Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:27, реферат
Буддизм
вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые
попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов
людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной,
Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане,
Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма),
Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и
тувинцы.
“Я
всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением желаний я стал
свободным. Учась у самого себя, кого назову я учителем?” Так сказано в
“Дхаммападе”.
Высшую
цель религиозной
жизни буддизм видит в
сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется
мокшей, а в буддизме — нирваной.
Люди,
поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана — это смерть. Неверно.
Нирвана — это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе
с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей — всего того, что
составляет жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь, но только
в ином качестве, жизнь
совершенного, свободного духа.
Буддизм
не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к
политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не
отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов,
духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они
тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы,
не могут самого главного — избавиться от перевоплощений. Только человек
способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину
перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и
другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей
могут появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления
и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы — те, кто откладывает
уход в нирвану ради помощи другим созданиям.
Может
сложиться представление, что буддам и бодхисаттвам принадлежит в буддизме то же
место, которое в других религиях занимают боги или единый Бог. Но это не совсем
так Будды не могут, как боги других религий, создавать мир, управлять стихиями;
они, как правило, не могут карать грешников или награждать праведников. Буддизм
— и в этом ещё одно его отличие от других религий — не признаёт провидения и
подчёркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в
неустанной сознательной работе над собой. Поэтому в “Дхаммападе” сказано:
“Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники
подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя”.
ВСЕЛЕННАЯ И ЕЁ УСТРОЙСТВО
Мир
сансары для буддистов — это непрерывный поток рождений, смертей и новых
рождений, возникновения, разрушения и нового возникновения. В него вовлечено
всё живое и неживое на всех уровнях существования. Как же представляли себе
буддисты устройство мира?
В
отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически
бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем капель в океане или
песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух, множество
небес, где обитают боги, и ступеней ада, населённых демонами, духами злых
предков — претами и др. В центре мира стоит огромная гора Меру,
окружённая семью горными хребтами. На вершине горы расположено “небо 33 богов”,
возглавляемых богом Шакрой. Ещё выше, в воздушных дворцах, находятся небеса
трёх сфер. Боги, люди и прочие существа, которые действуют исключительно ради
удовлетворения собственных желаний, живут в камадхату — “сфере желания”,
разделённой на 11 уровней. В сфере рупадхату — “мира формы” — на 1б
уровнях расположены 1б небес Брахмы (верховного бога брахманизма). Над ней
помещается арупадхату — “мир не-формы”, включающий четыре высших неба
Брахмы. Все боги, населяющие три сферы, подчинены закону кармы и поэтому, когда
их заслуги исчерпываются, могут утратить свою божественную природу в следующих
воплощениях. Пребывание в облике бога такое же временное, как и во всяком
другом.
Однако,
согласно самой древней космологической схеме, существуют три главных уровня —
мир Брахмы (брахмалока), мир богов и полубогов (девалока) и мир
бога Мары, олицетворяющего смерть и разные искушения, которым подвергается
человек. Влияние Мары распространяется на землю и множество подземных адских
областей.
Миры
не вечны. Каждый из них возникает, развивается и разрушается в течение одной
махакалъпы; её продолжительность — миллиарды земных лет. Она в свою очередь
делится на
четыре периода (калъпы). По окончании махакальпы мироздание не
уничтожается полностью. Только те существа, которые достигли просветления,
переселяются
в мир Брахмы, на небеса Абхассара. Когда на земле вновь создаются условия для
жизни, они рождаются здесь в соответствии со своими прежними заслугами. Однако
не всякая кальпа становится счастливой, а лишь та, в которой появляется будда.
По буддийским преданиям, в нынешней кальпе появится тысяча будд. Буддийские
тексты называют шесть будд, которые жили в мире людей до Шакьямуни: Вишвабха,
Випашьин, Шикхин, Кракучханда, Канакамуни, Кашьяпа. Однако наиболее популярен
среди буддистов Майтрейя — будда, прихода которого ожидают в будущем.
ДХАРМА — ЗАКОН, ИСТИНА, ПУТЬ
Важнейшим
для буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды,
высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает
“опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную
добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым
верующие должны подражать. Кроме того, дхармы — это конечные элементы, на
которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.
В
своей первой речи после Просветления Будда сравнивает способности разных людей
к постижению Дхармы с разнообразием лотосов в пруду: “И оглядев мир своим оком
Просветлённого, Благословенный, преисполненный сочувствия ко всем живым
существам, увидел существа, умственный взор которых лишь чуть запорошён пылью,
и существа, чей умственный взор покрыт густым слоем пыли; увидел существа с
острой восприимчивостью и с восприимчивостью вялой, существа, имеющие
благоприятную форму, существа, легко поддающиеся внушению и трудно поддающиеся
внушению, а также увидел существа, пребывающие в страхе перед иным миром и в
страхе перед грехом.
Подобно
тому как в пруду, заросшем голубыми лотосами, или в пруду, заросшем красными
лотосами, или в пруду, заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рождённые в воде,
выросшие в воде, не поднимаются над водой, другие, рождённые в воде, выросшие в
воде, стоят вровень с поверхностью воды, а третьи, рождённые в воде, выросшие в
воде, поднявшись над водой, стоят так, что вода их не касается”.
Будда,
как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя
к ним подходить с одной и той же меркой: одним Дхарму нужно долго
растолковывать, другие поймут её на лету, третьим потребуется привести
множество примеров, четвёртых придётся учить йоге и т. п. Не существует
единого, универсального свода буддийского вероучения, пригодного для всех. Нет
универсальной формулы Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложенная с
учётом индивидуальных особенностей каждой группы верующих. Поэтому буддийское
учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в
стихах и в прозе, изображено на священной диаграмме (мандоле) и на
красочной картине.
Разные
цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью всегда остаётся нирвана,
но достичь её трудно — это под силу лишь самым упорным и одарённым. Для простых
людей, не способных на значительные духовные усилия в нынешнем своём состоянии,
промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях или возрождение
на небесах какого-нибудь будды, с помощью которого они в дальнейшем достигнут
нирваны.
ЧЕТЫРЕ
БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ.
Проповедь
своего учения Будда начал с “четырёх благородных истин”: о страдании и причине
страдания, об устранении причины страдания и о пути к прекращению страданий.
Обращаясь к ученикам (бхикшу), он говорил: “А вот, бхикшу, благая истина о том,
что существует страдание. Рождение — страдание, старость — страдание, болезнь —
страдание, смерть — страдание; соединение с тем, что неприятно, — страдание;
разъединение с тем, что приятно, — страдание; когда нет возможности достичь
желаемого — это тоже страдание.
А
вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание имеет свою причину. Это жажда,
ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая
удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трёх видов: жажда
чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.
А
вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание может быть уничтожено. Это
уничтожение жажды и полное уничтожение страсти, отказ от них, отречение от них,
освобождение от них, отвращение от них.
А
вот, бхикшу, благая истина о том, что существует путь, ведущий к уничтожению
страдания”.
Согласно
первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость,
разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к
страданию, поскольку они связаны с “разъединением с приятным”. Хотя страдание
универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека,
поскольку имеет свою причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит
в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая
благородная истина.
Пессимизм
первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья
истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком,