Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа
Для внешней политики США последнее десятилетие XX в. стало периодом поисков и приспособления к радикальным изменениям системы международных отношений, произошедшим в результате окончания холодной войны и развития новых глобальных процессов.
С окончанием холодной войны у США появились как новые возможности, так и весьма серьезные проблемы.
Контуры новой глобальной стратегии
На формирование
внешнеполитической стратегии США
в 90-х годах влияли как уже отмеченные
идейно-теоритические подходы, так
и изменения во внутренней и международной
обстановке. И хотя администрацию
Клинтона часто критикую отсутствие
целостной «большой стратегии», основные
контуры новой стратегии
Исходя из
официальных внешнеполитических установок
США, изложенных в выступлениях их лидеров,
программных документах в сфере
внешней и военной политики (прежде
всего периодических докладах Белого
дома о стратегии национальной безопасности),
можно следующим образом
Основные цели «большой стратегии» США - укрепление безопасности и обеспечение экономического процветания страны, а также продвижение демократии в мире. Последнее считается соответствующим не только принципам, но и интересам США, поскольку (как отмечается в последнем издании «Стратегии национальной безопасности в новом столетии») «демократические режимы более склонны сотрудничать друг с другом для отражения общих угроз, они поощряют свободную торговлю и устойчивое экономическое развитие. Такие режимы реже развязывают войны и нарушают права своих граждан. Поэтому всемирная тенденция продвижения к рынку продвигает и американские интересы».
Этим во многом обосновывается и необходимость руководства миром со стороны США - не только как единственной страны, обладающей необходимыми «волей и возможностями», но и как страны, идеалы и интересы которой в наибольшей степени соответствуют «универсальным ценностям демократии свободы».
Доктрина национальной безопасности США различает три уровня национальных интересов страны.
1.Жизненные
национальные интересы (обеспечение
выживания, безопасности и
2 Важные
национальные интересы (затрагивают
экономическое благополучие
3. Гуманитарные
и другие интересы (противодействие
экологическим и гуманитарным
бедствиям, помощь в
• угрозы
регионального или
• транснациональные
угрозы (терроризм, международная
преступность, торговля наркотиками,
незаконная торговля оружием,
угроза информационной
• распространение опасных технологий, прежде всего по производству ОМУ;
• иностранный шпионаж;
• угрозы,
исходящие от «несостоятельных
государств» (их неспособность
обеспечить устойчивое
Отсутствие
прямой военной угрозы существованию
США по типу советской времен холодной
войны рассматривается
Согласно
доктрине национальной безопасности США
противодействие
Нетрудно
заметить, что даже на декларативном
уровне «большая стратегия» США имеет
ярко выраженный глобальный характер,
а в концептуальном плане сочетает
в себе элементы «гегемонизма», «согласованной
безопасности» и «
Несмотря
на радикальные изменения
Мало изменилось и лидерство США внутри самой НАТО. Хотя администрация Клинтона заняла более гибкую позицию по сравнению с предшествующими в отношении признания «европейской идентичности» в сфере внешней политики и безопасности, проведенные в 90-х годах реформы военного планирования в НАТО сохранили руководящую роль США в альянсе и поставили внешне реанимированный ЗЕС в полную зависимость от натовской военной инфраструктуры. Через инициированные Соединенными Штатами программу «Партнерство во имя мира» и Двусторонние соглашения о партнерстве (прежде всего с Россией и Украиной) НАТО стала важным каналом сотрудничества с постсоветскими государствами, их постепенного втягивания в систему безопасности, существующую под ее эгидой. В итоге Соединенным Штатам удалось благодаря существенной адаптации усилить роль НАТО (а значит, и свою собственную) в решении вопросов европейской безопасности.
Меньше изменений
претерпело военное присутствие
США в стратегически важных регионах
- Восточной Азии (Япония, Южная Корея)
и Персидском заливе. В целом после
некоторого сокращения количества военных
баз и вооруженных сил за рубежом
США сохранили систему
В 90-х годах
США взяли курс на поддержание
подавляющего военно-силового превосходства
над остальными странами После заметного
сокращения военных расходов в середине
десятилетия к его исходу они
вернулись на уровень конца холодной
войны, превышая суммарные военные
расходы остальных великих
Все это вместе взятое позволило Соединенным Штатам к концу 90-х годов увеличить до рекордного в истории уровня военно-технологический отрыв от своих потенциальных конкурентов, особенно в глобальном проецировании военной мощи и новейших методах ведения наземных боевых действий. Военно-политическое руководство США преисполнено решимости сохранять этот разрыв и в будущем. Так, констатируя «уникальность» современного положения Америки в мире - сочетание военного превосходства с отсутствием прямых угроз ее существованию, У. Перри и его соавторы отмечают в книге «Превентивная оборона», что главная цель национальной стратегии - «увековечение обоих этих условий».
Уровень военно-политической
активности США остается очень высоким,
причем к концу десятилетия здесь
наметились две характерные
Дрейф США в сторону односторонних (или в рамках НАТО) действий сопровождался ростом удельного веса силовых принудительных мер в арсенале внешнеполитических инструментов.
«В последние годы, - подытоживает один из ведущих американских теоретиков внешней политики С. Хантингтон, - США пытались в одностороннем порядке добиваться следующих целей: заставлять другие страны принять американские нормы и практику в области прав человека; не дать другим странам обрести военный потенциал, ущемляющий американское превосходств в обычных вооружениях; применять американское законодательство на экстерриториальной основе против других стран; ранжировать страны по степени их приверженности американским стандартам в отношении прав человека, наркотиков, терроризма распространения ядерного оружия и ракетных технологий, а также религиозных свобод; принять санкции против стран, не соблюдающих эти стандарты... вмешиваться в локальные конфликты, не затрагивающие напрямую интересы США; вынуждать другие страны принимать социальные и экономические меры в интересах американской экономики; продвигать экспорт американских вооружений, одновременно препятствуя аналогичным усилиям других стран; устранить Генерального секретаря ООН и продиктовать кандидатуру его преемника; расширить НАТО за счет включения в нее Польши, Венгрии и Чехии; предпринять военные действия против Ирака и поддерживать жесткие экономические санкции против его режима; объявить ряд стран «преступными государствами» и исключить их из международных организаций за отказ подчиниться американским желаниям».
Основные
средства принуждения в арсенале
США - экономические санкции и
военное вмешательство
Кульминацией в развитии обеих этих тенденций стало военное вмешательство США и НАТО в Косово, совершенное в обход ООН и в нарушение основополагающих принципов международного права. Даже ярые адепты концепций «гуманитарного вмешательства» и «согласованной безопасности» признают, что новый интервенционистский международно-правовой режим,который пытаются ввести де-факто США и их союзники, нуждается в легитимации и санкционировании со стороны хотя бы западной части мирового сообщества.
Информация о работе Внешнеполитическая стратегия США после холодной войны