Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 01:10, реферат
Множество мифом и легенд австралийцев носит этиологический (объяснительный) характер. В них объясняется происхождение разных явлений природы, важных точек рельефа местности: скал, биллабонгов, деревьев и прочего. Все эти вещи - результат превращения предков. Такое превращение - в озеро, в птицу, и звезду - обычная развязка австралийских рассказов. И именно в этой развязке чаще всего и заключается вся «нереалистическая» часть историй, герои которых в основном ведут себя так же, как нынешние аборигены: добывают пищу, любят, обманывают, ссорятся, совершают добрые, бескорыстные и злые поступки. Для аборигенов в таких рассказах заключается истина о мире, в котором они живут, о его сотворении и существовании, а также о нравственном законе.
Однажды
они вместе преследовали огромную рыбу
в озере Александрина. Нуралли вытащил
ее, а Нурундери разрезал на куски и бросил
в воду. Каждый кусок превратился в рыбу.
Так возникли различные виды рыб. Но один
вид рыбы - тинуварр (лещ) - возник другим
путем. Нурундери отправился в Тубуррунг
и обнаружил там плоские камни. Он побросал
их в озеро, и они стали лещами.
Возникновение человека и Солнца
Племя диери
Человек
и все другие существа были созданы
Луной по просьбе Мурамуры. Люди нашли
эму очень приятным на вид и решили, что
он съедобен. Но они не могли его поймать
из-за того, что он очень быстро бегал,
и из-за холода, который в те времена был
на земле. Тогда люди попросили Мурамуру
дать земле немного тепла, чтоб они могли
преследовать эту птицу и находить ее.
Мурамура услышал их просьбу. Он велел
им совершить различные обряды, а затем
создал Солнце.
Племя нарриньери
Солнце — это женщина, которая, когда отправляется спать, проходит через страну умерших. По мере того, как она приближается к умершим людям, они собираются вместе, затем делятся на две группы таким образом, чтобы оставить проход для Солнца. Они уговаривают женщину-Солнце остаться с ними, но она может остаться только на короткое время, так как на следующее утро должна вновь отправляться в путь.
За услугу, которую она оказывает кому-нибудь из них, ей преподносят шкуру красного кенгуру, в ней она появляемся по утрам.
Племя аранда
В далекие времена в стране Бандикутов Солнце вышло из земли в месте, названном Илпаринья, отмеченном сегодня большим камнем. Солнце было женщиной. Ее сопровождали две другие женщины. Все трое были сестрами с одним именем — Очирка.
Старшая
из сестер несла новорожденного ребенка.
Женщина-Солнце оставила этих двух женщин
в том месте, где они появились, и
поднялась на небо. И так она делает каждый
день. Но ночью она возвращается туда,
откуда вышла. Те, кто особо проницателен,
например колдуны, могут видеть ее там
и ночью. Женщины остались в стране людей-Бандикутов,
которые их не увидели, так как они тщательно
спрятались. И эти две женщины дали рождение
местному тотемическому центру Солнца,
к которому они принадлежали.
Племя юалаи
Долгое время Солнца не было. Только Звезды и Луна светили на небе. До того как на земле появились люди, на ней жили только четвероногие и птицы, которые были намного крупнее, чем сейчас.
Однажды Эму и Журавль, находясь на большой равнине около реки Маррамбиджи, поссорились и подрались. В ярости Журавль подбежал к гнезду Эму, схватил одно большое яйцо и изо всех сил подбросил его вверх. Оно упало и разбилось о кучу дров, которые загорелись при соприкосновении с желтком. И это пламя осветило землю, к великому удивлению всех существ, живших до этого времени в полумраке и ослепленных этим светом.
Добрый Разум, живший на небе, увидел, какой блестящей и красивой стала земля, когда разгорелось это пламя. Он подумал: хорошо бы такой огонь появлялся каждый день. И он стал это делать. Целую ночь он и его помощники собирали дрова и складывали их в кучу. Когда куча стала достаточно большой, они послали Утреннюю Звезду предупредить на земле тех, кого будет освещать огонь.
