Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:38, курсовая работа
Влияние религии на современную общественную жизнь не всегда было однозначным. Характер этого влияния может существенно меняться, приобретать специфические особенности. Социальные функции религиозных организаций не тождественны функциям религии, потому что религиозные организации включаются в общую систему экономических, политических и иных общественных отношений и выполняют множество функций не относящихся к функциям религии. Положение религии в современном обществе находятся под воздействием двух главных сил современности – научно-технический прогресс и политика. Эволюция этих элементов общества ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушению традиционных установлений, которые открывают для нее и новые возможности.
Введение………………………………………………………………….....................
1 Общая характеристика религии ………………………………………………………..
2 Исследования Э. Дюркгейма и М. Вебера ..………………………………………..
2.1 Исследование религии Э.Дюркгейма ……………………………………….......
2.2 Исследование религии М.Вебера …………………………………………………
3 Основные функции религии………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………..
Список использованных источников ……………………………………………….
Эффективное действие регулятивной функции религии особенно ощутимо в тех случаях, когда воспитание и первичная социализация человека осуществляется под влиянием религиозных идей и ценностей. Имеется в виду не строго религиозное воспитание и образование, а включение религиозной морали и ценностей в воспитательный процесс в качестве одной из составных его частей. В таком случае в общественном поведении человека религиозные нормы я заповеди будут органически сочетаться с требованиями общественной морали. Передаваясь из поколения в поколение как один из существенных атрибутов семейного и общественного воспитания, религиозная традиция способствует нормативной регуляции поведения людей в обществе. Регулятивная функция религии поддерживается церковной организацией, особенно, если во главе ее стоят авторитетные священнослужители, пользующиеся уважением и признанием в обществе. Моральному авторитету церкви в современном обществе в значительной степени способствует ее миротворческая, и благотворительная деятельность, моральная и финансовая поддержка различных культурно-образовательных мероприятий.
3. Психотерапевтическая функция религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное сообщество. Давно было замечено, что различные религиозные действия, связанные с отправлением культа — богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т. п. — оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов. Этим объясняется тот факт, что к религиозной вере часто тянутся люди, пережившие личные трагедии, обремененные жизненными невзгодами, болезнями и т. п. Необходимо отметить, что и сам характер проведения культовых действий — совместные молитвы и песнопения, обрядовые и магические действия священнослужителей способны породить у верующих положительные эмоции. Возьмите, к примеру, обряд похорон. Уход из жизни близкого человека всегда трагичен для родных и друзей. Религиозный обряд похорон, отпевание, затем регулярно проводимые поминальные дни имеют своей целью ослабить у людей боль утраты, способствуют, кроме того, сплочению и взаимной поддержке людей.
Исключительно важна психотерапевтическая функция религии для индивида, ибо общественная жизнь, в силу ее чрезвычайной сложности, вызывает немало отрицательных эмоций и переживаний. Индивидуальные молитвы или участие в церковном богослужении, как правила, способны уравновесить психику индивида, придать ему чувство спокойствия и уверенности. В этом одна из причин сохранения религиозной традиции в современном индустриально развитом обществе, где общественно-трудовая деятельность человека подчинена формально-рациональным правилам поведения и требует большого психического напряжения. Поэтому утрата религией центрального места в духовной жизни человека, оттеснение ее на периферию, что свойственно современному обществу, по мнению ряда ученых, могут иметь негативные последствия для человеческого сознания и психики. На это обстоятельство обращает внимание П. Бергер, считающий, что современный человек, отказываясь от религии, вынужден страдать от чувства «бездомности», одиночества. «Бездомным сознанием» называет он духовный мир современного человека, утратившего глубинные связи с окружающей его природой, космосом, которые обеспечивала ему религия.
Напомним о том, что в годы войны с фашистской Германией, когда народы нашей страны переживали национальную трагедию, партийно-государственные власти стали разрешать деятельность многих прежде закрытых церквей с тем, чтобы ослабить боль потерь и помочь людям выстоять перед лицом этой национальной трагедии.
4. Коммуникативная функция, как и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и «небожителями», и в плане их общения друг с другом. «Богообщение» считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с «ближними» приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность — богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т. п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы. Результатом общения верующих, особенно «богообщения» является возникновение сложного комплекса религиозных чувств радости, умиления, восторга, восхищения и др., которые близки к эстетическим переживаниям, создают определенную положительную установку, формируют мотивацию верующих к общению. Общение верующих в мирской жизни, внекультовая деятельность также имеют ряд особенностей, связанных с тем, что верующий человек обязан подчинять свои земные интересы, чувства и стремления более значимым для него религиозным ценностям и заповедям. [11]
Указанные четыре функции религии как социокультурного института носят универсальный характер, проявляются в любом типе религиозной практики. Однако и условиях современного индустриального общества, когда влияние религии на общественную жизнь значительно ослабло, отмеченные функции религия все же продолжают действовать, но менее эффективно, чем в предшествующие исторические эпохи. Утрата религией своего центрального места в культуре, воспитании, образовании и других сферах приводит к тому, что на одно из первых мест выдвигается ее рекреационная функция. Это означает, что религия все в большей мере начинает функционировать как социальный институт, имеющий своей задачей устройство отдыха и развлечения для людей. От обычных досуговых учреждений религия отличается тем, что эта ее функция является подчиненной, вспомогательной по отношению к четырем основным. Стремясь модернизировать религию, священнослужители превращают храмовые постройки в модернистские архитектурные сооружения, проводят богослужение в форме живого общения с верующими, привлекая иногда для этой цели популярные молодежные рок группы. Современная церковь наряду с другими культурными учреждениями активно участвует в духовной жизни общества, поощряет развитие отдельных видов искусства, музыки, литературы, спорта. Деятельность церкви приобретает особую ценность для пожилых людей, страдающих от недостатка внимания со стороны общества. Забота и внимание церкви к этой категории населения (в вашей стране эта деятельность церковных организаций так же получает распространение) безусловно, способствует сохранению ее авторитета и морального влияния в современном индустриальном обществе.
Существенной особенностью современного этапа развития религия, по крайней мере, в странах Запада является секуляризация, под которой принято понимать процесс вытеснения религиозно-мифологической картины мира научно-рациональным ее объяснением, и тесно связанное с этим ослабление влияния религии на различные социальные институты образование, экономику, политику и др. Признаками секуляризации могут так же служить ослабление роли религиозных санкции в качестве средства социального контроля, отделение церкви от государства, распространение научного атеизма, превращение религиозной веры в частное дело каждого гражданин.
Интересные рассуждения и факты относительно процесса секуляризации излагаются в книге известного английского социолога Б. Уилсона. Симптомы упадка религии в современном мире он видит в ослаблении влияния религиозной морали на поведение людей, которые сейчас ориентированы в значительной мере на новые «материальные ценности». Современный мир, по его мнению, все более превращается в рационально конструируемую среду, в которой мало места остается для действия божественных сил. Главное препятствие сохранению власти религии в современном обществе он усматривает в несовместимости религиозной веры с рациональными и утилитаристскими установками, управляющими поведением людей. Б. Уилсон приводит статистические данные, свидетельствующие о падении роли религии в западном обществе, о расширении процесса секуляризации. Так, если в 1970 г., согласно опросам общественного мнения, 88 % респондентов заявляли о своей вере в бога, а 45 % думали о боге, как реальной личности, то в конце 70-х годов эти цифры уменьшились соответственно до 64 % и 35 %. В конце 60-х годов церковь в Англии в будни посещало только 3,5 % населения, а в воскресные дни от 10 до 12 %. Падение уровня посещаемости церковных служб зафиксировано и в США, хотя численность верующих там выше. В 50-е годы на воскресных службах в США присутствовало 50 % населения, а в начале 70-х — только 40 %. Важным показателем уровня религиозности служит количество браков, освящаемых церковью. Этот показатель также имеет тенденцию к понижению. В Англии за период с 1859 г. по 1973 г. он уменьшился с 81,2 до 36,5 % тогда как число гражданских браков возросло за тот же период с 6,5 до 46,6 %. Уменьшается число желающих поступать в католические учебные заведения. В ФРГ эта цифра упала с 544 в 1967 г. до 314 в 1972 г. Признаком освобождения общества от влияния религии служит также тот факт, что церковь перестала быть Центром жизни локальной общины, ее политический авторитет ослаб, большинство государственных и политических решений принимаются помимо церкви. Религия, по мнению английского социолога, становятся одним из видов досуговой деятельности, но здесь ей «трудно конкурировать с индустрией развлечений». Необходимо отметить, что в современной западной социологии существует альтернативная точка зрения на процесс секуляризации, которую отстаивают сторонники культурологического и феноменологического подходов Т. Парсонс, П. Бергер, Т. Лукман и др. Они считают, что ослабление роли церкви в современном мире не свидетельствует об устранении религии из жизни людей. Так, видный немецкий социолог Т. Лукман полагает, что в современном обществе имеет место не секуляризация, а «религиозная трансформация». Церковные религии, по его мнению, теперь распространены главным образом среди периферийных элементов общества. Но религия, утверждает Т. Лукман, не исчезает, она трансформируется в новую социальную форму, существенной чертой которой является индивидуальный выбор человеком системы религиозных значений. Сходную позицию в оценке процесса секуляризации занимает Т. Пирсоне, утверждающий, что «секулярный» порядок может изменяться в направлении приближения к моделям, существующим в религии». [17]
Истолкование секуляризации как процесса трансформации религии имеет ряд причин. Во-первых, это получившие широкое распространение в кругах западной молодежи в 70-80-е годы новые религиозные культы, большая часть из которых представляет собой пеструю смесь восточных верований с элементами христианства и других вероучений. Во-вторых, среди социологов США в тот же период получает распространение концепция «гражданской религии», под которой понимался своеобразный синтез официальной идеологии и морали с ценностями христианской религии.
