Мусульманкое право. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Мусульманское право – религиозное право и оно не относится к рукотворным источникам: основные правила поведения мусульманского права относятся к божественному велению, озвученному пророком Мухаммедом в результате пришедшего к нему откровения. Таким образом, вызвывает сомнение юридический характер мусульманского права.

Содержание

1.введение
2.возникновение
3.источники
4.характеристика мусульманского права
5.заключение
6.список литературы

Работа содержит 1 файл

kursovaia.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

    Лицо, ведавшее делами опеки; в его функции входило  держание в сохранности и управление имуществом несовершеннолетнего.

    Шурта (полиция) – исполнительный орган с широкими полномочиями; являлся оружием в  руках правителей страны; выполнял функции  дознания, активно занимался судебными делами, особенно уголовными.

    Судопроизводство  в мусульманском праве имеет  неоторые особенности, отличающие его от  процессуальных порядков, существующих у других народов. Во-первых, в нем отсутствует различие между гражданскими и уголовными процессами. Во-вторых, в процессе не было различия между истцом и обвинителем. В-третьих, в процессуальном праве ислама отсутсвовало письменное делопроизводство. В-четвертых, существовал принцип беспрерывности процеса. Обычно процесс заканчивался одним заседанием и хорошим судьей считался тот, который заканчивал  поцесс в короткий срок. В-пятых, проце в исламе имеет обвинитеьый характер. Кроме того, в мусульманском праве встречаются еще некоторые особенности, отличающие его от права средневековых западных стран: процесс в исламе все время был публичным и обычно совершался в мечети. Внутреннее убеждение кади играло большую роль в решении вопросов.    

                  Судебное решение и приговор  основаны на признании, показании  свидетелей и клятве. Признание обвиняемого или ответчика является самым достоверным и достаточным фактом, на основе которого можно вынести решение или приговор. Решение судебных процессов лишь на основе признания обывняемого часто не соответсвовало обстоятельствам дела, что было отрицаиельной чертой мусульманского процессуального права.  Кади обязан больше всего охранять интереся потерпевшего. Свидетельские показания также играют важную роль: они нужны не только в момент судебного разбирательства, но также при составлении официальных документов(заключении длоговоров, завещания и др.)

            Дуализм судебной организации  свидетельствует о том, что  мусульманский идеал – установить  единство сообщетсва верующих  и гражданского общества –  никогда не был осуществлен.  Наряду с судами кади бывшими, согласно мусульманскому праву, единственными законными судебными органами, всегда существовали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или регламенты, установленные властями. Деятельность этих судов всегда в большей или меньшей мере отступала от строгих норм мусульманского права: полицейская юрисдикция, юрисдиуция инпектора рынков, юрисдикция справедливости халифа или его предтавителей.                 

     Мусульманское право в современном обществе. 

    Как  уже было упомянуто, около 500 миллионов мусульман составляют большинство населения в трех деятках стран, н ни одно из этих государств не руководствуется исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят либо дополнения, либо исправления в это право, хотя впринципе его авторитет и считается бесспорным.С мусульманским (религиозным) правом не следует смешивать позитивные правовые системы мусульманских стран, необходимо раздличать понятия  «мусульманское право» и «право мусульманских стран». Гражданское общество никогда не смешиваетс я в исламе с духовным общетвом. Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, безусловно опирались на принципы мусульманского права, но в определенные эпохи, время и по определенным вопросам отходить от ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права

Даже тогда, когда  фикх (наука о праве) обладал самым  высоким авторитетом, не все  его  элкменты имели одинаковое практическое значение. В этой смеси правовых, моральных и религиозных положений, составляющих мусульманкое право, есть положения юридического порядка, предписания определенного поведения, нормы нравстевенной дисциплины. Всегда следует реальность от утопии. Отчасти в силу этой причины мусульманское право лишь частично воспринималось как корпус права.

