Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:27, реферат
Буддизм
вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые
попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов
людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной,
Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане,
Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма),
Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и
тувинцы.
сторонников большего “обмирщения” буддийской общины, и стхавираваду или
тхераваду (“учение старейшин”), сторонники которой придерживались более
консервативных
взглядов. Приверженцы махаяны (одного из направлений буддизма) считают, что
раскол произошёл на Втором буддийском соборе в Вайшали, через сто лет после
первого.
С
появлением империи Маурьев, особенно в эпоху правления знаменитого царя Ашоки
(III в. до н. э.), буддизм из учения монашеских общин превращается в своего
рода государственную религию. Царь Ашока из всего учения особенно выделял
правила буддийской
морали.
При
Ашоке в буддизме появилось множество сект и школ: по общепринятой классификации
— 18. В это же время собрался Третий собор в Паталипутре, на котором были
осуждены учения некоторых буддийских школ, а школа тхеравады получила поддержку
царя. Именно в этот период был создан буддийский канон “Типитака” (на языке
пали), или “Трипитака” (на санскрите), что означает “Три корзины”.
Последователи разных направлений буддизма уже два с половиной тысячелетия
спорят между собой о том, когда, где и на каком языке были канонизированы “Три
корзины”. Махаянисты считают, что на Четвёртом соборе, проходившем под
покровительством царя Канишки в I в. н. э., канонизировали санскритскую версию
— “Трипитаку”. А
приверженцы тхеравады
в 29 г. до н. э. на острове Шри-Ланка, и там была записана “Типитака” на языке
пали.
С
целью примирения спорящих в истории буддизма приняты обе версии. Что же
касается разногласий между различными школами раннего буддизма, то почти все
они связаны с трактовкой философских проблем вселенной и её взаимоотношений с
личностью.
Наряду
с философией развиваются буддийские ритуалы и искусство. Богатые покровители
финансируют строительство ступ. Вокруг этих мемориальных сооружений, где
содержатся останки Будды и другие буддийские реликвии, складывается особый
культ, к ним совершаются паломничества. Хотя такая вера с точки зрения буддизма
совершенно бесполезна для достижения нирваны, она принимается из уважения к
обычаям и традициям местных буддийских общин.
После
смерти царя Ашоки и воцарения династии Шунгов, покровительствующей брахманизму,
центр буддизма перемещается на Шри-Ланку. В течение трёх последующих веков
буддизм превращается во влиятельную религиозную силу на всей территории Индии,
а во времена династии Сатаваханов распространяется в Центральной Азии. В эпоху
правления второго
после Ашоки знаменитого
вв.
н. э.) влияние этой религии простирается от северных границ Индии до Центральной
Азии (Кушанская империя). Тогда же с основами учения знакомятся в торговых
центрах Северного Китая. Через южный морской путь буддизм проникает в Южный
Китай.
С
начала новой эры буддизм приобретает черты религии цивилизации. Он объединяет в
единое пространство разные народы и территории, образуя сложные сочетания
местных традиций с учением Будды. По всему этому пространству буддийские
проповедники разносят тексты Учения. Вместе с буддийскими доктринами и
религиозной практикой индийские буддисты приносят в разные страны достижения
Индии в области медицины, фармакологии, астрономии, астрологии, архитектуры,
ваяния, живописи, литературы и т. д.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БУДДИЗМА
Победное
шествие буддизма по странам Азии началось ещё до новой эры. С III в. до н. э.
буддизм появился на территории Центральной Азии (нынешние Таджикистан и
Узбекистан), с I в. н. э.— в Китае, со II в. — на полуострове Индокитай, с IV
в. — в Корее, с VI в. — в Японии, с VII в. — в Тибете, с XII в. — в Монголии.
Используя
свой главный принцип — не нарушать сложившиеся культурные традиции разных стран
и народов и по возможности срастаться с ними, — буддизм быстро прижился везде
и, привившись к древу местной культуры, дал новые побеги. Например, в Китае
этот процесс начался с V—VI вв. В VIII— IX вв. там успешно распространялись по
крайней мере уже
два чисто китайских
будды Амитабхи и школа чань. В Японию буддизм проник уже в китайском обличье.
Китайские школы тяньтай, хуаянь-цзун, школа чистой земли будды Амитабхи и чань
постепенно завоевали Японию, став соответственно школами тэндай, кэ-гон,
амидаизма и дзэн.
