Буддизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:27, реферат

Описание работы

Буддизм

вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые

попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов

людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной,

Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане,

Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма),

Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и

тувинцы.

Работа содержит 1 файл

БУДДИЗМ.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

“Я

всё победил, я  всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением желаний я стал

свободным. Учась  у самого себя, кого назову я учителем?”  Так сказано в

“Дхаммападе”.

Высшую

цель религиозной  жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга

сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется

мокшей, а в буддизме — нирваной.

Люди,

поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана  — это смерть. Неверно.

Нирвана — это  покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе

с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей — всего того, что

составляет жизнь  обычного человека. И всё же это  не смерть, а жизнь, но только

в ином качестве, жизнь  совершенного, свободного духа.  

Буддизм

не относится  ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к

политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не

отрицает существования  богов и других сверхъестественных существ (демонов,

духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и  т. п.), но считает, что они

тоже подчинены  действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы,

не могут самого главного — избавиться от перевоплощений. Только человек

способен “встать  на путь” и, последовательно меняя  себя, искоренить причину

перерождений, достичь  нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и

другим существам  придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей

могут появиться  высшие духовные существа: будды —  люди, достигшие Просветления

и нирваны и  проповедующие дхарму, и бодхисаттвы  — те, кто откладывает

уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

Может

сложиться представление, что буддам и бодхисаттвам принадлежит  в буддизме то же

место, которое  в других религиях занимают боги или  единый Бог. Но это не совсем

так Будды не могут, как боги других религий, создавать мир, управлять стихиями;

они, как правило, не могут карать грешников или  награждать праведников. Буддизм

— и в этом ещё  одно его отличие от других религий  — не признаёт провидения и

подчёркивает, что  судьба человека зависит только от его собственных усилий в

неустанной сознательной работе над собой. Поэтому в “Дхаммападе” сказано:

“Строители каналов  пускают воду, лучники подчиняют  себе стрелу, плотники

подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя”.

ВСЕЛЕННАЯ И ЕЁ УСТРОЙСТВО

Мир

сансары для буддистов — это непрерывный поток рождений, смертей и новых

рождений, возникновения, разрушения и нового возникновения. В него вовлечено

всё живое и  неживое на всех уровнях существования. Как же представляли себе

буддисты устройство мира?

В

отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически

бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем  капель в океане или

песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух, множество

небес, где обитают  боги, и ступеней ада, населённых демонами, духами злых

предков — претами  и др. В центре мира стоит огромная гора Меру,

окружённая семью  горными хребтами. На вершине горы расположено “небо 33 богов”,

возглавляемых богом  Шакрой. Ещё выше, в воздушных  дворцах, находятся небеса

трёх сфер. Боги, люди и прочие существа, которые действуют исключительно ради

удовлетворения  собственных желаний, живут в  камадхату — “сфере желания”,

разделённой на 11 уровней. В сфере рупадхату —  “мира формы” — на 1б

уровнях расположены 1б небес Брахмы (верховного бога брахманизма). Над ней

помещается арупадхату — “мир не-формы”, включающий четыре высших неба

Брахмы. Все боги, населяющие три сферы, подчинены  закону кармы и поэтому, когда

их заслуги исчерпываются, могут утратить свою божественную природу  в следующих

воплощениях. Пребывание в облике бога такое же временное, как и во всяком

другом.

Однако,

согласно самой  древней космологической схеме, существуют три главных уровня —

мир Брахмы (брахмалока), мир богов и полубогов (девалока) и мир

бога Мары, олицетворяющего смерть и разные искушения, которым подвергается

человек. Влияние  Мары распространяется на землю и  множество подземных адских

областей.

Миры

не вечны. Каждый из них возникает, развивается и  разрушается в течение одной

махакалъпы; её продолжительность — миллиарды земных лет. Она в свою очередь

делится на

четыре периода (калъпы). По окончании махакальпы мироздание не

уничтожается полностью. Только те существа, которые достигли просветления,

переселяются

в мир Брахмы, на небеса Абхассара. Когда на земле вновь создаются условия для

жизни, они рождаются  здесь в соответствии со своими прежними заслугами. Однако

не всякая кальпа становится счастливой, а лишь та, в  которой появляется будда.

По буддийским преданиям, в нынешней кальпе появится тысяча будд. Буддийские

тексты называют шесть будд, которые жили в мире людей до Шакьямуни: Вишвабха,

Випашьин, Шикхин, Кракучханда, Канакамуни, Кашьяпа. Однако наиболее популярен

среди буддистов  Майтрейя — будда, прихода которого ожидают в будущем.

