Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:31, творческая работа
На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов. Заупокойный храм, вырубленный в скалах западного берега Нила Древнего Египта- храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Ззаупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.), посвящённый богине Хатхор. Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном.
Храм Хатшепсут
в Дейр-эль-Бахри
На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов. Заупокойный храм, вырубленный в скалах западного берега Нила Древнего Египта- храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Ззаупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н. э.), посвящённый богине Хатхор. Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном.
Строительство заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Сегодня местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль-Бахри. По своим громадным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все подобные сооружения Древнего Египта.
Храм Хатшепсут относится к типу полускальных -наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами.
Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амону. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.
Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут.
Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор — покровительницы царицы Хатшепсут.
В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов.
Здание с колоннадами соорудили на трех огромных террасах, размещенных одна над другой, которые соединяли между собой пандусы - широкие наклонные дороги, разбивающие весь комплекс на две части (южную и северную). Эти наклонные дороги заменяли лестницы. На террасах были открытые дворы, портики (крытые помещения с колоннами), а также уходившие в толщу скалы святилища.
Место расположения храма вовсе не случайно: менее чем в 100 метрах от него находился похожий храм, который возвел правитель XI династии Ментухотеп Небхепетр. Этого царя считали родоначальником фиванских царей, а Хатшепсут так подчеркивала преемственность своего правления, доказывая законность занимания египетского престола. Южный портик второго яруса рассказывает о знаменитой экспедиции в Пунт во всех подробностях. Оба святилища имеют 12-колонные гипостильные залы, расположенные на террасе, и внутренние помещения, уходящие в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершали хатхорические капители, выполненные в виде лица богини. В период раннего христианства в храме царицы Хатшепсут была устроена коптская церковь, а в Средневековье он почти превратился в развалины. Позже реставраторы смогли во многом восстановить первоначальный облик храма.
Храм Хатшепсут - пример сочетания разных видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, цветных рельефов или росписей. Такой синтез родился в Египте и был одной из важнейших особенностей его древних монументальных памятников.