Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:01, реферат
Вначале римская религия была национальна; впоследствии с расширением римского государства, с подчинением ему иноземных культурных государств, она подвергалась сильному влиянию иноземных религий, особенно греческой и некоторых восточных, утратив первоначальную строгость и простоту и заимствовав многое из чужеземного религиозного обихода. Постепенно в Риме были собраны божества и культы почти всех подвластных ему народов, и религия получила интернациональный характер.
Название и разделение богов
Римская religio прежде всего чувство зависимости от божественной силы и попечения, соединенное с точным добросовестным соблюдением ритуала, обряда.
Вначале римская религия была национальна; впоследствии с расширением римского государства, с подчинением ему иноземных культурных государств, она подвергалась сильному влиянию иноземных религий, особенно греческой и некоторых восточных, утратив первоначальную строгость и простоту и заимствовав многое из чужеземного религиозного обихода. Постепенно в Риме были собраны божества и культы почти всех подвластных ему народов, и религия получила интернациональный характер.
Общим названием богов было: dei,dii (di), divi "светлые , блестящие" (ср. dies); питеп (от пиеrе — выражать свою волю движением головы) означало божество в отношении проявления eго воли и могущества. Боги древних римлян подразделялись следуюц щим образом:
В позднейшее
время, под влиянием греческой мифологии,
боги делились на высших, или верховных,
— di magni, maiores или consentes
(=con - sentes, "вместе сущие, взаимносвязанные"
по группам) и низших — di
minores. К первым принадлежали: 12 главных
божеств – Iuppiter, Mars,
Neptunus, Volcanus, Mercurius, Appolo;
богини: Juno, Minerva, Ceres,
Diana, Vesta, Venus; кроме того (dii
selecti): Saturnus, lanus, Liber, Sol,
Luna, Genius, Pluto и Rhea.
К низшим богам принадлежали второстепенные
боги-хранители, полубоги и так называемые
олицетворения (напр., Fides, Virtus и прочие).
Божества
света и неба
luppiter — верховный бог неба, отец богов и царь людей (divum pater atque hominum rex ), высшее божество, управляющее вселенной. Будучи первоначально богом света, Юпитер мало-помалу сделался охранителем мирового порядка как в физическом, так и в нравственном и политическом отношениях.
а) Стихийное значение Юпитера. Как богу света, Юпитеру приписывали все небесные (световые) явления: от него исходил дневной свет (Diespiter), сверкающая молния, гром и дождь (Iuppiter fulgurator, tonans, pluvius); он метал с неба громовые стрелы или перуны ( fulminator), а также ниспосылал благословение и обилие на поля. Громом и молнией (как и другими явлениями) он вещал людям свою волю. Пораженные молнией места (fulgurita) считались священными. Земля, в которую ударила молния, тщательно собиралась и на том же месте ( с куском кремня, древнего символа и атрибута Юпитера) зарывалась жрецом (fulgur condere); место обносилось оградою в виде колодца [почему называлось puteal, — alis от puteus — колодец ], очищалось жертвоприношением (поэтому называлось bidental, — alis) и считалось неприкосновенным. Обряд назывался procuralio.
б) Нравственное значение. Юпитер, как верховный бог, не только управлял законами природы, но был и охранителем нравственного порядка в жизни людей и народов. Он почитался богом верности (Deus или Dius Fidius), присяги и договоров, каравшим клятвопреступников и защищавшим семью и всякие союзы; он был защитником странников и жестоко наказывал того, кто нарушал священное право гостеприимства (hospitalis).
в) Государственное значение. Наконец, Юпитер, всеблагий и всемогущий (Iuppiter Optimus Maximus) был зиждителем и охранителем государственного устройства и покровителем римского государства по преимуществу. Он предназначил городу Риму всемирное владычество, подавал войску мужество и останавливал бегство (Stator), даровал победы над врагами (Victoria) и посылал добычу ( Feretrius ).
Впоследствии Юпитер был отожествлен с греческим Зевсом и считался сыном Сатурна и Опы (Ops).
Знаменитейший храм Юпитера находился на Капитолийском холме (I.Capitolinus), в котором вместе с его изображением находились изображения Юноны и Минервы, считавшихся вместе с Юпитером главными устроителями и покровителями римского государства. В этом храме юноша, достигнув совершеннолетия (17 лет) и в первый раз надевши тогу взрослого гражданина (toga virilis), приносил жертву Юпитеру; в этом же храме приносили жертвы консулы при вступлении в должность; отсюда по совершении ауспиций и после торжественного произнесения обетов (votis nuncupates) отправлялись в поход полководцы, и сюда же в торжественном шествии (triumphus) возвращались они в качестве триумфаторов, чтобы совершить жертвоприношение и возблагодарить бога.
