Внешняя политика Турции на Кавказе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:54, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изменившаяся геополитическая картина на Кавказе оказала значительное влияние на последующую динамику событий в данном регионе, расстановку сил и внешнеполитические ориентиры некоторых государств, в частности, Турции. В последнее время турецкая дипломатия характеризуется активностью своей внешней политики на кавказском направлении, что связано, прежде всего, с утверждением укреплением собственных геополитических и экономических позиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………......

3
Глава I. Социально-экономическое и политическое развитие Турции в 2002-2009 году……………………………………………………………………………………………

8
§1. Экономическое развитие Турции как база для усиления политического влияния в регионе……………………………………………………………………………………….

8
§2. Деятельность правительства по активизации продвижения Турции на Кавказском направлении………………………………………………………………………………….


18
Глава II. Курс Турции на экономическую и политическую активизацию своей политики на Кавказе……………………………………………………………………….

25
§1. Экономическое, политическое и военное сотрудничество с Азербайджаном и Грузией……………………………………………………………………………………….

25
§2. Политика Турции в отношении Нагорно-Карабахского конфликта…………………
35
§3. Развитие и эволюция отношений с Арменией как фактор давления ЕС и США……
§4. Соперничество Ирана и Турции на кавказском направлении………………………...
41
49
Глава III. Российско-Турецкие отношения в аспекте региональной политики двух стран……………………………………………………………………………………

54
§1. Российско-Турецкое экономическое сотрудничество - фундамент перехода к многовекторному и стратегическому сближению…………………………………………

54
§2. Кавказский кризис 2008 года и политика Турции…………………………………….
61
§3. Перспективы сотрудничества и соперничества России и Турции на Кавказе……….

66
Заключение………………………………………………………………………………….
73
Список литературы………………………………………………

Работа содержит 1 файл

внешняя политика турции на кавказе.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Риторика лидеров Партии Справедливости и Развития отли­чается от безудержной критики кемализма их предшественником Н. Эрбаканом. Президент Турции А. Гюль и премьер-министр Р. Эрдоган избегают нападок на политику и культуру Запада. Они в гораздо меньшей степени озабочены со­лидарностью с мусульманскими странами. Их основной задачей стало вступление в ЕС в качестве полноправного члена. Лидеры пони­мают значение для Турции со­трудничества с Западом, которое идет на пользу экономическому развитию страны и делают все возможное для углубления кооперации с европейскими государствами.

Для привлечения иностранно­го капитала в страну, что являлось одной из приоритетных задач экономического развития, Турция пош­ла на существенную либерализа­цию национального инвестицион­ного законодательства. В результате, с 2003 года по новому закону "О прямых ино­странных инвестициях"[17] иност­ранные компании в Тур­ции стали наделяться такими же правами и обязаннос­тями, что и отечественные, а прибы­ль может беспрепятственно выво­зиться из страны. Инвесторам было позволено создавать компании со 100%-ным иностранным капита­лом. В результате, за последние годы количест­во компаний с участием европей­ского капитала значительно вы­росло.[18]


§2. Деятельность правительства по активизации продвижения Турции на Кавказском направлении

В данном параграфе исследуется деятельность правительства Турции по активизации продвижения ее внешнеполитических устремлений на кавказском направлении, которые обусловлена рядом объективных причин. Среди них следует мы выделили: выгодное расположение Кавказского региона; стремление Турции возвратить имперское прошлое; некоторые расхождения во взглядах между Турцией и США относительно данного региона; активизацию политики НАТО в данном направлении; принятие в ЕС ряда восточноевропейских государств и оттягивание вступление в данную структуру Турции. Остановимся подробнее на каждой из них, раскроем их сущность и постараемся дать объективную оценку деятельности Турции на Кавказе, с учетом изменяющейся ситуации в регионе.

Кавказский регион исторически является уникальной территорией или как его принято называть стратегическим узлом Евразии. Сегодня здесь свои политические интересы пытаются отстаивать не только традиционно присутствующие на Кавказе Россия, Турция и Иран, но и почти все без исключения международные структуры и ведущие промышленно-финансовые корпорации.

