Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 05:46, реферат
В связи с этим целью данной работы становится изучение шаманизма вообще и конкретно шаманизма Тувы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить необходимую научную, учебную литературу по данной тематике;
дать общее определение шаманизма;
рассмотреть особенности шаманизма Тувы, сознание шаманов;
привести краткую характеристику шаманской мифологии;
дать описание бубна как специального шаманского атрибута.
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Шаманизм как религия………………………………………………….. 4
1.1. Общее понятие шаманизма………………………………………… 4
1.2. Функции шаманов………………………………………………...... 7
2 Шаманизм Тувы…………………………………………………………. 8
2.1. Шаманизм – основа для изучения коренного верования тувинцев………………………………………………………………………...
8
2.2. Типы современных шаманов………………………………………. 9
2.3. Сознание шамана как его особенность……………………………. 15
3. Шаманская мифология………………………………………………….. 19
3.1. Общая характеристика шаманской мифологии…………………... 19
3.2. Описание шаманского бубна………………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………… 24
Список литературы………………
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
"Хакасский государственный
им. Н. Ф. Катанова"
Институт
истории и права
030501 (юриспруденция)
Реферат
на тему:
Шаманизм
Тувы
Выполнила:
студентка 3 курса
группа ЮЗ-072
Колмогорова
Наталья
Петровна
Проверил:
____________________________
____________________________
Абакан
2010
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. | Шаманизм как религия………………………………………………….. | 4 |
1.1. Общее понятие шаманизма………………………………………… | 4 | |
1.2. Функции шаманов……………………………………… |
7 | |
2 | Шаманизм Тувы…………………………………………… |
8 |
2.1. Шаманизм
– основа для изучения |
8 | |
2.2. Типы современных шаманов………………………………………. | 9 | |
2.3. Сознание шамана как его особенность……………………………. | 15 | |
3. | Шаманская мифология………………………………………………….. | 19 |
3.1. Общая характеристика шаманской мифологии…………………... | 19 | |
3.2. Описание
шаманского бубна…………………………………… |
21 | |
Заключение…………………………………………………… |
24 | |
Список
литературы…………………………………………………… |
25 |
Введение
Актуальность темы
В каждой науке есть определенный набор проблем, которые в силу своей сложности долгое время оставались в поле зрения специалистов, так как не могли получить убедительного и однозначного разрешения. В этнологии одним из таких явлений представляется шаманизм Тувы, который давно известен как практическое явление, но в качестве предмета исследования он был описан только в ХХ веке.
Переживая определенные периоды роста и спада интереса, шаманство Сибири в настоящее время широко обсуждается на специальных научных симпозиумах и конференциях, на страницах обширных монографических исследований. За время изучения шаманизма в Тувинской Республике представления о нем претерпели серьезные изменения. Вначале это явление рассматривалось как курьезный продукт примитивных заблуждений и откровенной патологии. Позднее установлено, что в случае с шаманами мы сталкиваемся не просто с порождением ранней стадии развития культуры, но с некоторыми феноменами, имеющими отношение к сокровенным сторонам человеческого бытия. Именно поэтому рассмотрение вопросов, связанных с тувинским шаманизмом, становится весьма актуальным на современном этапе.
В связи с этим целью данной работы становится изучение шаманизма вообще и конкретно шаманизма Тувы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Шаманизм как религия
1.1. Общее понятие шаманизма
Шаманство (шаманизм) – одна из наиболее ранних форм религии, возникшая, по всей вероятности, еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте.
Название этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где "шаман", "саман" означает возбужденный, исступленный человек1. Для мировоззрения шаманистов характерен анимизм – одухотворение всего, что окружает человека – предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Приверженцы этой формы религии убеждены, что влиять на духов, быть посредником между ними и людьми может, главным образом, шаман, который, находясь в состоянии экстаза, совершает особый обряд общения с духами, получивший название камлания.
Шаманство сохранилось у многих народов мира – в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Оно находится у них на разных стадиях развития. Так, в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки. В Сибири шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах.
Охарактеризуем шаманство на примере наиболее развитых его форм, сохранившихся до наших дней у ряда народов Сибири (нганасан – жителей самого северного региона Евразии – полуострова Таймыр; кетов, населяющих бассейн Среднего Енисея; эвенков – обитателей сибирской тайги; тувинцев, кочевавших в горных степях Центра Азии и других). Для их мировоззрения характерно представление о том, что Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, где обитают только духи, Среднего, где наряду с духами живут люди, животные, растения, а также Нижнего, куда уходят души умерших.
Каждый шаман имеет духов-помощников и духов-покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи-помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи-покровители, как правило, духи умерших предков шамана. Каждый шаман имел их изображения – вместилища. Большинство шаманов используют во время камлания бубен, который после особого обряда оживления считается ездовым животным – конем или оленем. На нем шаман совершает путешествие в Верхний мир, погоняя "животное" колотушкой, которая осмысляется как плеть. У некоторых шаманов нет бубна, – его заменяет специальный жезл, варган (специфический музыкальный инструмент), лук.
Шаманы, как правило, имеют специальный ритуальный костюм, включающий особым образом изготовленные головной убор, плащ и обувь. Во время камлания, которое совершается обычно для лечебных целей в присутствии больного и его родственников, шаман, войдя в состояние транса, созывает духов-помощников и бьет в бубен, совершая на нем – своем "ездовом животном" – путешествие в мир духов, с тем, чтобы заставить злых духов покинуть больного и тем самым вылечить его. Духи-помощники и духи-покровители помогают ему в этом. О перипетиях своего путешествия и борьбы со злыми духами шаман сообщает окружающим, эмоционально изображая схватки со злыми духами, произнося нараспев заклинания, нередко очень поэтичные.
