Мусульманкое право. История и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Мусульманское право – религиозное право и оно не относится к рукотворным источникам: основные правила поведения мусульманского права относятся к божественному велению, озвученному пророком Мухаммедом в результате пришедшего к нему откровения. Таким образом, вызвывает сомнение юридический характер мусульманского права.

Содержание

1.введение
2.возникновение
3.источники
4.характеристика мусульманского права
5.заключение
6.список литературы

Работа содержит 1 файл

kursovaia.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

               НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

                          Экономический факультет

                          Кафедра экономики и права 
 
 
 

Студентка 4707 группы                                          Данилова Анна Валерьевна 
 

                                            КУРСОВАЯ РАБОТА

                       Мусульманкое право. История и  современность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мусульманское право. История и современность.

План:

  1. введение
  2. возникновение
  3. источники
  4. характеристика мусульманского права
  5. заключение
  6. список литературы
 
 

    1.    Мусульманское право по глубине своего содержания не выдерживает сравнения с великими правовыми системами, оставленными нам Римом или Наполеоном. Ислам (от корня салам – быть покорным богу) – это прежде всего религия, затем государство и ,наконец, культура. Мусульманское право – религиозное право и оно не относится к рукотворным источникам: основные правила поведения мусульманского права относятся к божественному велению, озвученному пророком Мухаммедом в результате пришедшего к нему откровения. Таким образом, вызвывает сомнение юридический характер мусульманского права. Термин «мусульманское право»  является лишь переводом на русский язык слова «шариат».  «Мусульманское право  отождествляется с шариатом или даже сводится только к предписаниям корана, на него распространяется также характеристика, которая дается шариату в целом,а его особенности как юридического регулятора остаются в тени» -Сюкияйнен Л.Р. «Мусульманское право», М.Наука 1986. Итак, мусульманское право есть шариат и ничего более: «Свод религиозно- правовых норм, который проник во все сферы повседневной жизни людей»1   

          Несмотря на свои тонкости, система  мусульманского права недостаточно  отшлифована, хотя и отвечает запросам трехсот пятидесяти миллионов людей, расселенных более чем на трети земного шара. Для ясности представления понятия мусульманского права следует иметь ввиду, что мусульманскик народы никогда не могли представить себег государство иначе, как в виде теократии, то есть такого учреждения, настоящей главой которого есть Высшее существо (писать ссылки на Коран или нет ???).  Поэтому причина существования государства, по их понятиям, это не потребность в нем людей, как у западных народов, а скорее воля этого Высшего существа и соблюдения служения ему, в то время как законы рассматриваются как его непосредственные повеления. Пророки, появлявшиеся в течение веков среди израильтян и арабов, постоянно действовали не только на религиозном, но также на гражданском поприще.

              Следствием этого теократического  начала было слияние воедино  понятий о праве и богослужении, которые черпались из одного  и того же источника, а   именно из священных книг, так  что юристы должны были до  некоторой степени быть в то же время и богословами, а богословы – юристами. Дальнейшим следствием этого начала была большая устойчивость а праве, которое должно сообразовываться, как это принято к нас, с потребностями общества, а ,напротив, общество должно преобразовываться сообразно с повелениями, истекшими одажды от Аллаха.

              Теократия в свом последовательном  развитии приводит неизбежно   к всемирному господству или  по крайней мере к гоподству  над всей массой верующих. Поэтому  в арабских сочинениях по государственному праву постоянно имеют ввиду время, когда весь мусульманский мир находился под управлением одного главы, багдадского халифа, так что современные государства должны устраиваться, хорошо или дурно, в согласии с этим образцом.

         Другой принцип современных европейских государств, а именно свобода богослужения и равное участие верующих всех общин в управлении, несовместен с мусульманским правом. Каким образом не признающий обязательности исходящих от Аллаха повелений может влиять на ход управления, которое прежде всего должно заботиться о соблюдении этих правил?

              При несоблюдении указанных выше  принципов становится необъяснимым, почему всякое сочинение по  мусульманскому праву должно  начинаться изложением обязанностей  человека к Аллаху и описанием внешних форм богослужения и каким образом нравственные и юридические предписания постоянно смештваются даже в той части, которая, по нашим понятиям, принадлежит собственно праву.

