Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:14, реферат
Цель исследования: изучить ряд икон, принадлежащих иконостасу храма Рождества Иоанна Предтечи, и доказать преемственность традиций Московской школы иконописи в создании данного иконостаса.
Прежде, чем начать работу, автор поставил перед собой несколько задач:
1. выяснить, в каких традициях русских иконописных школ вышеперечисленные иконы создавались;
2. определить, насколько они соответствуют классическим традициям и имеют ли они элементы новизны;
3. объяснить востребованность древних русских иконописных традиций II и III тысячелетий.
Введение …………………….3
Основная часть
Иконописные школы 5-9
Иконостас ….10
Иконостас храма Рождества Иоанна Предтечи…………………....12
Техника писания икон 14
Заключение……………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………..20
Иконостас
Иконостас представляет собой стену, украшенную святыми иконами, которые расположены горизонтально в несколько рядов. В православном храме иконостас отделяет алтарную часть от помещения для молящихся. Он развился из алтарной преграды, существовавшей еще в раннехристианских храмах. Примерно в XV веке иконы начинают объединять в одну общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке отделяющей алтарь.
Согласно церковной истории, первая преграда появилась в IV веке. Святой Василий немало потрудился над составлением чина литургии. По словам его жизнеописателя, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству – превращение хлеба и вина в кровь и тело Христа, - с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золоченого голубя. Но однажды голубь остался неподвижным, Василий взглянул вокруг и увидел, что прислуживающий ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель распорядился установить преграду между алтарем и средней частью церкви.
Преграда действительно появилась в христианских церквях как раз в то время. Однако причины ее возникновения были гораздо серьезнее. Одним из основополагающих понятий религии было понятие «таинства». Его таинственность и была призвана показать алтарная стенка: она скрывала от взглядов непосвященных происходящее в алтаре. Иконы примыкают друг к другу вплотную, их не разделяют даже обрамления, к которым мы привыкли в станковых картинах. Поэтому иконостас смотрится как нечто целое, силуэты и цвета каждой иконы находятся в соподчиненной гармонии с общей композицией иконостаса. А вместе с тем каждая икона является самостоятельным законченным в себе произведением. Икона была частью ансамбля, но могла существовать и вне его: благодаря этому, она была вхожа в жилища людей и особенно интимно, непосредственно вплеталась в их быт.
В иконостасе имеется три двери, ведущие в алтарь. В центральной части иконостаса помещаются Царские врата – двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив престола. Изнутри Царских врат, со стороны алтаря, привешивается занавеса, которая отдергивается и задергивается в установленные моменты службы, символизируя либо открытые людям Небесного Царства тайны спасения, либо лишение людей рая небесного, по причине их грехопадения. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева – икона Божьей Матери. Сразу за образом Христа Спасителя помещается храмовая икона – это образ того святого или события, в честь которого освящен данный храм. Далее, за иконами Божьей Матери и храмовой иконы, располагаются я иконы наиболее чтимых в данном приходе святых. С XV века классическая форма иконостаса насчитывает пять рядов икон:
Иконостас завершало деревянное Распятие и справа и слева от него, иногда, помещались херувимы.
Иконостас храма Рождества Иоанна Предтечи
Иконостас храма рождества Иоанна Предтечи писался с декабря 2003 по апрель 2004 года, однако храм был освящен только в 2005 году. Над ним работали современные талантливые мастера художественно – производительного предприятия «Сафрино».
Иконостас Прокопьевского храма состоит из трех ярусов[6]:
В качестве дополнительного яруса между первым и вторым – мини ярус Двунадесятинных праздников, для Прокопьевского храма он является уникальной особенностью.
Иконостас выдержан в одной стилистике, но не исполнен в классической форме, так как, по правилам, должны идти местный ряд, деисусный ряд, ярус двунадесятинных праздников. В иконостасе храма Рождества Иоанна Предтечи местный ряд представлен иконами наиболее почитаемых святых.
Слева от Царских врат расположены следующие иконы:
Справа от Царских врат расположены:
Икона Архангела Гавриила: рукава одежды представлены в ярко- красном цвете, приближенном к морковному. Ярким рукавам противопоставлены крылья черного цвета, это указывает на присутствие контраста между светлым и темным. Выбеленные места на лике (надбровные дуги, кончик носа, скулы). Однако склоненная голова говорит не о соперничестве красного и черного цветов, а смиренности Гавриила, что схоже с эпитетом, применяемым к Рублеву.[7]
Образ Иоанна Предтечи представлен ярким оттенком красного на рукавах святого, здесь же и темный плащ, плавно свисающий с левого плеча и образующий большое количество складок. За спиной Иоанна Предтечи расположены бежевые крылья, противопоставленные по цвету его одежде. Икона целиком построена игрой света и тени. Несмотря на то, что икона изображена в виде миниатюры, в ней минимум движений. Она изнутри излучает доброту и нравственность, а образ святого, расположенный значительно выше остальных, призывает окружающих быть выше злодеяний происходящих вокруг.[8]
Следующая икона Пантелеимона-целителя: в глаза сразу бросаются выбеленные части лица, мягкие тона красок, присутствие контраста. Икона выдержана в оттенках золотого и светло-коричневого, только плащ выделяется ярким красным пятном. Однако от иконы веет спокойствием и завершенностью. Весь облик Пантелеимона говорит о доверии к людям, о твердой убежденности, что добрым призывом можно направить людей на верный путь.[9]
В ходе исследовательской
работы было выяснено, что многие мастера
художественно –
Техника писания иконы
С целью более объективного исследования, автор работы проследил этапы и способы писания икон.