Так, Тур­ция как бы пытается возвратить­ся в свое не так уж и далекое по историческим меркам прошлое Оттоманской империи, когда в нее входил весь Ближний Восток, современный Ирак, Балканы, ряд территорий Юго-Восточной Ев­ропы и Южного Кавказа. Разуме­ется, речь идет о соответствую­щих нынешним реалиям формах политического сотрудничества и торгово-экономических связей.

США тоже преследуют свои интересы. Вашингтон сформиро­вал де-факто независимое курд­ское государство в Ираке, нане­ся колоссальный удар по страте­гической стабильности в турец­ком Курдистане.[19] Разогрев ситуа­цию на Кавказе до войны в Юж­ной Осетии, американцы созда­ли угрозу дестабилизации севе­ро-востока Турции. В случае же войны США против Ирана возникла бы угроза полной дестабилизации всего региона, что явно не отвечает интересам Турции. К тому же в мусульманском мире США воспринимаются как антиислам­ская сила.[20]

В свою очередь, в Турции стремительно рас­тут антиамериканские настрое­ния и критика "аморальности" западного общества. Несмотря на это, она продолжает оставаться союзницей Запада, будучи вовле­ченной во многие глобальные проекты США, Европы и НАТО. Проблема состоит в том, что Турция традиционно рассмат­ривалась Вашингтоном и Брюс­селем, прежде всего, как военный партнер, как преграда на пути сдерживания сначала советского, а затем и российского влияния на Ближнем и Среднем Востоке. В то же время Европа не демонст­рировала готовности к полноцен­ной интеграции Турции в свои структуры, которая помимо воен­но-политических и военно-стратегических обязательств с турец­кой стороны включала бы расши­рение экономических и культур­ных аспектов взаимодействия и сотрудничества. В результате, США часто вторгаются в сфе­ры стратегических интересов Турции, оттесняя ее на второстепенные роли. Это, в частности, от­носится к сфере военного сотруд­ничества Турции с Грузией и Азербайджаном.

Эти обстоятельства и под­толкнули Турцию к поиску новых направлений и сфер применения своего внешнеполитического и экономического потенциала в ин­тересах утверждения ее собствен­ных геополитических и экономи­ческих позиций. В последнее вре­мя турецкая дипломатия демон­стрирует значительную актив­ность на восточном направлении, в частности, иранском и кавказском, и южном, т.е. ближне­восточном направлении своей внешней политики. Это свидетельствует о многовекторности ее внешней политики.

Исключительно важное геополитическое и геостратегическое положение этого региона заставило активизировать политику НАТО в данном направлении. Территория государств, расположенных между Черным и Каспийским морями, представляет собой самый короткий транспортный, главным образом, трубопроводный, коридор из Центральной Азии в Европу. Именно поэтому считается, что тот, кто будет контролировать территорию Азербайджана, Армении и Грузии, получит доступ к практически еще не освоенным природным богатствам бассейна Каспийского моря и Средней Азии.[21] В основном именно этими обстоятельствами и объясняется повышенное внимание США и НАТО к Южному Кавказу. НАТО в данном случае выступает в качестве инструмента глобальной политики ведущих государств Запада в этом регионе мира.[22]


Глава II Курс Турции на экономическую и политическую активизацию своей политики на Кавказе

§1. Экономическое, политическое и военное сотрудничество с Азербайджаном и Грузией

В данной части работы анализируется двустороннее сотрудничество Турции с Азербайджаном и Грузией. Проводя параллель между странами, являющимися ключевыми на территории южного Кавказа, сосредоточимся на проведении сравнительного анализа и выявлении общего и отличного во взаимоотношениях государств. Рассмотрим интересы каждого из них и попытаемся оценить важность сотрудничества с Турцией для стран Южного Кавказа.

Активизация политики на Кавказе выражается в продвижении сотрудничества с Азербайджаном и Грузией во всех направлениях. Турция, будучи развитой в экономическом отношении и в плане интегрированности в атлантические структуры является интересной кандидатурой для кооперации и взаимодействия. Рассмотрим подробнее сотрудничество Турции с данными государствами.