    2.  Мусульманское право возникло на рубеже VI-VII вв. н.э. на Аравийском полуострове. Создание этого учения связывается с именем Мухаммеда (571-632 гг.) – выходца из небогатой торговой семьи, который выступил против племенного многобожия и объявил себя Пророком единого бога Аллаха. До возникновений ислама население Аравийского полуострова,состоявшее в подавляющем большинстве из арабов, кочевавших в бедной безводной пустыне, жило в условиях первобытно –общинного строя, находившегося в стадии разложения. Особенно далеко этот процесс продвинулся в Мекке – торговом центре, лежавшем на пути в Византию. Мекка стояла на пороге образования государства: ломались племенные перегородки, рушиля родовой строй, в обществе чувствовалось огромное социальное напряжение. Внутри племен были созданы ассоциации богачей, бедняки образовывали свои ассоциации взамопомощи на межплеменной основе. В одной из них участвовал Мухаммед, нередко выступавший в роли третейского судьи по спорам между соплеменниками. Он заявил, что к нему явился посланник единого бога, Аллаха, и научил  его жить по-новому, после чего начал пропаганду своей религиозной и социальной реформы . В Коране, священной книге мусульман, в которой по преданию собраны многие проповеди Пророка,  говорится: «Мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают». Общая реакция жителей Мекки была негативной и враждебной. Сподвижники Пророка «правоверные»(то есть верующие в единого бога) нашли среду, более восприимчивую к его проповеди, в Медине. В течение 10 последующих лет Пророк оредоточил свою деятельность на объединении мусульманской общины в Медине. Пророк и его сторонник были уже достаточно сильны для того, чтобы завоевать Мекку. После покорения Мекки Мухаммед был провозглашен посланником бога и правителем Аравийского полуострова, он занимал исключительное положение законодателя, исполнителя и судьи. Этот акт означал завершение процесса становления государственности у арабов Центральной и Восточной Аравии, который привел у возникновению первого мусульманского государства  - халлифата. Поучения и практика 230летней деятельности Мухаммеда явились основой мусульманского права, важное значение для развития которого имели также акты тридцатилетнего правления первых четырех «праведных» халифов.  

3. Хронология помогает пролить некоторый свет на историю происхождения мусульманских политических концепций. Коран, сунна и тефсир (толкование Корана) образуют фундамент и первые слои; далее иджма, кияс (умозаключение оп аналогии), урф (обычай, который служит руководством там, где закон молчит или прямо ссылается на него)  и амал, не  говоря уже о монархе, добавили обльные материалы, но все здвние с самого начала было обречено на незавершенность.

Коран.     Коран, или священная Книга ислама, состоит из высказываний Аллаха и составляет для мусульман высший, основной закон; официально коран считается Конституцией государства или рассматривается как важнейший нормативно-правовой акт, имеющий силу высшего закона. Коран является не только его основой, но также и основой всей муслуьманской цивилизации.

     Много было споров о структурном характере этого документа. Одни видели в нем отпечаток влияния кочевых племен, другие – клеймо оседлого гражданина, каким являлся Пророк. Фактически же оба мнения взаимно дополняют одно другое. Первые предписания Мухаммеда были правилами великодушного буржуа и демагога: возвращение к простоте нравов, смягчение распрей между богатыми и бедными, отказ от погони за наживой, добровольное самообложение – закат – в целях искупления за недобросовестное получение денежной наживы.

        Когда же после провала такой проповеди, пришедшейся не по вкусу горожанам, среди которых ее паспространяли, проповедник был вынужден удалиться в другие края, гению божего посланника пришлось перестроить свои призывы. Теперь он стал взывать к хищнеческим инстинктам грабителей, более склонных прислушиваться к призывам о священной войне.

        Когда  Мухаммед умер в 632 году, военно-политический  строй племени оказался уже  дотаточно мощным, чтобы предпринять  завоевание огромной территории. Исламский империализм подчинялся своей внутренней логике, так как созданная Мухамедом община нуждалась  в войне как в своеобразном, скрепляющем ее цементе, а без военных побед она была бы обречена на распад.

       Лишь  через двадцать лет после смерти  Мухаммеда один из его секретарей  отредактировал Коран. Эта священная книга состоит из 114 глав, или сур, каждая из которых подразделется на стихи. Так как различные главы м стихи были сообщены в разное время при разных обстоятельтвах, то в Коране попадается множество ротиворечащих предписаний, которые не могут быть соглаованы одни  другими. Поэтому принято за правило при толкованияи Корана, что позднейшие предписания уничтожают более ранние.

      Обязательства правового характера,  часто едва очерченные в  
Коране, отвечают  не требованиям специфически юридического порядка, а велениям этического императива, которому они в основном подчинены. Меры воздействия, если они упомянуты, лишь в отдельных случаях являются карательными : верующего, нарушевшего запрет относительно вина, ростовщичества млм азартной игры, подстерегает потусторонний ад, а не земной жандарм. Таким образом Коран смешивает догматические, ритуальные и юридические вопросы.

