Название и разделение богов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Вначале римская религия была национальна; впоследствии с расширением римского государства, с подчинением ему иноземных культурных государств, она подвергалась сильному влиянию иноземных религий, особенно греческой и некоторых восточных, утратив первоначальную строгость и простоту и заимствовав многое из чужеземного религиозного обихода. Постепенно в Риме были собраны божества и культы почти всех подвластных ему народов, и религия получила интернациональный характер.

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 579.00 Кб (Скачать)

  Faunus — Фавн (сравн. faveo), один из самых древних и чистоиталийских богов, считался охранителем лесов и защитником стад от волков, вследствие чего назывался Lupercus (от lupus и arсео); кроме того, как лесное божество, он был владыкой слышных в лесу таинственных голосов природы и отсюда почитался как вещий бог под именем Fatuus (вещий, от fari).

     В честь Фавна устраивались два  празднества: одно в декабре —  так называемые Фавналии (Faunalia), праздновавшиеся пастухами и земледельцами; другое, называвшееся Луперкалиями (Lupercalia), — в феврале, месяце очищений, Februarius. Во время Фавналий приносились жертвы, устраивались пирушки и пляски; во время Луперкалий, по принесении в жертву козлов, жрецы Фавна, называвшиеся luperci, одетые в козьи шкуры и украшенные венками, бегали по городу (собственно — вокруг "старого", Палатинского города) и попадавшихся им навстречу в знак очищения ударяли ремнями (ferbua), сделанными из шкур заколотых козлов. Фавн отожествлялся с греческим Паном, культ которого, по преданию, ввел и распространил в Лациуме Евандр (Euander), переселившийся из пастушеской Аркадии. Подобно тому, как Пана окружали Паниски, Фавна также окружало множество других подчиненных ему божеств, называвшихся Фавнами. Их представляли себе резвыми, шаловливыми существами, которые любили пугать и дразнить людей в лесах (наши "лешие"), являться им и виде ночных привидений и наводить на них для своей забавы внезапный, необъяснимый страх (называемый по имени Пана "паническим"). Лесных Фавнов называли также Сильванами — Silvani. 
 

       Liber (с прозванием pater) считался покровителем виноделия и впоследствии отожествлялся с Вакхом. Соответствующим ему женским божеством считалась Libera, которая под именем Proserpina была отожествлена с греческой Персефоной.

     Праздники в честь его устраивались преимущественно в деревнях во время собирания винограда и состояли, большей частью, из пения веселых песен и разных забав. В городе в честь его праздновались в марте Либералии (Liberalia), во время которых римские юноши получали мужскую тогу (тогу взрослого — togam virilem).

     Consus — бог земли и земледелия. В честь его, по античному преданию, Poмул установил празднество (Consualia), во время которого произошло известное похищение сабинянок. Так как на этом празднике происходило состязание в верховой езде, то впоследствии отожествляли Конса с Нептуном (Neptunus Eguesler).

     Picus — полевой и лесной бог, одаренный способностью предвещания, сын Сатурна и отец Фавна. В сказаниях он считается героем и древнейшим царем Лациума: который волшебницей Цирцеей (Circe) был превращен в вещую птицу — дятла (picus).

     Priapus — бог-охранитель садов и виноградников.

     Silvanus — древней галийский бог лесов и лугов отожествлялся с Фавном и Паном и, подобно им, пугал людей в лесной глуши.

     Terminus — бог границ, под покровительством которого находились его символы — пограничные камни (termini). Праздники в честь бога Термина назывались Terminalia (23 февраля).

     Vertumnus (ср. verlere) —древнеиталийский бог земледелия и садоводства, олицетворявший те изменения, которым подвергаются плоды до своего созревания. Народное верование приписало ему также и способность переменять свой внешний вид.Супругою его была Помона (Pomona), богиня древесных плодов (pomum), по другим сказаниям супруга Пика. 

     Ceres — Церера, богиня растительности (от корня сеr, cre, ср. cre-are, cres-cere), земледелия и хлеба. Она отожествлялась с  греческой богиней Деметрой и считалась преимущественно богиней плебеев.

     Ее  главный праздник Cerealia (Cerialia) справлялся в апреле месяце; другой праздник в память возвращения Прозерпины к Перерс (под влиянием греческого мифа похищении Персефоны у ее матери, Деметры, и ее возвращении) падал на август месяц. Цереру изображали сидящей на троне, с венком из колосьев на голове, с пучком  колосьев в одной руке и с факелом в другой (в память того, что она с факелом день и ночь искала свою дочь Прозерпину, похищенную Плутоном). 
 

      Venus — Венера (богиня     весны, садов и цветов, ср. venusti

— приятный, прелестный) отожествлялась с Афродитой, богиней пробуждающейся природы, любви и красоты.

