Название и разделение богов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Вначале римская религия была национальна; впоследствии с расширением римского государства, с подчинением ему иноземных культурных государств, она подвергалась сильному влиянию иноземных религий, особенно греческой и некоторых восточных, утратив первоначальную строгость и простоту и заимствовав многое из чужеземного религиозного обихода. Постепенно в Риме были собраны божества и культы почти всех подвластных ему народов, и религия получила интернациональный характер.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

     4. Fetiales — (жрецы) фециалы, составлявшие коллегию из 20 лиц (из высших сословий), совершали известные религиозные обряды при объявлении войны и заключении мира для придания этим актам религиозного значения.

     Если  римский народ считал себя оскорбленным другим народом, то посылал к нему 2—4 фециалов, чтобы по установленному обычаю требовать удовлетворения (res repetere). Если требование исполнялось, дело кончалось миром; в противном случае давался известный срок (около 30 дней), по истечении которого старший из фециалов — pater patratus — призывал на границе неприятельской земли богов в свидетели нанесенной обиды и по возвращении в Рим докладывал о неуспешности возложенного на него поручня. Если после этого сенат решал объявить войну, то pater patratus снова отправлялся на неприятельскую границу, произносил в присутствии по крайней мере 3 свидетелей торжественную формулу объявления войны и бросал в неприятельскую землю окровавленное копье. Война, объявленная с соблюдением всех таких формальностей, называлась вполне законной (iustum piumque duellum). Но с расширением границ государства этот способ объявления войны сделался неудобным, поэтому обряд объявления войны совершался на Марсовом поле подле храма Беллоны символически, т.е. копье бросалось в участок земли, условно признаваемый «неприятельским» , отмечаемый особым столбом (columna bellica), в действительности же войну объявлял сам полководец на границе неприятельской земли. При заключении договора читалось сперва содержание его а затем pater patratus убивал (кремнем) свинью, призывая при этом Юпитера, в случае злонамеренного нарушения договора, так поразить римский народ, как он (жрец) поражает свинью.

     5. Fratres Arvales, арвальские (полевые) братья — очень древняя коллегия из 12 жрецов богини земли (Dea Dia), которые ежегодно в мае месяце (в роще богини близ Рима) совершали жертвоприношение за плодородие полей (arvum от аrarе — пахотное поле), при чем совершали священный танец (tripudium) и пели древнюю песнь в честь Ларов и Марса (carmen fratrum arvalium), начинавшуюся словами: "Enos (nos), Loses (Lares), iuvate", т. е. нам Лары, помогите.

     6. Luperci — жрецы Луперка (Фавна), совершавшие религиозные обряды во время Луперкалий .

     7. Salii (собств., "плясуны" от salire, saltare) — коллегия из 12 жрецов бога Марса, главной обязанностью которых было ежегодно совершать в честь Марса (Mars Gradivus) торжественные шествий

по городу.

     Первого марта и в следующие затем  дни салии совершали в честь  Марса торжественные шествия по городу, в военном одеянии — вышитой тунике и медных латах, имея в левой руке один из 12 священных щитов (ancilia), а в правой руке — короткое копье, которым ударяли о щит. На известных местах города, напр. на Капитолии, на Комиции, они исполняли военный танец (откуда салии получили свое название) и пели священные песни (сохранившиеся в отрывках). Каждый день процессия заканчивалась блестящим пиром (dopes saliares), роскошь которого вошла в пословицу. Вся процессия изображала собой торжествененное "выступление в поход" детей Марса, т. е. римлян.

     8. Epulones (3—10 чел.) заведовали торжественными обрядоними трапезами (epulae) на празднествах, особенно "трапезами богов", lectisternia. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

б). Места и здания, предназначенные для священнодействия 

     В древнейшее время за отсутствием изображений (кумиров) божеств не было для них и специальных культовых помещений: местами поклонения служили рощи, пещеры, источники и т. п., где воздвигались жертвенники и приносили жертвы; лишь позднее для "очеловеченных" богов (антропоморфизм) стали строить особые "жилища", храмы, где помещались их кумиры (simulacra) (рис. 12).

