Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа
Для внешней политики США последнее десятилетие XX в. стало периодом поисков и приспособления к радикальным изменениям системы международных отношений, произошедшим в результате окончания холодной войны и развития новых глобальных процессов.
С окончанием холодной войны у США появились как новые возможности, так и весьма серьезные проблемы.
«Мы стремимся создать и укрепить широкую систему международных договоренностей, построенную на основе наших коренных интересов и ценностей - демократии, свободного рынка, частного предпринимательства, мира и стабильности...», - заявил С. Бергер в одном из своих программных выступлений в 1998 г. Главный путь к достижению этой цели - «втягивание стран в паутину подкрепляющих друг друга отношений, которые максимизируют как выгоду от соблюдения устанавливаемых ими правил, так и цену за их нарушение».
Втягивание
как можно большего числа стран
в институционализированные отношения,
заставляющие их участников играть по
одним и тем же правилам (разработанным
американцами или просто приемлемым
для них), должно вести к созданию
все более однородного, управляемого
Соединенными Штатами и безопасного
для них мира. Как видим, речь идет
о существенно переработанном и
расширенном издании концепции
«нового мирового порядка», предложенной
администрацией Дж. Буша в начале 90-х
годов. Тогда имелась в виду коллективная
система безопасности под эгидой
ООН (хотя и при ведущей роли США)
для борьбы с традиционными угрозами
безопасности - агрессией против суверенитета
и территориальной целостности
со стороны главным образом «
В этом смысле «новый мировой порядок» был ориентирован на сохранение территориально-политического статус-кво в мире и его символом стала операция «Буря в пустыне», проведенная против Ирака.
Теперь
же в соответствии с логикой
«согласованной безопасности»
Подобный
американо-центристский миропорядок
несет с собой множество
Первая и наиболее очевидная часть ответа на этот вопрос заключается в том, что с исчезновением СССР как главного конкурента и противовеса, а также в результате последующего ослабления позиций России США обрели большую свободу действий, появились новые возможности расширения их сферы влияния во многих странах ЦВЕ и СНГ.
Во-вторых, в условиях глобализации возросла зависимость США от остального мира. Как самая экономически мощная страна, Америка больше других заинтересована в стабильности и управляемости мирового порядка, которые для нее неразрывно связаны с «американским руководством». США стремятся оградить себя от транснациональных угроз в виде международного терроризма, нападений на их информационные системы и другие современные инфраструктуры, а это тоже способствует глобализации американских интересов.
Еше один важнейший
фактор - колоссальная инерционность
огромной системы самых разнообразных
внутренних и международных структур,
обслуживающих глобальные интересы
США. Она объясняется не только материальными
интересами вовлеченных социальных
групп и бюрократической
Здесь мы подходим
к еще одному важному фактору
преемственности внешней
То, что «командный
комплекс превосходства» к концу 90
годов стал более явно ощущаться
и в словах, и в делах американского
руководства объясняется еще
и некоторыми другими тенденциями
последних лет. Одна из них - усиление
экономических позиций США по
сравнению со своими основными конкурентами
- Японией, Германией, «азиатскими тиграми».
И дело здесь не просто в разных
темпах экономического роста, который
помимо прочего дал американцам
новые материальные ресурсы для
активизации военной и внешней
политики. Экономический бум в
США, начавшийся в 1993 г. и продолжающийся
по сей день, выглядит особенно впечатляюще
на фоне стагнации большей части
европейской экономики и
Во многом
это произошло потому, что американский
вариант рыночной демократии оказался
лучше приспособленным к
Не случайно
лидеры США все чаще отождествляют
глобализацию с американизацией, противопоставляя
ей «силы дезинтеграции и
При всей распространенности
неоимперских настроений в политической
элите США реальная возможность
создания американо-центристского
мира остается весьма проблематичной.
Разнородность и
Другой вопрос,
смогут ли США на путях гегемонизма
избежать традиционной участи других
империй - такого расширения сфер своих
обязательств, которое на определенном
этапе может подорвать
Эти и другие
вопросы все чаще задаются и во
внутриамериканских дебатах. Критики
гегемонизма призывают
Итак, контуры новой внешнеполитической стратегии США уже обозначились, но процесс ее формирования продолжается. И окончательный выбор будет определяться разнонаправленными силами как в самой Америке, так и в остальном мире.
Список литературы
Кременюк В.А. США и окружающий мир: уравнение со многим неизвестными // США-Канада: экономика, политика, культура. - 1999 №1.
Повестка дня российско-американских отношений / Отв. ред. Г. А. Арбатов. - М., 1999.
Уткин А.И. Стратегия США для XXI века // США-Канада: экономика, политика, культура. - 1999. - № 7.
A National Security Strategy for a New Century. - Wash., October 1998.
After the End. United States Foreign Policy in the Post-Cold War World / Ed. by J. Scott. - Durham-London, 1998.
Carter A., Perry W. Preventive Defense. A New Security Strategy for America. - Wash., 1999.
Friedman T. The Lexus and the Olive Tree. Understanding Globalization.-N.Y., 1999.
Haass R. The Reluctant Sheriff. The United States After the Cold War. -N.Y., 1997.
Preparing America's Foreign Policy for the 21st Century / Ed. by D. Boren and E. Perkins. - Norman, 1999.
U.S. Foreign Policy After the Cold War / Ed. by R. Ripley and J. Lindsey. - Pittsburgh, 1997.
WEB-сайты: http://www.whitehouse.gov, http://www.foreignpolicy.com
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.policy03.narod.ru/
[1] Важная
роль в осуществлении такого
рода политики, по мнению военных
планировщиков США, должна
[2] По 100 тыс. в Европе и Восточной Азии и 25 тыс. в районе Персидского залива
[3] «Ядерное
оружие, - подчеркивается в доктрине
национальной безопасности, - служит
подстраховкой на
Информация о работе Внешнеполитическая стратегия США после холодной войны