Правосознание и правовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является выявление особенностей современного правосознания россиян, исследование такого института теории права, как правовая культура. Задачами на пути к поставленной цели являются:
· изучить понятие, структуру, правосознания;
· раскрыть соотношение права и правосознания, рассмотреть виды правосознания;
· проанализировать современное правосознание, показать в чем заключается его кризис;
· рассмотреть понятие, функции правовой культуры;

Содержание

Введение

Глава I. Общая характеристика правосознания

§ 1. Понятие, структура, функции правосознания

§ 2. Соотношение права и правосознания. Виды правосознания

§ 3. Кризис современного правосознания

Глава II. Правовая культура

§ 1. Понятие правовой культуры

§ 2. Правовое воспитание

Глава III. Правовой нигилизм

Заключение

Библиография

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТ1.docx

— 41.74 Кб (Скачать)

 

С точки зрения глубины  отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное Венегеров А.Б. Теория государства и права: Учебник  для юридических вузов.- М.: Юрист, 1999 г.- с. 256.

 

Обыденное правосознание  характеризует социальную практику как эмпирическую деятельность, в  процессе которой выражаются субъективные отношения людей к действующему праву, представления о своих  правах и обязанностях, о справедливости или несправедливости норм права, о  сущности и принципах правовой организации  общества, чувства, настроения, эмоции, связанные с оценкой существующего  правового режима.

 

Обыденное правосознание  свойственно как основной массе  членов общества (коллективное правосознание), так и каждому индивидууму  в отдельности (индивидуальное правосознание) и формируется на базе повседневной жизни в процессе собственной  практической деятельности Каждый человек  так или иначе сталкивается с  правовыми нормами: определенная информацию получает из средств массовой информации, наблюдая за деятельностью законодательных  или исполнительных органов государственной  власти, отдельных должностных лиц, самостоятельно осуществляя действия, предусмотренные правовыми нормами, а также прибегая к защите государства  при нарушении его прав и законных интересов. Для людей с этим уровнем  правосознания характерно знание основ, общих принципов правовой организации  общества, и здесь правовые воззрения  тесно переплетаются с нравственными  представлениями человека Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..-М.: Норма, 1999 г.- с. 380.

 

Научное (теоретическое) правосознание  в отличие от обыденного формируется  на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей  и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание  является (должно являться) непосредственным источником правотворчества, служит (должно служить) совершенствованию юридической  практики.

 

Профессиональное правосознание -- это правовое сознание юристов. В  его содержание наряду с квалифицированными научнообоснованными суждениями, выводами, закономерностями входит, как уже  отмечалось, умение применять право. Проблема профессионального правосознания  заслуживает специального рассмотрения. В зависимости от предмета отражения  в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие различным  отраслям правовых отношений (например, предпринимательская, коммерческая, гражданско-правовая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, трудовая и т. д. и т. п.).

 

Правовое сознание юристов  должно быть теоретическим, т. е. представлять собой систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, нормах и категориях, в знании основных тенденций и закономерностей  государственно-правовой действительности. Правовая теория является концептуальной формой существования правового  сознания, самым глубоким способом фиксации объекта правового отражения.

 

Для юристов правовая подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем  у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным  характером знаний принципов и норм права, а главное -- умением их применять.

 

Кроме того, юриста-профессионала  должно отличать не просто устойчиво  положительное отношение к праву  и практике его применения, а согласие (солидарность) с правовым предписанием (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости его применения, привычка соблюдать правовой закон.

 

§ 3. Кризис современного правосознания

 