Афродита  возникла, по мифическим сказаниям, из морской пены, откуда и звание Афродиты и была главным образом олицетворением производительной силы природы, которая, по древнему представлению, из влаги рождает все живущее на земле. Это божество — восточного происхождения, и почетание ее утвердилось прежде всего в тех местностях, где соприкасались греческая и финикийская культуры, особенно на островах, и прежде всего на острове Кипр, и на прибрежьях (так как, между прочим, она подавала благополучное плаванье и считалась покровительницей моряков). От древнейших мест почитания Афродита имела различные названия: Cypria, Cytherea (от остр. Cythera, - оrum, n.,у южной оконечности Пелопоннеса, н. Cerigo) и проч. Постоянными спутницами ее считались три богини женской прелести: Радость, Блеск и Расцвет. Супругом Афродиты считался Гефест (Volcanus), а сыном — Эрот (Cupido, Amor), которого изображали в виде крылатого мальчика, с луком в руке и колчаном за плечами. К свите же Венеры принадлежал и бог свадьбы Гименей — Hymen, Hymenaeus. После поражения при Тразименском озере (в 217 г. до P. X.), по указанию Сивиллиных книг, на Капитолийском холме был построен храм в честь Афродиты Небесной, почитавшейся на горе Эрике (Егух) в Сицилии; с этого времени Венера почиталась таким же образом, как и Афродита. Особенным уважением она пользовалась со времен Августа, как родоначальница (Venus Genetrix) римского народа и особенно рода Юлиев. Род Юлиев производил свое начало от Иула, сына Энея и внука Венеры.

     Flora — богиня цветов, цветущей юности. Позднее она отожествлялась с греческой Горой, Хлоридой. Ее праздник — Floralia — справлялся в конце апреля и начале мая и сопровождался сценическими и цирковыми играми.

     Libitina — богиня смерти. При ее храме хранилась обыкновенно похоронная утварь. По древнему обычаю, в случае чьей-либо смерти, родственники умершего должны были доставлять монету в ее храм. Производя слово Libitina от libet, римляне отожествляли ее с Венерой и называли Venua Libitina.

     Maia (от корня mag, ср. magis, maior) — богиня произрастания, от которой, по мнению древних, месяц май (mensis Maius) получил свое название. Отожествляемая с греческой плеядой Майей, она считалась матерью Меркурия и супругой Вулкана.

     Ops — богиня изобилия и богатства, супруга Сатурна; отожествлялась с Реей.   '

     Pales — богиня пастухов. Ее праздник — Palilia — приходился на 21 -е апреля, день основания Рима, и справлялся с соблюдением древнейших обычаев пастушеских праздников. Древнейшим местопребыванием богини был Палаций (Palatium); последнее, вероятно, значит "огороженное пастбище", или "селение пастухов".

     Tellus — богиня плодородия земли, почиталась часто вместе с Церерой под именем Tellus mater; позднее отожествлялась с Геей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

б) Боги общественной жизни 

       Genius (ср. genus, gigno — собств. бог творящий, охраняющий жизнь) — дух, податель и хранитель жизни человека, и по смерти пребывающий у его могилы. С понятием Genius римское народное верование всегда связывало представление о добром духе. Как отдельные люди, так и семейства, общества, города, государства и вообще каждое место имело своего гения. Гении места представлялись в образе змей и в таком виде изображались на стенах зданий. У женщин соответствующие гениям божества назывались Юнонами. 
 

     Mercurius (ср. mercari — торговать, теrх — товар) — бог торговли и всякого промысла. Его отожествляли с греческим Гермесом (сын Зевса и Майи, дочери Атланта), качества и происхождение которого были перенесены на Меркурия.

Ум, ловкость и изворотливость во всех случаях — основные черты Гермеса. Благодаря этим качествам, он — глашатай богов и посланник Зевса и (в качестве послан

ника Зевса) податель сна и сновидений, а также проводник умерших, он бог изобретений, гимнастических упражнений, красноречия (facundus), поэзии, музыки (изобретатель кифары), а также и промышленности вообще (добавляющий богатство посредством хитрости, обмана и даже кражи; отсюда он также и покровитель воров). Искусство изображает его в виде здорового, рослого юноши, с крыльями на ногах (alipes), в плоской дорожной шляпе ( к которой впоследствии также приставляли крылья). Он держит золотой волшебный жезл счастья и блага или же caduceus, жезл (глашатая) из лавра или маслины, перевитый двумя змеями. Реже изображают его с кошельком в руке.  
 

       Volcanus (Vulcanus) — бог огня, в смысле как благодетельной, так и разрушительной стихии. Его отожествляли с Гефестом и считали также покровителем кузнецов и кузнечного дела (отсюда его эпитет Mulciber — размягчающий, расплавляющий).