         Ошибочным является предположение  о том, что в Коране заключается  систематическое изложение основных  начал права. Эти основные начала должны быть извлечены законоведами  из относительно немногих встречающихся в Коране постановлений, которые давались каждый раз по различным частным случаям. Законоведы, основываясь на том, что в Коране ничего не упущено, утверждали, что нет такого юридического случая, для которого нельзя бы было найти яно выраженного и подразумеваемого решения. Сокращенно излагая священную и светскую историю, Коран преподносит мечту о рае, доступ в который открвается всем ,кто соблюдает содержащиеся в Коране философские принципы, смешанные с практическими предписаниями.

       Причина  этого в том, что Коран является  для мусульман совершенно иным, чем когда-либо для других народов  были их священные книги. Так  как не только содержание Корана, но даже его форма священна и непогрешима, то любая критика не имеет места. Хотя это учение было оспариваемо в первых веках ислама, в настоящее время оно свободно признается всеми.

           В случае  когда Коран молчит  обращаются к сунне - преданиям о действиях и словах (изречениях) Пророка. Сунной называются предания, рассматриваемые в целом, а отдельное изречение называется хадис. Мухаммед, пока был жив, обычно решал вопросы, возникавшие между его последователями, своим всемогущим словом; когда же он умер, постепенно вошло в обычай во всяком случае, для которого не находилось решения в Коране, обращаться за советам к его сподвижникам с целью, чтобы они вспомнили какое-либо изречение или действие Пророка , из которого было бы ясно, как бы решил в данном случае.

       Когда с течением времени умерли сподвижники Пророка и их непосредственные ученики, то по возможности начали собирать все предания о жизни Мухаммеда. Однако ,как ни велик авторитет преданий, он прекращается, если они противоречат Корану и судья должен следовать последнему. Начиная с 9 столетия получили широкое распространение сборники хадисов : Бухари, Мулима и т.д. Вследствие противоречивости многих стихов Корана возникла даже ообая наука «наука об отменяющем и отменном». Таким образом, сунна призвана дополнять и завершать, в частности в области права, некоторые существенные недомолвки Пророка. 

Как дополнительный источник мусульманского права можно  рассматривать также тефсир -  текстуальное толкование формального закона. Пророк и его сподвижника изъянялись на реалистичном и в то же время поэтическом языке с пропуском некоторых слов. В результате игры контекста первоначальный смысл текта постоянно  меняелся и мог отражаться на производном слове, которое можно отнести к праву, обычаю или условности, что является абсолютно недопутимым для уголовного права, когда  для вынесения определения требуется абсолютная уверенность.

    На первых порах толкователь тефсира являлся  лишь простым передатчиком, строго предерживающимся традиции и не решавшимся в своем толковании выходить за рамки формулировки закона даже в тех случаях, когда она была выражена недостаточно четко. Но в дальнейшем объяснение, дополненное наличием иджмы и кияса преобразуется в определяющий элемент логического мышления в «технический способ выражения других юридических норма», а «использование в уравнении формулы, являющейся уже известной, даст возможноть найти и неизвестную»(Мийо).

    Коран и Сунна (даже истолкованные посредством  тефсира)были еще далеки от того, чтобы  содержать всеобъемлющие ответы, так как эти данные касались линь пяти-шести сотен стихов – менее чем одной пятой части священной Книги – и от двух до трех тясяч преданий. Очень скоро стала ощущаться необходимость в постороении, и почтенные лица давали фетвы - консультации по поводу случаев, не предусмотренных в священном писании. Подобные конультации оставались мнениями ,не преобретавшими силу общепризнанного значения. Мыслители решили, что в случае, когда толкование получает одобрение мусульманской общины, оно может получать силу закона. Так появился третий источник мусульманского права, основанный на догме о непогрешимости мусульманской общины в случае, когда она выносит единодушное решение (в данном случае под общиной понимается не народ, а совокупность юристов одной эпохи). иджма это "общее согласие мусульманской общины".  Для того, чтобы норма права была допущена иджмой, не обязательно, чтобы масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому чувству всех членов общества. Иджма не имеетн ичего общего с «обычаем» европейского права. Требуемое единство – это единство компетентных лиц, роль которых стоит в установлении права, - юристконсультов ислам. «Ученые- наследники пророков»; единогласное мнение докторов права, знатоков ислама, объединяющих традицию, обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или институт права, получает значение и  силу юридической истины. Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными. Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводится из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Информация о работе Мусульманкое право. История и современность