Кризис современного правосознания  обусловлен общими кризисными явлениями, происходящими в постсоветском  обществе, переоценкой прежних взглядов, представлений и идей. С одной  стороны, падает вера в возможность  быстрого построения правового социального  государства, создания действенной  правовой системы, способной защитить человека как от произвола и беззакония бюрократического чиновничьего аппарата, так и от криминальных структур. С другой стороны, в сегодняшнем  правосознании велико влияние идеологи неразвитого рынка. Между тем, очевидно, что для цивилизованного рыночного  общества необходимо развитое индивидуальное правосознание, личностное осмысление роли права, способность индивида к  самостоятельным действиям, к саморегуляции, основанной на правовой культуре. Кризис правосознания во многом обусловлен положением, сложившимся в правовой сфере, существенным разрывом между  конституционными нормами и реальными  отношениями, отсутствием четкого  и успешно функционирующего правотворческого процесса, системы объективных критериев  оценки эффективности российского  законодательства, деятельности государственных  органов и должностных лиц. В  соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г "О разработке концепции правовой реформы в  Российской Федерации" первоочередной задачей государства признается проведение правовой реформы СЗ РФ. 1995 г. № 28, ст. 2642. Ее основными целью, в том числе, является повышение  уровня правовой культуры, правосознания  граждан, преодоление правового  нигилизма.

 

Кризис правосознания  проявляется также в несовершенстве действующего законодательства. Сама Конституция Российской Федерации  во многом декларативна, представляет бой теоретическую модель пока еще  недостижимого будущего. Правовая система  страдает от избыточности и несогласованности  нормативного материала. Объясняется  это тем, что акты унаследованы от СССР; другие были приняты в РСФСР, когда она находилась в составе  Союза; третьи представляй собой  концептуально новые документы, в основе которых лежат либо американские юридические конструкции, либо заимствованные из романо-германской правовой системы. В законодательстве трудно разобраться  даже юристу-профессионалу, а для  неподготовленного человека оно  практически недоступно. Все это  осложняет осмысление необходимости  права, его оценку, а также восприятие процессов правоприменения. В подобных условиях трудно говорить о ясном  и отчетливом правосознании населения  и отдельных граждан.

 

Часто законодательство воздействует на формирование правового сознания опосредованно, через правоприменительную  практику.

 

Таким образом, предстоит  огромная работа по приведению в соответствие с Конституцией федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, а также подзаконных актов, согласованию планов законотворческих работ парламентов  субъектов Федерации.

 

 Особое место в обеспечении  прав и свобод человека, упрочении  и защите конституционного строя  отводится судебным и правоохранительным  органам. В 1997 г. принят Закон  "О судебной системе Российской  Федерации" СЗ РФ. 1997. № 1, ст.1, являющийся основополагающим актом,  устанавливающим федеральную систему  и правовой статус как судов  общей юрисдикции, так и специализированных  судов. Однако неукомплектованность  судейского корпуса, слабая техническая  оснащенность и зачастую низкая  квалификация судей затягивают  рассмотрение дел, а иногда  и вообще делают это нецелесообразным. Естественно, что у этих людей  подобное "правосудие" может сформировать  негативное отношение действующему  праву.

 

Серьезной социальной проблемой  становится состояние профессионального  правосознания юристов (работников милиции, прокуратуры, следователей, судей). В силу различных причин происходит разрушение их изначальных правовых взглядов, установок, чувств, убеждений, возникают новые псевдоправовые или неправовые конструкции, что  отрицательно влияет на профессиональное поведение юристов. Деформация правосознания  юриста может приобретать различные  формы: а) искажение правового сознания, выражающееся в несформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок и представлений; б) правовой негативизм -- осознанное игнорирование  требований закона; в) деформированное  правосознание, переходящее в преступную установку.

 

Преступность -- мощный катализатор  правового нигилизма, мрачная зона, которая стремительно расширяется, захватывая все новые и новые  сферы влияния. Помимо теневой экономики  возникли теневая политика, невидимые  кланы и группы давления. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят  их, используя разного рода правовые "дыры" и "щели".

 

На уровень правосознания  огромное влияние оказывает

 

нравственное состояние  общества. Порождением тоталитаризма  явилось отсутствие духовности, религиозности, что в свою очередь привело  к нравственной деградации человека.

 

Основу нравственного  сознания составляют представления  о добре и зле, совести, стыде. При этом нравственные начала должны быть одинаковыми для всех людей  не как факт, а как требование. Осознание этого требования может  быть малоразвито или затуманено в человеческой душе, но оно должно обязательно присутствовать во всех человеческих душах. Эмпирическое добро  и зло может быть разное для  каждого человека в отдельности, но нравственное добро и зло должно быть одно для всех.