     1. Жертвенники: аrа — жертвенник вообще, всякое возвышение из земли, дерна или камней для жертвоприношения; такие простые алтари долго оставались в употреблении в сельском быту; Oltaria (от alta аrа; в классич. латыни altaria—plurale tantum) - выокий жертвенник со ступенями, особенно для сжигания жертвенных животных; такие алтари иногда устраивались и украшались весьма роскошно — из мрамора, с скульптурными орнаментами. Форма жертвенников — обыкновенно 4-угольная.

     К храму обыкновенно принадлежало 2 жертвенника: а) малый, стоявший в храме, для бескровных жертв (аrа) и б) большой, находившийся пред храмом, для сжигания жертв (altaria). Алтари служили также убежищем (asvlum): ad aras confugere — прибегнуть к алтарям, в минуту крайности.

     2. Храмы, aedes, templa — имели назначение служить кровом или домом божества и нередко напоминали собой "жилище", aedes в обычном значении слова. Первоначально храмы строились из дерева и покрывались соломой, затем их строили из кирпича, позднее — из камня и, наконец, — из мрамора. Древнейшие храмы римлян имели форму почти квадрата, обыкновенно ориентированного по 4-м странам света; впоследствии под эллинским влиянием введены были и греческие формы храмов, — удлиненного 4-угольника; иногда им придавали и круглую форму. По большей части храм посвящался одному божеству, редко — нескольким, напр., Капитолийский храм, построенный в честь Юпитера, Юноны и Минервы.

     Место для храма выделялось и освящалось авгуром с соблюдением известных обрядов (Inauguralio). Освящение храма состояло из двух одновременно совершавшихся актов: из dedicatio — торжественной передачи храма должностным лицом жрецу (ponlifex),, как представителю божества, и из consecratio, состоявшего в том, что жрец, принимая храм, объявлял его посвященным какому-либо божеству. Общее обозначение "святыни" — locus sacer (святое место); locus sacer, где совершается обряд, есть fanum (роща, пещера, храм и т. п.), в противоположность всему внестоящему, мирскому, profanum; sacellum — небольшая святыня (частного кульИ та)— в виде, напр., алтаря или ниши со статуей божества (aedicula); delubrum — собств. место священного омовения, иногда, впоследствии — храм старого стиля или неримского божества; templum — авгурский квадрат, очерченный lituus’ом на небе или земле, стороны которого направлены были к 4-м странам света; он мог и не быть храмом в собственном смысле слова: Comitium был teplum, но не был fanum; aedes Vestae, круглый храм Весты на Форуме, был fanum, но не templum.

     Римские храмы доступны были внутри обыкновенно  только жрецам, служителям божества; местом обязательных молитвенно-духовных собраний в христианском смысле они не были: римская община не составляла "ecclcsia", христианской "Церкви", и регулярного, ежедневного, общественного богослужения в римских храмах не было; обыкновенно чтился день "освящения" храма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

в). Священнодействия 

     Служение  богам (религиозная практика) выражалось главным образом: а) в обрядах, б) в молитвах и обетах и в) в жертвоприношениях. До известной степени сюда относятся также и праздничные игры и религиозные обряды в честь умерших.

  1. Обряды

     Римский ритуал заключал в себе множество разнообразных обрядов на все важные случаи общественной и частной жизни; они были описаны в "обрядовых книгах" (libri rituales), и при отправлении их требовалась большая точность, чтобы отступлением не прогневать божество. Особенное значение имели очистительные обряды, ввиду того воззрения в частности, что служение божеству может совершать только "чистый". Очищение совершалось а) водой, через омовение или окропление "обрядовой" (обыкновенно "живой", текущей или взятой из священного источника, aqua iugis), и б) огнем — посредством курения благовоний, перехода через огонь и жертвы (lustratio — очистительной — за отдельных граждан и за целую общину, и expiatio, piaculum — искупительной, за какую-либо вину или проступок). Очистительный обряд совершался обыкновенно перед всяким богослужением, а также после похорон, так как прикосновение к мертвецу делало человека менее "чистым". Торжественная очистительная жертва за всю римскую общину совершалась после переписи, однажды в 5-летие (lustrum), кроме ежегодных жертвоприношений за "город" (amburbium) и за "землю" (ambarvalia), или чрезвычайных — по особым причинам.

