Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 00:54, дипломная работа
Актуальность исследования. Изменившаяся геополитическая картина на Кавказе оказала значительное влияние на последующую динамику событий в данном регионе, расстановку сил и внешнеполитические ориентиры некоторых государств, в частности, Турции. В последнее время турецкая дипломатия характеризуется активностью своей внешней политики на кавказском направлении, что связано, прежде всего, с утверждением укреплением собственных геополитических и экономических позиций.
Введение…………………………………………………………………………………......
3
Глава I. Социально-экономическое и политическое развитие Турции в 2002-2009 году……………………………………………………………………………………………
8
§1. Экономическое развитие Турции как база для усиления политического влияния в регионе……………………………………………………………………………………….
8
§2. Деятельность правительства по активизации продвижения Турции на Кавказском направлении………………………………………………………………………………….
18
Глава II. Курс Турции на экономическую и политическую активизацию своей политики на Кавказе……………………………………………………………………….
25
§1. Экономическое, политическое и военное сотрудничество с Азербайджаном и Грузией……………………………………………………………………………………….
25
§2. Политика Турции в отношении Нагорно-Карабахского конфликта…………………
35
§3. Развитие и эволюция отношений с Арменией как фактор давления ЕС и США……
§4. Соперничество Ирана и Турции на кавказском направлении………………………...
41
49
Глава III. Российско-Турецкие отношения в аспекте региональной политики двух стран……………………………………………………………………………………
54
§1. Российско-Турецкое экономическое сотрудничество - фундамент перехода к многовекторному и стратегическому сближению…………………………………………
54
§2. Кавказский кризис 2008 года и политика Турции…………………………………….
61
§3. Перспективы сотрудничества и соперничества России и Турции на Кавказе……….
66
Заключение………………………………………………………………………………….
73
Список литературы………………………………………………
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ НА КАВКАЗЕ
План
Введение…………………………………………………………
| 3 |
Глава I. Социально-экономическое и политическое развитие Турции в 2002-2009 году…………………………………………………………………… |
8 |
§1. Экономическое развитие Турции как база для усиления политического влияния в регионе…………………………………………………………… |
8 |
§2. Деятельность правительства по активизации продвижения Турции на Кавказском направлении…………………………………………………
|
18 |
Глава II. Курс Турции на экономическую и политическую активизацию своей политики на Кавказе…………………………………………………………… |
25 |
§1. Экономическое, политическое и военное сотрудничество с Азербайджаном и Грузией…………………………………………………………… |
25 |
§2. Политика Турции в отношении Нагорно-Карабахского конфликта………………… | 35 |
§3. Развитие и эволюция отношений с Арменией как фактор давления ЕС и США…… §4. Соперничество Ирана и Турции на кавказском направлении………………………... | 41 49 |
Глава III. Российско-Турецкие отношения в аспекте региональной политики двух стран………………………………………………………………… |
54 |
§1. Российско-Турецкое экономическое сотрудничество - фундамент перехода к многовекторному и стратегическому сближению………………………………………… |
54 |
§2. Кавказский кризис 2008 года и политика Турции……………………………………. | 61 |
§3. Перспективы сотрудничества и соперничества России и Турции на Кавказе……….
| 66 |
Заключение…………………………………………………… | 73 |
Список литературы…………………………………………………… | 76 |
Приложение…………………………………………………… | 83 |
|
|
Введение
Актуальность исследования. Изменившаяся геополитическая картина на Кавказе оказала значительное влияние на последующую динамику событий в данном регионе, расстановку сил и внешнеполитические ориентиры некоторых государств, в частности, Турции. В последнее время турецкая дипломатия характеризуется активностью своей внешней политики на кавказском направлении, что связано, прежде всего, с утверждением укреплением собственных геополитических и экономических позиций. Под влиянием событий 2008 года, в результате грузино-южноосетинского и грузино-абхазского конфликтов, Турецкая политика на Кавказе становится боле гибкой и избирательной. Турция никогда не скрывала своего стремления к доминирующему положению на Южном Кавказе, а Кавказский кризис внес кардинальные корректировки во внешнеполитические ориентиры многих государств традиционно присутствующих на Кавказе, и позиции международных структур и ведущих промышленно-финансовых корпораций.
Кавказский регион конфликтен по своей природе, это состояние характерно для него достаточно длительный период, измеряющийся столетиями. Разделенные по этническим, религиозным и иным принципам кавказские народы, в сущности, никогда не жили в абсолютном мире и согласии. В годы советской власти эти конфликты были несколько сглажены, но не исчезли совсем. И при первой же возможности обернулись взрывами, человеческими жертвами, взаимными обвинениями и, наконец, многолетней напряженностью. Борьба за нефтяные и энергетические ресурсы и маршруты их доставки велась на протяжении длительного периода времени, и ею уже никого не удивишь. А вот способы, методы и принципы формирования партнерских отношений с целью реализации поставленных целей перед государствами представляются весьма интересными для понимания основных мотивов сближения взаимоотношений стран и критериев возможного поиска консенсуса относительно права на лидерство в регионе.