М. Вебер предупреждает нас о процессе рационализации, он обращает наше внимание к проблемам разочарования, вызванного последней. Один из наиболее общих тезисов М. Вебера заключается в том, что вследствие рационализации западный мир все более разочаровывается. Разочарование предполагает вытеснение «магических составляющих мышления».
Вебер увидел, что история покинула околдованное прошлое по пути к разочарованному будущему - путешествие, которое постепенно лишает природный мир его магических свойств и осмысленности. По мнению Вебера, в рамках скоростного развития науки и бюрократической социальной организации разочарование все дальше будет отступать от институциональных центров нашей культуры. Доведенный до конца, данный процесс превратит жизнь в повесть, которая, безусловно, не будет означать ничего, так как смысл из нее выхолощен.
Современная западная социология во многом опирается на постулаты М. Вебера в своих исследованиях религиозных феноменов и их исторического бытия. Западные социологи, признающие факт «секуляризации» как процесса эмансипации общества от религии, по-разному объясняют причины этого явления. Например, Толкотт Парсонс связывал изменения в сфере отношений людей к религии со структурной дифференциацией общественных институтов, приводящей к отделению религии от политики, права, морали.
Роберт Белла, предлагая схему эволюции религии, исходил из того, что религиозность все более индивидуализируется, пройдя пять основных этапов, каждый из которых отличается от предыдущего «степенью дифференциации религиозных символов». Выбор тех или иных верований становится теперь актом свободного решения каждого члена общества. Именно этот процесс индивидуализации религии трактуется как процесс «секуляризации».
Английский социолог Дэвид Мартин, опубликовавший в конце 70-х годах книгу «Общая теория секуляризации», наличие «секуляризации» в конкретной стране объясняет влиянием трех основных факторов: присутствием в стране религиозной монополии; спецификой определенной конфессии; наличием в стране внутренних социальных конфликтов, способствующих «секуляризации».
Интересны работы социологов феноменологического направления Питера Бергера и Томаса Лукмана, опубликованные в 60-х годах, признававших «секуляризацию» всеобщей социальной тенденцией. Занимаясь выявлением специфики «секуляризации» в США, они пришли к выводу о существовании «скрытой секуляризации», проявляющейся в этой стране главным образом в «обмирщении» деятельности церквей, в переносе внимания с проблем культовой деятельности на проблемы воспитания детей, организации досуга молодежи, благотворительности. Английский социолог Б. Уилсон связывает прогрессирующую «секуляризацию» с распадом докапиталистических общностей и деперсонализацией общественных отношений.
Одной из ведущих тем эмпирических исследовании в области социологии религии, проводимых в нашей стране, является изучение степени, уровня и характера религиозности различных социальных групп населения. «Основная цель социологического изучения религиозности изучение ее взаимосвязи с общественным поведением индивида». В этих исследованиях выявляются эмпирические признаки религиозности, как в сфере сознания индивида, так и в сфере поведения, анализируется влияние различных нормативных образцов религиозных действий отправление культа, и посещение богослужений, молитвы в домашней обстановке, религиозные обряды и обычаи. Большую методологическую роль в этих исследованиях выполняет типология верующих, так как она помогает определить характер и уровень религиозности населения.
Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, то есть ее роль, бывали и бывают разными. Сформулируем принципы анализа роли религии. [20]
1. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает влияние на экономические отношения и другие сферы общественной жизни. Она санкционирует определенные взгляды, придает "ореол святости" или объявляет "нечестивыми". Религиозный фактор влияет на экономику, политику, межнациональные отношения, семью и т.д.
2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (от лат. - священный) и секуляризации (от лат. - мирской, светский). Сакрализация означает рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению ее влияния.
3. Своеобразно (неодинаково) воздействие на общество, его подсистемы, на индивида и личность родоплеменных, народностно-национальных, региональных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий.