Ислам в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Ислам (араб. الإسلام‎‎ – «мир», «покорность», «предание себя Богу») является одной из наиболее распространённых религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по разным оценкам, от 1 до 1,6 млрд. человек. В 48 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах, среди которых Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, ислам признан государственной или официальной религией.

Содержание

Введение……………………………………..………………...…….……...… 2
Ислам на территории России в своём историческом развитии ………..
Дербент – первый исламский центр на территории России……......
Исламизация Волжской Булгарии……...………………………….…
Ислам в период существования Золотой Орды…………………......
Сложный этап для российского мусульманства (середина XVI – конец XVIII вв.)………………………………………………………..
Новая веха развития ислама в России (конец XVIII – начало XX вв.)………………………………………………………………………
Ислам в условиях Советской власти…………………………………
3
3

4

5


6


7

8

Ислам в Российской Федерации………………………………………….
Основные тенденции развития ислама в ХХ веке…………………..
Ислам в современной России….…………………………….………..
Основные направления активизации ислама России……….……...
Духовные управления российских мусульман…………….………..
Мусульманские общественные организации………………………..
Международные исламские организации в России…….……….…..
Исламский фундаментализм в России…………………………….…
9
9

9

11

13

14

15

15

Законодательное регулирование деятельности религиозных объединений.…………………………..………………………………….

17
Заключение…………………………………………………………………… 19
Список использованной литературы…..……………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

Ислам в России.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Комитет общего и профессионального образования  Ленинградской области 

Автономное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Ленинградский государственный  университет им. А.С. Пушкина 

Юридический факультет 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: Религиоведение

На тему: Ислам в России 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнил:

                                    Студент 1-го курса  заочной формы

                   обучения  М.Ф. Сафаргалиев

                   _______________________________ 

                   Научный руководитель:

                                          д.ф.н. проф. В.Д. Карандашов

                                          _______________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кингисепп

2009

Введение……………………………………..………………...…….……...… 2
  1. Ислам на территории России в своём историческом развитии ………..
      1. Дербент – первый исламский центр на территории России……......
      1. Исламизация Волжской Булгарии……...………………………….…
      2. Ислам в период существования Золотой Орды…………………......
    1. Сложный этап для российского мусульманства (середина XVI  – конец XVIII вв.)………………………………………………………..
    2. Новая веха развития ислама в России (конец XVIII – начало XX вв.)……………………………………………………………………
    3. Ислам в условиях Советской власти…………………………………
3

3

4

5 

6 

7

8

  1. Ислам в  Российской Федерации………………………………………….
    1. Основные тенденции развития ислама в ХХ веке…………………..
    2. Ислам в современной России….…………………………….………..
    3. Основные направления активизации ислама  России……….……...
    4. Духовные управления российских мусульман…………….………..
    5. Мусульманские общественные организации………………………..
    6. Международные исламские организации в России…….……….…..
    7. Исламский фундаментализм в России…………………………….…
9

9

9

11

13

14

15

15

  1. Законодательное регулирование деятельности религиозных объединений.…………………………..………………………………….
 
17
Заключение…………………………………………………………………… 19
Список  использованной литературы…..……………………………………. 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

     Ислам (араб. الإسلام‎‎ «мир», «покорность», «предание себя Богу») является одной из наиболее распространённых религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по разным оценкам, от 1 до 1,6 млрд. человек. В 48 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах, среди которых Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, ислам признан государственной или официальной религией.

      Тогда почему в нашей стране ислам, обладающий колоссальным духовно-нравственным потенциалом, который доказывался и доказывается на протяжении почти 14 веков, остаётся невостребованным? К сожалению, ислам в общественном мнении нередко предстаёт консервативной, чуждой нововведениям религией, воспитывающей враждебность к последователям других религий. Общество, которое неверно оценивает религию двадцати миллионов своих сограждан, обречено на неустойчивость, бесконечные раздоры и противостояние. А государство, которое не может покончить с этим, может ли называться демократическим, считать себя цивилизованным? Всем, кто имеет дело с исламом и мусульманами, надо помнить о том, что мусульманами много веков тому назад стали не татары и башкиры, не современные народы Северного Кавказа, а их предки, объединённые в роды и племена. Именно принятие ислама, вера в общего для всех Аллаха объединило их и привело к формированию народов, которые сегодня известны нам. Этот факт многое разъясняет в прошлых и настоящих событиях из истории. Ислам стал этнообразующим фактором, превратился в основу менталитета нации, его сознания и поведения, образа жизни. Уже в зародыше он оказал влияние на становление национальной культуры. Надо ли после этого удивляться, что личные и межнациональные интересы воспринимались через ислам, что любое общественное движение, очень далёкое от ислама, не преследующее религиозные цели, принимало очень часто и принимает сегодня религиозный характер.

