Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:49, курсовая работа
Мусульманское право – религиозное право и оно не относится к рукотворным источникам: основные правила поведения мусульманского права относятся к божественному велению, озвученному пророком Мухаммедом в результате пришедшего к нему откровения. Таким образом, вызвывает сомнение юридический характер мусульманского права.
1.введение
2.возникновение
3.источники
4.характеристика мусульманского права
5.заключение
6.список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРТВЕННЫЙ
Экономический факультет
Кафедра экономики и права
Студентка 4707 группы
Данилова Анна Валерьевна
Мусульманкое право. История и
современность.
Мусульманское право. История и современность.
План:
1. Мусульманское право по глубине своего содержания не выдерживает сравнения с великими правовыми системами, оставленными нам Римом или Наполеоном. Ислам (от корня салам – быть покорным богу) – это прежде всего религия, затем государство и ,наконец, культура. Мусульманское право – религиозное право и оно не относится к рукотворным источникам: основные правила поведения мусульманского права относятся к божественному велению, озвученному пророком Мухаммедом в результате пришедшего к нему откровения. Таким образом, вызвывает сомнение юридический характер мусульманского права. Термин «мусульманское право» является лишь переводом на русский язык слова «шариат». «Мусульманское право отождествляется с шариатом или даже сводится только к предписаниям корана, на него распространяется также характеристика, которая дается шариату в целом,а его особенности как юридического регулятора остаются в тени» -Сюкияйнен Л.Р. «Мусульманское право», М.Наука 1986. Итак, мусульманское право есть шариат и ничего более: «Свод религиозно- правовых норм, который проник во все сферы повседневной жизни людей»1
Несмотря на свои тонкости, система
мусульманского права
Следствием этого
Теократия в свом
Другой принцип современных европейских государств, а именно свобода богослужения и равное участие верующих всех общин в управлении, несовместен с мусульманским правом. Каким образом не признающий обязательности исходящих от Аллаха повелений может влиять на ход управления, которое прежде всего должно заботиться о соблюдении этих правил?
При несоблюдении указанных
2. Мусульманское право
возникло на рубеже VI-VII вв. н.э. на Аравийском
полуострове. Создание этого учения связывается
с именем Мухаммеда (571-632 гг.) – выходца
из небогатой торговой семьи, который
выступил против племенного многобожия
и объявил себя Пророком единого бога
Аллаха. До возникновений ислама население
Аравийского полуострова,состоявшее в
подавляющем большинстве из арабов, кочевавших
в бедной безводной пустыне, жило в условиях
первобытно –общинного строя, находившегося
в стадии разложения. Особенно далеко
этот процесс продвинулся в Мекке – торговом
центре, лежавшем на пути в Византию. Мекка
стояла на пороге образования государства:
ломались племенные перегородки, рушиля
родовой строй, в обществе чувствовалось
огромное социальное напряжение. Внутри
племен были созданы ассоциации богачей,
бедняки образовывали свои ассоциации
взамопомощи на межплеменной основе. В
одной из них участвовал Мухаммед, нередко
выступавший в роли третейского судьи
по спорам между соплеменниками. Он заявил,
что к нему явился посланник единого бога,
Аллаха, и научил его жить по-новому,
после чего начал пропаганду своей религиозной
и социальной реформы . В Коране, священной
книге мусульман, в которой по преданию
собраны многие проповеди Пророка,
говорится: «Мы устроили тебя на прямом
пути повеления. Следуй же по нему и не
следуй страстям тех, которые не знают».
Общая реакция жителей Мекки была негативной
и враждебной. Сподвижники Пророка «правоверные»(то
есть верующие в единого бога) нашли среду,
более восприимчивую к его проповеди,
в Медине. В течение 10 последующих лет
Пророк оредоточил свою деятельность
на объединении мусульманской общины
в Медине. Пророк и его сторонник были
уже достаточно сильны для того, чтобы
завоевать Мекку. После покорения Мекки
Мухаммед был провозглашен посланником
бога и правителем Аравийского полуострова,
он занимал исключительное положение
законодателя, исполнителя и судьи. Этот
акт означал завершение процесса становления
государственности у арабов Центральной
и Восточной Аравии, который привел у возникновению
первого мусульманского государства
- халлифата. Поучения и практика 230летней
деятельности Мухаммеда явились основой
мусульманского права, важное значение
для развития которого имели также акты
тридцатилетнего правления первых четырех
«праведных» халифов.
