Иконостас Прокопьевского храма Рождества Иоанна Предтечи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:14, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить ряд икон, принадлежащих иконостасу храма Рождества Иоанна Предтечи, и доказать преемственность традиций Московской школы иконописи в создании данного иконостаса.
Прежде, чем начать работу, автор поставил перед собой несколько задач:
1. выяснить, в каких традициях русских иконописных школ вышеперечисленные иконы создавались;
2. определить, насколько они соответствуют классическим традициям и имеют ли они элементы новизны;
3. объяснить востребованность древних русских иконописных традиций II и III тысячелетий.

Содержание

Введение …………………….3
Основная часть
Иконописные школы 5-9
Иконостас ….10
Иконостас храма Рождества Иоанна Предтечи…………………....12
Техника писания икон 14
Заключение……………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Иконостас Прокопьевского храма Рождества Иоанна Предтечи.docx

— 1.05 Мб (Скачать)

    

Иконостас

 

Иконостас представляет собой стену, украшенную святыми иконами, которые расположены горизонтально в несколько рядов. В православном храме иконостас отделяет алтарную часть от помещения для молящихся. Он развился из алтарной преграды, существовавшей еще в раннехристианских храмах. Примерно в XV веке иконы начинают объединять в одну общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке отделяющей алтарь.

Согласно церковной истории, первая преграда появилась в IV веке. Святой Василий немало потрудился над составлением чина литургии. По словам его жизнеописателя, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству – превращение хлеба и вина в кровь и тело Христа, - с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золоченого голубя. Но однажды голубь остался неподвижным, Василий взглянул вокруг и увидел, что прислуживающий ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель распорядился установить преграду между алтарем и средней частью церкви.

Преграда действительно  появилась в христианских церквях  как раз в то время. Однако причины  ее возникновения были гораздо серьезнее. Одним из основополагающих понятий религии было понятие «таинства». Его таинственность и была призвана показать алтарная стенка: она скрывала от взглядов непосвященных происходящее в алтаре. Иконы примыкают друг к другу вплотную, их не разделяют даже обрамления, к которым мы привыкли в станковых картинах. Поэтому иконостас смотрится как нечто целое, силуэты и цвета каждой иконы находятся в соподчиненной гармонии с общей композицией иконостаса. А вместе с тем каждая икона является самостоятельным законченным в себе произведением. Икона была  частью ансамбля, но могла существовать и вне его: благодаря этому, она была вхожа в жилища людей и особенно интимно, непосредственно вплеталась в их быт.   

В иконостасе имеется три  двери, ведущие в алтарь. В центральной  части иконостаса помещаются Царские  врата – двустворчатые, особо  украшенные двери, расположенные напротив престола. Изнутри Царских врат, со стороны алтаря, привешивается занавеса, которая отдергивается и задергивается в установленные моменты службы, символизируя либо открытые людям Небесного Царства тайны спасения, либо лишение людей рая небесного, по причине их грехопадения. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева – икона Божьей Матери. Сразу за образом Христа Спасителя помещается храмовая икона – это образ того святого или события, в честь которого освящен данный храм. Далее, за иконами Божьей Матери и храмовой иконы, располагаются я иконы наиболее чтимых в данном приходе святых. С XV века классическая форма иконостаса насчитывает пять рядов икон:

  1. Местный ряд. Кроме четырех групп тематически связанных икон, оставались еще иконы, не объединенные одной идеей. Из них образовывался нижний – местный ряд, где обычно стояли образы святых, особо чтимых в данной местности. И справа главная икона храма, в честь которой он построен.
  2. Деисусный (от греческого языка – «деисис» - моление), а на Руси – Деисус (по звучанию с именем Иисус).
  3. Ярус двунадесятинных праздников (иконы, посвященные двунадесятинным праздника).
  4. Пророческий. Главный атрибут пророков – свитки (обычно развернутые).
  5. Праотеческий. Изображены фигуры ветхозаветных праведных старцев.

Иконостас завершало деревянное Распятие и справа и слева от него, иногда, помещались херувимы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иконостас храма  Рождества Иоанна Предтечи

 

Иконостас храма рождества Иоанна Предтечи писался с декабря 2003 по апрель 2004 года, однако храм был освящен только в 2005 году. Над ним работали современные талантливые мастера художественно – производительного предприятия «Сафрино».