Техника написания современной иконы восходит к древним иконописным традициям, сложившихся в течение двух тысячелетий.
В иконописи с давних пор существует определенная последовательность в процессе написания иконы. Технология написания иконостаса, который расположен в храме Рождества Иоанна Предтечи, приближен XV веку, когда работал Андрей Рублев. Весь технологический процесс создания иконы разделен на несколько этапов: подготовка основания иконной доски и приготовление красок; грунтование доски левкасом (грунт на основе мела и клея); золочение; нанесение красочного слоя – живопись; покрытие иконы олифой.
Иконопись именуют «богословием
в красках», в силу того, что иконописная
техника является средство выражения
и воплощения богословского учения
церкви видимым образом. Поэтому
иконописец помимо художественного
мастерства должен обладать богословскими
знаниями, чтобы написанная им икона
выражала не субъективное «видение»
явления, а объективное учение церкви.
Чтобы икона стала тем
Доска. Иконные доски, как правило, делаются из определенных пород хорошо высушенной древесины, таких как: липа, кедр, дуб, кипарис. Иконостас храма Рождества Иоанна Предтечи сделан из липы, доставленной из центра России. Твердые породы древесины используются редко из-за трудности обработки. Обычно из таких пород как дуб делают шпонки для досок, предназначенные для предохранения доски от коробления, что часто с ними происходит в результате дальнейшего высыхания доски. Доска для иконы, если она не цельная, должна быть собрана из однородных досок и хорошо склеена. Торцы досок должны быть хорошо подогнаны. Для склейки подходит любой натуральный коллагеновый клей – столярный, костный, мездровый можно использовать кроликовый. После склеивания и высыхания в доску врезаются шпонки, которые различают по видам: сквозные, встречные шпонки, врезные с тыльной стороны, торцевые. На лицевой стороне доски в середине иконы делается небольшое (несколько миллиметров) отверстие называемое «ковчегом». Оно выделяет центральную, наиболее важную, часть изображения, создавая естественную раму, а так же предохраняет изображение от повреждения. Скос между «ковчегом» и полем рамы называется «лузга».
Левкас. После подготовки основы – иконной доски, приступают к следующему этапу работы – грунтовке доски, или лекашению. Левкашение доски одна из ответственных подготовительных работ, ибо именно от хорошего левкашения зависит надежность соединения между разнородными поверхностями.
Действительно, случается через малое время левкас трескается и при «малейшем» отсыревании «сыпется». Для предохранения левкаса и лежащего на нем живописного слоя от повреждений, происходящих в результате деформации доски, на поверхность пропитанной 3-5% клеем доски наклеивается кусок льняной или хлопчатой ткани, называемой «паволока», которую предварительно вываривают некоторое время, а потом просушивают. Это необходимо для обеспечения лучшего соединения. Клей для грунтовки используют натуральный. Лучше всего подходят: костный и кроликовый. Ткань предварительно замачивают в 13-15% клее, чтобы она достаточно пропиталась, а затем приклеивают на доску. Пока доска с наклеенной паволокой сохнет, готовят левкас. Основой левкаса является мел. Используется натуральный, чистый мел, добываемый из известняка. Известняк – это отложение микроскопических ракушек, хорошие сорта которого содержат 95-96% чистого углекислого кальция. Мел должен быть чистый, просеянный и отмоченный в воде. Для левкаса приготавливают клей, заливая водой и давая ему набухнуть в течение трех часов. Затем его варят на водяной бане, при этом температура не должна превышать 60-70 С, чтобы молекулы глютина не разрушались. В теплый клеевой раствор постепенно всыпают порошок мела, постоянно его, помешивая до получения сметанообразной массы. Левкасу дают выстояться в течение суток, а затем наносят в теплом виде тонкими слоями вначале кистью, а затем шпателем. Количество слоев может достигать примерно 15. Слои не должны быть толстыми, иначе левкас потрескается. После третьего слоя левкас заравнивают с помощью пемзы или мелкой шкурки. Общий слой грунта доводится толщиной около миллиметра, стараясь не делать его слишком толстым. Чтобы грунт был более эластичным, в него добавляют льняное масло, натуральную олифу. Левкас тщательно отшлифовывают тонкой наждачной бумагой.
Рисунок. Древние мастера делали рисунок прямо на подготовленной и залевкашенной доске. Рисовали углем и кистью. Эти опытные мастера назывались «знаменщики». Рисунок или знамение набрасывали жидкой черной краской. А затем обводили, уточняя более густой. Современные иконописцы, имеющие достаточный опыт, тоже часто пользуются этим методом, не прибегая к рисованию на бумаге. Этот метод позволяет более точно и близко почувствовать пространство и форму иконной доски и наилучшим образом вписать в нее рисунок.
Золочение. Перед золочением рисунок процарапывается по контуру изображения, и часть левкаса, предназначенная для золочения, тщательным образом полируется. Левкас лучше не полировать слишком тонко, чтобы краска лучше связывалась и проникала в левкас. Для золочения используются листики сусального дерева. В древности их получали из предварительно отоженных металлов посредством ручной ковки. Золото может иметь различные оттенки от зеленоватых до красноватых в зависимости от пробы – примеси серебра и меди. В древности использовали более толстое золото.
Информация о работе Иконостас Прокопьевского храма Рождества Иоанна Предтечи