Однако Разум и его помощники нашли это предупреждение недостаточным, так как те, кто спал, не могли увидеть, Утреннюю Звезду. Они решили, что необходим какой-нибудь шум на утренней заре, который будет возвещать о приходе Солнца и будить спящих. Но они долго не могли выбрать существо, способное произнести такой шум
Наконец однажды вечером они услышали смех Кукабурры. «Вот тот шум, который нам нужен», - сказали они. И попросили они Кукабурру смеяться как можно громче каждое утро, когда Утренняя Звезда исчезает, а день начинается, чтобы его смех разбудил всех спящих. Если же он откажется делать это, то никогда больше они не зажгут огонь - Солнце, и земля снова погрузится в полутьму. Но Кукабурра согласился. Он принялся громко смеяться каждое утро.
Когда утром Разум зажигает огонь, он не дает много тепла, но к полудню костер разгорается и начинает сильно припекать. К вечеру он постепенно угасает и не остается ничего, кроме нескольких красных угольков. Наконец гаснут и они, за исключением совсем немногих, которые Разум укрывает облаками, чтобы назавтра иметь возможность снова разжечь костер.
И если
бы Кукабурра отказался возвещать
о восходе солнца, люди бы исчезли
и земля снова бы погрузилась
во тьму.
День и ночь
Племя с озера Виктории(виимбаио)
Сначала Солнце никогда не ложилось спать. День длился без конца. И люди заскучали. Нуралли задумался. Наконец он решил, что Солнцу следует исчезать через определенные промежутки времени. Он обратился к Солнцу с такими словами: «Солнце, Солнце, горит твой лес, горит твоя внутренность, и ты опускаешься».
И тогда
Солнце (так как оно дает тепло, ему необходимо
топливо для огня) спустилось вниз, чтобы
обеспечить себя топливом.
Племя варамунга
Сначала человек-Луна из страны варамунга путешествовал но земле. Однажды во время своих блужданий он расположился на берегу биллабонга, у подножия хребта Мерчисон. Он увидел следы женщины-Бандикута, но саму женщину он увидел только утром: она проходила недалеко от его стоянки. Он позвал ее, и она откликнулась. Тогда он крикнул:
- Не говори издали. Подойди ко мне. Откуда ты идешь?
Женщина подошла. Они уселись рядом и начали разговаривать.
Тем временем вблизи от них два сокола узнали, как добывать огонь. К несчастью, они подожгли землю, и огонь стал приближаться к людям. Женщина сказала:
- Посмотри,
огонь уже совсем рядом.
И человек-Луна ответил:
- Не спеши, огонь еще далеко.
Но
пока они спорили, огонь окружил
их и сильно обжег женщину. Человек-Луна
вскрыл себе вену и кровью окропил женщину.
И она вернулась к жизни. Затем они оба
поднялись на небо.
Племя аранда
В далекие времена человек-Поссум нес Луну на своем щите, когда шел на охоту за поссумами, служившими ему пищей. Днем оп прятался в расщелинах скал. Однажды ночью случайно пришел на это место человек Зерно. Он увидел, что на земле что-то блестит. Это была Луна: человек-Поссум оставил ее на своем щите, чтобы забраться на дерево, на котором сидел поссум.
Человек-Зерно схватил щит с Луной и кинулся бежать. Человек-Поссум спустился с дерева и погнался за вором, но безуспешно.
Потеряв надежду догнать его, оп пришел в ярость и закричал:
- Этот вор не сможет завладеть Луной. Она будет подниматься па небо каждую ночь, чтобы светить.
Луна
тут же оставила щит и поднялась
на небо. Там она и живет с тех пор.
Племя аранда
Давно, когда еще на небе не было Лупы, умер и был похоронен один человек-Поссум. Через некоторое время он вышел из своей могилы, приняв облик мальчика. Люди из его племени, увидев его, страшно испугались и разбежались. Он последовал за ними, крича:
- Не бойтесь, не бегите, а то вы умрете навсегда. А я умру, но воскресну на небе.
И он вырос и состарился. Потом он умер, но воскрес в облике Луны. И с тех пор он продолжает периодически умирать и воскресать. Но люди, которые разбежались, умерли навсегда.
Если
человека-Луну не видно на небе, значит,
он у своих двух жен, которые обитают далеко
на западе.