Внешнеполитические ориентиры Турции, которая с учетом географической составляющей является главной точкой пересечения интересов в регионе, поскольку именно с этим государством связаны все ключевые транспортные, энергетические и в определенном смысле, финансовые коммуникации региона, четко обозначены и поступательно реализуются на практике. Основными рычагами турецкой экспансии в Кавказском регионе выступают именно транзитно-энергетические, торговые и инвестиционные проекты. Уникальная особенность внешней политики Турции, и ее важным преимуществом в сравнении с другими странами является возможность рассматривать и представлять себя, в зависимости от складывающейся политической ситуации, региональной балканской, ближневосточной или кавказской державой. С этим связано стремление правительства Турции поддерживать геополитический плюрализм в отношении окружающих ее территорий. В этом процессе важными вспомогательными факторами являются нарастающая экономическая и военная мощь, особые отношения с Азербайджаном и Грузией, сближений позиций с Арменией, устоявшееся сотрудничество с США и ЕС. Однако данные факторы ни в коей мере не сглаживают постоянного состояния борьбы за доминирующую позицию в регионе.
Уровень исследования темы. Проводимая внешняя политика Турции на Кавказе не могла остаться без внимания со стороны научного сообщества, аналитиков, экспертов, политических деятелей, представителей глав государств и ведомств. Происходящие события на Кавказском регионе нашли отражение в работах многих авторов. Среди них следует выделить Г. Киссенджера,[1] З. Бжезинского,[2] К. Гаджиева,[3] А. Гушера,[4] А. Арбатова, [5] Ю. Морозова.[6] Особое внимание отводится экономическому и политическому развитию Турции,[7] особенно ввиду усилий прилагаемых ею для вступления в ЕС. Обстоятельно и аргументировано представлено в периодической литературе российско-турецкое сотрудничество.[8] Неподдельный интерес у исследователей вызывает и сотрудничество Турции со странами Кавказского региона.[9] Имеются богатые материалы, в которых представлена динамика Карабахского конфликта.[10] Существенным подспорьем для написания данной работы явились данные комитета статистики Республики Турция,[11] выдержки из Закона о прямых иностранных инвестициях.[12] Весьма интересным явилось ознакомление с основными положениями Европейской Энергетической Хартии, ввиду присоединения к ней Турции.[13] Особую роль для данного исследования имели работы по российско-турецким отношениям.[14]
Целью дипломной работы является анализ внешней политики Турции на Кавказе в современных условиях. Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть экономическое развитие Турции с точки зрения усиления ее политического влияния в Кавказском регионе;
- проследить деятельность правительства по активизации продвижения Турции на Кавказском направлении;
- провести сравнительный анализ экономического, политического и военного сотрудничества Турции с Азербайджаном и Грузией;
- раскрыть сущность политики Турции в отношении Нагорного-Карабахского конфликта;
- выявить основные причины развития отношений Турции с Арменией и определить основные факторы давления ЕС и США в процессе нормализации взаимоотношений между государствами;
- оценить российско-турецкое экономическое сотрудничество как основополагающую базу для многовекторного и стратегического сближения государств;
- проанализировать политику Турции в Кавказском кризисе 2008 года;
- дать оценку перспективам сотрудничества и соперничества России и Турции на Кавказе.
Методологическая основа работы. При написании работы использованы исторический, структурно-функциональный, системный, хронологический подходы к исследованию затронутых проблем. Чрезвычайно динамичный и зачастую непредсказуемый характер перемен на Кавказе и изменения расстановки ил в регионе обусловил применение синергетического подхода. Кроме того, данное исследование выполнено на основе общенаучных методов и приемов, таких как анализ, синтез, индукция, дедукция. Применение указанных подходов и методов помогло раскрыть сущность нынешних внешнеполитических реалий Турции, способствовало поведению анализа последствий Кавказского кризиса 2008 года, а также усилению прогностического и рекомендательного компонентов данного исследования и также выявлению возможных перспектив дальнейшего развития рассматриваемых процессов, отношений и явлений.
Научная новизна исследования определяется изучением внешней политики Турции на Кавказе в современных условиях и выражается в анализе событии на Кавказе и их роли в изменившихся внешнеполитических приоритетах Турции. Сближение Армении и Турции обусловило укрепление отношений с Россией и ухудшение отношений с Азербайджаном. Это повлияло и на изменение политики ЕС и США в регионе. Рассматривая обозначенные новые явления и тенденции, принимая во внимание разносторонние мнения и суждения политических деятелей, аналитиков, ученых, в работе формулируется авторская позиция о геополитической трансформации, затронувшей всех политических "игроков" и требующей перестройки их политики с учетом нынешних реалий.