 

Как справедливо отметил  В. Иванов, правосознание -- это не только правовая психология и правовая идеология. Правосознание человека есть акт  совести, проверяющий соответствие свободной воли человека, его деяний и помыслов законам нравственности, данным от Бога Иванов В. Вера -- совесть -- правосознание -- государство // Право  и жизнь 1994. № 6.. Высоконравственная личность может быть вполне законопослушной, не зная конкретных законодательных  актов, но для этого необходимо, чтобы  законы отражали жизненные реалии сквозь призму справедливости, свободы и  гуманизма.

 

 Глава II. Правовая культура

 

§ 1. Понятие правовой культуры

 

Вообще, правовую культуру можно  рассматривать в двух аспектах: как  оценочную (аксиологическую) категорию  и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить  правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Типичным и  наиболее полным применительно к  этому подходу в науке теории государства и права принято  считать определение понятия  правовой культуры общества как качественного  состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом  уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени  свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и  личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих  условий существования общества Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.-М.: Зерцало, 1998 г.- с. 391.

 

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом  аспекте, правовая культура -- это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

 

В рамках традиции западной социологии права данное понятие  использовалось для социальных измерений  опыта юристов и граждан, участвующих  в правовой действительности. С. С. Алексеев считает, что правовая культура включает в себя уровни правового сознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику. А. П. Семитко  подчеркивал, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы -- правовые тексты, правовая деятельность, сознание и уровень  развития субъекта. Такая структура  правовой культуры не совсем полна, ибо  в ней есть характеристики, которые  не являются самостоятельными элементами понятия. Например, такие элементы, как «уровень совершенства законодательства»  или «юридическая практика» -- расплывчаты. В таком случае вносится некий  элемент субъективности в изучение данного явления, что создает  основу для зависимости исследовании от ориентации ученого. Анализируя феномен  правовой культуры, А.К. Уледов подчеркивал, что этим словом обозначают определенное состояние общества на данном этапе его развития Уледов А. К. К определению специфики культуры как социального явле-ния // Философские науки, 1974, №2. При этом было доказано, что целью правового воспитания выступает правовой прогресс.

 

При сравнении понятий  «правосознание» и «правовая  культура» можно смело сделать  вывод о том, что последнее  значительно шире. Если правосознание  охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного  сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки права - юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной  и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов  в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами  общей культуры - политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных  органов и т.п.

 

При изучении правовой культуры важно различать содержание и  уровень развития правовой культуры. Ее содержание определяется направленностью  правовой идеологии и правовой политики, а также правовой системой. Уровень  же правовой культуры -- это степень  ее интенсивности, насыщенности.

 

Следует отметить, что современный  этап отмечается формированием целостной  концепции правовой культуры, в задачу которого входит развитие юридических  знаний, традиций.

 

Необходимо отметить, что  правовая культура и должна осознаваться как целостная система, внутри которой  функционируют относительно самостоятельные  подсистемы. Их изучение позволяет  выработать общие механизмы качественного  обновления правовой культуры.

 

Правовая культура - особое социальное явление, которое характеризует  правовое состояние общества и личности и представляет собой целостную  систему взаимосвязанных компонентов. Констатируя факт повышения роли личности в современной правовой жизни, важно разобраться в функционально-содержательном аспекте правовой культуры. Здесь  правовая культура представляется разновидностью общественной культуры, которая отражает определенный уровень правосознания  и законности, совершенства законодательной  деятельности и юридической практики. При этом она охватывает собой  все ценности, созданные в области  права.

 

Констатируя различное функциональное проявление правовой культуры, нельзя не обратить внимание на ее праворегулятивную  задачу, направленную на обеспечение  устойчивого, динамичного функционирования всех элементов правовой системы, общества. Действительно, правовая культура способна создать основу для сплочения  людей, их взаимосогласованности. Она  обеспечивает результативность общения индивидов в сфере права. Такая функция реализуется через правовые и другие социальные нормы.

Информация о работе Правосознание и правовая культура