Мусульманкое право. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Мусульманское право – религиозное право и оно не относится к рукотворным источникам: основные правила поведения мусульманского права относятся к божественному велению, озвученному пророком Мухаммедом в результате пришедшего к нему откровения. Таким образом, вызвывает сомнение юридический характер мусульманского права.

Содержание

1.введение
2.возникновение
3.источники
4.характеристика мусульманского права
5.заключение
6.список литературы

Работа содержит 1 файл

kursovaia.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

       

    О юридических действиях. Прежде всего следует отметить, что мусульманское право знает различие между обязательствами и вещными правами.

     Обязательством называется такое юридическое отношение между двумя лицам, согласно которому одно лицо может быть по закону принуждено сделать или не делать, дать что-либо или исполнить что бы то ни было в отношении другого лица. Подобными обязательствами являются:

    1) возникающие  в силу постановления закона, то есть независимо от изъявления воли сторонами

    2)обязательства,  возникающие вследствие одностороннего  изъявления воли

    3)обязательства,  возникающие вследствие взаимного  изъявления воли двумя сторонам, то есть вследствие контракта  или договора 

    Обязательства также подразделются на следующие: 

    1)необусловленные  обязательства и такие, которые  зависят от условия и срока

    2)такие, в  которых с обеих сторон заинтерисовано  только одно лицо

    3)простые и  альтернативные

    4)делимые и  неделимые

    5)односторонние  и многосторонние

    Для действительности договора требуется: по крайней мере две договаривающинся стороны; добровольное согласие на заключение договора; подходящий предмет договора. Эти 3 основных условия должны существовать при заключении каждого договора, так как то, что сначала неправильно, по мусульманскому праву не может быть никак исправлено последующим подкреплением или одобрением.

    Договаривающинся  стороны должны иметь право распоряжаться  своим имуществом, к тем, кто не  имеет этого права относятся: несовершеннолетние, умалишенные, банкроты, рабы, больные, неверные, пьяные.

    Для прочности  договора требуется, чтобы обе тороны заключили его по доброй воле.

    Предмет договора должен быть определенным и надежным и находиться в гражданском обороте, в который не включены следующие  вещи: те, которые не могут принадлежать человеку вследствие их природного состояния (вода); те, котрые вследствие предписаний закона не могут подчиняться чьей-либо власти(свобода);те, которые являются общственной собственностью; нечитые вещи;неприносящие человеку пользы.

    Договор может  быть прекращен только расторжением с согласия обеих сторон, уничтожающим их силу условием,истечением срока  или исполнением обязательств обемим сторонами.

    Отдельно выделяется в мусульманском праве договор, имеющий цельюпередачу собственности, с тем, чтобы получить обратно какой-либо эквивалент в собственность, к таким договорам относятся: мена, размен денег, наем, поставка, заем, брак.

    О личном и семейном праве.  Мусульманское право всячески поощряет брак. Брак является договорм купли-продажи, который заключается между родственниками со стороны невесты и будущим супругом. Женщина при этом не была договаривающейся стороной, а составляла предмет договора. Мусульманское право знает  понятие инцеста, таким образом вступающие в брак лица не должны состоять в кровном родстве друг  с другом. Запрещен брак между свободными и рабами. Мужчина не может иметь в одно время более четырех жен, в то время как женщина не может остоять в браке в одно время более чем с одним мужем. Кроме упомянутых обычаев существует множетсво других брачных церемоний, которые различны в разных мусульманских странах.

    Законными считаются  дети, происшедшие от законного брака, а также дети, рабынь, которых  господин признал своими.  

    Об  уголовном праве. 

     Уголовный кодекс есть одно из установлений ислама, которое более всего стоит в противоречии с его оновными началами. Жнсткость, вытекающая из этого кодекса, несовместимая со всеми  современными принципами гуманизма. Некоторые наказания могут наводить на мысль, что Пророк считал основной целью наказать преступника за причененное им зло и таким образом восстановить равноправие; другие же наказания  призваны устрашить преступника, удерживая его от преступления. Преступление (джурм) состоит в совершении того, что запрещено, и неисполнении того, что приказано, будет ли это предписано законом или общественной властью.

