Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:49, курсовая работа
Мусульманское право – религиозное право и оно не относится к рукотворным источникам: основные правила поведения мусульманского права относятся к божественному велению, озвученному пророком Мухаммедом в результате пришедшего к нему откровения. Таким образом, вызвывает сомнение юридический характер мусульманского права.
1.введение
2.возникновение
3.источники
4.характеристика мусульманского права
5.заключение
6.список литературы
Лицо, ведавшее делами опеки; в его функции входило держание в сохранности и управление имуществом несовершеннолетнего.
Шурта (полиция) – исполнительный орган с широкими полномочиями; являлся оружием в руках правителей страны; выполнял функции дознания, активно занимался судебными делами, особенно уголовными.
Судопроизводство в мусульманском праве имеет неоторые особенности, отличающие его от процессуальных порядков, существующих у других народов. Во-первых, в нем отсутствует различие между гражданскими и уголовными процессами. Во-вторых, в процессе не было различия между истцом и обвинителем. В-третьих, в процессуальном праве ислама отсутсвовало письменное делопроизводство. В-четвертых, существовал принцип беспрерывности процеса. Обычно процесс заканчивался одним заседанием и хорошим судьей считался тот, который заканчивал поцесс в короткий срок. В-пятых, проце в исламе имеет обвинитеьый характер. Кроме того, в мусульманском праве встречаются еще некоторые особенности, отличающие его от права средневековых западных стран: процесс в исламе все время был публичным и обычно совершался в мечети. Внутреннее убеждение кади играло большую роль в решении вопросов.
Судебное решение и приговор
основаны на признании,
Дуализм судебной организации
свидетельствует о том, что
мусульманский идеал –
Мусульманское право в современном обществе.
Как уже было упомянуто, около 500 миллионов мусульман составляют большинство населения в трех деятках стран, н ни одно из этих государств не руководствуется исключительно мусульманским правом. Повсюду обычай или законодательство вносят либо дополнения, либо исправления в это право, хотя впринципе его авторитет и считается бесспорным.С мусульманским (религиозным) правом не следует смешивать позитивные правовые системы мусульманских стран, необходимо раздличать понятия «мусульманское право» и «право мусульманских стран». Гражданское общество никогда не смешиваетс я в исламе с духовным общетвом. Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, безусловно опирались на принципы мусульманского права, но в определенные эпохи, время и по определенным вопросам отходить от ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права
Даже тогда, когда фикх (наука о праве) обладал самым высоким авторитетом, не все его элкменты имели одинаковое практическое значение. В этой смеси правовых, моральных и религиозных положений, составляющих мусульманкое право, есть положения юридического порядка, предписания определенного поведения, нормы нравстевенной дисциплины. Всегда следует реальность от утопии. Отчасти в силу этой причины мусульманское право лишь частично воспринималось как корпус права.
Очевидно,
что сложившееся в Х веке
нашей эры мусульманское право
непригодно для нужд
Многие государства с
В ХIХ и ХХ веке имели место три значительнх феномена в праве мсульманских стран: вестернизация этого права, затронувшая многие его разделы; кодификация разделов, которых не коснулась вестернизация; упразднение специальных судов, призванных применять мусульманское право.
Вестернизация права. Мусульманское право всегда признавало за властями право принимать решения, направленные на установление общественного порядка, хотя это полномочие в течение многих веков использовалось очень скромно. Не омрачая теологов ислама. В последнем веке в ряде муульманских стран сложилось иное положение: это полномочие стало применяться настольько интенсивно, что привело к образованию новых отраслей. Это произошло принятием кодекса в одних странах, в других – с помошью принятия законов или судебной практики. Результат везде одинаков: за прделами персонального статуса (семья, наследование, лицо), в сферах, которые не затрагивают «священные основы», применение норма мусульманского права уступило место применению норм, заимствованных в романо-германской семье или в семье общего права. Во многих мусульманских странах оказались в результате вестернизированы конституционное право, административное право, гражданкое и торговое право, процессуальное право, уголовное право и трудовое право. Все эти отрасли сохранили лишь небольшо число норма, восходящих к мусульманскому праву.
