Шаманизм Тувы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 05:46, реферат

Описание работы

В связи с этим целью данной работы становится изучение шаманизма вообще и конкретно шаманизма Тувы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить необходимую научную, учебную литературу по данной тематике;
дать общее определение шаманизма;
рассмотреть особенности шаманизма Тувы, сознание шаманов;
привести краткую характеристику шаманской мифологии;
дать описание бубна как специального шаманского атрибута.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Шаманизм как религия………………………………………………….. 4
1.1. Общее понятие шаманизма………………………………………… 4
1.2. Функции шаманов………………………………………………...... 7
2 Шаманизм Тувы…………………………………………………………. 8
2.1. Шаманизм – основа для изучения коренного верования тувинцев………………………………………………………………………...
8
2.2. Типы современных шаманов………………………………………. 9
2.3. Сознание шамана как его особенность……………………………. 15
3. Шаманская мифология………………………………………………….. 19
3.1. Общая характеристика шаманской мифологии…………………... 19
3.2. Описание шаманского бубна………………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………… 24
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Шаманы Тувы.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

        Надо учитывать и то, что тувинский шаманизм во многих отношениях в разные периоды истории, и особенно в XX и XXI веках (но процесс этот шел и в предыдущие века, например, в связи с влиянием, оказанным на тувинский этнос монголами, китайцами, уйгурами, ламаизмом, позже православным христианством и т.п.), был подвергнут многообразным воздействиям извне, хотя в своем источнике остался все тем же культом природы, природных духов и сил3.

      Современный шаманизм Тувы начал восстанавливаться  в начале 1990-х годов вместе с появившейся большей идеологической свободой и терпимостью к религиозным проявлениям на уровне государства (хотя более точно надо говорить о более ранних волнах возрождения, собственно, каждый раз, в XX веке, когда ослабевало давление государства на религиозные культы, шаманизм обнаруживался для обычного мира из своего потаенного бытия, становился чуть более явным и открытым).

      Современный период истории, и правильнее здесь говорить о мировой истории, характерен еще и повышенным всеобщим интересом к особенностям культуры малых народов, этническим верованиям, музыкальным традициям, различным артефактам этих культур. Тувинские шаманы показывают свои мистерии и обряды, выступают с лекциями и семинарами, занимаются целительской практикой4. 

      2.2. Типы современных шаманов

      Исследователь И.Н. Карицкий в своих научных  трудах предлагает  выделить 6 типов современных шаманов, с которыми ему довелось встретиться или о которых услышал в Туве. (Тувинские шаманы указывали неоднократно, что о шамане правильнее говорить в неопределенном роде, что понятие "шаман" включает в себя и мужчин, и женщин, при этом не отличая их друг от друга по половому или гендерному принципу, и настаивали на том, чтобы не употреблять русского слова "шаманка" как несоответствующее значению этого понятия.)

      Итак, первый тип шаманов – городской. Чаще всего тувинцам приходится иметь дело с городским шаманом, который большую часть времени проводит в городе. В основном речь идет о жителях Кызыла, где сосредоточено наибольшее число таких шаманов, однако такой тип шамана встречается также в Шагонаре и Чадане, и в силу этого в значительной мере ведет городской образ жизни и знаком со всеми ему доступными благами цивилизации вплоть до персонального компьютера и мобильного телефона. Это внешнее обстоятельство – городской образ жизни – на самом деле существенным образом сказывается на психологии городского шамана, формируя определенную раздвоенность сознания: на цивилизованную и архаичную части.

      Второй  тип шаманов – таежный. Городскому шаману противостоит тип таежного шамана, которого минимально коснулась цивилизация и который сам ее сторонится, предпочитая одиночную жизнь в тайге, степи или, в крайнем случае, на краю небольшого поселения. Об этом типе шамана И.Н. Карицкий и члены его экспедиции только слышали, и всегда о таких шаманах тувинцы говорили с большим уважением, но непосредственно встретиться с ними не представилось возможности. Именно с этими шаманами связывают настоящую шаманскую силу, о них рассказывают легенды. И они обладают цельным архаичным или природным сознанием. Тем не менее, нет непреодолимой грани между таежным и городским шаманом. Городской шаман подразделяется на два подтипа – одиночный городской шаман и организованный городской шаман, таежный шаман – всегда одиночный шаман.