Шаманство, как правило, наследственное. Считается, что после смерти шамана его дух переходит к потомкам, причем духи сами выбирают людей, в которых они переселяются, – из родственников умершего шамана. Начало шаманской деятельности связано с загадочным психическим заболеванием, проявляющимся в период полового созревания будущего шамана.
Человек неожиданно для окружающих начинает прятаться от людей, нередко убегая в тайгу. В это время он почти ничего не ест и даже может забыть свое имя. Другой шаман, приглашаемый родственниками больного, устанавливает причину болезни, приходя к выводу, что в его пациента вселился дух умершего предка-шамана.
В таких случаях больной, даже не желая того, становится шаманом. Родственники делают ему облачение и бубен. Получив их, шаман начинает свою ритуальную деятельность. Самое удивительное, что, начав камлать, в процессе лечения своих пациентов, восстанавливается и психическое здоровье шамана, исчезают все явные проявления тяжелого психического заболевания, столь очевидные в недавнем прошлом.
Еще в XIX веке ученые и путешественники, наблюдавшие шаманов, пришли к единодушному выводу, что это нервнобольные люди с особым складом психики. Такая точка зрения впоследствии получила широкое распространение среди исследователей этой формы религии. Однако в последние десятилетия ряд ученых, изучавших феномен шаманизма, утверждают, что так называемая шаманская болезнь – это лишь своеобразная инициация, в которой будущий шаман сознательно исполняет предписываемые ему обряды, играя заданную традицией роль.
Теперь можно утверждать, что наследственная природа шаманизма – результат процесса многопоколенного отбора родовым коллективом людей с определенными особенностями психики и, прежде всего, способностью вызывать регулируемое состояние транса, сопровождаемое глубокими галлюцинациями.
Именно это привело к наследованию шаманами некоторых необходимых особенностей психики, позволяющих совершать действия, рассматриваемые сородичами как возможность общения с духами в интересах коллектива и отдельных его членов.
Хотя
наука давно интересуется и шаманизмом
и необычными способностями людей,
нельзя сказать, что в этих областях сформирован
вполне развитый научный аппарат, достаточный
для того, чтобы объективно исследовать
данные феномены. Но все же этот аппарат
существует и развивается, а продолжение
такого рода научных работ позволяет надеяться
на возможный научный прорыв в данной
области.
1.2. Функции шаманов
Наиболее распространенная функция шаманов – врачевание. В некоторых регионах в круг ритуальных обязанностей шамана входило также добывание у духов-хозяев душ промысловых животных, скота или младенцев для бездетных супругов, удачи для охотника, усмирение непогоды, гадания, проводы души умершего в селение мертвецов, изгнание проникших к людям, поселившихся в доме злых духов, наделение жизненной силой амулетов, промыслового инвентаря, оружия и т. д.
Хотя шаманы иногда пользуются средствами народной медицины, они не являются знахарями и целителями. Последние существовали в родовых коллективах наряду с шаманами и независимо от них. За пределами Сибири шаманство имеет несколько другие формы. Так, например, на Северном Борнео существуют шаманы, именуемые дайонг. У них нет бубна, а во время своих ритуальных действий они используют устрашающие маски. Но, совершая свой ритуал, также, как и сибирские шаманы, впадают в состояние транса, призывают духов, которые помогают им найти похищенную душу больного и излечить его.
В
процессе камлания шаман или его
духи-помощники совершают
2.
Шаманизм Тувы
2.1. Шаманизм – основа для изучения коренного верования тувинцев
Шаманизм Республики Тува имеет наряду с общими, характерными для всего шаманизма признаками свои, присущие только ему отличительные особенности.
Даже во времена наибольших гонений на религиозные культы (и в Советском Союзе и в Республике Тува, которая существовала как самостоятельное государство в период с 1921 по 1944 годы) шаманизм продолжал жить на просторах равнины между Саянами и Монголией, Горным Алтаем и Бурятией, не особенно явно для официальных властей, но вполне доступный тувинскому народу как их коренное религиозное верование, тесно вплетенное и в повседневную жизнь, и в мировоззрение (может быть, уместнее здесь говорить о мироощущении, поскольку тувинец в основной своей массе все еще остается человеком природы, тонко ее ощущающий, связанный с ней тысячами нитей, не мыслящий себя без нее и тайно заботящийся о ней).
Московский исследователь И.Н. Карицкий, проводивший научные экспедиции в Туве в апреле-мае 2002 года и в сентябре 2007 года, а также непосредственные встречи в этой республике среди шаманов и периодические встречи с тувинскими шаманами в Москве (около двадцати встреч), считает, что "шаманизм Тувы эталонен по отношению к другим очагам шаманизма Сибири, поскольку он наиболее развит, в наибольшей степени сохранил свою древнюю сущность и все еще существует в своих первичных формах и связях, представлен как живое явление в сознании как самих шаманов, так и тувинского народа. Он может быть взят за основу как образец для изучения шаманизма сегодня, и, более того, способен прояснить туманные места в верованиях других народов, остатки которых все еще сохраняются в недрах цивилизации"2.