ДХАРМА — ЗАКОН, ИСТИНА, ПУТЬ

Важнейшим

для буддистов  является понятие дхармы — оно  олицетворяет учение Будды,

высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает

“опора”, “то, что  поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную

добродетель, прежде всего — это моральные и  духовные качества Будды, которым

верующие должны подражать. Кроме того, дхармы —  это конечные элементы, на

которые, с точки  зрения буддистов, разбивается поток  существования.

В

своей первой речи после Просветления Будда сравнивает способности разных людей

к постижению Дхармы с разнообразием лотосов в  пруду: “И оглядев мир своим оком

Просветлённого, Благословенный, преисполненный сочувствия ко всем живым

существам, увидел существа, умственный взор которых лишь чуть запорошён пылью,

и существа, чей  умственный взор покрыт густым слоем  пыли; увидел существа с

острой восприимчивостью и с восприимчивостью вялой, существа, имеющие

благоприятную форму, существа, легко поддающиеся внушению и трудно поддающиеся

внушению, а также увидел существа, пребывающие в страхе перед иным миром и в

страхе перед  грехом.

Подобно

тому как в  пруду, заросшем голубыми лотосами, или  в пруду, заросшем красными

лотосами, или в  пруду, заросшем белыми лотосами, одни лотосы, рождённые в воде,

выросшие в воде, не поднимаются над водой, другие, рождённые в воде, выросшие в

воде, стоят вровень  с поверхностью воды, а третьи, рождённые  в воде, выросшие в

воде, поднявшись над водой, стоят так, что вода их не касается”.

Будда,

как никто иной, понимал, что люди от рождения не похожи друг на друга и нельзя

к ним подходить  с одной и той же меркой: одним  Дхарму нужно долго

растолковывать, другие поймут её на лету, третьим потребуется  привести

множество примеров, четвёртых придётся учить йоге и  т. п. Не существует

единого, универсального свода буддийского вероучения, пригодного для всех. Нет

универсальной формулы  Дхармы на все случаи жизни; есть Дхарма, изложенная с

учётом индивидуальных особенностей каждой группы верующих. Поэтому буддийское

учение может быть выражено высоким учёным стилем и простой народной речью, в

стихах и в  прозе, изображено на священной диаграмме (мандоле) и на

красочной картине.

Разные

цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью  всегда остаётся нирвана,

но достичь её трудно — это под силу лишь самым упорным и одарённым. Для простых

людей, не способных  на значительные духовные усилия в  нынешнем своём состоянии,

промежуточным этапом может стать воплощение в лучших условиях или возрождение

на небесах какого-нибудь будды, с помощью которого они в дальнейшем достигнут

нирваны.

ЧЕТЫРЕ

БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ.

Проповедь

своего учения Будда начал с “четырёх благородных  истин”: о страдании и причине

страдания, об устранении причины страдания и о пути к прекращению страданий.

Обращаясь к ученикам (бхикшу), он говорил: “А вот, бхикшу, благая истина о том,

что существует страдание. Рождение — страдание, старость —  страдание, болезнь —

страдание, смерть — страдание; соединение с тем, что  неприятно, — страдание;

разъединение с  тем, что приятно, — страдание; когда нет возможности достичь

желаемого — это  тоже страдание.

А

вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание имеет  свою причину. Это жажда,

ведущая к перерождениям, связанная с наслаждением и страстью, находящая

удовольствие то в одном, то в другом. Жажда бывает трёх видов: жажда

чувственных удовольствий, жажда перерождений, жажда существования.

А

вот, бхикшу, благая истина о том, что страдание может  быть уничтожено. Это

уничтожение жажды  и полное уничтожение страсти, отказ  от них, отречение от них,

освобождение от них, отвращение от них.

А

вот, бхикшу, благая истина о том, что существует путь, ведущий к уничтожению

страдания”.

Согласно

первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость,

разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к

страданию, поскольку  они связаны с “разъединением с приятным”. Хотя страдание

универсально, оно  не является изначальным и неизбежным состоянием человека,

поскольку имеет  свою причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит

в основе привязанности  людей к существованию в этом мире. Такова вторая

благородная истина.

Пессимизм

первых двух благородных  истин преодолевается благодаря  следующим двум. Третья

истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком,

Информация о работе Буддизм