Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 22:57, контрольная работа
Ислам (араб. الإسلام – «мир», «покорность», «предание себя Богу») является одной из наиболее распространённых религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по разным оценкам, от 1 до 1,6 млрд. человек. В 48 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах, среди которых Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, ислам признан государственной или официальной религией.
Введение……………………………………..………………...…….……...… 2
Ислам на территории России в своём историческом развитии ………..
Дербент – первый исламский центр на территории России……......
Исламизация Волжской Булгарии……...………………………….…
Ислам в период существования Золотой Орды…………………......
Сложный этап для российского мусульманства (середина XVI – конец XVIII вв.)………………………………………………………..
Новая веха развития ислама в России (конец XVIII – начало XX вв.)………………………………………………………………………
Ислам в условиях Советской власти…………………………………
3
3
4
5
6
7
8
Ислам в Российской Федерации………………………………………….
Основные тенденции развития ислама в ХХ веке…………………..
Ислам в современной России….…………………………….………..
Основные направления активизации ислама России……….……...
Духовные управления российских мусульман…………….………..
Мусульманские общественные организации………………………..
Международные исламские организации в России…….……….…..
Исламский фундаментализм в России…………………………….…
9
9
9
11
13
14
15
15
Законодательное регулирование деятельности религиозных объединений.…………………………..………………………………….
17
Заключение…………………………………………………………………… 19
Список использованной литературы…..……………………………………. 20
В последующие столетия, вплоть до завоевания Волжской Булгарии монгольской армией, предки современных казанских татар полностью становятся составной частью многоликой, говорящей на разных языках и наречиях, средневековой мусульманской общины. Волжскую Булгарию прямо называют мусульманским государством такие известные учёные и путешественники XI-XII вв., как Бируни из Средней Азии, аль-Гарнати из Испании, современник ибн Фадлана арабский историк аль-Балхи. В это время благодаря деятельности местных религиозных авторитетов и знатоков книжного знания (например, жившего в середине X в. историка Иакуба ибн Нугмани, написавшего «Историю Булгарии») здесь формируются такие крупные центры мусульманской учёности Поволжья, как Булгар, Сувар, Биляр, а позднее Казань. В них получают распространение и находят своих почитателей воззрения крупных арабских философов и учёных – Мансура ал-Халладжа (IX в.), Ибн Сины (XI в.), аш-Шахрастани (XII в.). Начиная с XIII в. духовную атмосферу этих центров наряду с уже признанными в булгарском обществе суннитского ислама стали определять и весьма популярные среди городского населения суфийские идеи учёного аскета из Бухары – Баха ад-дина Накшабанда (1318-1389). Накшабанд известен как проповедник аскетической идеи канагат – умения при всех жизненных обстоятельствах довольствоваться самым необходимым. Суфийское братство накшбандийа, существовавшее в Среднем Поволжье и Сибири в XIV-XV вв., явилось одним из главных форм бытования ислама.
С
середины XIII до середины XV в. в период
существования крупнейшего
Господствующее
положение ислама как официальной
религии золотоордынских
Русские давно знали об арабо-исламском мире. Например, в одной летописи о мусульманах Нижнего Новгорода впервые упоминается в 1365-1366 гг. Однако подлинное знакомство с исламом, оставившее заметный след в истории Московской Руси, произошло в 1406 г. Именно тогда своевременная помощь монгольского хана Шадибека и его войска позволила московскому князю Василию I отбить нападение литовских завоевателей. С этого времени и, особенно со второй половины XV века, в Москве, а также в Кашире, Серпухове, Коломне, Звенигороде, Юрьеве-Польском и других городах начинали возникать поселения, жизнь в которых регламентировалась согласно мусульманскому укладу и традиционным предписаниям этого вероучения.
