Классификация новых религиозных движений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 23:01, реферат

Описание работы

Термин «новые религиозные движения» ввела в оборот английский социолог Айлин Баркер во второй половине ХХ века. Новые религиозные движения, современные нетрадиционные культы, религии Нового века, внеконфессиональные, неканонические верования, альтернативные культы, молодежные религии – это религиозные явления в Европе и США в 1960–1970-е года. К этому времени страны Запада достигли значительного благополучия, трудности, связанные со второй мировой войной, остались в прошлом. Однако молодежные движения 1960-х годов показали, что подрастающее поколение уже не устраива

Работа содержит 1 файл

Религия.docx

— 42.06 Кб (Скачать)
  1. Классификация новых религиозных движений

Термин «новые религиозные  движения» ввела в оборот английский социолог Айлин Баркер во второй половине ХХ века. Новые религиозные движения, современные нетрадиционные культы, религии Нового века, внеконфессиональные, неканонические верования, альтернативные культы, молодежные религии – это  религиозные явления в Европе и США в 1960–1970-е года. К этому  времени страны Запада достигли значительного  благополучия, трудности, связанные  со второй мировой войной, остались в прошлом. Однако молодежные движения 1960-х годов показали, что подрастающее поколение уже не устраивают традиционные христианские ценности, которые не дают ответы на волнующие вопросы. Это  выразилось в своеобразном молодежном бунте, отрицании общества потребления, технократизма, бездушия цивилизации. Можно назвать движение «новых левых», «сексуальную революцию», пацифизм, движение хиппи, обращение к новым религиозным культам. Сказался здесь и консерватизм официальных религиозных организаций, их неповоротливость и закостенелость.

Особенности и классификация  новых религиозных движений состоят  в следующем. В данных системах отсутствует  строго разработанное вероучение, структура  этих организаций нередко иерархическая, с жестким авторитаризмом  харизматического лидера. Просматривается оппозиционность официальным ценностям и идеалам и отстаивающим их церковным организациям. Культ довольно часто коллективный, сопровождается психологическим манипулированием, психотерапией, особое внимание уделяется новичкам, их адаптации в общине. Подобные организации, как правило, - мощные межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют филиалы во многих странах.

1. Неоориенталистские культы: «Международное общество Сознания  Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский  центр», «Миссия божественного света», учение  Махарай Джи, «Трансцендентальная медитация», «Аум Синрике» («Алеф») и др.

Родословная этих направлений  находится на Востоке (лат.orientalis –  восточный), они являются модернизированными вариантами индуизма и буддизма. Адептам  этих культов предлагается мистический  путь освобождения (пробуждение в  человеке имманентного божественного  начала). Сущее представляется иллюзорным, а за ним находится истинная божественная природа, которая несет гармонию и справедливость. Задача верующего  – через медитацию слиться  с этой подлинной природой. Медитация  – это чтение мантр (специальных  слов, сочетаний звуков, которым  придается мистический смысл). Вероучительные особенности отодвигаются на второй план, а на первом – следование истинному  пути, личный опыт, конкретный авторитет  учителя (гуру).

2. Неохристианские объединения:  яркая особенность XX века — религиозное возрождение. Пестрота современного богоискательства, охватывающего все континенты. На сегодняшний день соседствуют наряду с традиционными религиями порядка 28700 иных учений и культов. Большая доля НРД – это неохристианские движения, в основном протестантского толка. Под протестантизмом (от protestas лат. – возрождающий) понимают, во-первых, историческое движении за обновление учения и практики католицизма, инициированное М.Лютером (1483), а во-вторых, христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерализация церковной иерархии; упразднение ряда таинств (миропомазания, исповеди и рукоположения). Со второй половины XIX — начала XX в. в стране распространились такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты. В наши дни появились пресветериане, Армия спасения, Новоапостольская церковь, Церковь Христа, мормоны, методисты. Число протестантских организаций исчисляется сотнями и постоянно увеличивается в силу того, что протестантизма предполагает свободу в интерпретации Слова Божьего

3. Сайентологическое  направление: «Церковь сайентологии»  («Гуманитарный центр Хаббарда»), «космические религии» («Общество  Аэтариус»). Подчеркивается связь  Земли и высших космических  сил, «космического разума». Физическим  приборам приписывается мистическое  значение, утверждается возможность  регистрации или даже измерения  воздействия на физическую, биологическую  природу неких неизвестных и  таинственных высших сил. В мистическом плане объясняется непознанное в психике и окружающем мире при частом использовании научной терминологии (сциентизм, лат. scientia – знание, наука).

4. Новая магия  и спиритизм. Наряду с традиционной  магией предлагаются новые магические  учения и системы, наблюдается  синтез восточных и западных, древних и современных традиций, спонтанное творчество новых  колдунов и гадателей. Примером  может служить учение Карлоса  Кастанеды, основанное на мифологии  мексиканских индейцев, в котором  практикуется в качестве культового  действия употребление растительного  наркотика, добываемого из определенного  вида кактуса.