      Если  в прежние времена все тувинские  шаманы были одиночными шаманами (и это традиционная форма существования шаманизма), то с начала 1990-х годов некоторые из них стали объединяться в организации. В настоящее время в Туве существует несколько таких организаций: Тос-Дээр, Дунгур, Оваа, Солангы Ээрен, Уш-Моорук, Чеди-Хаан и др. В первом случае шаман продолжает традиционную практику одиночного шаманизма (в лучшем случае, рядом с ним может находиться какой-то помощник), во втором – он работает в организации, среди других шаманов, в постоянном контакте с ними, по правилам этой организации.

      И еще одна важная внешняя граница, которая разделяет, прежде всего, городских организованных шаманов, связана с возрастом (на это указывают сами городские шаманы, например, потомственный шаман Ай-Чурек Оюн). Возникновение шаманских организаций было обусловлено в начале 1990-х годов социальной слабостью шаманизма по отношению к государству и его структурам. В ближайшей перспективе мог выжить только организованный шаманизм, имеющий свои организации и все их атрибуты. И этот организованный шаманизм возник.

      Изначально  организованный шаманизм был образован вышедшими из подполья шаманами. Но, как всякая организация, объединения шаманов оказались подвержены всем процессам развития социальных организованных групп и на сегодняшний момент прошли ряд стадий в своей эволюции. Эти стадии в целом подтверждают известные социологические и социально-психологические закономерности. Одна из таких закономерностей проявляется в механизме собственного воспроизводства, поддержания существования и укрепления. Как частный момент этой закономерности, организация ориентирована на привлечение в свои ряды новых членов, в том числе, и более молодого возраста.

      Таким образом, если на первой стадии своего существования организованный шаманизм был представлен бывшими одиночными шаманами, то с момента существования организованного шаманизма он стал пополняться учениками шаманов (раньше такой институт не существовал, правда, в лице таких учеников выступают в основном нетувинцы: русские и граждане других государств) и такими шаманами, которые никогда не были одиночными шаманами.

      И вот это разделение городских  организованных шаманов на бывших одиночных  шаманов и тех, кто впервые  шаманом стал в рамках организации, внешним образом связано с возрастом: первые – более старшие, вторые более молодые. Условно более старших шаманов назовем старыми шаманами, а более молодых – молодыми. И первых постепенно становится все меньше, они уходят в свое последнее шаманское путешествие.

      Понятно, что организации шаманов уже  стали новым социальным и культурным явлением, оказывающим многостороннее влияние на различные процессы в тувинском обществе. Но в аспекте нашего исследования важно подчеркнуть, что они многообразно воздействуют на социальные аспекты самого шаманизма, вызывая в нем новые явления (например, такие, как этнический туризм, организованные поездки самих шаманов в другие регионы России, другие страны, представительство и юридическая защита интересов шаманов и др.).

      При этом надо иметь в виду, что таежный  шаман является одиночным шаманом и чаще всего старым шаманом. Одиночный городской шаман обычно является старым шаманом. А молодой шаман – это преимущественно городской организованный шаман. Данная типология – только условность, поясняющая преобладающую социальную структуру шаманизма в Туве.

      Таким образом, согласно вышеуказанным внешним критериям, социальная типология современных шаманов Тувы представлена следующими группами, приведенными на рис. 1. 

        
 
 
 
 
 
 

      В действительности существует масса  переходов между этими типами, происходят реальные перемещения шаманов из одних групп в другие (одиночный шаман может на время становиться организованным шаманом, а организованный – покидать организацию). Кроме того, эта схема не учитывает и некоторые другие моменты, имеющие место в Тувинской Республике.

      В частности, в Туве существует такое  уникальное явление, как шаман-ученый, правда, в единственном числе. Это хорошо известный не только у себя на родине, но и в России в целом, а также за рубежом доктор исторических наук Монгуш Борахович Кенин-Лопсан. Он является и потомственным шаманом (правда, в советское время это не афишировалось), и ученым, давшим развернутое и всестороннее описание тувинского шаманизма в своих трудах5.

      М.Б. Кенин-Лопсан в свои 82 года все еще полон сил, имеет резиденцию на территории республиканского краеведческого музея, в которой ведет прием граждан как Тувы, так и других регионов. Всякий раз, когда в шаманскую организацию Тувы приезжает кто-либо с целью изучения шаманизма или обучения, шаманы организаций ведут этого исследователя или неофита к М.Б. Кенин-Лопсану за своего рода верительной грамотой, раскрывающей перед данным человеком определенный уровень возможностей.

