Религия Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:16, реферат

Описание работы

Говорят, что в Японии восемь миллионов божеств. Это почти соответствует действительности. В японской религии синто, или синтоизме, как называют её европейцы, к числу божеств, именуемых коми, относятся божественные предки японского народа; духи гор, рек, камней, деревьев, огня, ветра; божества - покровители отдельных местностей и ремёсел; божества, олицетворяющие человеческие добродетели; духи умерших. Ками незримо присутсвуют везде и всюду и участвуют во всём происходящем. Они буквально пронизывают окружающий мир.

Работа содержит 1 файл

религия японии.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Однако все последующие  императоры, о которых повествуют ле-тописно- мифологические своды, продолжали родословную линию, восходящую непосредственно к богине Аматэрасу.

В "Кодзики" и "Нихонги" отражён способ восприятия мира, характерный  для язычества и в то же время  имеющий ряд особенностей. Созидание  мира в японской мифологии происходит самопроизвольно, без воздействия  какой-либо внешней силы, Отсутствует отдельный миф о сотворении человека, подразумевается, что люди являются прямыми потомками богов. Нет непреодолимых преград между тремя основными мифологическими мирами - 
Равниной Неба, Страной Тростниковых Зарослей и Страной Мрака; все они мыслятся как реально существующие и сообщающиеся между собой. Мифы пронизаны чувством гармонии человека и его естественного окружения - нет ни одного описания его борьбы с силами природы.

Человек рассматривается  в синто как часть природы, которая является для него материнским лоном, дарящим разнообразные блага. Жизнью и всем с нею связанным необходимо дорожить. Хотя смерть и воспринимается как неизбежное звено в цепи жизни, созидающие силы в японской мифологии всегда берут верх над разрушающими. Многие учёные сходятся во мнении, что именно такое жизнеутверждающее мировосприятие, присущее древним японцам, оказало влияние на характер буддизма в этой стране. Большинство японских буддийских школ в отличие от индийских и китайских ориентируют человека на поиски спасения именно в его земной жизни.

ИСТОРИЯ СИНТО

Превращение верований  отдельных племён и родов в  единую религию, получившую название "синто", тесно связано с историей образования  раннего государства на территории Японии. Власть над страной постепенно сосредоточивалась в руках правителей центральной области Ямато. Тогда же начинает оформляться культ Аматэрасу как верховного божества - прародительницы и покровительницы императорского дома. Божества других кланов, подчинившихся клану Ямато, занимали более низкое положение, произошло разделение на небесных и земных божеств. Так были сделаны первые шаги в направлении создания единого пантеона синто.

Свод законов "Тайхорё" (702 г.) закрепил преобразования второй половины VII в., в результате которых  было создано централизованное государство китайского типа. Одним из нововведений, отражённых в "Тайхорё", было учреждение специального органа по управлению делами земных и небесных божеств под названием "дзингикан", которому принадлежало первое место в административной системе Ямато. В его ведение входили контроль над крупными святилищами и организация религиозных церемоний с участием императора. Был установлен перечень общегосударственных синтоистских праздников.

В начале VIII в. мифы, связанные с божествами знатных  родов, по указанию правительства были сведены воедино в "Кодзики" и "Нихон-ги". Их составители внесли некоторые изменения в японские сказания и легенды с целью укрепления власти правящей династии и национального объединения.

Ещё одним важным источником, свидетельствующим о систематизации культа и ритуала синто в эпоху раннего средневековья, является "Эн-гисики" ("Свод обрядов периода Эн-ги", 927 г.). Первые десять свитков "Энгисики" содержат описания основных церемоний синто, тексты молитв - норито, списки имён богов по храмам, перечни церемониальных предметов, порядок подготовки жертвоприношений и другие необходимые элементы культа.

В 1081 г. был утверждён  список главных синтоистских святилищ, получавших поддержку непосредственно  от императорского дома. Храмы подразделялись на три группы. К первой относились семь главных святилищ, которые были тесно связаны с императорским родом. Во вторую группу входили также семь святилищ, имеющих историческое и мифологическое значение. 
Последнюю составляли восемь храмов, которые были связаны с буддизмом, божествами основных кланов, местными культами и ритуалами вызывания дождя.

На процесс становления  синто как единой религии заметное влияние оказывал буддизм. Эта религия  пришла в Японию с континента во второй половине VI в. и быстро завоевала популярность в среде придворной аристократии. Само название "синто" появилось, чтобы отличить культ местных божеств от иноземной веры. Власти всячески содействовали бесконфликтному сосуществованию этих двух религий. В отличие от синто, основу которого составляла обрядность, буддизм был сосредоточен на внутреннем мире человека. Поэтому их сближение происходило путём взаимного дополнения. 
Сначала ками были объявлены покровителями буддизма, затем некоторые из них стали отождествляться с буддийскими святыми. Наконец утвердилось представление о том, что ками, как и другие существа, нуждаются в спасении с помощью буддийского учения. На территории синтоистских храмов сооружались буддийские часовни, практиковалось чтение буддийских сутр непосредственно перед алтарями синтоистских святилищ.