      Анализируя тему развития ислама в России, являющуюся весьма актуальной на протяжении всего последнего отрезка современной российской истории, надо понять и раскрыть его роль в укреплении межнационального мира и межконфессионального согласия в стране. Для оценки значимости ислама в решении ряда важных для общества проблем необходимо совершенствовать отношения мусульманских объединений с органами власти, с другими религиями, средствами массовой информации.

      Начинать  эту работу надо с того, чтобы  общество имело правильное соответствующее  действительности представление об исламе, характере его воздействия  на умы и поведение мусульман. А пока немусульманская часть населения страны, как правило, имеет об исламе искажённые представления. К сожалению, и это является плохой, но традицией России. Как писал один из виднейших мусульманских реформаторов прошлого века Исмаил Гаспринский, в отношении русского мусульманства русское правительство не держалось какого-либо намеченного принципа и пути, а действовало так, как полагало лучшим и необходимым в данное время и в данном месте. А данное время и данное место оказывались, в основном, связаны с завоеванием территорий, населённых мусульманами, борьбой последних за свою независимость, восстаниями, вызванными во многих случаях неправильными действиями царских властей по отношению к исламу и образу жизни его последователей. Немалое значение в формировании негативного отношения к исламу имели и геополитические интересы России, прежде всего её длительное противостояние с мусульманской Турцией.

      Если  внимательно присмотреться к  современной действительности, то можно увидеть нечто схожее с прошлым: на отношение к исламу, в основном негативное, чувствуется явное влияние событий в Афганистане, Израиле и Секторе Газа, Сербии, других районах и, конечно же, в Чечне. 

    1. Ислам на территории России в своём историческом развитии.

     Ислам – вторая по значению и массовости после христианства религия в  России. Знакомство предков нынешних россиян с исламским вероучением началось в VIII в. Как и в многих других уголках мира, этому способствовал стремительный и успешный ход арабских завоеваний. К началу VIII в. северные границы завоёванной арабами территории проходили по Главному Кавказскому хребту до Дербента; в Средней Азии были подчинены Мавераннахр, Хорезм и Фергана.

    1. Дербент – первый исламский центр на территории России.

     Баб ал-абваб («Главные ворота»), или сокращённо ал-Баб («Врата»), – арабское название Дербента (перс. Дарбанд – «запор», «засов») в тот период, когда он находился в составе Арабского халифата (VII–XIII вв.). Однако Баб ал-абваб, или балад ал-Баб, включал в себя не только собственно город Дербент (крепость и шахристан), но и подвластные ему владения, в том числе укреплённые «исламские центры» (ал-маракиз ал-исламийа), населённые «борцами за веру» (араб. гузат, ед.ч.: гази), узкую прибрежную территорию к югу, вдоль Каспийского моря, вплоть до реки Самур, а также Маскат (лезгинская область Мюшкюр в Северном Азербайджане).

     Будучи  центром мусульманской культуры и важнейшим военно-стратегическим пунктом Халифата на его северных границах, Баб ал-абваб мощью своих стен надёжно запирал узкий Дербентский проход, защищая страну от набегов хазар, алан и других «неверующих». Он был также известен как один из самых важных морских портов Каспия и крупнейший суфийский центр «пограничья».