Одной
из главных характеристик «
Падение Казанского ханства в 1552 г. и последовавшее за этим завоевание Московской Русью обширной, раскинувшейся от Волги до Сибири мусульманской ойкумены – Астраханского, Сибирского, Касимского и, наконец, Крымского ханств – стали поворотным в истории народов этого огромного региона. Процесс централизации Руси вокруг Москвы, начатый ещё «собирателем земли Русской» Иваном Калитой, во второй половине XV в. завершается образованием Московского государства. Его официальной идеологией стала опирающаяся на антично-византийское наследие православно-церковная доктрина. Вскоре после этого началась ликвидация всех форм мусульманской государственности (включая и религию), которая сопровождалась внедрением в христианскую среду идей борьбы с иноковерием. Например, в богословских трактатах писателя-публициста первой половины XVI в. Максима Грека содержалась изобилующая нападками и искажениями полемика с исламским вероучением.
С приходом к власти династии Романовых отношение православной Руси к исламу официально закреплялось в царском указе от 16 мая 1681 г., в котором нетерпимость к магометанству приобретает характер государственной политической установки.
В Петровскую эпоху политика гонений в отношении ислама, состоявшая в насильственной христианизации тюркоязычного населения, уничтожении мусульманского духовенства и мечетей, закрытии медресе, привела к тому, что ислам практически был исключён из активной социальной и культурной жизни народов, некогда его исповедавших. Религиозные преследования заставляли мусульман искать спасения в бескрайних сибирских просторах, где они на освоенных землях стремились сохранить свою веру, либо переселяться поближе к единоверцам – в Среднюю Азию (Бухару, Самарканд и Хиву), на Северный Кавказ, в Крым и Малую Азию.
Однако, в то же самое время через «окно, прорубленное Петром I в Европу», Россия впервые познакомилась с русскоязычным изданием Корана. По приказу Петра I в 1716 г. в Петербурге был напечатан первый перевод Корана (авторство Петра Посникова или Дмитрия Кантемира) с французского перевода дипломата и востоковеда Андре де Рие, консула Франции в Египте и Константинополе.
Пугачёвское восстание 1773-1775 гг., в котором активное участие приняли татары и башкиры, вынудило Екатерину II изменить своё отношение к «инородцам» магометанам. Стала очевидной бесперспективность прежней антиисламской политики, самодержавие постепенно ослабляло давление на своих мусульманских подданных, а спустя несколько лет даже обратилось к поддержке лояльно настроенного мусульманского духовенства.
Первым, глубоко символичным шагом, свидетельствующим о наступлении новой эпохи для российского мусульманства, стало строительство мечети в Казани. В 1784 г. восстановили в правах татарских вельмож – мурз и беков, затем всем татарским купцам, торговавшим с Туркестаном, Персией и другими странами Востока, были представлены необходимые для ведения коммерческих дел полномочия.
Императорским указом от 22 сентября 1788 г. в Уфе было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание, которому были подчинены все мусульманские общины, за исключением Таврической губернии (Таврическое духовное управление было учреждено в 1831 г.). По своим функциям Духовное собрание было аналогично Синоду (в 1878 г. оно было преобразовано в Духовное Управление по заведованию лицами мусульманской веры).
Оренбургское магометанское духовное собрание стало первой официальной организацией мусульман России. Была учреждена должность главы российских мусульман – муфтия, кандидатура которого после избрания мусульманским обществом утверждалась императором. Большинство муфтиев, их помощников, как и громадное большинство рядовых мулл, избирались «из казанских татар». В ведении Духовного собрания находились: испытание претендентов на приходские должности в знании канонов ислама, надзор за действиями мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры, вакуфы, случаи неповиновения детей родителям, правильность исполнения мусульманских обрядов и ведения метрических книг (с 1828 г.) приходским духовенством.
С 1796 по 1802 годы Духовное собрание находилось в Оренбурге, а затем вновь было переведено в Уфу.
В Крыму в 1794 г. духовным главой мусульманской общины был официально признан муфтий Бахчисарая.