Представляется целесообразным напомнить, что дипломатические отношения Турции и Азербайджана развивается на основе Договора о дружбе и партнерстве, подписанном в 1995 году и Декларации о стратегическом сотрудничестве, принятой в1997 году. Кроме того, между государствами подписано порядка 100 различных договоров, затрагивающих разные области.[23]

В Азербайджане вот уже много лет тлеет конфликт с Арменией из-за контроля над Карабахским регионом. Несмотря на прекращение военных действий, политико-юридическая форма установившегося мира не устраивает ни одну из сторон, особенно Азербайджан, который фактически проиграл войну. Это существенно осложняет положение страны и кажущаяся спокойной внутриполитическая обстановка в Азербайджане далека от стабильности.

Турция – основной торговый партнер Азербайджана. Некоторые ученые отмечают, что принятие турецкой модели развития обязательно будет способствовать развитию азербайджанской экономики. В последние годы все значительнее возрастает участие турецкого бизнеса, в народном хозяйстве Азербайджана. В основном это связано с разработкой месторождений нефти и газа и их транспортировкой на мировые рынки. Именно доходы от транзита нефти – основные гарантии турецких капиталовложений. Нефть и все, что с ней связано, представляет главный интерес для Турции. Следует отметить, что Турция не считается самым крупным импортером нефти Азербайджана, хотя существуют планы на крупные закупки ею азербайджанского газа.

В стране действует достаточно большое количество турецких фирм. При этом работающие в них турки составляют 25% от всех работающих в Азербайджане иностранцев. Ярким примером может послужить фирма AZERCELL, созданная при “активной помощи” турецкого гиганта на рынке сотовой связи TÜRKCELL. На Азербайджан вещает ряд турецких телеканалов – TGRT, TRT1, NT\/, что позволяет азербайджанцам лучше узнать турецкий язык, культуру, традиции, устои. Примером культурной экспансии Турции в Азербайджан может послужить переход азербайджанцев на латинскую графику письма взамен кириллицы.[24]

Инвестиции турецких фирм в азербайджанскую экономику довольно многозначительны и в большинстве своем вложены в отрасли, способные обеспечить быструю окупаемость затрат. Это розничная и мелкооптовая торговля, бытовое обслуживание, строительно-подрядная деятельность и т.п. Важную роль в Азербайджане играют турецкие строительные фирмы. Также, в Азербайджане регулярно проводятся ярмарки-выставки турецких товаров.

Однако основной капитал, долгосрочный в Азербайджан из Турции не приходит. Азербайджанские дипломаты признаются, что не раз ставили перед Турцией вопрос о действительно серьезных инвестиционных проектах, кроме вложений в нефтяную отрасль, поскольку кроме нее, все остальные отрасли практически не развиваются, но Турция не спешит выполнять эти пожелания, которые, по сути, являются реальной необходимостью для Азербайджана. Массированное нашествие турецких бизнесменов на азербайджанский рынок вызывает обеспокоенность, поскольку внутренний рынок страны не готов к огромному притоку дешевых и некачественных товаров, "расползанию" природных богатств и использованию турками дешевых трудовых ресурсов республики.

Стремительно растет военное и военно-техническое сотрудничество двух стран. В азербайджанской армии работают турецкие специалисты, в Турции обучаются азербайджанские офицеры, Турция поставляет Азербайджану новейшие средства связи.[25]

Происходит курирование Турцией вооруженных сил Азербайджана (военно-образовательные программы, оперативная работа, проведение учений до уровня полка, проведение реформ в вооруженных силах, с целью создания небольшой профессиональной армии, воссоздание ВВС и ВМС, военной разведки). В этой связи США выражают свое недовольство и выступают против полного фактического подчинения вооруженных сил Азербайджана Турции и военно-политической интеграции этих стран на исключительно двухсторонней основе, а также против создания постоянного представительства Генерального штаба Турции в Нахичеванской области. Вместе с тем, США одобряют дислокацию в Азербайджане, особенно в Нахичеванской области, эскадрильи боевых вертолетов Турции, это допускается на временной основе без осуществления мероприятий по постоянному базированию. США и Турция разработали совместные действия в случае возникновения серьезного вооруженного конфликта между Ираном и Азербайджаном, включающие использование ВВС и десанта турецкой бригады.[26]

Азербайджан осуществляет широкую программу милитаризации, приобретения военной техники, подготовки кадров. По оценкам военных экспертов, Азербайджан ставит целью создание самой многочисленной и боеспособной армии в регионе. Военная идеология и доктрина Азербайджана создана Турцией, которая практически и формирует вооруженные силы и спецслужбы Азербайджана. Было бы вполне разумно сказать, что в сущности Турция создает свои вооруженные силы в Азербайджане. Так, в Азербайджане создается мобильная армия с преимущественно наступательными целями. Идеология, структура и оперативные планы азербайджанской армии подтверждают то, что эта армия имеет наступательные цели. По тем же оценкам, Азербайджану, несмотря на многие проблемы в строительстве вооруженных сил, удалось решить одну из главных задач – подготовку командного состава и, в целом, офицерских кадров.


§2 Политика Турции в отношении Нагорно-Карабахского конфликта

В параграфе изучается политика Турции в отношении Нагорно-Карабахского конфликта. В анализе основных внешнеполитических шагов, предпринятых Турцией, мы опирались на достаточно распространенную точку зрения о складывающейся новой политической ситуации в регионе, явившейся результатом российско-грузинской войны. В работе также рассматривается взаимосвязь экономических интересов мировых держав и выделяются основные противоречия в борьбе за сферы влияния на южном Кавказе.

Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году из-за территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов, составляющих около 20 процентов всей территории Азербайджана, находятся под оккупацией вооруженных сил Армении.

В попытках разрешения карабахской проблемы участвует множество государств: Армения, Россия, США, Турция, Иран, а также Минская группа ОБСЕ. [27] Причем, изучая историю переговоров и дискуссий, можно выявить интересную закономерность: с каждым этапом таких переговоров положение не упрощалось, а усложнялось. Обычно в качестве способов решения проблемы выбиралось то предложение, которое вело к тупиковому развитию событий, в результате чего напряженность и углублялся кризис. Это имеет свое объяснение. Попытаемся разобраться в отношениях всех сторон, заинтересованных в существовании карабахского конфликта.

Судьбоносным для дальнейшего развития глобальных политических процессов стал 2008 год. Обсуждение спорных вопросов в отношении кавказского региона становилось все более сложным. Возникший между сверхдержавами новый виток напряженности должен был отразиться на политическом значении различных регионов мира. Пятидневную российско-грузинскою войну многие исследователи считают началом новой политической ситуации кавказского региона. Однако, война сама по себе является отражением актуальных отношений между Западом и Россией. Ретроспективный анализ довоенного периода свидетельствует о том, что августовской войне предшествовало экономическое давление России на европейские страны, возникновение проблемы установления американской системы ПРО в Восточной Европе, признание независимости Косово рядом западных стран и т.д. Каждый из указанных вопросов является достаточно убедительным фактором того, что настало время нового деления сфер влияния сверхдержав. Именно этот процесс и поставил начало совершенно новой политической ситуации в Южном Кавказе.

Военные действия на грузино-осетинской границе в августе 2008 года нарушили тот статус-кво, к сохранению которого стремились западные страны и Россия. Замораживание конфликтов на постсоветском пространстве в тот период было одним из наиважнейших приоритетов всех держав, преследовавших политические и экономические цели в Южном Кавказе. Такая ситуация была интересна России по нескольким причинам. Во-первых, подобная реальность обеспечивала военное присутствие России в регионе и позволяла официальной Москве сохранять политическое влияние на противоборствующие стороны. Во-вторых, в России была серьезная озабоченность по поводу того, что обострение ситуации в Южном Кавказе могло отразиться и на настроениях народов Северного Кавказа. Поэтому власти России старались сохранить создавшуюся еще в 90-х годах ситуацию и выступать в роли гаранта региональной безопасности.

Информация о работе Внешняя политика Турции на Кавказе