Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 22:57, контрольная работа
Ислам (араб. الإسلام – «мир», «покорность», «предание себя Богу») является одной из наиболее распространённых религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по разным оценкам, от 1 до 1,6 млрд. человек. В 48 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах, среди которых Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, ислам признан государственной или официальной религией.
Введение……………………………………..………………...…….……...… 2
Ислам на территории России в своём историческом развитии ………..
Дербент – первый исламский центр на территории России……......
Исламизация Волжской Булгарии……...………………………….…
Ислам в период существования Золотой Орды…………………......
Сложный этап для российского мусульманства (середина XVI – конец XVIII вв.)………………………………………………………..
Новая веха развития ислама в России (конец XVIII – начало XX вв.)………………………………………………………………………
Ислам в условиях Советской власти…………………………………
3
3
4
5
6
7
8
Ислам в Российской Федерации………………………………………….
Основные тенденции развития ислама в ХХ веке…………………..
Ислам в современной России….…………………………….………..
Основные направления активизации ислама России……….……...
Духовные управления российских мусульман…………….………..
Мусульманские общественные организации………………………..
Международные исламские организации в России…….……….…..
Исламский фундаментализм в России…………………………….…
9
9
9
11
13
14
15
15
Законодательное регулирование деятельности религиозных объединений.…………………………..………………………………….
17
Заключение…………………………………………………………………… 19
Список использованной литературы…..……………………………………. 20
За
последние десятилетия
Начало исламского возрождения в России по времени совпало с появлением в Москве посольства Саудовской Аравии. Создание официальной саудовской миссии позволило Всемирной Исламской Лиге (Саудовская Аравия) оказать непосредственное финансовое, организационное и духовное содействие исламским организациям в России. Посольство привлекло для работы в России различные саудовские фонды и организации. В Москве и других городах были открыты филиалы фондов «Ибрагим бен Ибрагим», «Ахмед Аль Дагестани», «Организация исламской солидарности», медресе имени короля Фахда, «Общество Шамиля» и т. п.
В последнее время на территории России отмечается значительная активизация миссионерской деятельности духовенства Ирана, Турции, Сирии, Иордании и ряда других государств. Одним из социальных следствий этой деятельности может явиться общее усиление исламского фундаментализма на Северном Кавказе, а также в других регионах Российской Федерации.
В период 1992-1994 годов на территории Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостана и Дагестана с помощью саудовских исламских организаций были созданы молодёжные лагеря для изучения основ мусульманской религии. В них преобладала пропаганда фундаменталистских течений ислама.
Общины, находящиеся под влиянием фундаменталистов, появились в последние годы не только на Северном Кавказе, но и в Поволжье, в Татарстане, в Сибири, в некоторых других регионах. Российские сторонники данных направлений ислама наиболее политизированы. Они разделяют идеи построения исламского государства и утверждения шариата. Считают необходимым выход «мусульманских» регионов из состава Российской Федерации и образование ими конфедеративного или федеративного государственного образования с ориентацией на исламские страны.
Пантюркистские идеи воссоздания «государства Великого Турана», охватывающего территорию современных исламских государств Азии, Ближнего и Среднего Востока, разделяют некоторые организации и националистические движения Северо-Кавказских республик, Южной Осетии и Абхазии. Распространение данной идеологии может способствовать возникновению антагонизма в отношениях между различными группами населения и конфессиями российского общества.
Следует учесть, что Россия не имеет устойчивого социального иммунитета против исламского экстремизма и наработанных в новых условиях опыта и практики противостояния ему. Также недостаточно разработаны законодательная база и механизмы правового противодействия. Социальный опыт развития исламского фундаментализма свидетельствует о том, что наиболее эффективной формой противодействия ему может быть поддержка различных форм исторического ислама.
После
столкновений в мае 1997 года ваххабитов
с традиционалистами в
По словам учредителей КЦМСК, они пытаются «воспрепятствовать силам, стремящимся отделить Северный Кавказ от России». На заседании Центра муфтий Дагестана и глава ДУМД Ахмад- хаджи Абдуллаев отметил, что долговременной целью КЦМСК являются «организация совместной деятельности по установлению политической стабильности и религиозного согласия в регионе, а также противодействие религиозным течениям экстремистского характера (ваххабизм и др.)».
Отдельные
субъекты Федерации принимают
В 1998 году парламент Республики Ингушетия принял закон «О регулировании некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия», запрещающий деятельность экстремистских религиозных организаций (к ним отнесён и ваххабизм), а также пропаганду религиозной розни.