    Очевидно, что сложившееся в Х веке  нашей эры мусульманское право  непригодно для нужд современного  общества. В нем нет регламентации  некоторых институтов, которые сегодня  необходимы. Кроме того, многие нормы мусульманского права, приемлемые в свое время, теперь не только не отвечают нынешним условиям, но даже шокируют того, кто знакомится с ними. Тем не менее мусульманское право продолжает быть одной из крупных систем современного мира и регулировать отношения между более чем 500 миллионами мусульман, которые составляют большинство населения в трех десятках государств, и значимое мньшинство в других. Ислам и мусульманское право оказывают заметное влияние на совремнное государственно-правовое развитие ряда стран Востока. Это объясняется тем, что государственное право являетя ведущей отраслью, которая закрепляет основы общественного и государственного строя, принципы организации и деятельности госудаственного механизма и тем самым непосредственно отражает политические интересы различных общественных классов, социальных слоев и групп, определяет их роль в функционировании государства, место в политической системе данно страны в целом. 

                   Многие государства с мусульманским населением продолжают заявлять в своих законах и часто даже в контитуциях о верности принципам ислама. Подчинение государства этим принципам провозглашено конституциями Морокко, Туниса, Сирии, Мавритании, Ирана, Пакистана; гражданские кодексы Египта, Сирии, Ирака предлагают судьям восполнять пробелы закона, следуя принципам мусульманского права. Однако ни одно из этих государства не руководствуется исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят либо исправления, либо дополнения в это право, хотя впринципе его авторитет и является бесспорным. 

      В ХIХ и ХХ веке имели место три значительнх феномена в праве мсульманских стран: вестернизация этого права, затронувшая многие его разделы; кодификация разделов, которых не коснулась вестернизация; упразднение специальных судов, призванных применять мусульманское право.

    Вестернизация права.  Мусульманское право всегда признавало за властями право принимать решения, направленные на установление общественного порядка, хотя это полномочие в течение многих веков использовалось очень скромно. Не омрачая теологов ислама. В последнем веке в ряде муульманских стран сложилось иное положение: это полномочие стало применяться настольько интенсивно, что привело к образованию новых отраслей. Это произошло принятием кодекса в одних странах, в других – с помошью принятия законов или судебной практики. Результат везде одинаков:  за прделами персонального статуса (семья, наследование, лицо), в сферах, которые не затрагивают «священные основы», применение норма мусульманского права уступило место применению норм, заимствованных в романо-германской семье или в семье общего права. Во многих мусульманских странах оказались в результате вестернизированы конституционное право, административное право, гражданкое и торговое право, процессуальное право, уголовное право и трудовое право. Все эти отрасли сохранили лишь небольшо число норма, восходящих к мусульманскому праву.

    Кодификация личного статуса Хотя кодификация предписаний, относящихся к личному статусу породила проблему, эта идея, которая с таким трудом пробивала себе путь в течtние ХIХ и ХХ веков , в конце концов восторжествовала в различных странах.

Первой кодификацией мусульманского права, которая получила силу закона и в области семейного  права и наследования, был Иранский гражданский  кодекс, принятый в 1927-1935 годах. Кодексы личного татуса были приняты в Сирии, Тунисе, Морокко, Египте, Иордании, Ираке и Южнном Еймене. Несмотря на все старания придать изменениям репектабильный вид путем их утверждения религиозными властями, нет сомнения в том, что эти изменения, по крайней мере в ряде стран, внели серьезнве изменения, которые не соответствовали ортодоксальному мусульманскому праву.