Все эти шаги фактически означали признание религиозных прав уцелевшего мусульманского духовенства Российской Империи.
В течение всего XIX века своей работой Духовное собрание мусульман (с 1878 г. Управление) способствовало усилению политического и экономического влияния ислама на российское общество.
Мусульмане России к концу XIX века достигли более высокого уровня социального и культурного развития по сравнению со своими собратьями в Средней Азии и других мусульманских странах. До установления Советской власти успешно развивалась мусульманская теология в России. Печатные книги по исламу, издаваемые в Оренбурге, Казани, Бахчисарае, были известны во многих странах Ближнего и Среднего Востока.
Ислам,
как и другие конфессии в России,
после Октябрьской революции
испытывал множество сложностей
и трудностей во взаимоотношениях с
новой властью. Отделение церкви от
государства и школы от церкви, а также
отказ советской власти от использования
религиозной идеологии для обоснования
нового социального строя нанесли серьёзный
удар по исламским традициям. Дело в том,
что ислам имеет тысячелетний опыт идейного
обоснования государственного строя,
политических и правовых порядков, он
защищает неразделимость светских и духовных
функций, повсюду способствует сохранению
неразделимости духовной и светской власти.
Всегда была эффективной благотворительная
деятельность исламских организаций.
Мечети служили не только для молитвы,
их помощь постоянно ощущали неимущие.
Очень популярным был хашар, походный
субботник, когда мусульмане собирались
общиной и помогали бедняку при строительстве
дома. Самым обездоленным предназначался
специальный мусульманский налог. В результате
антирелигиозных кампаний за годы советской
власти ислам, как и христианство, сильно
пострадал – большинство мечетей было
закрыто и уничтожено, многие деятели
церкви отправлены в лагеря.
Ислам (по разным оценкам от 1 до 1,6 млрд. последователей) – одна из мировых религий наряду с христианством (около 2 млрд. человек) и буддизмом (около 400 млн. человек).
Однако в ХХ веке ислам имел самые высокие темпы роста числа верующих среди других мировых религий. В течение ХХ столетия процент мусульман среди населения мира возрос с 13 до 19,5. Этот рост обусловлен примерно на 6 % более высокой рождаемостью у мусульманских народов и на 0,5 % – обращением в ислам немусульман (речь идёт о появлении в США 1,65 млн. темнокожих мусульман, а также о том, что в последние десятилетия ХХ века в ислам обращены до 1 млн. европейцев, а также ряд африканских племён и т. д.).
В ряде государств, граничащих с Россией или находящихся в непосредственной близости от неё, мусульмане составляют значительную часть населения (Китай, Индия) или подавляющее большинство (Ирак, Сирия и другие арабские страны). Почти все государства – бывшие республики СССР, большая часть населения которых исповедует ислам, – вступили в организацию «Исламская конференция».
Некоторые из мусульманских стран обладают значительным экономическим и финансовым потенциалом. Исламский фактор становится весомым аргументом в мировой политике. Данные геополитические обстоятельства обуславливают необходимость учёта исламского фактора при формировании и реализации внутренней и внешней политики Российского государства.
Одной из глобальных тенденций в развитии ислама в ХХ веке стала его нарастающая политизация. Поскольку ислам моложе христианства, то и его политизация началась позже, а её пик пришёлся на XX век. Сегодня трудно прогнозировать, насколько быстро будет завершаться этот этап и когда наступит период деполитизации ислама. Дело в том, что ислам «политизируется» легче и быстрее, чем другие мировые религии. Причины этого кроются в особенностях ислама как идеологии, которой чуждо разделение светского и религиозного, так как ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определённых форм культуры. Политизированный ислам в его радикальных формах отрицает законность прав конкретного человека и тех социальных групп, которые традиционно дискриминируются в ряде исламских стран: женщин и немусульманских меньшинств.
Для
традиционного российского