Шаманизм Тувы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 05:46, реферат

Описание работы

В связи с этим целью данной работы становится изучение шаманизма вообще и конкретно шаманизма Тувы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить необходимую научную, учебную литературу по данной тематике;
дать общее определение шаманизма;
рассмотреть особенности шаманизма Тувы, сознание шаманов;
привести краткую характеристику шаманской мифологии;
дать описание бубна как специального шаманского атрибута.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Шаманизм как религия………………………………………………….. 4
1.1. Общее понятие шаманизма………………………………………… 4
1.2. Функции шаманов………………………………………………...... 7
2 Шаманизм Тувы…………………………………………………………. 8
2.1. Шаманизм – основа для изучения коренного верования тувинцев………………………………………………………………………...
8
2.2. Типы современных шаманов………………………………………. 9
2.3. Сознание шамана как его особенность……………………………. 15
3. Шаманская мифология………………………………………………….. 19
3.1. Общая характеристика шаманской мифологии…………………... 19
3.2. Описание шаманского бубна………………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………… 24
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Шаманы Тувы.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

      На  многих бубнах красками наносились рисунки  на внутреннюю и особенно на внешнюю сторону обтяжки бубна (у долганов, алтайцев), а иногда и на обе ее стороны (у алтайцев, энцев). Встречались бубны, у которых рисунки наносились на обе (или одну) стороны обичайки. Обычно для нанесения рисунков применялась красная краска, реже – белая и черная, а у некоторых групп эвенков – зеленая и желтая.

      По  указаниям шамана мужчины наносили рисунки, передававшиеся по традиции от предков шамана; рисунки были строго определенны для каждого народа. Они были разной сложности: от простых кругов, повторявших форму бубна, до сложнейших композиций (алтайские и хакасские бубны) с большим количеством антропоморфных и зооморфных изображений, рисунков деревьев, небесных светил и т. д. Эти рисунки вскрывают одно из важнейших значений бубна как символа вселенной.

      Мы  видим среди них изображение  плоской земли, окаймленной горами и морями, опрокинутого над ней  куполообразного неба, опирающегося в края земли, и другие изображения, отражающие представления о вселенной, о которых рассказывают устные мифы сибирских народов (алтайцы, кеты, селькупы). Многие рисунки отражают значение бубна как символа ездового животного; обычно на обтяжке изображалось в этом случае животное (олень) или только его голова.

      При бубне имелась колотушка. Колотушки  менее разнообразны по форме, чем бубны. Обычно они представляли собой деревянную или костяную лопаточку разной ширины, иногда употребляли естественную развилку ветки (шорцы). Лопаточку обтягивали камусами самца оленя, козули, медведя или шкурой со лба оленя, медведя, а иногда кусочками шкуры с любой части тела животного. Помимо служебной роли при бубне, колотушка у всех народов Сибири являлась самостоятельным шаманским атрибутом, употреблявшимся при гадании и "лечении". Приемы гадания и "лечения" колотушкой почти у всех шаманов были одинаковы. Таково в общих чертах устройство бубнов.

 

      Заключение 

      В данной работе были определены понятия шаманизма как религиозного верования многих народов Сибири и конкретно рассмотрен шаманизм Тувы. Было выяснено, что шаманизм  – сложный культурный феномен и требует при его изучении, с точки зрения науки, комплексного подхода к себе. Его психологическое содержание также многообразно, в нем выделяются определенные сферы, стороны и уровни. Современный шаман – это человек, включенный и в обычную повседневную жизнь, имеющий социальное сознание, но и обладающим нетривиальными способностями и особым сознанием, открытым мистическим прозрениям.

      В рамках этой работы представлены некоторые данные по исследованию тувинского шаманизма, его социального и психологического содержания, особенно в аспекте феномена шаманского сознания. Шаманизм Тувы является своего рода репрезентативным феноменом по отношению к шаманизму в целом, насколько можно об этом говорить в связи с его сохранившимися реликтами, учитывая то, что нигде это архаическое явление не избежало влияния цивилизации.

      Если  в отношении общества (как в  целом неформальной структуры) можно  говорить об авторитете шаманизма в  Туве, то государство, оставаясь преемственным с предыдущими структурами власти, шаманизм, представленный отдельными гражданами, не воспринимает как явление.

      Таким образом, хотя совокупный объем различных  научных исследований шаманизма достаточно велик, шаманизм все еще продолжает оставаться загадкой для непредвзятого исследователя в основных своих аспектах. Среди них – и психология шаманизма, и специфика шаманского сознания. Возможная причина состоит и в том, что представители науки сами не обладают способностями к тонкому восприятию реальности (тем более это не является доказанным фактом науки), а значит, невольно исходят из того, что такого рода отражение реальности невозможно.

Список  литературы

  1. Бурыкин А.А. Вера в духов: Сколько душ у человека. – СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2007.
  2. Даржа В.К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2007.
  3. История Тувы: В 3 т. Т. 1. / Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. – Новосибирск: Наука, 2001.
  4. История Тувы: В 3 т. Т. 2. / Под общ. ред. В.А. Ламина. – Новосибирск: Наука, 2007.
  5. Кенин-Лопсан М. Мифы тувинских шаманов – Тыва хамнарның торулгалары. – Кызыл: Новости Тувы, 2002.
  6. Кенин-Лопсан М.Б. Тувинские шаманы. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1999.
  7. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. – Кемерово: КемГУКИ, 2006.
  8. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. – Кызыл: Тувинское книжное изд-во, 2001.
  9. Резников Е. Н., Товуу Н. О. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
  10. Сарангэрэл. Зов шамана: Древние традиции и духовные практики. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
  11. Харнер М. Путь шамана. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.
  12. Шаманизм в Туве: Материалы 1-го тувинско-американского семинара ученых-шамановедов и шаманов. / Ред. Т. Будегечи. – Кызыл, 1994.
  13. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. – К.: София, 2000.
  14. http://antropology.rsuh.ru/
  15. http://www.shaman.aha.ru/
 

Работу  выполнила: __________________ Н. Колмогорова

Дата  написания работы –  "____"    _______  2009 г.

Информация о работе Шаманизм Тувы