С
почитанием Юпитера связаны были
Feriae Latinae — празднество, устраиваемое
консулами на Альбанской горе в честь
Юпитера как охранителя латинского союза
Uupp. Latiaris) и существовавшее и после прекращения
союза. Время праздника не было определено,
но консулы обязаны были устроить его
раньше, чем отправиться на войну. На нем
присутствовали все должностные лица
Рима. В честь Юпитера совершались также
и самые блестящие игры: ludi
Rotnani или magni и ludi
Capitolini. Юпитера (Зевса) изображали сидящим
на троне: в одной руке у него скипетр,
а в другой перуны (зубчатые молнии или
громовые стрелы) или богиня Победы, а
у ног орел — символ царственности.
Iuno, Юнона — царица неба (luno regina), супруга и сестра Юпитера. Она почиталась как заступница и покровительница женщин и девушек, устроительница браков (luno pronuba — Юнона сваха), святость которых строго охраняла, и как даровательница семейного счастья и богиня рождения [luno lucXna (cp.lux) - выводящая на свет ]. Далее, отожествленная с греческой Герой, дочерью Кроноса—Сатурна, сестрой и супругой Зевса, как супруга верховного бога — покровителя римского государства, — она считалась и верховной защитницею города Рима и всего государства.
Главное
святилище ее находилось в Капитолийском
храме Юпитера (Iuno Capitottna), где ей был
устроен особый придел (cella). Кроме Рима
ее культ справлялся особенно в гор. Lanuvium
(luno Lanuvina), I.Sospita - "Защитница"), где
колы приносили богине ежегодную жертву.
На восточной вершине Капитолия он имела
еще особый храм, где чтилась как luno Moneta,
Ю. Советчица, с "монетным двором"
(officina Monetae). Главным празднеством ее были
Матроналии (Matronalia), праздновавшиеся
1 -го марта. В этот день римские женщины
приносили Юноне жертвы и возносили молитвы
о счастье семейной жизни. Ее изображали
с лицом, выражающим непоколебимую твердость
воли, с диадемой на голове и скипетром
в правой руке — знаками царского достоинства.
В левой руке она держала жертвенную чашу
(или гранатовое яблоко—символ любви).
У ног ее помещают иногда посвященную
ей птицу — павлина.
Minerva — дочь Юпитера (явившаяся из головы его в виде вооруженной девы), богиня ремесел, искусств, наук и мудрости. Она считалась охранительницей города Рима, и ей так же, как и Юноне, был посвящен особый придел (cella) в храме Юпитера. С течением времени она отожествилась с греческой Афиною и стала отчасти божеством войны и победы.
По греческим сказаниям, Паллада Афина является олицетворением благоразумия Зевса; благоразумие и сила — главные черты ее существа. Так как она родилась не от матери, а из головы Зевса, то отличалась серьезным, почти мужским характером и своим целомудрием перед всеми другими богами; она является могучей и умной руководительницей и защитницей городов и государств во время мира и войны; она любит и защищает всех умных и храбрых мужей, рассудительных и искусных
женщин-рукодельниц.
Изображение Паллады Афины —
палладиум (palladium),
принесенное, по преданию и сказаниям
римских поэтов, Энеем из Трои в Италию,
находилось в храме Весты и пользовалось
большим почитанием, так как служило залогом
благоденствия города. Главные торжества
в честь Минервы (quinquatrus, т. е. "пятиднев",
19—23 марта) были преимущественно праздниками
учителей, учащихся, поэтов, художников
и ремесленников, справлялись у храма
богини на Авентине. В качестве покровительницы
городов Минерва изображалась с копьем
в руке, шлемом на голове и эгидою — чешуйчатым
панцирем на плечах и груди (посредине
эгиды находится голова Медузы , а по краям
— змеи); у ног богини помещают змею —
символ мудрости .
lanus почитался первоначально как бог света, небесный "привратник" (ianilor), утром открывавший и вечером закрывавший врата неба, а затем — как начало всего сущего, бог всякого начала и вообще бог входов и выходов (ср. ianua - дверь).
Янус
считался самым древним из богов.
Это было чисто италийское божество,
неизвестное грекам. Но мало-помалу культ
его был вытеснен культом Юпитера, хотя
первоначальное его значение сказывалось
еще и впоследствии в том, что имя Януса
призываюсь перед началом дела, в каждой
молитве упоминалось на первом месте,
а во время празднеств ему первому приносилась
жертва. Утром призывали Януса как отца
наступающего дня (paler
matutinus). Ему, как и Юноне, посвящено было
начало каждого месяца, а также названный
в честь его месяц Январь (lanuarius), входы
в домах и проходы, в особенности арки
на площадях и перекрестках (iani);
как божество — покровитель сношений
(торговых) между людьми — он изображался
на носах кораблей и на монетах. Особенной
известностью пользовался храм Януса
(lanus bifrons, geminus), воздвигнутый, по преданию,
Нумой в северной части римского Форума.