Племя диери
Два молодых Мурамура рассердились на своего отца, старого Мурамура Нганто-варрина, за то, что он собрал немого нарду, но не дал им. Однажды отец увидел, что они делают длинные деревянные крючки для доставания червяков из коры эвкалиптов. Сыновья сказали отцу, что они нашли дерево с множеством таких червяков. Тогда старый Мурамура сам полез на это дерево, чтобы завладеть червяками. Когда он залез на него, сыновья начали подзадоривать его подняться еще выше. В то же время дерево под действием их колдовства стало расти и расти. Они развели под деревом огонь, и его пламя устремилось вверх. Братья увидели, что пламя подбирается к старому Нганто-варрина, и один из них бросил ему со своим бумерангом звериную шкуру, чтобы он смог закрыться от него.
Нганто-варрина стал Луной и теперь всегда находится на небе. И люди племени диери говорят, что темное пятно на Луне — это часть его тела, которую старый Мурамура прикрыл звериной шкурой.
Много лун
Племя из района Булия
Это было очень давно, когда черный человек был индюком. Оп сильно поранил себе ступню и лодыжку и спросил у женщины-Какаду, где находится ближайший родник. Она ему ответила:
- Здесь нет воды.
Затем он спросил у Зеленого Попугая, не знает ли он, где есть вода. А нога его распухала все больше и больше. Но Зеленый Попугай ответил, что не может ему помочь.
Индюк обращался к Ворону, Черному Колдуну, Орлу, Луне, белому доктору и даже злому духу. По все они отвечали, что не могут ему помочь. Наконец он в отчаянии обратился к Земляному Червю. Тот сразу же согласился помочь, вгрызся в распухшую йогу, прогрыз дыру в больном месте, высосал весь гной и вылечил Индюка.
Это стало причиной для совершения грандиозного обряда, в котором приняли участие Буревестники, Белые и Черные Какаду, Сорокопуты, Сороки, Поссумы, Бандикуты и т. д. Когда Индюк, Земляной Червь, Облака и Небо, которые тогда жили на земле, встают, все
поют:
- Вот кого поднял наш брат.
И действительно,
именно в этот момент двое людей-животных
поднимались в воздух. Но чтобы те, кто
оставался внизу, всегда помнили о подвиге
Земляного Черни, он регулярно, каждый
месяц, посылает новую Луну. 'Гак как Луна
- его брат, то он (Луна), так же как Червь,
проделывает подъемный проход, поднимается
высоко в небо, потом опускается и умирает.
У Земляного Червя очень много братьев,
поэтому каждый месяц он отправляет другую
Луну.
Лунное сияние
Племя нунгабура
Мурегу долгое время жил совсем один вдали от своих близких. Он воспользовался этим, чтобы сделать множество бумерангов, дубинок, дротиков и мешков из шкурок поссума. Зубами поссума он вырезал рисунок на своем оружии, раскрасил шкурки и крепко сшил их веревочками из шерсти поссума, продетыми в иглу, сделанную из маленькой косточки ноги эму. И когда Мурегу оглядел плоды своей работы, он почувствовал гордость.
Однажды ночью Балу (Луна) пришел к нему и сказал:
- Одолжи мне несколько твоих мешков из шкур поссума.
- Нет, не дам.
- Тогда дай мне один.
- Нет, не дам.
Осмотревшись вокруг, Балу увидел разукрашенное оружие и сказал:
- Хорошо, Мурегу, тогда дай мне что-нибудь из твоего оружия.
- Нет, я никогда не дам чужому то, что сделал сам.
- Хорошо, - сказал Балу, - мне холодно. Дай мне одну из твоих шкур поссума.
- Я тебе уже сказал, - ответил Мурегу, - я никогда не отдам своих шкур.
Балу
больше ничего не сказал, но разозлился
и нарезал коры, чтобы сделать хижину.
Хижина была готова, и Балу укрылся в ней.
И тогда начался дождь. Он лил до тех пор,
пока вся страна не была затоплена. Мурегу
утонул. Его оружие уплыло далеко и потерялось,
а его шкуры поссумов сгнили.
Рассеивание людей и возникновение звезд
Одно из племен озера Виктория
Было время, когда в некоторых районах земли существовало много мужчин и женщин и они были очень злые. Пунджела это чрезвычайно раздражало. Он пришел в ярость, когда увидел, что людей так много и они так злы. Он вызвал неистовые бури.
На равнинах поднялся страшный вихрь, а в горах от ураганов валились деревья. Пунджел спустился, чтобы взглянуть на мужчин и женщин. Он не разговаривал ни с кем из них. У него был огромный нож, с которым он приходил на стоянки и рубил па мелкие кусочки мужчин, женщин и детей.