     К обрядам относятся также и  процессии, торжественные шествия обыкновенно в честь какого-либо божества и к его святыне, с молитвами и пением священных песен.

     2. Молитвы и обеты

       Молитвы, т.е. обращения к божеству с просьбой о его помощи или благодарения за таковую [precatio, preces1, были части и общественные и по большой части были кратки.

Совершались они дома (в частном быту) или публично—обыкновенно перед чалом какого-либо дела: собраний сената, народа, судебных, перед выступлением в поход, в начале праздников, игр и т. п. Тексты молитв {carmina, indigitamcnli axamenta] были записаны в книгах, где были точно указаны и внешние стороны: положение тела молящегося, жесты и т. п. Молитвы имели обыкновенно стихотворную форму и декламировались или пелись с аккомпанементом музыкальных имструментов; иногда сопровождались религиозными танцами. Исполнялись отдельными лицами или хором; для торжественных молитвословий (процессий) тексты иногда поручались известным поэтам ( Carmen saeculare   Горация).

При особых случаях, напр.,при эпидемии, победе над врагами и т. п. совершались, по определению сената и под руководств "жрецов сивиллы" , общественные молебствия с коленопреклонением (supplicationes, ср. supplex), для отвращения гнева богов или для выражения им благодарности.

С этим молебствиями соединялись введенные  под греческим влиянием (по свидетельству Тита Ливия) особого рода жертвоприношения, так называемые lectisternia "трапезы богов"        ( постилание лож для богов, lectus + sternc Lectisternia состояли в том, что в храмах и в других священных местах изображения богов помещали на подушках (pulvinus), положенных на ложа (lectus, pulvinar), а перед ними на столах раставляли кушанья.

Как особые виды молитвы могут быть упомянуты: а) клятва iusiurandum — клятва вообще, sacramentum — присяга солдат и б) проклятие, посредством которого просили богов ниспослать на известное лицо какое-либо наказание (male precA imprecari aticui).

Обеты — vota, т. е. просьбы о милости с торжественным обещянием какого-либо дара божеству, давались как частными лицам) так и от имени государства (под руководством понтификов). К последним прибегали во время большой опасности, угрожавшей государству, а также при вступлении в должность консулов и цензоров при вступлении в поход и проч. Обещали принести жертвы, строить храм, дать игры, ver sacrum и т. п. Формула обета напоминала договор: вотирущий давал обязательство и становился voti reus (= повинный исполнить обет), а исполнение его наз. votum solvere (- уплатить повинность). В редких случаях сюда принадлежала devotio, торжественное обречение себя на смерть (=обет подземным богам) за благо общины: таковы были devotiones Курций, Дециев и др. 

    3.Жертвоприношения 

       Жертвоприношение (sacrificium, sacra facere) составляло главную часть богослужения. Жертвы приносились при различных случаях (жертвы просительные, благодарственные, очистительные, искупительные и др.) как частными лицами, так и от имени государства и были кровавые и бескровные.

     a) К кровавым жертвам (употреблялись  преимущественно в государственном и общественном быту) принадлежали жертвы из животных, преимущественно — быков, овец и свиней. Считалось правилом приносить в жертву животных, не имеющих никаких недостатков и еще не бывших в работе, и притом подземным богам — черных животных, а богам неба — белых; богиням—самок, богам—самцов.