Это было небольшое святилище, в котором
находилось изображение двуликого Януса,
смотрящего на восток и запад (index
belli pacisque), и которое состояло из двух
арок, соединенных боковыми пенами и обращенных
также на восток и запад. Таким образом,
храм Януса имел форму древних городских
ворот. Вовремя войны он открывался для
молитвы о ниспослании мира, а в мирное
время врата его оставались закрытыми.
Римское предание говорит, что до Рождества
Христова храм Януса был закрыт только
пять раз.
Diana была преимущественно богиня луны и растительной жизни природы в лесах и на полях, а также охоты.
Первоначально ее отожествляли с Юноной, покровительницей родящих женщин (Lucina, Genitalis), а впоследствии — с распространением религиозного культа греков в Италии — с греческой богиней охоты Артемидой и с Гекатой, богиней подземного мира и волшебства, которая блуждала в темноте, в особенности у могил и на перекрестках. Диана изображалась, как олицетворение девической силы и здоровья, в виде девушки - охотницы, превосходящей и ростом, и наружностью всех своих спутниц — нимф, с которыми она то охотится на зверей, то устраивает веселые хороводы. Главный храм Дианы в Риме находился на Авентинском холме; это были святыня римского плебса, стоявшего под ее покровительством; ее "священная роща" находилась в Альбанских горах, близ города Ариции (Aricia), — Diana Nemorensia.
Sol, италийский бог солнца, отожествлялся первоначально с греческим Гелием, а впоследствии с Аполлоном.
Luna, италийская
богиня луны, отожествлялась с греческой
Селеной, а затем с Дианой.
Боги земли (и растительной жизни природы)
а) Боги сельской жизни
Saturnus (ср. sa-tus, от se-ro — сею) — древнеиталийский бог посева и жатвы и происходящего отсюда довольства и благосостояния; его атрибутом был серп — falx, и сам он назывался falcifer. Супруга его называлась Ops.
В позднейших мифах Сатурн отожествлялся
с Кроносом. Сверженный Юпитером с неба,
он прибыл в Лациум, где был принят Янусом
и, поселившись как царь у подножия будущего
Капитолия, научил жителей земледелию,
а затем опять исчез. Время его правления
называлось золотым веком (aurea
aetas). В память его Италия, называлась
Saturnia letllus, а италийцы Saturnia
gens. Во время праздников, справлявшихся
(17 декабря) в честь Сатурна (Saturnalia),
старались изобразить золотой век. Суды
и школы были закрыты, всякие работы прекращались,
наказания не приводились в исполнение.
В эти дни граждане пировали, играли, дарили
и угощали друг друга. Рабов господа приглашали
к своему столу и прислуживали им в воспоминание
о том времени, когда все были равны. Веселый
праздник вошел в поговорку: saturnalia agere-ликовать,
веселиться: io, Saturnalia (праздничный возглас
во время Сатурналий) почти равно нашему
"да здравствует веселье!" Храм Сатурна
находился у подошвы Капитолийского холма
на Форуме; при нем было государственное
казнохранилище (aerarium
Saturni).
Mars
(Mavors, Mamers — осская форма, от корня mar
- бить, поражать) — бог войны, похода (Mars
Cradivus — Марс "выступающий"), национальное
божество латинян
и, как отец Ромула и
Рема, родоначальник и покровитель римлян.
В честь Марса получил свое имя mensis Martius.
С течением времени его отожествляли
с Аресом.Главный праздник Марса падал
на месяц март; справлялся на Марсовом
поле конскими бегами — Equirria — из equus +
curro; главной жертвой ему был suovetaurilia,
состоявшие в заклании свиньи, овцы и быка
— животных, составляющих главное богатство
земледельца, от полей которого он удаляет
войну и опустошение. При тяжелых обстоятельствах
в честь Марса справлялась "священная
весна (ver sacrum), когда ему посвящалось все,
родившееся этой весной; дети, явившие
на свет в это время, по достижении возмужалости
должны были искать себе другого местожительства.
Символами бога войны служили копье (curis)
и упавший, по преданию, с неба щит (ancile).
Pavor — страх и Pallor — бледность чтились
как спутники Марса в битве, Bellona —как
его сестра или подруга. Из животных ему
посвящены были хищный волк и воинственный
дятел (picus). Марс — одно из популярнейших
божеств римской религии и одно из немногих
божеств, с именем которого связана отчасти
национальная мифология. По сравнению
с Минервою, Марс — бог войны как ремесла.
Минерва же — покровительница войны как
средства для защиты (городов) от неприятелей:
Марс — представитель физической силы
в борьбе, Минерва — представительница
разума.