Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа
Для внешней политики США последнее десятилетие XX в. стало периодом поисков и приспособления к радикальным изменениям системы международных отношений, произошедшим в результате окончания холодной войны и развития новых глобальных процессов.
С окончанием холодной войны у США появились как новые возможности, так и весьма серьезные проблемы.
Внешнеполитическая стратегия США после холодной войны
Для внешней
политики США последнее десятилетие
XX в. стало периодом поисков и
приспособления к радикальным изменениям
системы международных
С окончанием холодной войны у США появились как новые возможности, так и весьма серьезные проблемы.
С одной стороны,
прекращение глобальной конфронтации
в условиях «самороспуска» враждебного
блока означало исчезновение реальной
военной угрозы США и превращение
их в единственную военную сверхдержаву.
Соединенные Штаты стали не только
практически неуязвимыми перед
масштабным военным нападением, но
и обрели гораздо большую свободу
стратегического маневра. Кроме
того, в результате распада СССР
и всего социалистического
С другой стороны, с окончанием холодной войны значительно девальвировалась роль военной силы и торгово-экономическая сфера превратилась в основное поле соперничества между развитыми государствами, где США сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны своих союзников по холодной войне. Ее окончание также поставило под вопрос всю глобальную военно-политическую инфраструктуру, созданную Соединенными Штатами для ведения этого противоборства. Исчез и былой стратегический компас» в виде доктрины «сдерживания»,служившей основой послевоенной внешнеполитической стратегии США. Возникла ситуация неопределенности в отношении угроз безопасности США и методов противодействия им. Ослабел и внутренний «тыл» глобальной внешней политики, поскольку в отсутствие серьезной внешней угрозы, сплачивающей нацию, и ясных новых целей стало гораздо труднее мобилизовывать общественную поддержку активного внешнеполитического интервенционизма.
Наконец, крах
прежнего биполярного миропорядка
обернулся усилением
Другой новой
реальностью для внешней
Альтернативные концепции
С начала 90-х годов в стране развернулись широкие дискуссии о новом миропорядке, о роли и месте в нем Соединенных Штатов, их национальных интересах, целях и методах внешней политики в изменившихся условиях. В этих дебатах, продолжающихся и по сей день, определилось несколько основных вариантов внешнеполитической стратегии, которые отличаются пониманием национальных интересов и способов их обеспечения.
Неоизоляционизм Сторонники неоизоляционизма исходят из узкой (минималистской) трактовки национальных интересов США как ограничиваемых защитой своих суверенитета, территориальной целостности и безопасности. Этим интересам США, по мнению неоизоляционистов, в современном мире ничто не угрожает, учитывая географическое положение страны, фактор ее ядерной мощи, а также отсутствие у нее реальных конкурентов военной сфере в настоящем и маловероятность их появления обозримом будущем.
Известный теоретик
неоизоляционизма Э. Нордингер считает,
что США «стратегически неуязвимы»,
а потому могут ограничить свои внешнеполитические
и военные обязательства
Еще один видный идеолог неоизоляционизма Т. Карпентер называет НАТО «анахронизмом холодной войны» и предлагает передать основную ответственность за безопасность Европы самим европейцам. Неоизоляционисты отвергают глобальную ответственность СИТА за поддержание существующего миропорядка, который, на их взгляд, в основном является саморегулируемым, основанным на взаимном уравновешивании великих держав.
«Избирательное
вовлечение» Эта концепция
Так, авторитетная
гарвардская Комиссия по национальным
интересам Америки включает в
их число защиту США от нападений
с применением оружия массового
уничтожения (ОМУ), предотвращение возникновения
враждебных государств-гегемонов в
Евразии, сохранение свободного доступа
к источникам энергии, поддержание
стабильности мировой торгово-экономической
и финансовой системы, а также
обеспечение безопасности союзников
США. Особое значение придается поддержанию
стратегического равновесия между
ведущими странами Евразии с целью
предотвращения конфликта между
ними. Поэтому теория «избирательного
вовлечения» предусматривает
Сторонники
«избирательного вовлечения»
«Согласованная безопасность» Эта концепция, питаемая либеральной школой внешнеполитической мысли США, сохраняет определенную преемственность с концепцией коллективной безопасности - приоритет отдается совместным многосторонним усилиям государств по предотвращению и отражению агрессии. Вместе с тем она идет дальше как в определении угроз безопасности, так и в выборе средств противодействия им.