Практически все  синтоистские храмы отправляли смешанный  синто- буддийский культ. Исключение составляли лишь два главных святилища Исэ  и 
Идзумо. В IX-XI вв. буддизм становится официальной государственной религией 
Японии. К этому времени император уже утратил реальную власть, которую захватили представители аристократического рода Фудзивара и буддийское духовенство. Затем в XII в. на смену аристократическому правлению пришла система военно-феодальной диктатуры во главе с сёгуном - правителем, в руках которого фактически была сосредоточена вся власть в стране. За политически бесправным императором сохранилось положение верховного священнослужителя, отправляющего синтоистские обряды.

Влияние буддизма ощущалось  во всём. В синтоистских святилищах появились изображения божеств, ритуальные предметы и детали архитектуры, заимствованные из буддизма, пополнился пантеон божеств, возникли новые праздники (например, День поминовения усопших). Немалую роль сыграл буддизм и в формировании идеологии синто. Синтоистское духовенство нуждалось в усилении своих позиций в условиях полного господства буддизма. Это побуждало к созданию собственных доктрин. Однако и здесь не обошлось без элементов буддизма и китайской философии, ставших неотъемлемой частью японской культуры. Попытки построения догматов национальной религии предпринимались людьми, в сознании которых буддизм пустил глубокие корни. 
Так, в XII-XIV вв. возникло несколько направлений синто, уделявших внимание теоретическим вопросам.

В храмах, посвящённых  божествам - покровителям местностей, где располагались центры буддийских школ Тэндай и Сингон, возникли смешанные  синто-буддийские учения санно-синто  и рёбу-синто, которые рассматривали  синтоистские божества как проявления космического будды Вайрочаны, пронизывающего всю вселенную. Жрецами одного из храмов Исэ было создано Исэ- синто. Их взгляды изложены в "Синто гобусё" ("Пятикнижие синто"). Основные синтоистские божества, ранее имевшие какие-то личные черты, в теории Исэ- синто истолковывались как свойства и стороны единой реальности.

Контакт с буддизмом  способствовал переходу синто от анимизма к пантеизму. Сердце человека было объявлено единым с ками. Это  единство устанавливалось в ходе обрядов очищения. Чтобы жить в  гармонии с ками, согласно Исэ-синто, сердце должно быть прямым и правильным, т. е. воспринимать окружающее таким, каково оно есть в действительности, без искажений. Посредством очищения сердце-ками освобождается от всего постороннего и становится подобным зеркалу. Обладая таким божественным сердцем, человек живёт в радости, а страна пребывает в спокойствии.

К этому направлению  примыкает также учение мудреца  Китабатакэ Тикафуса 
(1293-1354), написавшего трактат "Дзино сётоки" ("Запись подлинной родословной божественных императоров"). Именно он вводит новое понятие 
"особый японский путь", суть которого заключается в непрерывности императорской династии, берущей начало от божественных предков. Избранность 
Японии Китабатакэ Тикафуса видел в том, что боги продолжают жить в японских императорах, которые управляют посредством божественных добродетелей, поэтому он объявил Японию Страной богов. Ему же принадлежит учение о трёх императорских регалиях - зеркале, яшмовых подвесках и мече, в которых воплотились божественные добродетели правдивости, милосердия и мудрости.

Духовенство дома Ёсида, на протяжении многих поколений служившее  культу клановых божеств рода Фудзивара, основало течение Ёсида-синто. 
Наиболее известным его представителем является Ёсида Канэтомо (1435-1511), которому принадлежит трактат "Юицу синто мэйхоёсю" ("Собрание основных великих принципов единственно правильного синто"). Ками в учении Ёсида 
Канэтомо стали пониматься как единая божественная субстанция, свободно и самопроизвольно разворачивающаяся во вселенной и обнаруживающая различные свои стороны, проявляясь в разнообразных формах. Мироздание представляется в Исэ-синто и Ёсида-синто в виде трёх сил - Неба, Земли и Человека, единых в своей основе. И Китабатакэ Тикафуса, и Ёсида Канэтомо ставили синто выше других учений, которые, по их мнению, служили лишь для прояснения принципов синто.

