Название и разделение богов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Вначале римская религия была национальна; впоследствии с расширением римского государства, с подчинением ему иноземных культурных государств, она подвергалась сильному влиянию иноземных религий, особенно греческой и некоторых восточных, утратив первоначальную строгость и простоту и заимствовав многое из чужеземного религиозного обихода. Постепенно в Риме были собраны божества и культы почти всех подвластных ему народов, и религия получила интернациональный характер.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

     Ludi circenses открывались торжественным шествием (роmра), в котором нести статуи богов, шли правительственные должостные лица (устроитель игр — магистрат — ехал на колеснице в одеянии триумфатора), жрецы и проч. Процессия направлялась из Капитолия через Форум в цирк и затем торжественными воротами (porta pompae) через самый цирк, где собравшаяся толпа приветствовала входящим рукоплесканиями и возгласами. Знак начинать бега подавал распорядитель игр. Состязания состояли в том, что колесницы (обыкновенно 4), одновременно пущенные должны были 7 раз объехать вокруг spina , и кто раньше совершал эти 7 объездов, тот считался победителем. Главная опасность угрожала состязающимся при повороте у meta, так как нужно было подъехать к ней как можно ближе и не задеть нее . Колесницы были о 2 колесах, маленькие и легкие, кузов у них был полукруглый, сзади открытый. Ездили или на колесницах, запряженных парой, -bigae, или на колесницах, запряженных четверкой, — quadrigae, причем возница (auriga) правил лошадьми стоя. Победитель получал в награду пальмовую ветвь и часто, кроме того, значительную сумму. Иногда после игр предлагали народу угощение, раздавали ему подарки (преимущественно в императорское время), чем страсть его к играм в цирке поддерживалась еще более.

     b) Ludi scenici, сценические представления были связаны почти со всеми главными ежегодными общественными играми. Начало таких представлений относится, вероятно, к глубокой древности, но собственно драматические представления по греческому образцу начались со времени Ливия Андроника (240 г. до P. X.), первого переводчика Гомера и драматических пьес с греческого языка.

     Наиболее  известны следующие виды драматических  представлений: комедия и трагедия (fabulae), первоначально заимствованные (у греков), а впоследствии и оригинальные; ателланы (fabulae Atellanae) — фарс с забавными и часто грубыми сценами из деревенской жизни (с 4-мя действующими лицами в масках: maccus дурак, bucсо болтун, pappus старик - честолюбивый скряга и dorsennus шарлатан); мимы — род водевиля с пением и танцами, который исполнялся без масок, с участием актрис. Мри Августе был введен пантомим, род балета-пантомимы, без речей.

Актеры (histriones, comoedi, tragoedi, mimi, actores) составляли труппу (grex) под управлением главного актера (dominusgregis), с которым и заключало контракт должностное лицо, дававшее игры. Женские роли, как и у греков, поручались мужчинам. Актеры были большей частью рабы и вольноотпущенники и особым уважением но пользовались.

     с) Ludi gladiatorii (munera gladiatoria) — гладиаторские игры давались (обыкновенно) в амфитеатре и состояли: 1) в бое гладиаторов между собой на арене, 2) в бое их с дикими зверями и 3) в сражении на кораблях (naumachia).

     1) Борьбу между собой гладиаторы  вели с помощью оружия, и она оканчивалась обыкновенно смертью побежденного. Первоначально гладиаторские игры устраивались по поводу похорон, как остаток человеческих жертв, приносимых в память умершего; впоследствии они составляли любимое зрелище народа.

     Зрелище начиналось торжественным шествием (ротра) гладиаторов на арену, где во времена императоров онприветствовали присутствующего императора словами: "Ave, Caesar, morituri le salutant". Сначала гладиаторы вели примерный бой с помощью тупого оружия, а когда трубой подавался сигнал к серьезной борьбе, то с помощью острого оружия, весьма разнообразного (кинжал, меч, копье, трезубец); употреблялась также сеть или аркан, и т. п. Оборонительным оружием служили шлем, панцирь, поножи, щит и др. Судьба побежденного первоначально зависела от дающего игры (editor), впоследствии от народа, а затем от императора. Павшие выносились через "ворота мертвых" (portu libitinensis), и если смерть еще не наступила, то там их убивали. Победители получали пальмовые ветви, венки, деньги, а за многократные победы — деревянную рапиру (rudis) в знак и, признанного искусства и освобождения от дальнейшей службы или, наконец, полную свободу. Гладиаторами были рабы, военнопленные или наемные люди, которые обыкновенно обучались в особых фехтовальных школах под руководством lunista (учитель фехтования); с содержателями школ входили в соглашение устроители игр (editores). В период империи были и правительственные школы (ludi gladiatorii).

     2) Бой гладиаторов с дикими зверями  или зверей между собой назывались venatio "охота на зверей". Борцами (venatores, bestiarii) выступали военнопленные и осужденные на казнь (ad bestias damnati) обыкновенно в плохом вооружении и даже без всякого оружия или же наемные люди, которые обучались в особых школах и вступали в бой достаточно вооруженными. Зверей, большей частью львов, медведей, кабанов, пантер, а также слонов и быков, привозили в огромном количестве из всех частей государства или выращивали в зверинцах.

