Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:21, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является выявление особенностей современного правосознания россиян, исследование такого института теории права, как правовая культура. Задачами на пути к поставленной цели являются:
· изучить понятие, структуру, правосознания;
· раскрыть соотношение права и правосознания, рассмотреть виды правосознания;
· проанализировать современное правосознание, показать в чем заключается его кризис;
· рассмотреть понятие, функции правовой культуры;
Введение
Глава I. Общая характеристика правосознания
§ 1. Понятие, структура, функции правосознания
§ 2. Соотношение права и правосознания. Виды правосознания
§ 3. Кризис современного правосознания
Глава II. Правовая культура
§ 1. Понятие правовой культуры
§ 2. Правовое воспитание
Глава III. Правовой нигилизм
Заключение
Библиография
Не менее важной является ценностно-нормативная функция, с помощью которой мы пытаемся оценить различные явления, факты, социальные институты, совершаемые поступки. Оценивая различные правовые явления, люди сопоставляют их с правовыми ценностями, эталонами того, как должно быть правильно. При этом диапазон оценивания действительно широк: от конкретных правовых норм, законов до поведения людей, деятельности правоохранительных органов в защите прав личности.
Правосоциализаторская функция
исследуется с позиции
Правовая культура выполняет
и коммуникативную функцию. При
этом обращают внимание на то, что она
обеспечивает не только цивилизованный
уровень общения субъектов
Можно смело сделать вывод о том, что в настоящее время Россия активно интегрируется в мировое сообщество. Однако по сравнению с развитыми странами такой важный фактор, влияющий на уровень правовой культуры, как доступ к правовой информации в нашей стране все еще достаточно низок. Для его преодоления, по моему мнению, необходимо принять следующие меры:
· гражданам должно быть в одинаковой степени доступно федеральное законодательство, акты субъектов Российской Федерации, постановления и решения органов местного самоуправления;
· органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы;
· создать и развить существующие так называемые фотографические базы данных: о зарегистрированных юридических лицах, о правах на недвижимость, о выданных гражданам дипломах и удостоверениях, о потребительских стандартах и санитарных нормах и т.д.
Вышеуказанные меры позволят, на мой взгляд, если не решить, то значительно повысить уровень правовой культуры населения.
§ 2. Правовое воспитание
Во всех государствах (с
разной степенью осознанности и качества)
осуществляется особая деятельность по
распространению воззрений о
праве и правопорядке, для чего
используются имеющиеся в распоряжении
средства: церковь, литература, искусство,
школа (всех уровней), печать, радио, телевидение,
специальные юридические
Меняется содержание и
тактика, объекты, формы и способы
воздействия на сознание масс и отдельных
граждан, но в значительной степени
стабильной, прежде всего, в развитых
государствах остается его сущность
в виде представлений о праве
и правосознании, их сущности, ценности
и функциях. Только в условиях реальной
демократии возможна целенаправленная
и специально организованная деятельность
по правовому просвещению и
Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков.- М.: Новый учебник, 2003 г.- с. 47.
Правовое обучение и правовое
воспитание органически связаны
между собой. Воспитывающее обучение
предполагает непрерывную взаимосвязь
процессов целенаправленного
Главный объект воздействия
при правовом обучении и воспитании
-- правовое сознание, устойчиво положительно
ориентированное, развитое, должного уровня.
Имеется в виду правовое сознание
индивида, коллектива (профессиональной
группы), общества в целом. Следует
подчеркнуть, что идеологическое воздействие
на общественное правосознание означает
соответствующее воздействие на
групповое и индивидуальное сознание
и, наоборот, правовое воспитание отдельных
индивидов и их групп, в конечном
счете, обусловливает формирование
и развитие общественного правосознания,
так как различные виды правосознания
находятся между собой в
В настоящее время следует
констатировать, что педагоги, работающие
в школах России, обладают обыденным
уровнем правосознания. Это объясняется
отсутствием у многих из них юридической
подготовки. К сожалению, система
повышения квалификации учителей права
не разработана на федеральном уровне
и остается вне поля зрения нормативных
установок Министерства образования
страны. В 2002 г. осуществлен первый выпуск
учителей права в Институте
Правовое воспитание обладает
относительной
Программной целью можно
считать профилактику в России правового
нигилизма. В качестве специальных
средств сведения его к минимуму
следует назвать: обеспечение должного
качества принимаемых законов, упрочение
законности и правопорядка, повышение
роли суда и проведения судебной реформы
в целом, приведение в соответствие
с потребностями времени
Некоторые основные цели, указанные
выше, достижимы лишь при соблюдении
в правовоспитательной работе следующих
основных принципов: научность, плановость,
систематичность, последовательность
и дифференцированность, обеспечение
комплексного подхода, а также создание
благоприятных условий для
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса.
Особо значимую роль в правовом
воспитании и обучении имеет судебная
практика и деятельность судебной системы
в целом, которая должна быть реальным
правосудием. Поэтому воспитание уважения
к суду и понимания необходимости
решать все конфликты в суде входит
необходимым компонентом в
Наконец, следует обратить внимание на такое средство, как самовоспитание, которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Самовоспитание заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практике. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов -- способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма.
В заключение следует отметить,
что необходимо отказаться от установки
на преимущественно
Глава III. Правовой нигилизм
Формирование правового
государства, выдвигающее на первый
план приоритетное значение права, имеет
одну из своих главных целей -- обеспечение
достойной жизни каждого
На сегодняшний день нет
единых подходов к изучению правового
нигилизма и форм его проявления.
Чаще всего нигилизм проявляется
сразу многими оттенками: в культуре,
науке, искусстве, этике, религии, политике,
праве, экономике. В традиционном его
понимании нигилизм воспринимается
в большинстве случаев как
явление деструктивное, социально
вредное. Нигилизм в правосознании
рассматривается как отрицание
норм права, роли законодательства, сведение
права к совокупности произвольных
действий представительной исполнительной
власти Попов В.В. Некоторые формы
преодоления правового
Сущность правового нигилизма
в общем негативно-
Существует множество различных форм правового нигилизма. Я постараюсь рассмотреть лишь некоторые из них, наиболее очевидные и распространенные.
1. Прежде всего, это
прямые преднамеренные
Эти нарушения составляют огромное количество уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных поступков.
Преступность -- мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния.
2. Повсеместное массовое
несоблюдение и неисполнение
юридических предписаний,
Такое всеобщее несоблюдение
законодательства -- результат крайне
низкого и деформированного правосознания,
отсутствия должной правовой культуры,
а также следствие общей
3. Подмена законности
В данную форму правового нигилизма как весьма вредную и опасную указал Президент РФ: "Нередко федеральными и региональными органами власти, отдельными должностными лицами. Делаются попытки обойти нормы Конституции и закон в угоду сиюминутной целесообразности и конъюнктуре" Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.-М.: Зерцало, 1998 г.- с. 416.
4. Серьезным источником
и формой выражения политико-
Слабая правовая защищенность
личности подрывает веру в закон,
в способность государства
По данным МВД РФ, примерно половина всех граждан, подвергшихся преступным посягательствам (изнасилованию, ограблению, избиению, хулиганскому оскорблению и т. д.), не обращаются ни в суд, ни в прокуратуру, ни в милицию, так как не верят в их возможности реально помочь, защитить, наказать виновных.