Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 22:57, контрольная работа
Ислам (араб. الإسلام – «мир», «покорность», «предание себя Богу») является одной из наиболее распространённых религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по разным оценкам, от 1 до 1,6 млрд. человек. В 48 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах, среди которых Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия, ислам признан государственной или официальной религией.
Введение……………………………………..………………...…….……...… 2
Ислам на территории России в своём историческом развитии ………..
Дербент – первый исламский центр на территории России……......
Исламизация Волжской Булгарии……...………………………….…
Ислам в период существования Золотой Орды…………………......
Сложный этап для российского мусульманства (середина XVI – конец XVIII вв.)………………………………………………………..
Новая веха развития ислама в России (конец XVIII – начало XX вв.)………………………………………………………………………
Ислам в условиях Советской власти…………………………………
3
3
4
5
6
7
8
Ислам в Российской Федерации………………………………………….
Основные тенденции развития ислама в ХХ веке…………………..
Ислам в современной России….…………………………….………..
Основные направления активизации ислама России……….……...
Духовные управления российских мусульман…………….………..
Мусульманские общественные организации………………………..
Международные исламские организации в России…….……….…..
Исламский фундаментализм в России…………………………….…
9
9
9
11
13
14
15
15
Законодательное регулирование деятельности религиозных объединений.…………………………..………………………………….
17
Заключение…………………………………………………………………… 19
Список использованной литературы…..……………………………………. 20
В России последователи ислама проживают практически во всех субъектах Федерации и принадлежат к сорока этносам России. Следует учитывать также, что в последние годы набирает силу процесс обращения в ислам представителей русского и других народов, не являющихся «мусульманскими». Крупнейшие мусульманские этносы в Российской Федерации представлены на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Крупнейшие мусульманские этносы в Российской Федерации.
Регионами компактного расселения российских мусульман являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь.
Большая часть мусульман России проживают в девяти республиках: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Татарстан, Чечня, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Остальные причисляемые к мусульманам граждане проживают на территории различных областей Российской Федерации. В областях Центрального региона – около 3,2 млн. чел., в Поволжье – около 1 млн. чел., в Сибири и на Дальнем Востоке – около 0,5 млн. чел.
В 1937 году мусульмане составляли 5,9 %, в 1989 году – 7,9 %, в 1994 году – более 8 % населения Российской Федерации. В настоящее время, по экспертным оценкам отечественных специалистов, их количество колеблется в пределах 12-23 млн. человек и может составлять от 8 до 15 % населения России, а к 2030 году численность российских мусульман может достичь 30 млн. человек.
В Российской Федерации большинство верующих (72-75 %) являются православными. В сравнении с ними в России мусульмане выступают как религиозное меньшинство. Но в планетарном масштабе они превосходят по численности православных верующих (151,5 млн. чел.), что обуславливает значительные объемы финансовой и различной социальной помощи, оказываемой российским мусульманам из-за рубежа. Эта широкомасштабная помощь со стороны единоверцев из других государств имела и имеет противоречивые социальные последствия.
С одной стороны, зарубежная помощь в строительстве мечетей, издании религиозной литературы, подготовке кадров духовенства, создании учебных заведений оказала существенную поддержку российским мусульманам в усвоении духовно-нравственных ценностей и богословских основ ислама. С другой стороны, из-за значительной политизированности ряда исламских мусульманских организаций, участвовавших в оказании помощи и поддержке российским мусульманам, наряду с собственно религиозными исламскими ценностями велась и ведётся пропаганда идей «политического ислама». Мусульманам Российской Федерации внушается мысль о том, что их религиозный долг – борьба за независимость, создание исламского государства на части территории России.
Динамичное
социально-экономическое
На территории России начиная с 90-х годов ХХ века активизировалась деятельность всех религиозных конфессий. Но наиболее интенсивное развитие получил ислам. Одним из направлений социальной активности российских мусульман стала деятельность по восстановлению и созданию мечетей как материальной основы процесса распространения ислама. До революции на территории Российской Федерации насчитывалось около 12 тысяч мечетей. В период массовых религиозных гонений 20-30-х годов большая их часть была закрыта, и к 1937 году зарегистрированных мечетей было около ста.
В 1991-2000 годах число мечетей значительно увеличилось. Если в 1991 году в России было 870 зарегистрированных мечетей, то в 2000 году действовало уже более 7 тысяч. В настоящее время в ряде регионов число мечетей превысило дореволюционный уровень. Больше всего их действует на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане.
Мечети становятся духовными центрами мусульманского населения и опорными точками в процессе массового распространения ислама, а также создания молодёжных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.
Важным направлением деятельности в процессе активизации ислама в России стала организация религиозного просвещения мусульман. Первоначально оно заключалось в массовом создании национально-религиозных кружков, воскресных школ (преимущественно при мечетях), чтении лекций по религиозной тематике.
В СССР кадры мусульманского духовенства готовили в двух исламских учебных заведениях: в медресе «Мир – Араб» (Бухара) и в институте имени имама Аль-Бухари (Ташкент). Небольшое число выпускников этих учебных заведений направлялись для повышения квалификации в ведущие зарубежные исламские университеты (главным образом, в Египет).