Следует отметить, что работ по внешней политики Турции на Кавказе в тех хронологических рамках, которые заданы в данной работе, а именно с 2002 по 2009 годы, практически нет, имеются лишь некоторые материалы, затрагивающие отдельные аспекты заявленной темы. Ввиду этого, предпринятая попытка исследования динамики внешнеполитических ориентиров Турции представляет несомненный интерес и может рассматриваться как анализ основных внешнеполитических усилий Турции в результате Кавказского кризиса.
Объем и структура работы. Работа включает в себя введение, три главы, первая -состоит из двух параграфов, вторая и третья главы включают в себя по три параграфа, заключение и список литературы. В первой главе "Социально-экономическое и политическое развитие Турции в 2002-2009 годах" рассматриваются внутренние преобразования, происходящие в Турции; дается оценка проводящимся реформам в области экономики, демократизации; особое внимание отводится внешнеполитическим амбиция Турции на Кавказе; детально анализируются основные политические шаги Турции, направленные на продвижение и закрепление сфер влияния в Кавказском регионе. Во второй главе "Курс Турции на экономическую и политическую активизацию своей политики на Кавказе" глубинно анализируется многостороннее сотрудничество Турции с кавказскими странами, в частности Азербайджаном, Грузией, Арменией с учетом оказывающегося давления на проводимую ею политику со стороны ЕС и США. Также, освящается сущность Нагорно-Карабахского конфликта и дается оценка политики Турции в данном направлении. Особое внимание отводится соперничеству Ирана и Турции на Кавказе. Третья глава "Российско-Турецкие отношения в аспекте региональной политики двух стран" сосредоточена на рассмотрении нынешнего состояния двустороннего сотрудничества Росси и Турции в регионе и предположительных прогнозах возможных вариантов развития сотрудничества и перспектив соперничества на Кавказе. Объем дипломной работы составляет 85 страниц.
Глава I Социально-экономическое и политическое развитие Турции в 2002-2009 году
§1. Экономическое развитие Турции как база для усиления политического влияния в регионе
В данном параграфе изучается внутриполитическое состояние страны в условиях современности, рассматриваются основные трудности и достижения политических и экономических реформ. Детально анализируются возможности вступления Турции в Европейский Союз в обозримом будущем и некоторые причины, тормозящие данный процесс. Особое внимание уделяется развитию экономики Турции с точки зрения усиления политического влияния на Кавказе. Выявляются некоторые противоречия во внешней политике Турции в данном регионе.
На экономическое развитие Турции благотворное влияние оказала пришедшая к власти в 2002 году происламистская Партия Справедливости и Развития (ПСР) во главе с Р. Эрдоганом. Новое правительство приняло ряд мер по реструктуризации и либерализации экономики и выводу страны из затянувшегося кризиса.[15] За время пребывания у власти ПСР укрепилась внутриполитическая стабильность. Политические реформы затронули область демократизации страны, верховенство закона, соблюдение прав этнических меньшинств. Несмотря на продолжающиеся внутренние преобразования, по-прежнему опасения вызывают: сохранение сильного влияния военных, отсутствие свободы слова, дискриминация религиозных немусульманских и культурных меньшинств.[16]
Значительно улучшилось общее состояние экономики На сегодняшний день Турция имеет одну из самых быстрорастущих экономик в Европе. Ежегодный прирост ВВП составляет в среднем 5-8%. По темпам роста экспорта - 33% в год - она занимает пятое место в мире, а ее доля в мировой торговле превысила в 2005 году 1%. ВВП Турции составил в 2007 году 482 млрд долл. В 2008 году прогнозировался 5,3%-ный его рост. Кроме того, уже в 2006 году на страны ЕС приходилось 51,7% турецкого экспорта, за последние годы эта цифра значительно увеличилась. В то же время наблюдается и стабильный рост импорта из стран ЕС. Крупнейшими торгово-экономическими партнерами Турции в Европе являются Бельгия, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Испания и Великобритания, на которых приходится 83,2% всего турецкого товарооборота со странами ЕС.
Лидеры правящей партии, придерживаясь более прагматичной и гибкой политики, особенно в экономической сфере по сравнению с их предшественниками сумели добиться ощутимых результатов в росте основных экономических показателей и повышении уровня жизни населения страны. До начала мирового финансово-экономического кризиса им удавалось осуществить масштабную программу приватизации, обеспечить приток иностранного капитала. Уровень инфляции в докризисные годы характеризовался стабильностью, что для Турции стало большим достижением.