     3) Примерные сражения на кораблях  — naumachiae — были представления для забавы зрителей в подражание знаменитым морским битвам. Они происходили или в особых вырытых бассейнах, или в амфитеатре, в который проводили для этой цели воду.

Между общественными играми следует упомянуть  ludi saeculares — вековые, ил юбилейные, игры, которые давались приблизительно через 100 лет (saeculum) честь подземных богов с целью умилостивить их по отношению к новому поколению. Первый раз эти игры были даны в 249 г. до P. X. по указанию Сивиллиных книг — честь Дия и Прозерпины; второй — в 146, третий — в 17 г. до P. X., в царствование Августа, при котором эти игры праздновались также и в честь Аполлона, Дианы и Латоны, равно как и в честь Юпитера и Юноны. Устройство их было обязанностью сивиллиных жрецов. Празднество продолжалось 3 дня и 3 ночи, при чем совершались молебствия, жертвоприношения и происходили игры. В первый день давались сценические игры в честь Аполлона, во 2-й день матроны молились Юноне, в 3-йГ храме Аполлона мальчики и девочки пели (попеременно) торжественный и вековой гимн — carmen saeculare.

     Частные игры (ludi privali) были почти тех же видов, что и общественные, но устраивались богатыми частными лицами — обыкновенно в видах снискания себе популярности, а также по случаю похорон. В период империи введены были и греческие агоны, с атлетическими играми и музыкальными и поэтическими состязаниями.

     Римский цирк (circus) был большим, продолговатым зданием с ареной (pисталищем, arena) и местами для зрителей вдоль арены — уступами. На одном конце он закруглялся в виде полукруга, посредине которого находились триумфальные рота — porta triumphalis (чрез них победители, при радостных криках зрителей, езжали из цирка). На другом конце, называвшемся oppidum, посередине была роrta poтрае — ворота для вступления торжественных процессий, а по углам — башни пространство между которыми занимали carceres — помещения для беговых колнниц и лошадей, располагавшиеся обыкновенно по дуге, центр которой приходим на линии старта, у начала — так называемой spina. Посередине через ристалище шла узкая низкая стенка — spina, обыкновенно украшенная колоннами, обелисками, статуями богов или императоров и пр.; по концам ее стояли поворотные столбы — metae. Состязающиеся должны были несколько раз в определенный срок npoexai вдоль стенки и искусно обогнуть поворотные столбы. Кроме колоссального circus Maximus, были еще с. Flaminius на Марсовом поле, с. Neronis у Ватиканского хол! с. Maxentii близ Рима по Аппиевой дороге; развалины этого цирка существуют и настоящее время.

     Римские театры (teatra) — здания для драматических представлений — были построены вообще по образцу греческих театров.

     Некоторые отступления обуславливались особенностями римской драмы. Театр состоял из двух частей: сцены (scena) и мест для зрителей (cavea). Cavca имела вид обширного полукруга, в котором места шли рядами, постепенно возвышаясь одна над другими, и были разделены на клинообразные отделения (cunei) лестницам (gradus). Позади последних мест возвышалась крытая галерея. Крыши театр не имел, а для защиты от солнца протягивалось пурпурное полотно (velum). Сцена покрывалась занавесом (aulaeum), который перед началом представления опускался вниз (aulaeum premere), а по окончании поднимался (a. tollere). Задняя стена сцены представляла дворец или дом, была неподвижна и имела трое (или 5) дверей. Первый настоящий театр по греческому образцу выстроил из дерева Муммий для своих триумфальных игр (после разрушения Коринфа в 146 г.). Первый каменный постоянный театр построен Помпеем (в 55 г.), второй — Бальбом ( в 13г.),третий — Августом в честь его племянника Марцелла. Все три находились вблизи один от другого на Марсовом поле.

     Амфитеатры (amphitheatra) — были громадные здания (овальной формы) для гладиаторских игр и боя с зверями.

Посредине амфитеатра находилась продолговато-круглая площадь для игр, усыпанная песком (arena). Кругом нее шли, постепенно поднимаясь, места для зрителей; ближайшие к арене места (podium), обнесенные для безопасности перилами, назначались для императоров, высших должностных лиц, весталок. Самым величественным был амфитеатр Флавиев (a. Flavium), или Колизей. 
 

Почитание умерших и похороны 

     У римлян существовало весьма древнее  верование, что душа умершего, оставшегося без погребения, не может найти успокоения в царстве мертвых; поэтому погребение усопших считалось священной обязанностью (отсюда выражение: iusta facere исполнить священный, последний долг), и если кто-нибудь находил непогребенный труп, то должен был по крайней мере бросить на него хоть горсть земли. Лишение погребения считалось одним из тягчайших наказаний. Если кто-нибудь умирал и хоронился на чужбине, то часть его тела (палец) привозился на родину для погребения или воздвигалась "пустая гробница", cenotaphium.