5. Оккультизм, учения типа экологии духа и школа Нью-Эйдж. Для них характерна оккультно-мистическая направленность и наукоподобные объяснительные схемы и понятия (энергия, эволюция и т. п.): теософия, астрология, спиритуализм, мантика (системы гаданий "И Цзин", "Таро" и др.), вуду (см.), масоны и т. д.

Нью-Эйдж -уховное движение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в Европе. Учение Нью Эйдж – это синтез йоги, оккультизма, теософии, пантеизма и различных религиозных верований. Большое внимание придается личностным переживаниям человека. Основная цель Нью Эйдж – достижение духовной зрелости посредством становления осознания божественной природы и овладения спиритуальными техниками. Последователи Нью Эйдж верят, что переход от астрологического века Рыб, в котором мы живем, к веку Водолея приведет к изменению мира и человека. Мировая культура века Рыб имеет антропоцентричный, аналитичный, рациональный, патриархальный и европоцентричный характер. Век Водолея будет строиться на космоцентричном, синтетичном, мистичном, феминистичном и полицентричном мировоззрении. На смену таким религиям, как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство и др., которые несут человечеству только часть Истины, придет синтетичная духовность – основная характеристика качественно новой эры, эры Водолея. В настоящее время в мире существует более 5 тыс. религиозных групп Нью Эйдж, которые представляют учения различной направленности (3).  

6. «Сатанинские группы». Приоритет отдается злу и насилию, общению с демонами и сатаной. В качестве примера можно назвать «Церковь Сатаны», которая сознательно называет себя носителем зла и антиподом христианства. Все, что в христианстве считается злом и грехом, здесь приобретает культовое значение и служит предметом поклонения. Исполняется черная месса, используются черные свечи, Библия читается в обратном порядке, алтарем служит тело обнаженной женщины (в христианстве женщина не допускается в алтарь), практикуются половые сношения с «сатаной», принесение жертв, в качестве символов используются перевернутый крест, число «666».

7. Неоязычество: друиды, виканская религия, ведовство и т. п. Часто идеология неоязычества используется в учениях ультраправых религиозно-политических организаций ("Новый Акрополь", церковь "Нави", движение "К богодержавию").

8. В основе синкретических движений лежат эклектично объединённые элементы западных и восточных религиозных систем. Приверженцы некоторых из этих течений признают основные религии мира лишь как разные пути к одному Богу, но только свою религию считают наиболее истинной, способной преодолеть конфессиональные расхождения и объединить все религиозные традиции. К синкретическим движениям принадлежат Вера Бахаи, Церковь Объединения, Белое братство, Аум Синрикё, Церковь Последнего Завета[17].

Между группами нет четких границ. Так, «Трансцендентальная  медитация», учение Махариши Машеха Йоги можно отнести и к сайентологическим  культам. «Церковь сайентологии» Хаббарда несет в себе некоторые идеи буддизма, к примеру, нирваны. Неохристианские  культы используют медитацию и магию  из восточных религий.

 

 

 

 

 

 

Сайентология

 В саентологии два течения — Церковь саентологии и Свободная зона. Наиболее известна Церковь Саентологии (ЦС), существующая с 1953 года и обладающая рядом преимущественных прав на наследие Хаббарда. Свободная Зона выделилась из Церкви саентологии в результате раскола в начале 1980-х годов и не признаётся Церковью саентологии как исповедующая саентологию.

Сайентология (от лат. scio – "знать" и греч. logos – "слово", "учение", букв. "знание о знании") – учение, построенное на концепции изучения человеческого духа и работы с ним. Сами последователи называют свое учение религией, хотя многие исследователи не согласны с таким названием.

Основатель М.С.Ц. – Лафайет  Рональд (Рон) Хаббард (1911–1986), опубликовавший в 1950 г. книгу "Диaнетика: современная  наука душевного здоровья", которая, по сути, положила начало движению. Диaнетикa (от греч. dia –  "через" и nous – "душa", "разум", букв. "то, кaк разум  влияет нa тело") – технология, которая  помогает человеку избавиться от нежелательных  ощущений и эмоций, от болезней и  стрессов, служащих причиной болезней. Основная идея учения заключается в  том, что мир обречен на уничтожение, и единственным путем ко спасению является путь, предложенный Роном  Хаббардом и изложенный им в "Дианетике".

Саентология  учит, что  человеческое сознание включает в себя "аналитический" ум и "реактивный" ум, хранящий записи болезненных событий ("инграммы"). Избавившись от "инграмм" можно устранить психологические  проблемы и стать свободным от физических и умственных расстройств. По мнению последователей, Саентология  помогает человеку справиться с негативными  обстоятельствами, делая его, тем  самым, сильнее.