Иконостас  Прокопьевского храма состоит из трех ярусов[6]:

  1. Местный ряд
  2. Праотеческий
  3. Пророческий

В качестве дополнительного  яруса между первым и вторым –  мини ярус Двунадесятинных праздников, для Прокопьевского храма он является уникальной особенностью.

Иконостас выдержан в одной  стилистике, но не исполнен в классической форме, так как, по правилам,  должны идти местный ряд, деисусный ряд, ярус двунадесятинных праздников. В иконостасе храма Рождества Иоанна Предтечи местный ряд представлен иконами наиболее почитаемых святых.

Слева от Царских врат расположены  следующие иконы:

  1. «Ксения Петербургская»
  2. «Княгиня Ольга»
  3. «Архимадрид Стефан»
  4. «Пантелеимон»
  5. «Великомученица Анастасия Узорешительница»
  6. «Николай Чудотворец»
  7. «Святой Сафроний Иркутский»
  8. «Богородица Всецарица»

Справа от Царских врат расположены:

  1. «Спаситель»
  2. «Рождество Иоанна Предтечи» (икона в иконографии)
  3. «Иоанн Богослов»
  4. «Прокопий Устюжский»
  5. «Иннокентий Иркутский»
  6. «Архимадрид Лаврентий»
  7. «Князь Владимир»
  8. «Александр Невский»

Икона Архангела Гавриила: рукава одежды представлены в ярко- красном цвете, приближенном к морковному. Ярким рукавам противопоставлены крылья черного цвета, это указывает на присутствие контраста между светлым и темным. Выбеленные места на лике (надбровные дуги, кончик носа, скулы). Однако склоненная голова говорит не о соперничестве красного и черного цветов, а смиренности Гавриила, что схоже с эпитетом, применяемым к Рублеву.[7]

Образ Иоанна Предтечи представлен  ярким оттенком красного на рукавах  святого, здесь же и темный плащ, плавно свисающий с левого плеча  и образующий большое количество складок. За спиной Иоанна Предтечи  расположены бежевые крылья, противопоставленные  по цвету его одежде. Икона целиком  построена игрой света и тени. Несмотря на то, что икона изображена в виде миниатюры, в ней минимум  движений. Она изнутри излучает доброту и нравственность, а образ святого, расположенный значительно выше остальных, призывает окружающих быть выше злодеяний происходящих вокруг.[8]

Следующая икона Пантелеимона-целителя: в глаза сразу бросаются выбеленные части лица, мягкие тона красок, присутствие контраста. Икона выдержана в оттенках золотого и светло-коричневого, только плащ выделяется ярким красным пятном. Однако от иконы веет спокойствием и завершенностью. Весь облик Пантелеимона говорит о доверии к людям, о твердой убежденности, что добрым призывом можно направить людей на верный путь.[9]     

В ходе исследовательской  работы было выяснено, что многие мастера  художественно – производительного  предприятия «Сафрино» придерживаются принципов работы Московской школы. Задача иконописцев - написать такой образ, который будет сохранен веками. Таким образом, отметим, что лики Святых изображены темными тонами, однако имеются выбеленные места. В иконах используются светлые тона красок, которые противопоставлены более темным: рядом с морковным и золотым цветами можно увидеть темно-коричневый или черный. Одежды изобилуют большим количеством складок. В иконах присутствует сюжет, но в тоже время в них изображено минимум движений.  По описанию вышеперечисленных икон можно легко это заметить.

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника писания  иконы

 

С целью более объективного исследования, автор работы проследил  этапы и способы писания икон.

Техника написания современной иконы восходит к древним иконописным традициям, сложившихся в течение двух тысячелетий.

В иконописи с давних пор  существует определенная последовательность в процессе написания иконы. Технология написания иконостаса, который расположен в храме Рождества Иоанна Предтечи, приближен  XV веку, когда работал Андрей Рублев. Весь технологический процесс создания иконы разделен на несколько этапов: подготовка основания иконной доски и приготовление красок; грунтование доски левкасом (грунт на основе мела и клея); золочение; нанесение красочного слоя – живопись; покрытие иконы олифой.

Иконопись именуют «богословием в красках», в силу того, что иконописная  техника является средство выражения  и воплощения богословского учения церкви видимым образом. Поэтому  иконописец помимо художественного  мастерства должен обладать богословскими  знаниями, чтобы написанная им икона  выражала не субъективное «видение»  явления, а объективное учение церкви. Чтобы икона стала тем священным  образом, который способствует молитвенному обращению  изображением.