     Сперва  он считался супругом богини весны — Майи, впоследствии, подобно Гефесту, — супругом Венеры. Его главный праздник (Volcanalia) был в августе, когда сжатый и убранный хлеб нуждался в его охране от пожара, и сопровождался состязаниями в езде на колесницах в цирке Фламиния (Circus Flaminius). Вулкана изображали в виде неуклюжего, слабоногого, но плечистого кузнеца. В его мастерских — огнедышащих горах —одноглазые циклопы выделывали перуны (стрелы) для Юпитера и разные художественные изделия для богов. 
 

       Vesta (италийская, весьма древняя) богиня очага и огня на очаге, и так как очаг считался центром домашней жизни, то Веста рано стала чтиться как основательница и охранительница домашней, семейной жизни, особенно матроната. Она соответствовала греческой Гестии. Как каждое отдельное семейство, так и госу дарство имело свой очаг и свой культ Весты.

     Храм  Весты (aedes Vestae) находился и юго-восточной части Форума. Здесь богиня почиталась под символом огня, который должны были поддерживать весталки и который возобновлялся ежегодно 1 марта. Если он потухал, то это считалось предвестием несчастья для государства, и виновную жрицу верховный понтифик наказывал плетьми. Вновь огонь зажигали посредством зажигательных зеркал, а также трения или сверления какого-нибудь плодового дерева. Храм днем был каждому доступен вплоть до того места, где стоял палладиум (древнее изображение Паллады, вывезенное, но преданию, Энеем из Трои и почитавшееся как залог благоденствия царства) и другие святыни (lares publici и petioles publici), куда имели доступ ли верховный жрец и весталки. Изображения богини Весты не было в храме. На очаге храма ежедневно приносилась в жертву самая простая пища; храм окроплялся ежедневно "живой", т. е. текучей водой, которую весталки приносили из ключа Эгерии. Под покровительством Весты находились второстепенные божества — охранители дома и семьи — Лары и Пенаты. 
 

       Manes, Маны (от manus или manis — светлый, добрый; mane — раннее утро) — собственно "добрые духи", т. е.— души умерших, считавшиеся высшими существами, почему они даже назывались богами di manes. (На надгробных памятниках писали D.M - dis manibus такого-то). Они жили, по верованию римлян, в подземном мире, откуда в определенные времена являлись на землю.

Им приносили  жертвы на могилах в определенные дни (напр. в дни кончины тех, чьи Маны почитались семьей или общиной), украшали гробницы цветами. Всем Манам справлялись Feralia и Parentalia ("родительские дни") — в феврале. Вообще "культ мертвых" был в Риме распространен очень широко и держался до очень поздних времен.

     Противоположность добрым духам составляли Larvae (одного корня с lar), т.и души умерших, которые вследствие собственной вины или перенесенных тяжких оскорблений, особенно вследствие насильственной смерти, не находят себе покоя и ночью в виде привидений пугают людей. Такими же привидениями были и Lemures. которые в мае месяце (9-го, 13-го мая - Lemuria) умилостивлялись особыми ночными обрядами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

в) Божества вод 

       Римляне верили, что не только море, но и каждый источник, ручей или река имеют своего духа-властителя. Божества источников они представляли себе в образе женщин-нимф и считали их вещими и умеющими волхвовать и исцелять болезни.

     Особенно  почитались следующие божества вод. 

       Neptunus — бог моря. Он отожествлялся с Посейдоном (один из братьев Зевса) и как Neptunus equester считался покровителем всаднических упражнений (ср. Consus).

По греческим  сказаниям, все морские явления  происходят от Посейдона: он поcылает бурю и успокаивает волны; если он на своих быстрых конях проезжает по морю, то морская поверхность выравнивается, а если он в гневе ударяет по морю своим грозным орудием — трезубцем, то поднимаются бурные волны и затопляют корабли и даже целые страны. Как колебатель земли, Посейдон производит землетрясения и рассекает скалы. Он неумолим и яростен в своем гневе на тех, кто его оскорбляет: так, известны его жестокие преследования Одиссея за то, что тот ослепил его сына — циклопа Полифема. Почитание Посейдона было весьма распространено во всей Греции, особенно на островах и прибрежьях. Его почитали также как покровителя коней (которые пасутся на влажных лугах у рек и источников) и конских ристалищ. Посейдону посвящен был, кроме коня, дельфин, а из деревьев — сосна (так как из нее строятся корабли). Посейдон изображался часто в группах с Амфитритой — его супругой, и сыном Тритоном, трубящим в раковину. 
 

Информация о работе Название и разделение богов