Основные классификации политических режимов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение классификации политических режимов.

Основные задачи:

1.Исследовать литературу по теме исследования.
2.На основе теоретического анализа темы систематизировать знания о понятии политического режима.
3.Рассмотреть сущность и специфику основной классификации политических режимов.
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

Введение 3
1. Понятие политический режим 4
2. Основные классификации политических режимов 7
2.1 Некоторые виды классификаций политических режимов 7
2.2 Демократический политический режим 8
2.3 Авторитарный политический режим (авторитаризм) 13
2.3 Тоталитарный политически режим (тоталитаризм) 18
2.4 Либеральный политический режим 24
2.5 Другие политические режимы 26
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Реферат ТГП.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И  ПРАВА 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Дисциплина  «Теория государства и права» 

Тема: «Основные классификации политических режимов» 
 
 
 

                  Факультет: Юридический 

                  Студенки  дистанционной 
                  формы обучения

                  Группа  № ЮЗВДс+в7.1/0-10

                  Лагутовой Яны Александровны 
                   
                   

Москва 2010

 

Содержание 
Введение

     «Основные классификации политических режимов» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

     Актуальность  данной темы обуславливается тем, что политический режим (в самом общем плане) - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени.

     Целью работы является рассмотрение классификации  политических режимов.

     Основные  задачи:

  1. Исследовать литературу по теме исследования.
  2. На основе теоретического анализа темы систематизировать знания о понятии политического режима.
  3. Рассмотреть сущность и специфику основной классификации политических режимов.
  4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

     Основным  методом достижения поставленных целей  является изучение учебной литературы по теории государства и права.

 

      1. Понятие политический  режим

     Термин  «политический режим» появился в 1960-1970 гг. В юридической литературе отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим».

     Некоторые авторы считают, что политический режим  является одним из элементов формы  государства. «Под формой государства понимаются организация политической власти в государстве, взятая в единстве ее трех основных элементов (или сторон) – формы правления, формы государственного устройства и политического режима». В. С. Петров вводит термин политический режим в триаду формы государства.

     Понимая так форму государства, он дает определение её трех элементов: Форма правления – это организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма государственного устройства – это административно- территориальная и национально-государственная организация власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи составных частей государства и их органов между собой и с государством в целом.

     Политический  режим – это конкретное проявление государственной организации, выражающаяся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе.

     Другие  авторы политический режим к одному из элементов формы государства не относят. Под формой государства понимается в широком смысле образ правления и государственное устройство, а в узком смысле – только форма правления.

     Первая  точка зрения стала ведущей в  теории государства и права.

     Необходимо  заметить, что при характеристике формы того, или иного государства, полный ответ можно дать лишь тогда, когда мы рассматриваем форму государства учитывая все три элемента вместе, т.е. форму правления (организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением), форму государственного устройства (территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями) и политический режим (методы и способы осуществления государственной власти). Из этого следует то, что без рассмотрения политического режима, нельзя до конца понять, форму того или иного государственного образования.

     С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или  иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием.

     По  определению Юридического Словаря  политическим режимом называют «в науке  конституционного права понятие, обозначающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политической власти». Не существует единой типологии политических режимов. Характер политического режима  никогда прямо не указывается в Конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

     Исторические  типы государств, как правило, не совпадали  с типами политических режимов. Так  в рамках одного и того же типа государства  и одной и той же формы правления  могли существовать разные политические режимы. Например, Афинское и Римское  государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга. «В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

     В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. О характере режима, существующего в той или иной стране, могут свидетельствовать разнообразные факторы. Однако наиболее важны из них следующие:

  • способы и порядок формирования органов государственной власти;
  • порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений;
  • степень гарантированности прав и свобод граждан;
  • роль права в жизни общества и решении государственных дел;
  • место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;
  • основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

     Из  выше сказанного можно сформулировать следующие определение: политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

 

      2. Основные классификации  политических режимов

     2.1 Некоторые виды классификаций политических режимов

     Первые  классификации того, что мы сейчас называем политическим режимом, были предложены античными «отцами» политической науки Платоном и Аристотелем. Платон разработал нисходящую (деградирующую) классификацию режимов. От идеального государства, в котором власть принадлежит мудрецам–философам, через ряд промежуточных форм (тимократия, олигархия, демократия), к тирании, худшему из режимов, основанному на узурпации власти одним лицом — тираном, и тотальном подавлении свободы. Однако более известна классификация его младшего современника Аристотеля, отличающаяся простотой и логичностью. В зависимости от двух критериев, количественного состава верховной власти и результатов ее деятельности, Аристотель выделил шесть основных типов политических режимов.

     Классификация политических режимов  по Аристотелю

Властвует

в пользу:

Общего  блага

управляемых

Личного блага

правителей

Один Монархия Тирания
Несколько Аристократия Олигархия
Все (или  как можно больше) Хорошая демократия (политейя) Плохая демократия

Общепринятой  сейчас является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества. Современные взгляды на характер политического режима, исходят из наличия двух всеобъемлющих типов: автократии (общество отстранено от принятия политических решений) и демократии (политические решения принимаются коллективно).

     Приступая к подробной характеристике политических режимов, необходимо помнить, что политических режимов очень много,так как на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов, можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от политических режимов других государств. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические политические режимы». В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности по большей или меньшей степени демократизма. Таким образом, наиболее значительные из  политических режимов следующие четыре:

  • демократический,
  • авторитарный,
  • тоталитарный,
  • либеральный.

     Именно  эти четыре политических режима необходимо выделить в отдельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.

     Хотя  тоталитарный политический режим считают крайней формой авторитарного, необходимо рассмотреть его как отдельный политический режим. Тоталитаризм явление особенное и важное, а поэтому и рассматривать его необходимо тщательно и отдельно от других режимов. Все политические режимы, в той или иной мере зависят друг от друга, т.к. в всегда возможны трансформации одних режимов в другие.

     2.2 Демократический политический режим

     Демократия («democratia») с греческого – народовластие. Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

     Упрощенное  понимание демократии как власти народа не отражает современное содержание этого термина. Дело также не столько в том, что прямая, непосредственная демократия повсеместно уступила место представительной демократии. А она явление новой истории, она есть продукт формационного перехода от докапиталистических форм общественного устройства к капиталистическим.

     Демократический режим - это режим, основанный на признании  принципа равенства и свободы  всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

     В демократическом государстве народ  является источником власти. И это  становится не просто декларацией, а  фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом  государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

     Демократическое общество характеризуется развитием  ассоциативных связей на всех уровнях  общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности.

     Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют  в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль над исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участи в решении общественных дел (самоуправление, саморегулирование), а также контроль над исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

Информация о работе Основные классификации политических режимов