3. Хронология помогает пролить некоторый свет на историю происхождения мусульманских политических концепций. Коран, сунна и тефсир (толкование Корана) образуют фундамент и первые слои; далее иджма, кияс (умозаключение оп аналогии), урф (обычай, который служит руководством там, где закон молчит или прямо ссылается на него) и амал, не говоря уже о монархе, добавили обльные материалы, но все здвние с самого начала было обречено на незавершенность.
Много было споров о структурном характере этого документа. Одни видели в нем отпечаток влияния кочевых племен, другие – клеймо оседлого гражданина, каким являлся Пророк. Фактически же оба мнения взаимно дополняют одно другое. Первые предписания Мухаммеда были правилами великодушного буржуа и демагога: возвращение к простоте нравов, смягчение распрей между богатыми и бедными, отказ от погони за наживой, добровольное самообложение – закат – в целях искупления за недобросовестное получение денежной наживы.
Когда же после провала такой проповеди, пришедшейся не по вкусу горожанам, среди которых ее паспространяли, проповедник был вынужден удалиться в другие края, гению божего посланника пришлось перестроить свои призывы. Теперь он стал взывать к хищнеческим инстинктам грабителей, более склонных прислушиваться к призывам о священной войне.
Когда
Мухаммед умер в 632 году, военно-политический
строй племени оказался уже
дотаточно мощным, чтобы предпринять
завоевание огромной
Лишь
через двадцать лет после
Обязательства правового
Коране, отвечают не требованиям специфически
юридического порядка, а велениям этического
императива, которому они в основном подчинены.
Меры воздействия, если они упомянуты,
лишь в отдельных случаях являются карательными
: верующего, нарушевшего запрет относительно
вина, ростовщичества млм азартной игры,
подстерегает потусторонний ад, а не земной
жандарм. Таким образом Коран смешивает
догматические, ритуальные и юридические
вопросы.
Ошибочным является
Причина
этого в том, что Коран
В случае когда Коран молчит обращаются к сунне - преданиям о действиях и словах (изречениях) Пророка. Сунной называются предания, рассматриваемые в целом, а отдельное изречение называется хадис. Мухаммед, пока был жив, обычно решал вопросы, возникавшие между его последователями, своим всемогущим словом; когда же он умер, постепенно вошло в обычай во всяком случае, для которого не находилось решения в Коране, обращаться за советам к его сподвижникам с целью, чтобы они вспомнили какое-либо изречение или действие Пророка , из которого было бы ясно, как бы решил в данном случае.
Когда
с течением времени умерли сподвижники
Пророка и их непосредственные ученики,
то по возможности начали собирать все
предания о жизни Мухаммеда. Однако ,как
ни велик авторитет преданий, он прекращается,
если они противоречат Корану и судья
должен следовать последнему. Начиная
с 9 столетия получили широкое распространение
сборники хадисов : Бухари, Мулима и т.д.
Вследствие противоречивости многих стихов
Корана возникла даже ообая наука «наука
об отменяющем и отменном». Таким образом,
сунна призвана дополнять и завершать,
в частности в области права, некоторые
существенные недомолвки Пророка.
Как дополнительный источник мусульманского права можно рассматривать также тефсир - текстуальное толкование формального закона. Пророк и его сподвижника изъянялись на реалистичном и в то же время поэтическом языке с пропуском некоторых слов. В результате игры контекста первоначальный смысл текта постоянно меняелся и мог отражаться на производном слове, которое можно отнести к праву, обычаю или условности, что является абсолютно недопутимым для уголовного права, когда для вынесения определения требуется абсолютная уверенность.
На первых
порах толкователь тефсира
Коран
и Сунна (даже истолкованные посредством
тефсира)были еще далеки от того, чтобы
содержать всеобъемлющие
Информация о работе Мусульманкое право. История и современность