Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 22:57, контрольная работа
Ислам (араб. الإسلام – «мир», «покорность», «предание себя Богу») является одной из наиболее распространённых религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по разным оценкам, от 1 до 1,6 млрд. человек. В 48 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах, среди которых Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, ислам признан государственной или официальной религией.
Введение……………………………………..………………...…….……...… 2
Ислам на территории России в своём историческом развитии ………..
Дербент – первый исламский центр на территории России……......
Исламизация Волжской Булгарии……...………………………….…
Ислам в период существования Золотой Орды…………………......
Сложный этап для российского мусульманства (середина XVI – конец XVIII вв.)………………………………………………………..
Новая веха развития ислама в России (конец XVIII – начало XX вв.)………………………………………………………………………
Ислам в условиях Советской власти…………………………………
3
3
4
5
6
7
8
Ислам в Российской Федерации………………………………………….
Основные тенденции развития ислама в ХХ веке…………………..
Ислам в современной России….…………………………….………..
Основные направления активизации ислама России……….……...
Духовные управления российских мусульман…………….………..
Мусульманские общественные организации………………………..
Международные исламские организации в России…….……….…..
Исламский фундаментализм в России…………………………….…
9
9
9
11
13
14
15
15
Законодательное регулирование деятельности религиозных объединений.…………………………..………………………………….
17
Заключение…………………………………………………………………… 19
Список использованной литературы…..……………………………………. 20
Комитет
общего и профессионального
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ленинградский
государственный
университет им. А.С.
Пушкина
Юридический
факультет
Контрольная работа
По дисциплине: Религиоведение
На тему: Ислам
в России
обучения М.Ф. Сафаргалиев
_________________________
Научный руководитель:
Кингисепп
2009
Введение……………………………………..……………… |
2 |
|
3
3 4 5 6 7 8 |
|
9
9 9 11 13 14 15 15 |
|
17 |
Заключение…………………………………………………… |
19 |
Список использованной литературы…..……………………………………. | 20 |
Введение.
Ислам (араб. الإسلام – «мир», «покорность», «предание себя Богу») является одной из наиболее распространённых религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по разным оценкам, от 1 до 1,6 млрд. человек. В 48 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах, среди которых Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, ислам признан государственной или официальной религией.
Тогда
почему в нашей стране ислам, обладающий
колоссальным духовно-нравственным потенциалом,
который доказывался и
Анализируя тему развития ислама в России, являющуюся весьма актуальной на протяжении всего последнего отрезка современной российской истории, надо понять и раскрыть его роль в укреплении межнационального мира и межконфессионального согласия в стране. Для оценки значимости ислама в решении ряда важных для общества проблем необходимо совершенствовать отношения мусульманских объединений с органами власти, с другими религиями, средствами массовой информации.
Начинать эту работу надо с того, чтобы общество имело правильное соответствующее действительности представление об исламе, характере его воздействия на умы и поведение мусульман. А пока немусульманская часть населения страны, как правило, имеет об исламе искажённые представления. К сожалению, и это является плохой, но традицией России. Как писал один из виднейших мусульманских реформаторов прошлого века Исмаил Гаспринский, в отношении русского мусульманства русское правительство не держалось какого-либо намеченного принципа и пути, а действовало так, как полагало лучшим и необходимым в данное время и в данном месте. А данное время и данное место оказывались, в основном, связаны с завоеванием территорий, населённых мусульманами, борьбой последних за свою независимость, восстаниями, вызванными во многих случаях неправильными действиями царских властей по отношению к исламу и образу жизни его последователей. Немалое значение в формировании негативного отношения к исламу имели и геополитические интересы России, прежде всего её длительное противостояние с мусульманской Турцией.
Если
внимательно присмотреться к
современной действительности, то можно
увидеть нечто схожее с прошлым: на отношение
к исламу, в основном негативное, чувствуется
явное влияние событий в Афганистане,
Израиле и Секторе Газа, Сербии, других
районах и, конечно же, в Чечне.
Ислам – вторая по значению и массовости после христианства религия в России. Знакомство предков нынешних россиян с исламским вероучением началось в VIII в. Как и в многих других уголках мира, этому способствовал стремительный и успешный ход арабских завоеваний. К началу VIII в. северные границы завоёванной арабами территории проходили по Главному Кавказскому хребту до Дербента; в Средней Азии были подчинены Мавераннахр, Хорезм и Фергана.
Баб ал-абваб («Главные ворота»), или сокращённо ал-Баб («Врата»), – арабское название Дербента (перс. Дарбанд – «запор», «засов») в тот период, когда он находился в составе Арабского халифата (VII–XIII вв.). Однако Баб ал-абваб, или балад ал-Баб, включал в себя не только собственно город Дербент (крепость и шахристан), но и подвластные ему владения, в том числе укреплённые «исламские центры» (ал-маракиз ал-исламийа), населённые «борцами за веру» (араб. гузат, ед.ч.: гази), узкую прибрежную территорию к югу, вдоль Каспийского моря, вплоть до реки Самур, а также Маскат (лезгинская область Мюшкюр в Северном Азербайджане).