Кодификация личного статуса Хотя кодификация предписаний, относящихся к личному статусу породила проблему, эта идея, которая с таким трудом пробивала себе путь в течtние ХIХ и ХХ веков , в конце концов восторжествовала в различных странах.
Первой кодификацией мусульманского права, которая получила силу закона и в области семейного права и наследования, был Иранский гражданский кодекс, принятый в 1927-1935 годах. Кодексы личного татуса были приняты в Сирии, Тунисе, Морокко, Египте, Иордании, Ираке и Южнном Еймене. Несмотря на все старания придать изменениям репектабильный вид путем их утверждения религиозными властями, нет сомнения в том, что эти изменения, по крайней мере в ряде стран, внели серьезнве изменения, которые не соответствовали ортодоксальному мусульманскому праву.
Упадок традиционных судов. Установивишийся дуализм судебной системы казался вполне жизнеспособным, до тех пор пока в различных странах существовали два вида самостоятельных судов для применения двух систем, совершенно противоположных по их принципиальным метожам и по самой своей природе. Одна из этих систем была основана на сравнительном праве и на разуме, а другая – на аргументации авторитета и вере. Первая система весьма подвержена изменениям, вторая не изменяема по своему существу. Однако в наши дни вторая система явно уступает позиции первой. Одни и те же судьи, число которых во многих странах увеличивается, одновременно примняют и мусульманское, и «современное» право. В Турции традиционные мусульманские суды ликвидированы с 1924 года, они прекратили свое существование и в ряде других стран: в Египте, Тунисе, Пакистане, Алжире, Морокко, Гвинее и Мали. Для применения норма современных кодексов и шариата, теперь и в этих странах приходится обращаться к юристам, получившим образование западнго образца. В некоторых арабских странах формально существуют суды кади, но они стали государственными судами, также рассматривающими споры по личному статусу, в которых обе стороны или одна из сторон не являются мусульманами. Такая перестрояка стала возможной, так как в этим странах и немусульмане при решении вопросов наследования руководствуются мусульманским правом.
Так как общественное развитие
мусульманских стран
В первую группу входят страны
с мусульманским населением, ставшие
социалистическими
Вторую
группу составляют государства,
К
третьей группе относятся
Юристы мусульманских стран еще долго будут следовать традиционным методам мышления и рассуждения, которые и в других сферах жизни присущи обществу, в котором они живут. Для полной ликвидации юридической традиции мусульманства надо реформировать не только, право, но и все общество; над оотказаться от исламской цивилизации в целом. Для полного вхождения мусульманского права в емью романских правовых систем потребуется длительный период времени.
5.В XIX в. В положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательтву, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. За мусульманским правом здесь сохранилось значение в реглулировнаии главным образом отношений «личного статуса». Историческое сужение сферы действия мусульманского права не является прямолинейной тенденцией. ВВ последние годы наряду окращением масштабов применения его горма в отдельных странах наблюдается расширение рамок его действия в других.
При этом не следует
забывать, что мусульманское право оказыввает
влияние на современное общественное
разыитие рассматриваемых стран не только
в виде системы действующих юридических
норма, но и в качестве важного идеалогичекого
фактора. Проблемам мусульманского права
придается важное значение современными
политическими движениями, выступающими
под лозунгами ислама, в которых социально-политические
аспекты становятся домимнирующими. Если
учесть, что мусульманское право традиционно
рассматривается как главное средство
практической реализации сложившихся
в исламе представлений о «мусульманском
образе жизни» и общественном идеале,
то становится понятной существенная
роль, которую отводят ему различные политические
силы при обосновании своих требований.
Роль эта оказывается неоднозначной, оскольку
зависит от характера сил и движений, использующих
мусульманское право в своих интересах.
Практика показывает, что в целом в идеалогической
борьбе мусульманское право выступает
главным образом оружием в руках консервативных
и даже прямых реакционных сил. Однако
не исчерпан до конца его положительный
потенциал, демократические возможности.
6.список литературы
Рене Давид
«Правовые системы
Е.Ю. Барковская «Мусульманское право и правовая культура» Москва, 2001
Информация о работе Мусульманкое право. История и современность