Господство буддизма как государственной религии  Японии продолжалось вплоть до 1868 г. Однако в отдельные периоды истории, когда возникала угроза единству нации, роль синто возрастала. Это произошло, например, в 
XIII в., когда Японии угрожало монгольское нашествие. Усиление позиций синто в религиозной жизни страны началось после её объединения военным диктатором Токугавой Иэясу в 1б03 г. Он положил конец длительному периоду феодаль ной раздробленности. Возрождение мифа о божественности и непрерывности императорской династии способствовало укреплению целостности государства. При этом считалось, что императоры перепоручали власть правителям из дома Токугава.

В конце XVII - начале XVIII в. система военно-феодальной диктатуры исчерпала свои исторические возможности, и назрела необходимость перемен в обществе. Сторонники преобразований выступили под лозунгом восстановления законной власти императора. Синтоистские теоретики получили новый импульс для развития императорского мифа. Многие из них были приверженцами конфуцианского учения, ставшего популярным в Японии в период правления дома 
Токугава. Формирование догматики синто теперь происходило путём соединения синтоистской мифологии и конфуцианских этических принципов, выражавшихся в подчинении вышестоящим и сыновней почтительности. Разработкой синтоистской доктрины занималась в то время и "школа национальной науки" - ещё одно идейное направление синтоизма. Её последователи призывали к возрождению основ религии синто, изложенных в "Кодзи-ки" и "Нихонги". Ослабление влияния императорского двора представители этой школы связывали с тлетворным влиянием иноземных учений - буддизма и конфуцианства.

В результате деятельности всех этих школ появился целый комплекс новых идей, который впоследствии получил название кокутай (буквально - "тело государства"). Основные положения нового учения кокутай можно свести к следующему: небесные боги продолжают жить во всех японцах и действовать через них. Этим определяются такие особые качества японского народа, как преданность подданных своему правителю и сыновняя почтительность. Император 
- живое воплощение богини Аматэрасу - почитается наравне с богами. Япония рассматривается как государство-семья, в котором император и подданные связаны родственными узами и взаимной любовью. Непрерывность императорской династии, божественный дух японского народа определяют особое назначение 
Японии и превосходство её над другими странами.

Однако догматика, создаваемая отдельными учёными и богословами, была ещё слабо связана с культами местных синтоистских святилищ.

После того как императорская  власть была восстановлена в результате незавершённой буржуазной революции  Мэйдзи (18б7-18б8 гг.), один из первых указов нового правительства провозгласил возврат к древнему принципу синто 
- принципу "единства отправления ритуала и управления государством". 
Произошло официальное признание императора живым богом. Правительственным указом буддизм был отделён от синто и подвергнут официальным гонениям. Все синтоистские храмы вошли в единую иерархическую систему. В зависимости от их роли в пропаганде императорского культа синтоистские святилища подразделялись на разряды: императорский, государственный, префектурный, уездный, деревенский и др. Главным святилищем стал храм Исэ, посвящённый богине Аматэрасу.

Некоторое время  синто было государственной религией Японии. В 1882 г. правительство страны провозгласило свободу вероисповедания. При этом государственное синто  сохранило за собой статус официального ритуала и идеологии. Учение о национальной исключительности отныне стало обязательным для преподавания во всех учебных заведениях Японии. Повсеместно был введён ритуал поклонения императору. Появился целый ряд новых официальных праздников, таких, как День вступления императора Дзимму на престол, День рождения правящего императора, День сошествия на землю божественного внука 
Ниниги, День памяти императора Комэй (отца правящего императора), День памяти императора Дзимму и т. д. По случаю праздников во всех школах исполнялся обряд поклонения портретам императора и императрицы, сопровождавшийся пением национального гимна. В годы японо-китайской (1894- 
1895 гг.) и русско-японской (1904-1905 гг.) войн государственное синто стало идеологией милитаризма. Погибшие японские солдаты объявлялись ками; в их честь строились новые храмы.

В начале 30-х гг. XX в., с приходом к власти в стране ультранационалистических и фашистских группировок, официальное синто  способствовало укреплению агрессивной  политики государства. Религиозную основу имели призывы к созданию восточноазиатской сферы совместного процветания во главе с Японией.

После поражения  Японии во Второй мировой войне государственное  синто было упразднено и все связанные  с ним учреждения ликвидированы.

Оккупационные власти запретили государственное финансирование синто, а также преподавание его в учебных заведениях страны. Император перестал быть для японцев живым богом и первосвященником. Однако, согласно новой конституции 1947 г., он оставался символом государства и единства народа. 
Участие императора в синтоистских обрядах стало считаться делом его личных убеждений. После отделения религии от государства храмы государственного синто утратили привилегированное положение. Сохранились только формы синто, не связанные с государственным культом, а именно храмовое синто и синтоистские секты. Последние заимствовали обрядность из храмового синто, но при этом имели свои собственные догмы и пантеоны божеств. Итак, синто стало одной из религий Японии наряду с буддизмом и христианством. Такое положение существует и по сей день.

Информация о работе Религия Японии