Будучи центром мусульманской культуры и важнейшим военно-стратегическим пунктом Халифата на его северных границах, Баб ал-абваб мощью своих стен надёжно запирал узкий Дербентский проход, защищая страну от набегов хазар, алан и других «неверующих». Он был также известен как один из самых важных морских портов Каспия и крупнейший суфийский центр «пограничья».
Баб ал-абваб – основное звено пограничного военно-оборонительного комплекса Халифата на Северо-Восточном Кавказе, известного как Дарпуш (араб. Дарбуш), который включал в себя сеть крепостей, укреплений и гарнизонов, многокилометровую Горную стену (тюрк. Даг-бары), единую систему сигнальных огней. Собственно крепость вместе с двумя мощными стенами, уходящими от неё в море и связанными между собой поперечной стеной, – древнейшее на Кавказе фортификационное сооружение. Участок к востоку от цитадели вплоть до поперечной стены занимал шахристан – городские кварталы, сформированные по родовому или производственному принципу. Подробное описание города дал фламандский монах Виллем Рубрук, посетивший его в 1253 г., вскоре после монгольского похода.
Начало мусульманской истории Дербента положил поход Салмана ибн Раби‘и, предпринятый в правление «праведного» халифа Усмана (644–656 гг.). Сопротивление иранского гарнизона крепости было сломлено, и город сдался на милость победителей. Однако уже в 653 г. отряд Салмана ибн Раби‘и был разгромлен хазарами, которые вытеснили арабов за пределы Аррана. Окончательно Дербент был завоёван арабами лишь в первой половине VIII века в результате серии военных экспедиций, в ходе которых хазары были вытеснены на север.
Во времена халифа Харуна ар-Рашида Дербент был включён в орбиту религиозно-политической жизни Халифата. В укреплениях оборонительного комплекса Дарпуш были размещены гарнизоны из мусульман-переселенцев. В городе появилась соборная мечеть, в башнях Дербентской крепости были основаны квартальные мечети.
В 737 г. более чем 120-тысячное арабское войско во главе с полководцем Мерваном продвинулось до границы прикаспийских степей, где в низовьях Волги жили хазары – подданные Хазарского каганата (одного из наиболее могущественных государств Восточной Европы). Процесс исламизации тюркоязычных племен Нижнего, а затем и Среднего Поволжья завершился в 922 г., когда ислам был провозглашён официальной религией волжских булгар – населения Волжской Булгарии, государства с центром в городе Булгар (ныне территория республики Татарстан).
Арабский летописец Х в. Ибн Фадлан, описывая путешествие посольства багдадского халифа Джафара аль-Муктадира (908-932 гг.) на Волгу, отмечает, что ещё до прибытия послов в Булгарию, там уже существовала мусульманская община численностью до 5 тысяч человек и несколько мечетей. Другой арабский автор, Абу Али Ахмед ибн Омар ибн Даста, в своём сочинении «Известия о хозарах, буртасах, мадьярах, славянах и руссах», опирающемся на сведения 903-912 гг., отмечает: «Царь булгар, Алмуш по имени, исповедует ислам... Большая часть булгар исповедует ислам, и есть в их селениях мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами». Однако, согласно мусульманской традиционной историографии, официальной датой принятия ислама подданными булгарского царя Алмуша, получившего после обращения в новую веру имя Джафар ибн Абдалла, считается 17 мухаррама 310 г. по хиджре, т.е. 17 мая 922 г.
Период с VIII по Х в. можно рассматривать как начальный этап исламизации населения Волжской Булгарии и одновременно образованием в тюркском Поволжье североевразийского форпоста средневековой мусульманской цивилизации. Распространяются популярные на Востоке научно-философские и литературно-художественные идеи, на основе арабской письменности складывается система обучения и образования, нравственные основы общинной жизни приводятся в соответствии с моральными нормами и требованиями Корана. Возникает и особая прослойка булгарской знати из числа образованных – факихи и улемы, которым принадлежала роль религиозных просветителей и наставников. Они же способствовали дальнейшей исламизации сопредельных с Волжской Булгарией языческих племён.
Из русских летописей известно, что в 986 г. великому князю киевскому Владимиру прибыли булгарские послы с предложением принять исламское вероучение. Отвечая на вопрос Владимира, в чём особенность их веры, послы разъяснили, что им как мусульманам возбраняется употреблять в пищу свинину, пить вино, а также необходимо проходить обряд обрезания... По утверждению летописцев, Владимир сказал, что обрезание и запрет на свинину ему не подходят, а относительно вина выразился так: «Руси есть веселие пити, не можем без того бытии».
Какими бы не были истинные причины отклонения ислама и выбора Владимиром через два года христианства в качестве религии Киевской Руси, именно эти родственные по общим монотеистическим корням религиозно-философские учения определили в дальнейшем уникальный характер российской государственности, а их тесное взаимодействие на протяжении многих столетий стало одним из главных факторов российской истории.