ис.10:16).

 

ОТЕЦ Аб(евр.), Авва (арам.), Хо Патер (греч.)

  • Это имя используется и в Ветхом, и в Новом Заветах.
  • Оно описывает Бога как Источник всего и Творца человека.
  • В смысле творения всё человечество можно назвать Его «родом» (Деян.17:28).
  • Одно из самых интимных обращений к Богу

 

САВАОФ-Господь Воинства

Ис.6:1-4; Иак.5:4

 

             ДРУГИЕ ИМЕНА

Аттик Иомин (арам.)  Ветхий Днями, имя, связанное с Судом  Его и правлением Его над всеми  царствами.

Кьедош Исраэль – Святый Израилев

Цур – Скала

Мелек – Царь

Гоэль – Искупитель

Деспотес (греч.) – Господин, Владыка, Хозяин.

Ришон Вахарон (евр.) Хо Протос каи Хо Эсхатос (греч.) – Первый и  Последний

 

 

ДОКТРИНА ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ – ХРИСТОЛОГИЯ

 

ЛЕКЦИЯ  №3. Христос: видимое проявление невидимого Бога

Учитывая, уникальность спасительной миссии Сына Божия на земле Его искупительную жертву за грехи мира мы рассмотрим прежде свидетельства, подтверждающие Его  Человеческую Сущность, а затем рассмотрим свидетельства, подтверждающие Его Божественность.

 

Человечность  Христа

 

Человеческая родословная, происхождение и 

развитие

От Авраама -- Матф.1:1-17; от Адама – Лук.3:23-38.

Таким образом, оба Евангелиста  подчёркивали факт человеческого происхождения  Христа от женщины. Гал.4:4. Но Он родился не от мужа, а от Духа Святого и не наследовал «греховной плоти» (2Кор.5:21; Евр.7:26; 1Ин.3:5; Лук.1:35; Ин.14:30). Рим.8:3 (Сын послан в «подобии плоти греховной», но не в плоти греховной!)

Итак, Его рождение было не от земного отца (Лук.1:34). Но хотя оно и явилось величайшим чудом, это; было в то же время и человеческое рождение (Лук.2:5-7; Матф.1:25).

Иисус возрастал в  физическом и умственном плане, согласно обычным природным законам. Лук.2:40,41,524:16

 

Человеческая внешность  и ограничения

Ин.19:5; Фил.2:7; Ин.10:35

Из всех этих стихов мы видим, что Он имел обыкновенную человеческую внешность. Те, кто пребывал с Ним, не сомневались в Его человечности. Они удивлялись другому – насколько  это был необычный человек (Марк.4:41).

Он имел тело, кость, кровь (Матф.16:12; Ин.21:28; Евр.8:14; Лук.24:39).

Он обнищал душой (Матф.26:38; Марк.8:12; Ин.11:33; 13:21).

Он обнищал Духом (Марк.2:8; Лук.23:46).

Кроме того, приняв на Себя плоть и облик человеческий, Он добровольно подчинил Себя ограниченности человека:

  • Уставал (Ин.4:6),
  • Хотел, есть (Марк.11:12),
  • Жаждал (Ин.19:28),
  • Преодолевал искушения (Матф.4:11),
  • Нуждался в поддержке Отца во время молитвы (Лук.22:42-44),
  • Предан смерти, умер (1Кор.15:3).

 

Человеческие имена  Иисуса

Иисус (Матф.1:21),

Сын Авраама (Матф.1:1),

Сын Давида (Матф.1:1),

Сын Человеческий (Матф.26:64-65) – 80 раз в Новом Завете. Сын  Человеческий встречается и в  Ветхом Завете и относится к Мессии (Иез.3:1, 4:1, 8:1; Дан.7:13.17; Матф.16:28, 26:64).

Кроме всего этого, Он неоднократно назывался человеком (Ин.8:46; Ин.1:30; Деян.2:23; 1Кор.15:2, 47; Фил.2:8; Деян.13:38).

Все признавали Его за Человека (Ин.7:27, 9:29, 10:33, Ин.9:11).

Известен был как  иудей (Ин.4:9).

Он и сейчас обладает внешностью человека (Ин.20:25, 21:4).

Присутствует на небесах  как Человек (1Тим.2:5).

Будет судить мир в  праведности как Человек (Деян.17:31).

Всё это подразумевает  и подчёркивает, что Он был истинным человеком и представителем всего человечества (Евр.2:6-9).

 

Божественность  Христа

Рассмотрим свидетельства  Писания, доказывающие Его Божественность.

 

Божественные права

Христос есть Бог, так  как Он обладает правами, присущими  только Богу, ни Ангелы, ни человек, ни пророк ими обладать не могут.

  • Принятие поклонения от людей и Ангелов (Исх.20:3-5; Матф.4:10, 14:33, 28:9; Лук.5:8; Ин.5:23;Деян.10:25-26,14-11-18; Евр.1:6; Откр.5:8, 19:10, 22:8-9).

Прощение людей (Матф.9:2-9; Марк.2:7).

  • Воскрешение мёртвых (Лук.7:11-17; 8:40-56; Ин.5:21-30; 10:10; 11:1-44).
  • Право вершить правосудие (Матф.25:31-46; Ин.5:22; Деян.10:42; 17:31; 2Кор.5:10; Откр.19:15).

 

Христос нёс также обязанности Божества.