После
того как в 1999 году в Буйнакском районе
Дагестана произошли
В
настоящее время среди ученых-
По мнению ряда исламоведов, оценка так называемых ваххабитов и органами государственной власти, и российскими средствами массовой информации не учитывает неоднородности этого движения, в котором есть как радикальное, так и умеренное крыло. Вместе с тем российские ваххабиты являются не последователями Мухаммеда ибн Абд ал-Ваххаба (религиозный деятель XVIII века, ставший идеологом ваххабизма, господствующего в Саудовской Аравии), а гораздо ближе к фундаменталистским и радикальным движениям, таким, как египетские «Братья-мусульмане» или алжирский Фронт исламского спасения.
В
этой связи неправомерно использование
термина «ваххабиты» по отношению к мусульманским
радикалам и экстремистам, действующим
в России.
Социальные последствия активизации ислама в Российской Федерации носят противоречивый характер:
Российское законодательство содержит положения, в соответствии с которыми религиозное объединение не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также не принимает участия в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь (Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года, ст. 4, ч. 5). Усиление государственного контроля за соблюдением этой нормы закона всеми религиозными организациями, в том числе и мусульманскими, могло бы содействовать сдерживанию политизации ислама в Российской Федерации.
Следует более корректно употреблять понятие «ваххабиты», так как с точки зрения авторитетных мусульманских богословов, ваххабиты – одно из течений в рамках ислама, не тождественное исламскому экстремизму. Называя мусульманских фундаменталистов и радикалов «ваххабитами», средства массовой информации содействуют тому, что в глазах мусульманского мира они превращаются в «мусульман, преследуемых за их веру».
Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года содержит ст. 14, в которой сформулированы основания для принятия судебного решения о ликвидации или запрете религиозной организации. Эти нормы повторяют соответствующие нормы Конституции России, предусматривающей возможность запрета «создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13), а также Уголовного кодекса и иных актов федерального законодательства. В связи с этим на федеральном уровне уже есть правовые нормы, необходимые для противодействия религиозному экстремизму и радикализму, в том числе и исламскому. Однако, учитывая местные условия, органы государственной власти субъектов Федерации вправе конкретизировать эти нормы применительно к особенностям религиозной ситуации в том или ином регионе.
Одним
из важных направлений совершенствования
законодательства в сфере свободы
совести и деятельности религиозных
организаций должна стать разработка
на федеральном уровне и на уровне
субъектов Федерации путей и
средств законодательного регулирования
деятельности православных, мусульманских
и других традиционных российских религиозных
организаций в сфере благотворительности
и милосердия, духовно-нравственном воспитании
населения, в пропаганде здорового образа
жизни, борьбе против алкоголизма, наркомании,
преступности, за улучшение экологической
ситуации.
Заключение.
Более ста больших и малых народов, относящихся к множеству религиозных направлений, проживают в России. Поэтому устойчивое развитие страны во многом зависит от того, насколько общество глубоко и всесторонне будет это учитывать, сумеет ли оно обеспечить равенство всех религий и религиозных организаций. Данный фактор приобретает особое значение в связи с возрастанием национального и религиозного сознания.
Выход из ситуации видится в одном – Россия должна иметь всесторонне обоснованную, учитывающую все реалии современной действительности политику по отношению к исламу и мусульманским организациям, политику, основу которой должны составить объективная оценка ислама, учёт интересов и настроений мусульман, установления межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе.
Ислам займёт подобающее ему место в жизни общества лишь тогда, когда по достоинству будут оценены его духовно-нравственный потенциал, возможности благотворного воздействия на умы не только мусульман, но и общества в целом. Будучи частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Живя бок о бок с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий, взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в формирование её социокультурного своеобразия.
Для разностороннего взаимодействия с людьми разных национальностей и мировоззренческих ориентаций мусульмане черпали и черпают духовные ориентиры в священном Коране. Аят 200 суры 3 «Семейство Имран» призывает мусульман терпеть и быть терпимыми. Аят 13 суры 49 «Комнаты» призывает последователей мусульманской религии к позитивному сотрудничеству с другими народами и последователями других вероисповеданий. В нём говорится, что Аллах создал людей «народами и племенами», чтобы они взаимодействовали. Коран зовёт мусульман верить во «все книги Божии», то есть и в Тору, и в Новый Завет, почитать всех «посланников Божиих», то есть и Авраама, и Моисея, и Христа, даёт ориентацию на взаимопонимание между мусульманами и людьми нерелигиозными, ибо в нём сказано: «Кто хочет пусть верует, кто хочет, пусть не верует» (Аят 28 суры 18 «Пещеры»). Иудеи и христиане названы в Коране «людьми Писания» (Аят 115 суры 2 «Корова»).
Обращение
к исторической памяти наших народов,
раскрытие духовно-нравственных источников
их взаимопонимания, приумножение позитивного
опыта, накопленного прошлыми поколениями,
позволит российскому обществу успешнее
двигаться вперёд сегодня.