Упадок  традиционных судов. Установивишийся дуализм судебной системы казался вполне жизнеспособным, до тех пор пока в различных странах существовали два вида самостоятельных судов для применения двух систем, совершенно противоположных по их принципиальным метожам и по самой своей природе. Одна из этих систем была основана на сравнительном праве и на разуме, а другая – на аргументации авторитета и вере. Первая система весьма подвержена изменениям, вторая не изменяема по своему существу. Однако в наши дни вторая система явно уступает позиции первой. Одни и те же судьи, число которых во многих странах увеличивается, одновременно примняют и мусульманское, и «современное» право. В Турции традиционные мусульманские суды ликвидированы с 1924 года, они прекратили свое существование и в ряде других стран: в Египте, Тунисе, Пакистане, Алжире, Морокко, Гвинее и Мали. Для применения норма современных кодексов и шариата, теперь и в этих странах приходится обращаться к юристам, получившим образование западнго образца. В некоторых арабских странах формально существуют суды кади, но они стали государственными судами, также рассматривающими  споры по личному статусу, в которых обе стороны или одна из сторон не являются мусульманами. Такая перестрояка стала возможной, так как в этим странах и немусульмане при решении вопросов наследования руководствуются мусульманским правом.

         Так как общественное развитие  мусульманских стран разнообразно, а традиции неодинаковы, их  правовые системы в современном  виде различны между собой.  Можно установить некоторые черты,  выделив при этом три группы стран:

           В первую группу входят страны  с мусульманским населением, ставшие  социалистическими республиками, к  ним относятся страны Средней  Азии, а также Албания. В этих  странах не стремятся сохранить  мусульманское право, оно не  применяется здесь судами, так как ислам не признается государством.

     Вторую  группу составляют государства,  наименее затронутые современными  идеями, такие как Саудовская  Аравия, Аден , эмираты Персидкого  залива. Эти страны теоретически  живут  по нормам мусульманского права, а фактически – по нормам обычного права, которое признает превоходство  и совершенство мусульманского права, но часто с ним расходится.

    К  третьей группе относятся государства,  сведенное прецедентами к обычаю  в разной степени, сохранилось  только для регулирования общественной жизни, затрагивающих личный стату и религиозные учреждения. В то  время как современное право регулирует новые сферы общественных отношений. Эта группа подразделяется на две подгруппы в зависимости от того, по какому образцу было выработано современное право.  Первую группа была выработана по образцу нового права (Пакистан, Индий, Малайзия, Нигерия),  вторая – по образцу французкого права  (африканские государства с французским языком).

          Юристы мусульманских стран еще долго будут следовать традиционным методам мышления и рассуждения, которые и в других сферах жизни присущи обществу, в котором они живут. Для полной ликвидации юридической традиции мусульманства надо реформировать не только, право, но и все общество; над оотказаться от исламской цивилизации в целом. Для полного вхождения мусульманского права в емью романских правовых систем потребуется длительный период времени.

5.В XIX в. В положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательтву, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. За мусульманским правом здесь сохранилось значение в реглулировнаии главным образом отношений «личного статуса». Историческое сужение сферы действия мусульманского права не является прямолинейной тенденцией. ВВ последние годы наряду  окращением масштабов применения его горма в отдельных  странах наблюдается расширение рамок его действия в других.

     При этом не следует забывать, что мусульманское право оказыввает влияние на современное общественное разыитие рассматриваемых стран не только  в виде системы действующих юридических норма, но и в качестве важного идеалогичекого фактора. Проблемам мусульманского права придается важное значение современными политическими движениями, выступающими под лозунгами ислама, в которых социально-политические аспекты становятся домимнирующими. Если учесть, что мусульманское право традиционно рассматривается как главное средство практической реализации сложившихся в исламе представлений о «мусульманском образе жизни» и общественном идеале, то становится понятной существенная роль, которую отводят ему различные политические силы при обосновании своих требований. Роль эта оказывается неоднозначной, оскольку зависит от характера сил и движений, использующих мусульманское право в своих интересах. Практика показывает, что в целом в идеалогической борьбе мусульманское право выступает главным образом оружием в руках консервативных и даже прямых реакционных сил. Однако не исчерпан до конца его положительный потенциал, демократические возможности.    
 
 
 
 
 

    6.список литературы

    Рене Давид  «Правовые системы современности»

    Е.Ю. Барковская «Мусульманское право  и правовая культура» Москва, 2001

Информация о работе Мусульманкое право. История и современность