  • Творец (Ин.1:3; Кол.1:16; Евр.1:10).
  • Хранитель всего (Кол.1:17; Евр.1:3).

Это труд и дело Божие (Петр.3:5-7).

 

Христос отождествляется с Ветхозаветным  Иеговой:

Яхве – Иегова

Христос

Пс.101:24-27

Ис.6:1-4

Ис.40:3

Чис.21:6

 

Пс.67:19

Иоиль 2:32

Ис.41:4

Евр.1:10-12

Ин.12:41

Матф.3:3

1Кор.10:9

1Петр.3:15-16

Еф.4:8

Рим.10:9,13

Откр.1:17


 

Божественный характер (нравственные атрибуты)

Христос также обладает и нравственными атрибутами Бога:

Святой (1Петр.2:22; Ин.8:46),

Любовь (Матф.11:19; Марк.10:17-22; Лук.19:10; 23:34; Ин.11:36; 13:1; 15:13; 17:9,20),

Милостивый (Тит.3:5),

Справедливый (Ин.2:14-17, Матф.21:16),

Верный (2Тим.2:13).

Он есть пример любви  и святости, остальные атрибуты вытекают из этих свойств.

 

Природные свойства (ненравственные атрибуты)

Христос имеет и природные  ненравственные свойства, присущие только Богу!

Христос есть сила и премудрость  Бога. 1Кор.1:24

В Нём обитает вечная полнота. Кол.1:19; 2:19

  • Он вечен (Ис.9:6; Мих.5:2; Ин.1:1,15; 5:26; 8:58; 17:5, 24; 1Ин.1:1; Кол.1:15; Евр.1:11; 13:8; Откр.1:8-20).
  • Он вездесущ (Матф.18:20; 28:20; Ин.1:48; 3:13; Еф.1:22-23).
  • Он всемогущ (Матф.9:18-25; 21:19; 28:18; Марк.5:11-15; Лук.4:38-41; 7:1-18; Ин.8:3-11; 11:38-44; 1Петр.3:22; Ис.9:6; Откр.1:8; Евр.1:3).
  • Всезнающий (Матф.24:25; Марк.13; Лук.6:8; Ин.2:24; 4; 12:33; 13:1; 16:30; 21:17; Кол.2:2-3).

Находясь в теле, Христос  ограничил Свои природные атрибуты (Матф.24:36; Марк.11:13).

 

Право на Божественность

Христос предъявил определённые права на то, что Он – Бог:

  1. Он утвердил, что Он и Отец – едино (Ин.10:30);
  2. Он провозгласил, что Он – Сын Божий (Лук.22:70-71; Ин.19:7);
  3. Он провозгласил, что спасение даётся только через Него (Ин.10:9);
  4. Он отметил, что лишь Он имеет доступ к Отцу (Ин 14:6);
  5. Он сказал, что без Него никто ничего не может делать (Ин.15:5);
  6. Он заявил о Своём предсуществовании (Ин.8:58; 17:5);
  7. Он учил молиться во имя Его (Ин.16:23);
  8. Он посылал учеников, наделив их силой творить чудеса (Лук.9:1-2);
  9. Он – Бог крепкий и Отец вечности (Ис.9:6-7).

 

Имена, указывающие  на Божественность

Альфа и Омега

Откр.22:13

Воскресение и жизнь

Ин.11:25

Аминь

Откр.3:14

Я есмь

Ин.8:58 (Исх.3:14)

Еммануил

Ис.7:14; Матф.1:22

Слово

Ин.1:1-14; Откр.9:13

Господь

Матф.7:21; Лук.1:43; 2:11; Ин.20:28

Деян.16:3; 1Кор.12:3; Фил.2:11

Сын Божий

Ин.5:18,23; 8:16-18; 10:33,36

Бог

Ин.1:1,18; 20:28; 1Ин.5:20; Рим.9:5

Тит.2:13; Евр.1:8

Господь-Христос

Деян.2:36


Объединение человеческого

  и Божественного во Христе  Иисусе

 

Халкедонский Вселенский Собор 451г. Р.Х.

«Наш Господь  Иисус Христос был истинно  Богом и истинно человеком, имея сущность Отца во всех проявлениях  Божественности и, в то же время, человечность, подобно нам во всём, кроме греха. Таким образом, Иисус известен в  двух проявлениях: божественном и человеческом. Эти две сущности отличны друг от друга. Это отличие не разрушает их союза, и уникальные черты каждого сохраняются». 1Тим.3:16

Когда мы говорим о  Божественной природе Христа, то утверждаем, что Он –  истинно Бог, и когда  говорим о Его человечности, то утверждаем, что Он – истинно Человек.

Он прибавил человеческую природу к Своей Божественной сущности и, таким образом, благодаря  воплощению стал Богочеловеком. Божественная личность + человеческая природа = Христос  Иисус! Мы хотим сказать, что Христос есть одна личность.

 

Причины воплощения

  • Открыть людям Бога (Матф.11:27; Ин.1:18; 14:7-11; Рим.5:8).
  • Дать пример совершенного человека (1Петр.2:21).
  • Принести жертву за грех (Евр.2:9).
  • Разрушить дело Диавола (Ин.12:31; 16:11; Кол.2:13-15; Евр.2:4).
  • Крестить Духом Святым (Матф.3:11; Марк.1:8; Лук.8:11; Ин.1:33).

Информация о работе Систематическое богословие