Похороны совершались обыкновенно семейством усопшего, но, в виде почета заслуженному гражданину, ему устраивались торжественные похороны на государственный счет (funus publicum), под наблюдением магистратов.

     Обряды, касавшиеся умерших, были точно определены. Когда последним поцелуем ближайшие родственники расстались с любимым человеком (extrcmum spiritum ore excipere) и закрыли ему глаза и рот (oculos prcmcrc), а затем несколько раз громко произнесли его имя (conclamare) и последнее "прости" (extremum vale), тогда наступали приготовления к погребению, которые, смотря по состаянию умершего, были различны.

     У бедных они были просты, как и  сами похороны. Труп омывали теплой водой и одетый клали на носилки  (sandapila) в прикрепленный к ним гроб (capulus), затем ночью носильщики при свете фонарей и факелов (ad faces el cereos), сохранившихся и впоследствии, при дневных похоронах — в качестве символа "загробной тьмы" подземного царства, относили его на отведенное для бедных кладбище и там зарывали в землю или сжигали. Так же скромно совершались похороны маленьких детей (funera acerba).

Если  умирала особа патрицианского рода или высокого сана, обряды были очень  сложны. Вслед за омовением труп умащали благовонными мазями и облекали в тогу (женщин — в столу,stola); умершие магистраты сохраняли свои insignia. С лица покойника снимали гипсовую форму, по которой изготовляли 2 восковых маски: одна клалась на лицо усопшего (для сохранения впечатления жизненности), другая, как imago, хранилась в атриуме. В позднейшее время по греческому обычаю в рот усопшему клали "Ха-ронову монету". Затем выставляли на парадном одре (lectus funebris) в атриуме, ногами к выходу. Около покойника клали венки, полученные им при жизни за отличие (на состязаниях и на войне); перед ложем ставили кадильницы (turibulum), а в преддверия дома втыкали, в знак траура, ветви преимущественно кипарисов (cupressus funebris). На восьмой лень совершался вынос покойника (exseguiae) в торжественной процессии, наподобие той, коточ рая устраивалась в цирке или по случаю триумфа.

     Во  главе похоронили процессии шли музыканты с трубами, флейтами и рожками (tuba, tibia, согтш); затем — наемные плакальщицы (praejtcae), которые под звуки флейт пели заунывные хвалебные песни в честь покойника (neniae), за ними шли танцовщики и мимисты. Затем следовала самая блестящая часть процессии — "изображения предков" (imagines maiorum). Для этой цели восковые маски, изображающие предков, вынимались из шкафов в атрии, где они до тех пор находились, и надевались на лица особо нанятых для этого людей (обыкновенно актеров), которые были одеты в платье, соответствующее должности изображаемого ими предка. Таким образом ехали (каждый сидя на своей колеснице, в предшествии ликторов) цензоры, консулы, преторы минувших веков, как будто вставшие из гробов и явившиеся coпровождать своего потомка на вечный покой. Наконец, на высоком парадном одре на носилках из слоновой кости (feretrum funebre), роскошно убранных пурпуром несли покойника сыновья его или родственники иди рабы, получившие по завеща нию свободу. За гробом шли родственники и друзья — все в темных одеждах. Когда процессия в таком порядке достигла Форума, то останавливались перед кафедрой (rostra); носилки с покойником опускались на землю; лица, изображавшие предков сходили с колесниц и садились кругом на курульных креслах: все прочие становились вокруг. Ближайший родственник покойника (а при funus publicum — оратор, назначенный сенатом) всходил на кафедру и произносил похвальное слово умершему (laudatio funebris). Отсюда процессия в том же порядке направлялась к месту погребения, находившемуся за городом, близ главной дороги, которая обставлялась обыкновенно надгробными памятниками (ср. напр., via Appia) для того чтобы проходившие по дороге, имея пред глазами памятники и читая надписи на ник, как можно чаще вспоминали погребенных.

В древнейшее время покойников в (деревянном или  каменном) гробу с подобающими  украшениями, утварью, оружием и т. п. зарывали в землю, а впоследствии пошло в употребление сжигание трупов ( сrematio ) на костре (rogus, руrа), причем любимые покойным предметы сжигались вместе с ним. Костер зажигал ближайший родственник и друз усопшего. Собрав пепел и кости (ossa legere), клали их в урну (игпа) и помещали или в семейной усыпальнице (sepulcrum familiare), или в общественной, для которой как сказано выше, был очень употребителен тип соlumbarium имевший вид подземного склепа, где по стенам длинными рядами располагались в маленьких нишах погребальные урны.

     Последнее обращение к покойнику состояло из слов: have, anima Candida — прощай, праведная душа, или ossa molliter cubent — пусть будет мягко лежать (твоим) костям, или terra tibi levis sit - да будет легка тебе земля. После этого обыкновенно происходила трапеза, а дом и семья подвергались обряду очищения.

Информация о работе Название и разделение богов