Однако
и в Китае буддизм подвергался атакам как извне — от иноземных завоевателей, так
и изнутри —
со стороны возрождённого
совершенно вытеснен из этой страны, как случилось в Индии, но его влияние
неизмеримо ослабло. В дальнейшем тот же процесс повторился в Японии, где
укрепилась национальная религия — синтоизм. Вообще появление и утверждение
буддизма, как можно видеть на примере Китая, Индии и некоторых других стран,
своеобразно стимулировало
возрождение местных
впитав все достижения буддизма, оказывались достаточно сильными, то господству
буддизма приходил конец.
В
каждом регионе развивались своя собственная буддийская символика и буддийские
обряды — почитание святых мест, календарные праздники, обряды жизненного цикла,
подпитываемые местными традициями. Буддизм вошёл в кровь и плоть многих и
многих народов, стал частью их повседневной жизни. Он изменил местные традиции,
но и сам претерпел изменения. Буддизм способствовал расцвету культуры этих
стран — архитектуры (строительство храмов, монастырей и ступ), изобразительного
искусства (буддийская скульптура и живопись), а также литературы. Это хорошо
видно на примере поэзии, вдохновлённой идеями дзэн-буддизма.
С
ослаблением влияния крупных монастырей, которые в эпоху расцвета буддийской
цивилизации были своего рода “государствами в государстве”, главную роль в жизни
буддистов стали играть небольшие местные монастыри и храмы. Власти начали
гораздо более
активно вмешиваться в
сложилась в Тибете, где образовалось теократическое государство, управляемое
главой “жёлтошапочной” школы гелукпа далай-ламой, который являлся и
религиозным, и государственным лидером. Ламы доносят послание Будды и открывают
его смысл ученикам, поэтому их почитают как непогрешимых божеств, вера в
которых важнее знания буддийских догматов.
БУДДИЗМ НА ЗАПАДЕ
Пожалуй,
ни одна из восточных религий не вызывала у европейцев таких сложных и
противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно — буддизм как бы
бросал вызов всем основным ценностям христианской европейской цивилизации. В
нём отсутствовало представление о боге-творце и вседержителе вселенной, он
отказался от понятия души, не было в нём и религиозной организации, подобной
христианской церкви. А главное, вместо райского блаженства и спасения он
предлагал верующим нирвану, принимающуюся за полное небытие, ничто.
Неудивительно, что человеку Запада, воспитанному в христианских традициях,
такая религия казалась парадоксальной, странной. Он видел в ней отклонение от
самого понятия религии, образцом которой считалось, естественно, христианство.
“Единственная,
но зато огромная услуга, которую может оказать буддизм, — писал известный
буддолог XIX в. и убеждённый христианин Бартолами Сент-Иллер, — состоит в том,
чтобы своим грустным контрастом подать нам повод ещё более ценить неоценимое
достоинство нашей веры”.
Однако
для некоторых западных мыслителей идеи буддизма как религии, противоположной
христианству, но столь же распространённой и почитаемой в мире, стали важным
орудием критики западной культуры, западной системы ценностей и самого
христианства.
К этим мыслителям относятся прежде всего Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше и их
последователи. Именно благодаря им, а также основателям новых синтетических
религиозных течений, во многом противопоставлявших себя христианству (например,
Елене Блаватской и её сподвижнику полковнику Олькотту, основателям Теософского
общества), в конце XIX — начале XX вв. буддизм начал распространяться на Западе
и в России.
К концу XX столетия Запад пережил уже много волн увлечения буддизмом в разных его
формах, и все они оставили в западной культуре заметный след.
Если в начале XX в. европейцы зачитывались текстами палийского канона в переводах
виднейших буддологов, то после Второй мировой войны благодаря переводам Э.
Конзе европейский мир познакомился с махаянскими сутрами. Приблизительно в это же время известный японский буддист Судзуки открыл для Запада дзэн, увлечение которым не прошло и до сих пор.
В наши дни. растёт популярность тибетского буддизма. Высокий авторитет нынешнего
Далай-ламы, который
из-за преследования китайских
сказать, что буддизм, оказавший влияние на движение битников и хиппи, на
творчество американских писателей, таких, как Джером Сэлинджер, Джек Керуак и
другие, стал составной частью современной западной культуры.
В Рссии влияние буддизма долгое время практически не ощущалось, хотя на её
территории проживают народы, исповедующие буддизм в монгольском варианте
(буряты, калмыки, тувинцы).
Сейчас
на волне общего религиозного возрождения наблюдается оживление деятельности
буддистов. Созданы Буддийское общество, Буддийский университет,
восстанавливаются старые и открываются новые буддийские храмы и монастыри
(дацаны), издаётся большое количество буддийской литературы. В обеих российских
столицах
и в ряде других городов действуют центры сразу нескольких буддийских традиций.