"Тетаны" – жизненные  энергии, обладающие сверхъестественными  возможностями, могут существовать  вне физического тела во Вселенной  и за ее пределами. Цель человека  состоит в том, чтобы достигнуть  состояния полной душевной свободы  ("действующий тетан"), т.е. более  высокого уровня существования,  являющегося, по сути, ключом к  персональному бессмертию.

«О́дитинг» (англ. auditing, от латинского audire — «слушать») важнейшая практика в Саентологии, представляет собой общение один на один клиента («преклира») с саентологическим консультантом («о́дитором»), в рамках «точно определенной» (то есть стандартизованной) процедуры. В процедуре одитинга одитор просит преклира ответить на стандартизованные вопросы, которые подаются преклиру строго выверенным образом. Подразумевается, что преклир должен быть желающим и заинтересованным участником, понимающим смысл вопросов, и тогда процессы будут проходить быстро и гладко. Саентологи утверждают своим адептам, что не используют в одитинге внушение (методы гипноза и т. п.), но психологическая экспертиза данного метода явственно свидетельствует, что одитинг содержит в себе форму командного гипноза.

Цели саентологии

Согласно заявлению Хаббарда :

Цель Саентологии заключается  в том, чтобы сделать человека способным жить лучшей - согласно его  собственной оценке - жизнью, жить вместе с другими и играть в лучшую игру.

Л. Р. Хаббард

Цивилизация, в которой  нет безумия, преступности и войны, где способный может процветать и где честный может иметь  права, где человек свободен подняться  до бо́льших высот, — это то, что представляют собой цели Саентологии.

Л. Р. Хаббард

Первая «Церковь саентологии» была открыта в г. Вашингтоне в 1955 году.

Наибольшее распространение  саентология получила в США, где  живут большинство последователей Церкви саентологии. Также есть несколько  сотен представительств (церквей  и организаций, предоставляющих  саентологические услуги) в Европе и Азии. Некоторые артисты Голливуда известны тем, что являются приверженцами этого учения (наиболее известными саентологами являются Том Круз и Джон Траволта).

 

 

Космическая опера  в саентологии

Л. Рон Хаббард использовал термин из научной фантастики «космическая опера» для обозначения части саентологического учения, описывающей реально существующие (по мнению саентологов) внеземные цивилизации и их вмешательство в жизни землян. После смерти Хаббарда в 1986 году, Церковь саентологии объявила, что он покинул своё физическое тело и сейчас находится «на планете в соседней галактике». Эти элементы учения часто используются критиками саентологии с целью продемонстрировать её абсурдность.

Согласно базовому убеждению  саентологии, человек является бессмертным  духовным существом, называемым тэтан, и это существо в настоящий момент застряло на планете Земля в «теле из мяса». У тэтана было множество прошлых жизней, и в саентологии считается, что до появления на Земле тэтан жил во внеземных цивилизациях. События, включающие межгалактические путешествия, звездолёты, внеземные цивилизации, межзвездные конфликты и войны, считаются реальностью в саентологии.

Хаббард говорил, что космические оперы как жанр научной фантастики — это результат бессознательных воспоминаний реальных событий, произошедших миллионы лет назад.

Элементы космической  оперы были в саентологии практически  с самого начала: в 50-х годах Хаббард  писал и читал лекции о таких  цивилизациях, как Хелатробус (англ. Helatrobus),[186] Espinol и Arslycus, а в 60-е годы он рассказал о Галактической Конфедерации Ксену.

В Свободной зоне элементы космической оперы также занимают видное место. По словам Билла Робертсона, основополагающий «Декрет Свободной зоны» был передан на Землю из космоса

Понимание природы  Бога

Бог представляет из себя нечто бесконечное. Саентологи именуют Бога «Высшим существом», «Всс Тэта» и «Творцом Бытия». В целом у саентологов нет никакого чётко изложенного в символе веры понимания личной природы Бога, как у христиан, и подобные вопросы оставляются на рассмотрение каждым членом саентологии по своему вкусу.

Понимание природы  Иисуса Христа

В саентологии ссылка на личность Иисуса Христа занимает относительно мало места, поскольку он сам не рассматривается  ими, как Богочеловек и Спаситель. Крестная смерть Иисуса Христа рассматривается, лишь как образное торжество духа над материальным телом и приоткрытие завесы над новым истинным пониманием природы человека. Сама же божественность Христа в саентологии прямо отрицается и он рассматривается как самый обычный человек как и, например, Будда.

Саентология как  коммерческое предприятие

Церковь саентологии и  связанные с ней организации  владеют большим количеством  недвижимости по всему миру, её стоимость  предположительно составляет сотни  миллионов долларов.[28][144] Хаббарда обвиняли в том, что религиозная сторона саентологии — всего лишь средство для ухода от уплаты налогов и от ответственности за ложные обещания медицинского характера.

Информация о работе Классификация новых религиозных движений