      Вместе  с тем, надо отметить и такое явление, как ряженый шаман (или шаман для туристов). Собственно, это никакой не шаман, и настоящий шаман относится к нему с презрением. Эти люди используют внешнюю атрибутику шаманизма либо для привлечения туристов и заработка (что достаточно безобидно), либо для имитации шаманских обрядов – целительство, гадание, общение с духами и прочее – также с целью заработка (что уже может представлять и определенную социальную опасность).

      Другие  типы шаманов (то есть подтипы городского шамана) доступны, они ведут открытый прием граждан по различным вопросам, они социально встроены в современную цивилизацию. Существенно, что каждый из них является выходцем из определенного района (кожууна – родоплеменной территории) Тувы и с этой своей малой родиной его соединяет чрезвычайно сильная родовая природная связь, которая постоянно присутствует в самосознании шамана и которая питает его своей силой.

      Для городского шамана являются элементарной потребностью регулярные поездки в его родной кожуун (в определенную местность, откуда он родом) за силой, за общением с природными силами и духами местности (некоторые из городских шаманов каждый год несколько недель, а то и месяцев проводят у себя дома, на родине – в тайге, горах или степи – для возобновления и поддержания этой природной и родовой связи). Без этого он бы не состоялся как шаман и постепенно бы утратил свое тонкое ощущение природных взаимосвязей, на чем основано его профессиональное умение.

      Таким образом, городской шаман является шаманом именно благодаря тому, что он не утратил природной связи, ценит ее и постоянно поддерживает. Такой шаман живет в двух мирах – в современном цивилизованном мире (в котором он вполне ориентируется и не отличим от других людей) и в древнем мире природных сил и духов (который противостоит миру цивилизации).

      Сознание городского шамана раздвоено. Одной своей частью он вполне городской житель, с обычными житейскими проблемами и заботами. Другой частью он открыт тонким планам реальности. Конечно, сознание таежного шамана тоже раздвоено, он тоже ориентируется, с одной стороны, в физическом и доступном ему социальном мире, а с другой стороны, в так называемых шаманских мирах, верхнем и нижнем мире с их различными уровнями. Но в нем мистическое сознание превалирует над обыденным, он и на плане обыденности постоянно отмечает скрытые мистические связи и закономерности, присутствие сил иных миров, которые не существуют для сознания обычного человека. А городской шаман вполне может быть свободен в своей социальной жизни от этого мистического аспекта, и только во времена шаманских бдений полностью погружается в мир видений, духов.

      2.3. Сознание шамана как его особенность

      Пытаясь определить особенности шамана, его  отличие от обычных людей мы, прежде всего, обращаем внимание на его сознание, называя его шаманским сознанием и дифференцируя его от сознания обычного человека, которое мы называем социальным сознанием. "Социальное сознание формируется в социальной среде, будучи отражением условий этой среды (в том числе и отражением социальных конструктов, существующих в данном обществе). Шаманское сознание с точки зрения социального сознания является либо ошибочным, фантастическим сознанием, в котором представлено содержание реально не существующего (например, ментально-образной конструкцией), либо сознанием, отражающим то, что реально существует, но недоступно обычному, социальному сознанию"6.

      Часто в социальном сознании представлено смешение этих двух позиций, и это говорит только о том, что человек социального сознания имеет весьма смутное представление о шаманском мире. Собственно, чтобы иметь точный, научный ответ на вопрос о том, что отражает шаманское сознание, надо уже знать, как в действительности устроен мир, а ответ на этот вопрос неизвестен не только для обычного человека, но и для ученого. Поэтому суждения о шаманских мирах и шаманском сознании могут опираться только на косвенные данные.

      Представление о том, что шаманское сознание, как и любое религиозное сознание, является заблуждением, не очень продуктивно. Господство этого представления в недавние семьдесят с лишним лет советской власти мало что дало для его серьезного изучения. Поэтому мы будем исходить все же из того, что в шаманском сознании представлены специфические репрезентанты объективного мира, пытаясь далее ответить на два вопроса: каков этот объективный мир и как связаны данные репрезентанты с этим миром?

      Предположительно, объективный мир, представленный в  шаманском сознании, может быть двух родов:

    1. все тот же природный и социальный мир, который репрезентирован и в социальном сознании обычного человека;

      2) другой мир, который недоступен для восприятия обычного человека.  В первом случае шаманское сознание может либо отражать его в необычных образах, в своеобразной шаманской картине мира; либо воспринимать его необычные, несущественные (как бы закрытые) для социального сознания аспекты, но которые принципиально остаются доступными и социальному сознанию и требуют лишь акцентуации на них.

Информация о работе Шаманизм Тувы