Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 01:10, реферат
Множество мифом и легенд австралийцев носит этиологический (объяснительный) характер. В них объясняется происхождение разных явлений природы, важных точек рельефа местности: скал, биллабонгов, деревьев и прочего. Все эти вещи - результат превращения предков. Такое превращение - в озеро, в птицу, и звезду - обычная развязка австралийских рассказов. И именно в этой развязке чаще всего и заключается вся «нереалистическая» часть историй, герои которых в основном ведут себя так же, как нынешние аборигены: добывают пищу, любят, обманывают, ссорятся, совершают добрые, бескорыстные и злые поступки. Для аборигенов в таких рассказах заключается истина о мире, в котором они живут, о его сотворении и существовании, а также о нравственном законе.
Но кусочки
мужчин, женщин и детей не умерли. Каждый
кусочек двигался, как червяк. Ураганы,
бури и вихри крутили и поднимали эти кусочки,
двигающиеся как черви. И эти кусочки стали
как хлопья снега. Их занесло на облака.
Облака носили их над землей. И Пунджел
оставлял их там, где хотел. Так Пунджел
рассеял людей по земле. А добрых мужчин
и женщин он сделал звездами. Эти звезды
и сейчас на небе. И каждый колдун скажет
вам, что звезды — это те, кто некогда были
добрыми мужчинами и женщинами.
Возникновение некоторых звезд и кенгуру
Племя нарриньери
У Виунгара не было отца, а была только мать. Он жил в Ровоке со своей матерью и с детства был нарюмбом, то есть «красным человеком, или Кайнгани». Это был великий охотник на кенгуру.
Однажды он забрался в камыши озера Улавар, чтобы попить. Мимо проходили две жены Непелли. Они увидели его, и он им поправился. Они влюбились в него. Они воспользовались первой же предоставившейся возможностью и пришли в его хижину. Они застали его спящим м подняли шум, подобно двум бегущим эму. Охотник тут же проснулся и бросился на то, что он принял за дичь. Женщины рассмеялись и попросили его взять их в жены. Он охотно согласился.
Естественно, Непелли пришел в ярость. Он примчался к хижине Виунгара, но никого там не застал. Непелли развел огонь в хижине и приказал ему дождаться, пока Виунгар и женщины заснут, и тогда подняться и сжечь их.
Вечером Виупгар и жены вернулись с охоты, легли па землю и уснули, но тут же были разбужены пламенем. Они выскочили из горящей хижины. Но огонь последовал за ними. Они прибежали на берег озера Лованиери, преследуемые карающей стихией. Они прыгнули в воду, и огонь не смог до них добраться.
Виунгар, испугавшись мести Непелли, нашел средство от него избавиться. Он решил отправиться на Вирре-варру и жить там. Он привязал веревку к дротику и метнул его в небо. Дротик застрял на небе, и Виунгар стал подниматься по веревке. Но дротик не удержался, так как не был зазубрен. Тогда Виунгар взял зазубренный дротик и метнул его в небо. На этот раз он достиг успеха: дротик зацепился и остался на небе. Виунгар сам поднялся по веревке на небо и поднял туда обеих женщин: созвездие, в котором три звезды, - это Виунгар и его жены.
Он сидит там, наверху, и щекочет людей своим дротиком. И когда люди храпят во сне, это значит, что он щекочет их острием своего оружия.
Прежде
чем подняться на небо, он взял гигантского
кенгуру и разрезал его на кусочки. Он
разбросал эти кусочки по бушу — так появились
нынешние кенгуру.
Возникновение Млечного Пути
Племя нарриньери
У Нурундери было четверо детей от двух жен. Однажды, когда Нурундери был в Тулурруге, двое его детей отправились в буш, на восток, и заблудились.
Прошло немного времени, и от него убежали жены. Он последовал за ними с двумя детьми, которые остались с ним. Он нагнал их у места, которое белый человек называет Энкаунтер-Бей. Он издалека увидел их и в гневе закричал:
- Чтоб воды поднялись и поглотили вас!
Воды тут же поднялись, и огромная волна с яростью пошла по холмам, догнала беглянок и поглотила их.
Непелли в это время жил в Ровоке. Наводнение было такое сильное, что Непелли пришлось втащить свой челнок на вершину холма, а оттуда переправить на небо. Утолщенная часть Млечного Пути - это челнок Непелли, плывущий по небу.
Потом Непелли тем же способом, что и Виунгар, тоже поднялся на небо.
А Нурундери тем временем отправился к Корронгу искать двух своих заблудившихся детей. В горах он встретил черного человека, сидящего у огня. Этот человек попытался с помощью колдовства помешать Нурундери продолжать путь. Нурундери пришел в ярость. И они подрались. Черный человек пронзил своим копьем пятку Нурундери. Но Нурундери посмеялся над этой раной и сказал, что она у него не одна, и пронзил черного человека копьем насмерть.