     Баб ал-абваб – основное звено пограничного военно-оборонительного комплекса Халифата на Северо-Восточном Кавказе, известного как Дарпуш (араб. Дарбуш), который включал в себя сеть крепостей, укреплений и гарнизонов, многокилометровую Горную стену (тюрк. Даг-бары), единую систему сигнальных огней. Собственно крепость вместе с двумя мощными стенами, уходящими от неё в море и связанными между собой поперечной стеной, – древнейшее на Кавказе фортификационное сооружение. Участок к востоку от цитадели вплоть до поперечной стены занимал шахристан – городские кварталы, сформированные по родовому или производственному принципу. Подробное описание города дал фламандский монах Виллем Рубрук, посетивший его в 1253 г., вскоре после монгольского похода.

     Начало  мусульманской истории Дербента положил поход Салмана ибн Раби‘и, предпринятый в правление «праведного» халифа Усмана (644–656 гг.). Сопротивление иранского гарнизона крепости было сломлено, и город сдался на милость победителей. Однако уже в 653 г. отряд Салмана ибн Раби‘и был разгромлен хазарами, которые вытеснили арабов за пределы Аррана. Окончательно Дербент был завоёван арабами лишь в первой половине VIII века в результате серии военных экспедиций, в ходе которых хазары были вытеснены на север.

     Во  времена халифа Харуна ар-Рашида Дербент был включён в орбиту религиозно-политической жизни Халифата. В укреплениях оборонительного комплекса Дарпуш были размещены гарнизоны из мусульман-переселенцев. В городе появилась соборная мечеть, в башнях Дербентской крепости были основаны квартальные мечети.

    1. Исламизация Волжской Булгарии.

     В 737 г. более чем 120-тысячное арабское войско во главе с полководцем  Мерваном продвинулось до границы прикаспийских степей, где в низовьях Волги жили хазары – подданные Хазарского каганата (одного из наиболее могущественных государств Восточной Европы). Процесс исламизации тюркоязычных племен Нижнего, а затем и Среднего Поволжья завершился в 922 г., когда ислам был провозглашён официальной религией волжских булгар – населения Волжской Булгарии, государства с центром в городе Булгар (ныне территория республики Татарстан).

     Арабский  летописец Х в. Ибн Фадлан, описывая путешествие посольства багдадского  халифа Джафара аль-Муктадира (908-932 гг.) на Волгу, отмечает, что ещё до прибытия послов в Булгарию, там уже существовала мусульманская община численностью до 5 тысяч человек и несколько мечетей. Другой арабский автор, Абу Али Ахмед ибн Омар ибн Даста, в своём сочинении «Известия о хозарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах», опирающемся на сведения 903-912 гг., отмечает: «Царь булгар, Алмуш по имени, исповедует ислам... Большая часть булгар исповедует ислам, и есть в их селениях мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами». Однако, согласно мусульманской традиционной историографии, официальной датой принятия ислама подданными булгарского царя Алмуша, получившего после обращения в новую веру имя Джафар ибн Абдалла, считается 17 мухаррама 310 г. по хиджре, т.е. 17 мая 922 г.

     Период  с VIII по Х в. можно рассматривать как начальный этап исламизации населения Волжской Булгарии и одновременно образованием в тюркском Поволжье североевразийского форпоста средневековой мусульманской цивилизации. Распространяются популярные на Востоке научно-философские и литературно-художественные идеи, на основе арабской письменности складывается система обучения и образования, нравственные основы общинной жизни приводятся в соответствии с моральными нормами и требованиями Корана. Возникает и особая прослойка булгарской знати из числа образованных – факихи и улемы, которым принадлежала роль религиозных просветителей и наставников. Они же способствовали дальнейшей исламизации сопредельных с Волжской Булгарией языческих племён.

     Из русских летописей известно, что в 986 г. великому князю киевскому Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принять исламское вероучение. Отвечая на вопрос Владимира, в чём особенность их веры, послы разъяснили, что им как мусульманам возбраняется употреблять в пищу свинину, пить вино, а также необходимо проходить обряд обрезания... По утверждению летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрет на свинину ему не подходят, а относительно вина выразился так: «Руси есть веселие пити, не можем без того бытии».

     Какими  бы не были истинные причины отклонения ислама и выбора Владимиром через  два года христианства в качестве религии Киевской Руси, именно эти  родственные по общим монотеистическим корням религиозно-философские учения определили в дальнейшем уникальный характер российской государственности, а их тесное взаимодействие на протяжении многих столетий стало одним из главных факторов российской истории.

Информация о работе Ислам в России