    По мусульманскому праву преступления подразделяются на: 1) преступления против бога(Аллаха) или общества и 2) преступления против людей или частных лиц. Кроме  того существует категория преступлений, которые находятся между этими двумя группами.

    По первым группам преступлений не допукается помилование и примирение. Люди, совершившие преступления, относящиеся  к первой группе, должны быть строго наказаны. К этой категории преступлений относятся :  отступничество, преступления против правителей, имущественные преступления, употребление спиртных напитков, прелюбодияние, разбой.

    Виды  наказаний  Наказание по мусульманскому праву разделяется на следующие виды: месть, выкуп, смертная казнь, избиение камнями, отсечение рук и ног, бичевание- удары плетью, тюремное наказание, сылка и высылка, конфискация имущества, тазир – меры наказания, не предусмотренные в Коране, но устанавливаемые и применяемые в зависимости от  решения кади или имама

        Иртидад, или отступничество, считается самым тяжелым преступлением в исламе. Вероотступником является мусульманин, отвергающий истинность ислама и соединенную с ним обязательность закона; совершивший данное преступление рассматривается нравственно и граждански как мертвыйю Преступник наказывается смертной казнью с конфискацией имущества. В случае, если он признает свою вину и покается, то снова приобретает право вернуться к исламу и освободиться от наказания. Отягощающим обстоятельством является рецидив. 

    К преступлениям  против правителей относятся действия, направленные на свержение правителей и захват власти. Если главе государства  не удается предотвратить восстание  мирным путем, то он может прибегуть  к насилию вплоть до полного уничтожения преступников.

      Разбой – вооруженное нападение на мирных людей в дороге или насильное проникновение в жилище. По  учению Корана разбойник карается смертной казнью через повешение или обезглавливание, а при смягчающих обстоятельствах отсечнием руки и ноги.

       Кража (саркат) есть незаконное, тайное присвоение чужой вещи, которая в  действительности принадлежит и состоит во владении другого лица и которая находилась в свойсвенном ее ценности сохранном месте. Поэтому когда кто-либо похитит вещь, которая была вручена ему фактически, то ть злоупотребит доверием, то он не признается вором. За кражу полагается отсечениеправой руки, а за повторение ее- отсечение левой ноги. Во всех случаях хищения похититель обязан вернуть украденную вещь, а если невозможно ее вернуть, то ущерб возмещается в пределах ее стоимости. Потерпевший может согласиться на возмещение украденной вещи без уголовного наказания преступника.Вещи, не находящиеся  вторговом обороте, не могут быть украдены. Не наказывается отчуждение рабами какой-либо вещи, принадлежащей их господам, или взаимное присвоение одним супругом вещи ,принадлежащей другому; в этих случаях виновный подвергается судьей исправительному наказанию.

    Зина- прелюбодеяние. Зина является незаконным сожительством со свободными женщинами и читается в исламе одним из самых тяжелых преступлений. По учению Корана к лицам, совершившим зина, не должно быть никакого снисхождения. Прелюбодеяние, совершенное с замужними женщинами считается более тяжелым, чем с незамужними. Зина доказывается признанием сторон или показаниями четырех свидетелей. Если до этого мусульманин сосотоял в законном браке, то он наказывается избиением камнями (это наказание приводится в исполнение таким образом, что виновный закапывается до половины туловища в землю и затем избивается камнями,пока не последует смерть), если нет – ста ударами плети.  Вина может быть доказана только четырьмя свидетелями-мужчинам, поэтому строготь этих постановлений сильно умеряется.

    Казаф -публичное клеветническое обвинение женщины в прелюбодеянии – рассматривается как пеступление против бога. Объектом этого преступления является честь добропорядочной женщины. Согласно Корану преступление доказывается наличием четырех свидетелей; виновный в клевете наказывается 80 ударами плетью с вечной потерей права быть свидетелем. Преступник не освобождается от наказания, даже если просит прощения, исключая тот случай, когда оклеветанное лицо прощает виновному наказание.

    Употребление (или изготовление) вина или других опьяняющих напитков разрешено мусульманину только для улучшения здоровья в небольшом количестве. Это проступок наказывается, по мнению большинства законоведов, 40 ударами плети, если виновный будет свободным, и по крайней мере 20 ударами ,если он раб. Для установления этого проступка требуются следующие доказательства: сознание, запах изо рта и по крайней мере двое свидетелей-мужчин. В настоящее время в мусульманских странах не обращают большого внимания на преследование употребления спиртных напитков.

    Преступления  против отдельных лиц (чатсное преступление)

    Убийство делится на умышленное и неумышленное. Убийство считается умышленным, если оно совершается сознательно, а цель убийства заранее обдумана; в этом случае наказание виновного устанавливаеюся ближайшими наследниками убитого: смерть или возможноть откупиться денежным штрафом, установленным законом. Убийство  считается неумышленным в случае, когда отсутствовала его цель; в таком случае  наказанием читается выкуп, а кровная месть и смертная казнь не применяется. Убийство вследствие небрежности ли халатности признается таковым в случае, когда оно быо совершено случайно, в результате ошибки, при абсолютном отсутствии мысли об убийстве. В мусульмнском праве предусмотренв также безнаказанные убийства. Сюда относятся убийства по приказанию властей или в принудительном порядке, а также убийства, совершенные в случае необходимой обороны и крайней необходимости.

    Телесные  повреждения. В случае, ели повреждение было совершено умышленно, то дейтвует принцип раного возмездия (кавад), кроме того преступник должен уплатить диат – выкуп. Если повреждение нанесено неумышленно, то преступник выплачивает лишь диат.

    Насильственный  захват чужого имущества имеет следующие признаки: имущество должно быть вывезено из владений собственника и должно перейти во владение захватчика. За мелкие хищения полагалось суровое наказание, а захват чужого имущества не считался уголовным преступлением. В случае, когда потерпевший мог доказать свою правоту, захватчик лишь обязан вернуть захваченное имущество. Мягкое наказание этого преступления доказывает, насколько мусульманское право защищает интересы завоевателей и захватчиков.

    Процессуальное  право ислама является самой отсталой отраслью в мусульмансокм праве. В его источниках очень мало говорится о процессуальных нормах. В исламской общине, возглавляемой самим пропроком, отсутствовала судебная система. Мухаммед единолично разбирал все вопросы и споры. Пророк ислама в своем учении придает большое значение справедливому решению спорных вопросов. В главе четвертой Корана говоритя: «истинно мы ниспослали тебе это писание для того, чтобы ты судил этих людей сообразно тому, что показал тебе бог»

    Практическая  жизнь показывает, что «истина  и справедливость», о которой  пишется в Коране, никогда не осуществлялась. Под флагом этого учения арабские завоеватели совершали самые чудовищные преступления нсмотря на то, что бог и пророк предостирегали их от таких проступков.

    Состав суда. Кадий – лицо, которое разбирает  судебные споры и выносит окончательное  решение. Учение ислама придает большре  значение этой должности и сам Мухаммед был первым судьей в исламе. Не каждый может быть судьей и лица, выдвигаемые на эту должность, имели особое положение. Каждый кади назначал себе заместителя. Таким образом образовалась целая система судебных органов. Местные кади подчинялись  местной администрации, центральным органам и высшим кади. Со временем кади получили большую самостоятельность.

    Мазакка занимался  проверокй личности свидетелей. Обычно при каждом суде сущетвовали 2 мазакки.

    Касим – технический  служащий, который выбирался из среды лиц, знающих все  правила распределения имущества.

    Аван- служащие суда (их было несколько); занимались установлением  порядка в суде, приведение в исполнение его решений, принудительному приводу  в суд, тех кто отказался от явки.

Информация о работе Мусульманкое право. История и современность