Нурундери
услышал какой-то шум в кустах. Поискав,
он нашел там двух своих заблудившихся
детей, спрятанных черным человеком,
которого он только что убил.
Возникновение огня
Племя варамунга
Два брата, принадлежавшие к тотемической группе винитонгуру (пятнистая сумчатая курица), путешествовали по стране. Однажды младший брат сказал старшему:
- Как мы создадим огонь? Давай поставим палочку одну на другую и будем так их крутить.
Но старший брат возразил:
- Нет, мы будем тереть палочки одну о другую.
И они
делали так до тех пор, пока не получили
огонь. Старший велел младшему взять
горящую палочку и нести ее. Но
так как он не привык к огню, он сильно
обжег себе руки.
Племя мара
В мифические времена жил один Какан (человек-Сокол), который узнал, как добывать огонь, потерев две палочки одну о другую. Это был Черный Какан. Он принадлежал к людям мурунгун. Он хотел, чтобы огнем могли пользоваться люди мурунгун и мумбали и не пользовались люди пурдаль и кюиал. Но мимо проходил Белый Какан, и он упрекнул Черного за его жадность. Они долго спорили. Наконец Белый Какан завладел горящей палочкой и передал ее людям пурдаль и кюиал, несмотря на то, что Черный Какан протягивал свои крылья, чтобы помешать ему.
Совсем рядом с тем местом, где спорили два сокола, росло огромное дерево. Оно было такое высокое, что касалось неба своей верхушкой. Люди имели обыкновение залезать на небо и спускаться с него по этому дереву. К несчастью, Белый Какан поджег его ветки, и оно сгорело. Таким образом, те люди, которые находились па небе, не смогли спуститься и навсегда остались там.
Пожар
распространился до самой реки Ропер.
Здесь Белый Какан бросил свою горящую
палочку. Он вернулся на то самое место,
где впервые добыл огонь, и умер.
Племя с мыса Графтон
Это было очень давно. На земле не существовало ничего, что походило бы на огонь. Вот почему Биньир-Биньир отправился искать огонь на небо. И он нашел его. Но для того чтобы его сородичи не смогли воспользоваться огнем, он спустился вниз только вечером, спрятав огонь под хвостом. Когда его спросили, удалось ли ему добыть огонь, он ответил, что нет. Но в то же время он посоветовал одному приятелю потереть одну о другую палочки из деревьев различных пород. Тот испробовал несколько пород дерева, но только сбил себе руки и наконец в досаде бросил это дело и собрался уйти. Но, внезапно обернувшись, он вдруг принялся хохотать во все горло. Биньир-Бирьир, полагавший, что его приятель глуповат, спросил его о причине этого смеха, и тот ответил:
- Ха-ха. Разве огонь не у тебя под хвостом?
Тогда Биньир-Биньир
показал ему, какие породы деревьев нужно
использовать, чтобы получить огонь.
Племена Мариба
Когда Биррал собрался
поселить людей на земле, которая была
тогда как огромная дюна, они попросили
его показать им место, где они смогли
бы обеспечить себя теплом в дневное время
и светом в ночное. Биррал ответил, что
они должны идти в том направлении, которое
он им укажет. Там они найдут Солнце и,
оторвав от него кусочек, овладеют огнем.
Они последовали его совету и в конце концов
нашли Солнце: оно по утрам выходило из
одной норы, а по вечерам пряталось в другую.
Они накинулись на Солнце, оторвали от
него кусочек и завладели огнем.
Племена Гипсленда
Было время, когда черные люди не имели огня. И им приходилось довольно нелегко: они не могли готовить себе пищу и не имели костра, у которого можно согреться в холодное время.
Огонь принадлежал
двум женщинам, очень не любившим черных
людей. Они ревниво оберегали огонь. Один
человек, который очень любил черных людей,
решился отнять его у этих женщин. Чтобы
достичь своей цели, он подружился с ними
и сопровождал их во время путешествий.
Однажды, воспользовавшись удобным моментом,
он украл палочку для получения огня и,
сославшись на какую-то причину, покинул
женщин, унося с собой огонь. Он вернулся
к черным людям и отдал его им. Сейчас этот
человек – маленькая птичка, у которой
под хвостом красное пятно, оставленное
огнем.
Племена с реки Ярра
Женщина по имени Каракарук была единственной, кто умел добывать огонь. И она ни с кем не хотела делиться своим секретом. Она хранила огонь на конце своей палки для выкапывания ямса. По Ваунг (Ворон) придумал план, как завладеть огнем. Каракарук очень любила муравьиные яйца. Ваунг собрал много-много змей и спрятал их под муравейником. Затем он предложил Каракарук выкопать яйца. Покопавшись немного, она наткнулась на змеи. Ваунг посоветовал ей убить их своей палкой. И только она ударила змей, как огонь упал с ее палки. Ваунг подобрал его и убежал. После этого Пунджел поселил Каракарук на небе. Однако Ваунг оказался таким же собственником, как и Каракарук. Он никому не хотел отдать огонь. Он, правда, готовил еду для черных людей, но самые хорошие кусочки оставлял себе. Вот почему Пунджел рассердился на Ваунга. Он приказал черным людям собраться и наказать Ваунга. Тот испугался. Чтобы спастись, он бросил в людей огонь. Каждый подобрал немного огня и ушел с ним.