Доска. Иконные доски, как правило, делаются из определенных пород хорошо высушенной древесины, таких как: липа, кедр, дуб, кипарис. Иконостас храма Рождества Иоанна Предтечи сделан из липы, доставленной из центра России. Твердые породы древесины используются редко из-за трудности обработки. Обычно из таких пород как дуб делают шпонки для досок, предназначенные для предохранения доски от коробления, что часто с ними происходит в результате дальнейшего высыхания доски. Доска для иконы, если она не цельная, должна быть собрана из однородных досок и хорошо склеена. Торцы досок должны быть хорошо подогнаны. Для склейки подходит любой натуральный коллагеновый клей – столярный, костный, мездровый можно использовать кроликовый. После склеивания и высыхания в доску врезаются шпонки, которые различают по видам: сквозные, встречные шпонки, врезные с тыльной стороны, торцевые. На лицевой стороне доски в середине иконы делается небольшое (несколько миллиметров) отверстие называемое «ковчегом». Оно выделяет центральную, наиболее важную, часть изображения, создавая естественную раму, а так же предохраняет изображение от повреждения. Скос между «ковчегом» и полем рамы называется «лузга».

Левкас. После подготовки основы – иконной доски, приступают к следующему этапу работы – грунтовке доски, или лекашению. Левкашение доски одна из ответственных подготовительных работ, ибо именно от хорошего левкашения зависит надежность соединения между разнородными поверхностями.

Действительно, случается  через малое время левкас трескается и при «малейшем» отсыревании  «сыпется». Для предохранения левкаса  и лежащего на нем живописного  слоя от повреждений, происходящих в  результате деформации доски, на поверхность пропитанной 3-5% клеем доски наклеивается кусок льняной или хлопчатой ткани, называемой «паволока», которую предварительно вываривают некоторое время, а потом просушивают. Это необходимо для обеспечения лучшего соединения. Клей для грунтовки используют натуральный. Лучше всего подходят: костный и кроликовый. Ткань предварительно замачивают в 13-15% клее, чтобы она достаточно пропиталась, а затем приклеивают на доску. Пока доска с наклеенной паволокой сохнет, готовят левкас. Основой левкаса является мел. Используется натуральный, чистый мел, добываемый из известняка. Известняк – это отложение микроскопических ракушек, хорошие сорта которого содержат 95-96% чистого углекислого кальция. Мел должен быть чистый, просеянный и отмоченный в воде. Для левкаса приготавливают клей, заливая водой и давая ему набухнуть в течение трех часов. Затем его варят на водяной бане, при этом температура не должна превышать 60-70 С, чтобы молекулы глютина не разрушались. В теплый клеевой раствор постепенно всыпают порошок мела, постоянно его, помешивая до получения сметанообразной массы. Левкасу дают выстояться в течение суток, а затем наносят в теплом виде тонкими слоями вначале кистью, а затем шпателем. Количество слоев может достигать примерно 15. Слои не должны быть толстыми, иначе левкас потрескается. После третьего слоя левкас заравнивают с помощью пемзы или мелкой шкурки. Общий слой грунта доводится толщиной около миллиметра, стараясь не делать его слишком толстым. Чтобы грунт был более эластичным, в него добавляют льняное масло, натуральную олифу. Левкас тщательно отшлифовывают тонкой наждачной бумагой.

Рисунок. Древние мастера делали рисунок прямо на подготовленной и залевкашенной доске. Рисовали углем и кистью. Эти опытные мастера назывались «знаменщики». Рисунок или знамение набрасывали жидкой черной краской. А затем обводили, уточняя более густой. Современные иконописцы, имеющие достаточный опыт, тоже часто пользуются этим методом, не прибегая к рисованию на бумаге. Этот метод позволяет более точно и близко почувствовать пространство и форму иконной доски и наилучшим образом вписать в нее рисунок.

Золочение. Перед золочением рисунок процарапывается по контуру изображения, и часть левкаса, предназначенная для золочения, тщательным образом полируется. Левкас лучше не полировать слишком тонко, чтобы краска лучше связывалась и проникала в левкас. Для золочения используются листики сусального дерева. В древности их получали из предварительно отоженных металлов посредством ручной ковки. Золото может иметь различные оттенки от зеленоватых до красноватых в зависимости от пробы – примеси серебра и меди. В древности использовали более толстое золото.

Информация о работе Иконостас Прокопьевского храма Рождества Иоанна Предтечи