     Прежде  чем приступить к жертвоприношению, требовалось омыть все тело или  по крайней мере руки, так как обращаться к богам мог только человек вполне чистый. Глашатай приглашал всех не имевших права присутствовать при данном богослужении удалиться (procul este, profani, ) и требовал благоговейной тишины. Затем служитель (рора) подводил к жертвеннику животное, украшенное лентами (vittae), повязками (infulae) и венками (serta). Совершалось libalio — возлияние на алтарь вином и курение фимиама. После этого происходило освящение жертвенного животного (immolatio), состоявшее в том, что жрец кропил жертву обрядовой водой и, отрезав пучок волос на лбу животного и бросив в огонь, посыпал лоб мукою, смешанною с солью (mola salsa), затем взмахивал жертвенным ножом от головы к хвосту, символизируя заклание, и словами macta est обряд освящения заканчивался. Вслед за тем служитель убивал животное. Кровь, смешанная с вином, выливалась на алтарь. Внутренности (exia): печень (iecur), желчь (fel), сердце (cor) и легкие (pulmones) осторожно вынимались длинным ножом, и жертво-гадатели (haruspices) тщательно их осматривали. Если exta были нормальны, то жертва считалась благоприятной (в противном случае закалывалось другое животное ит. д. — до получения благоприятных указаний). Известные части животного, особенно exta, сжигались, viscera, т. е. мясо, съедалось. Умилостивительные жертвы (hostiae piacuiares) или целиком сжигались, или предоставлялись жрецам. Окончанием священнодействия был жертвенный пир, который при общественных жертвоприношениях (equlae) устраивался жрецами, а при частных — жертвоприносителям с его семьей и друзьями.

     б) Бескровные жертвы (употреблялись обыкновенно в частном быту) состояли из первых полевых плодов (primitiae, praemetium, ср. meto — жну), жертвенных пирогов (liba, placentae), кушаний (dapes), возлияний (libatlo) вина из чаши (patera), которое обыкновенно смешивалось с медом, молоком и маслом, и из курений (odores, tus); кроме того кумиры богов украшались цветами, венками, умащались благовониями, облекались в новые или роскошные одежды и т. п. — Сюда относятся также dona — дары, приносимые божеству, нередко во исполнение обета (dona ex voto); такие дары составляли нередко сокровищницу храма, thesaurus.

     В случае большой опасности, грозившей  государству, давали обет богам принести им в жертву все, что родится в следующую весну (так назыв. ver sacrum). Растения и животных приносили в жертву, а детей воспитывали и потом, как обреченных богам, высылали с родины (для завоевания нового места жительства). В последний раз это было во 2-ю Пуническую войну (в 217 г. до P. X.).

     К жертвам можно отнести и посвящение (dedicatio) жертвенника храма, участке земли и т. п., и освящение (consecratio), посредством которого что-нибудь объявлялось sacrum, т. е. принадлежащим богу.

     Все, что употреблялось для богослужения, предварительно освящалось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общественные  игры 

     Общественные  игры (ludi publici) по своей первоначально цели были религиозные празднества в честь известного божества целью умилостивить или возблагодарить его. Но мало-помалу он утратили свой религиозный характер и обратились в светские многолюдные зрелища, страстно любимые народом. Они были постоянными (stati) или назначаемыми, например,по обету (votivi), после триумфа (trimphales), погребения (funebres) и другие. Игры своим видам делились на а)цирковыс circenses, даваемые в цирке; б) сценические scenisi — игры, даваемые в театре и, с)гладиаторские gladiatorii — игры, даваемые в амфитеатре. Сначала их устраивали консулы, впоследствии исключительно эдилы и во времена императоров — преторы. Доступ на игры был свободный.

     a) Ludi circenses, игры в цирке — древнейшие из игр, на которых главным образом состязались в езде на колесницах. К этому присоединялись гимнастические состязания (ludi gymnTci): бег взапуски (cursus), прыгание (saltus), борьба (lucta), кулачный бой (pugilatus) и бросание диска (discus).

Информация о работе Название и разделение богов