Тчерт-Тчерт и Тррар взяли немного огня, подожгли вокруг Ваунга высохшую траву и сожгли его. Затем Пунджел сказал Ваунгу:
- Ты будешь вороном, который будет летать повсюду. Отныне ты больше не человек.
Что касается Тчерт-Тчерта
и Тррара, то они были тоже сожжены
и превратились в два огромных
камня, которые и сейчас находятся у подножия
горы Данденонг.
Племя бунурунг
Две женщины срубили дерево, чтобы достать муравьиные яйца. И в это время на них напало множество змей. Долгое время женщины сражались с ними, но им не удалось убить змей. Наконец одна из женщин сломала свою палку, и из нее вылетело пламя.
Ваунг подобрал огонь и убежал. Двое черных юношей - Тоордт и Тррар - решили догнать Ворона. Испугавшись, Ворон бросил огонь, и начался большой пожар.
Черные люди были в ужасе, когда Тоордт и Тррар передали им огонь. Пунджел спустился с неба и сказал черным людям:
- Теперь у вас есть огонь. Не теряйте его.
Пунджел позволил им лишь на мгновение увидеть Тоордта и Тррара, забрал их с собой и поместил на небо: они превратились в звезды. А черные люди все-таки потеряли огонь. Пришла зима. Им стало очень холодно. Они не знали, где готовить себе пищу. Им пришлось, как собакам, есть холодное, сырое мясо. Повсюду развелось множество змей.
Наконец Паллиян, тот самый, который вытащил женщин из воды, послал с неба Каракарук, чтобы она оберегала женщин. Эта добрая Каракарук была очень Красивой и большой женщиной, и у нее была очень длинная палка. Она обошла страну, убивая змей, но немного оставляла их везде. Как-то она била одну змею, и ее большая палка сломалась. Из нее выскочил огонь. Ваунг (Ворон) снова подобрал его и убежал.
Долгое время черные люди бедствовали без огня. Наконец однажды ночью Тоордт и Тррар спустились с неба и смешались с черными людьми. Они сказали людям, что Ваунг спрятал огонь на горе Нурнервун. Тоордт и Тррар отправились на вершину этой горы. Тррар вернулся с огнем целый и невредимый. Во время своего путешествия он сдирал с деревьев кору, чтобы поддерживать огонь. А Тоордт вернулся в свое жилище на небе и никогда больше не появлялся среди черных людей. Он очень сильно обжегся на горе Муннио, где разжег костер, чтобы поддержать огонь, которым завладел. Он устроил его так близко от дерева меллоан, росшего на этой горе, что оно загорелось. Говорят, что он не умер от ожогов на этой горе, а Пунджел превратил его за добрый поступок в звезду.
Добрая Каракарук
велела женщинам научиться пользоваться
палкой, которую она сломала и
из которой выскочил огонь, и никогда
не терять ее подарок. Но так как этого
было недостаточно, Тррар привел людей
на гору, где росло дерево льелвук. Из него
можно делать палочки для добывания огня.
И он показал людям, как нужно добывать
огонь. Потом он поднялся на вершину и
стал невидим.
Возникновение моря
Племя с озера Виктория
Морская вода несколько отличается от воды рек и озер и сильно отличается от воды, которая падает с неба. Когда-то, очень давно, Пунджел сильно разгневался на черных людей. Он рассердился из-за того, что они плохо себя вели. И он принялся мочиться на людей. Он делал, что непрерывно в течение многих дней и ночей, и все черные люди утонули, кроме тех, которых Пунджел пощадил. Этих последних он взял на небо, и они стали звездами.
Один мужчина
и одна женщина взобрались на дерево,
росшее на вершине горы, и спаслись от
наводнения, устроенного Пунджелом. Они
продолжили жизнь на земле, и от них пошли
все нынешние люди.
Упорядочение брачных отношений
Племя диери
После сотворения
людей братья, сестры и другие ближайшие
родственники сочетались друг другом
совершенно свободно до тех пор, пока не
стали вполне очевидны печальные последствия
этих союзов. Тогда старейшины собрались
на совет, чтобы найти средство для предотвращения
этих последствий. В конце концов они решили
обратиться к Мурамуре. И он велел разделить
племя на ветви (тотемы) и назвать их именами
одушевленных и неодушевленных предметов,
как, например, собака, мышь, дождь, гоана
и тому подобное. Члены одной ветви не
могли сочетаться браком между собой.
Им было дозволено сочетаться только с
членами других групп. Таким образом, сын
собаки не мог жениться на дочери собаки,
а мог только на дочери мыши, эму, крысы
и т.д.