В дополнение к угрозам, традиционным для уровня межгосударственных отношений, сторонники «согласованной безопасности» выделяют как более характерные для современного мира угрозы, возникающие внутри государств, - геноцид, этнические чистки, другие формы массовых нарушений прав человека, экологические преступления, терроризм, в отношении которых прежняя система коллективной безопасности с ее приматом суверенитета, незыблемости границ и невмешательства во внутренние дела оказывается бессильной. Главными источниками этих угроз считаются отсутствие демократии, репрессивный характер режима страны-нарушителя. Эта исходная презумпция приверженцев «согласованной безопасности» позаимствована у неокантианской -школы «демократического мира» (М. Доил, Д. Лэйк, Б. Рассет, К. Лэн и др.). Согласно ее главному постулату «демократы никогда не воюют друг с другом». По этой логике именно демократизация мирового сообщества, а не поддержание геополитического равновесия является главной гарантией обеспечения международной безопасности и жизненных интересов самих США.
Связь национальных интересов США с состоянием демократии в мире становится, как считают сторонники данного подхода, особенно ощутимой в условиях глобализации, впервые делающей мир действительно неделимым. Во все более зависимом мире, как отмечает первый заместитель госсекретаря США С. Тэлбот, постоянно растет заинтересованность американцев в демократизации правления в других странах.
Если глобализация,
по мнению сторонников «согласованной
безопасности», делает нарушения демократических
норм более опасными (в т. ч. и для
США), то развитие других тенденций
в последние десятилетия
Поэтому сторонники
«согласованной безопасности», не довольствуясь
традиционными мирными методами
принуждения, допускают и военные
способы решения подобных проблем
силами Оон или региональных организаций
безопасности типа НАТО при ведущей
роли США. В этих целях разрабатываются
различные концепции «
Гегемония США.
Концепция гегемонии США также
опирается на школу «реализма», но
ориентируется при этом на модель
стабильности, основанной на гегемонии.
Согласно этой концепции оптимальной
основой безопасного мира является
не многополярность, а однополярность,
не баланс сил, а их явный дисбаланс
в пользу государства-гегемона. Считается,
что именно в т ком уникальном
положении оказались США после
окончания холодной войны. «Преобладание
Америки, - пишет известный публицист
Ч. Крахаммер (он первым ввел в оборот
понятие «однополярный мир» и
стал писать о США как о единственной
сверхдержаве), - основано на том, что
она является единственной страной,
имеющей необходимую военную, дипломатическую,
политическую и военную мощь, чтобы
быть решающим участником любого конфликта
в любом регионе по своему выбору».
Право и обязанность США - использовать
всю свою мощь для того, чтобы
«вести за собой однополярный мир, без
стеснения устанавливая правила
этого миропорядка и
Поддержание
американского превосходства
«Гегемонисты»
считают важнейшей задачей
С учетом множественности реальных и потенциальных угроз американской безопасности (среди которых «гегемонисты» выделяют возможность антизападной трансформации России и Китая) основой стратегии США, по мнению тех, кто поддерживает эту концепцию, после окончания холодной войны должно стать «системное сдерживание» многочисленных источников нестабильности, возникающих в результате традиционного соперничества геополитических интересов. Таким образом, на США возлагается роль главного гаранта стабильности в мире. Это подразумевает способность США действовать в одностороннем порядке, а ООН и другим международным организациям, по существу, отводится второстепенная роль. «Соединенным Штатам - пишет Каглер, - придется добиваться глобальной стабильности посредством политики, которая в первую очередь исходит односторонней готовности использовать силу для достижения этой цели. А уже затем они будут сотрудничать с другими странами и институтами. которые разделяют эту цель, и жестко обращаться с теми, кто ее не разделяет». «Гегемонисты» ратуют за наращивание военных расходов и силового потенциала США, прежде всего его качественных параметров.
Информация о работе Внешнеполитическая стратегия США после холодной войны