После распада СССР в России не оказалось ни одного авторитетного исламского высшего учебного заведения, которое могло бы готовить имамов мечетей и кадры квалифицированного мусульманского духовенства. Поэтому для подготовки квалифицированных имамов, мулл, преподавателей религиозных дисциплин несколько тысяч молодых мусульман были направлены на учёбу за рубеж. При этом они неизбежно испытывали влияние культуры и идеологии стран, далеко не всегда созвучных российским традициям и образу жизни. В частности, значительное количество молодёжи из России прошли обучение в исламских высших учебных заведениях Королевства Саудовской Аравии, которое оплачивало все расходы студентов из России.
В исламе есть четыре правовые школы, именуемые мазхабами. В России распространены два традиционных мазхаба: ханафитский и шафиитский. В Саудовской Аравии распространён нетрадиционный для России ханбалитский мазхаб.
Поэтому
обучение будущих исламских
В
России постепенно формируется система
исламского среднего и высшего образования,
в настоящее время
Вместе с тем, по оценке Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, необходимо осуществить комплекс мер по оказанию организационной, правовой и методической помощи в создании государственной регистрации и проведении лицензирования духовных образовательных учреждений, а также подготовке для них преподавательских кадров в государственных образовательных учреждениях. Как отмечалось в решении Комиссии от 18 октября 2000 года, эти меры должны быть направлены на содействие формированию в стране системы духовных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку служителей культа, прежде всего для мусульманской общины России, испытывающей наиболее острую нехватку профессионально подготовленных кадров.
Проблема
противодействия политизации
Оптимальным
вариантом представляется создание
необходимых условий для
В процессе исламского возрождения в стране стало происходить массовое распространение мусульманской атрибутики и религиозной литературы, что способствует широкой пропаганде ислама в российском обществе.
Значительное
место в исламской периодике
принадлежит информационно-
Общее количество мусульманских религиозных изданий постоянно меняется и нигде не учитывается. В них часто печатаются материалы зарубежных мусульманских богословов. Причём многие из них считаются сторонниками исламского фундаментализма. Это создаёт социальные предпосылки для роста экстремистских настроений среди российских мусульман и может способствовать социальной дестабилизации российского общества.
Российские мусульмане не имели в прошлом и не имеют сейчас единого духовного центра. В течение длительного времени (как в Российской империи, так и в бывшем СССР) руководящими органами верующих мусульман являлись четыре независимых друг от друга Духовных управления:
Провозглашение на территории СССР независимых государств привело к изменениям в исламских управленческих структурах. Социальными предпосылками этих изменений стали этническая неоднородность, различный уровень образования, разные обычаи и традиции народов России, исповедующих ислам.
Всего в стране насчитывается свыше 40 самостоятельных Духовных управлений мусульман. В отношениях между ними существуют определённые трения и конфликты. Мусульманская община России переживает раскол. Относительно большое количество исламских центров в России и напряжённые отношения между ними свидетельствуют о наличии серьёзных противоречий у российских мусульман. Они со временем могут трансформироваться в социальную напряжённость и открытое противостояние в мусульманской общине.
В
последние годы две мусульманские
организации предпринимают
Следует иметь в виду, что ислам не предполагает обязательность чёткой духовной иерархии, характерной для ряда христианских церквей, а также наличия единого духовно-административного центра в масштабах государства. Вместе с тем в последние годы всё отчётливее проявляется потребность в налаживании взаимоотношений между религиозными руководителями и духовными объединениями мусульман различных регионов Российской Федерации. Отличительными чертами этих взаимоотношений в рамках Совета муфтиев России являются равноправие, взаимоуважение и признание самостоятельности всех имеющих юридический статус Духовных управлений мусульман. Однако постепенно складываются предпосылки, в том числе и правовые, для консолидации мусульман в тех или иных субъектах Федерации. Так, например, в Татарстане и Дагестане, в соответствии с законодательством этих республик, может быть зарегистрировано только одно Духовное управление мусульман.
Как свидетельствует опыт, процесс консолидации мусульманской общины может стимулироваться как местным мусульманским духовенством, так и на уровне органов государственной власти субъектов Федерации путём внесения в региональное законодательство соответствующих положений.
В России существует около 2500 исламских организаций самой различной направленности, которые представляют интересы мусульман России. Среди них – Фонд развития мусульманских народов, Исламский конгресс России, Исламский культурный центр, Союз мусульман России и многие другие. В настоящее время значительную активность проявляет общероссийское политическое движение «Рефах» («Благоденствие»), созданное представителями мусульманских, а также некоторых малых народов России в 1998 году и насчитывающее в Государственной Думе 12 депутатов, принимающих активное участие в деятельности фракции «Единство».
В Совете муфтиев России изучается вопрос о перспективах создания мусульманской молодёжной организации, ориентированной на воспитание духовности, исламской культуры, патриотизма. Индекс соотношения мусульманского населения и числа мусульманских организаций значительно выше аналогичного индекса других конфессий. Это свидетельствует о более высокой социальной активности последователей ислама по сравнению с представителями других религий.
Высокая социальная активность мусульман, значительная финансовая и организационная поддержка, оказываемая им международными организациями, делают их общественные формирования влиятельным фактором социального развития в регионах компактного проживания российских последователей ислама.