Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа
Для внешней политики США последнее десятилетие XX в. стало периодом поисков и приспособления к радикальным изменениям системы международных отношений, произошедшим в результате окончания холодной войны и развития новых глобальных процессов.
С окончанием холодной войны у США появились как новые возможности, так и весьма серьезные проблемы.
Важнейшим внешнеполитическим приоритетом США в 90-е годы стало продвижение американских торгово-экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. В политическом плане этот сдвиг был подготовлен окончанием холодной войны, подчинявшей торгово-экономические интересы соображениям национальной безопасности. В то же время стремительная глобализация мировой экономики поставила США перед необходимостью активного приспособления к этому процессу с помощью повышения конкурентоспособности американских товаров на мировом рынке, облегчения доступа к внешним рынкам и укрепления стабильности все более взаимосвязанной глобальной финансово-экономической системы.
Зависимость
СИТА от мировой экономики постоянно
возрастает. США являются крупнейшим
в мире экспортером (в 2000 г. объем
американского экспорта может достигнуть,
по оценкам, 1,2 трлн. долл.), а на их внешнюю
торговлю приходится свыше трети
прироста валового внутреннего продукта
и около 15 млн. рабочих мест. Экономическое
процветание США, как постоянно
подчеркивают американские руководители,
напрямую зависит от состояния и
степени либерализации мировой
экономики. Однако значение экономических
интеграционных процессов для США
выходит далеко за пределы чисто
экономических интересов. Как подтверждает
опыт 90-х годов, международная интеграция
на принципах открытости рынков, частного
предпринимательства и
В то же время
на практике проявились и опасные
стороны этого процесса: растущая
в условиях взаимозависимости хрупкость
мировой финансовой системы, опасность
образования замкнутых
В самом деле, уже к середине 90-х годов США затвердили свое центральное место в создающихся под их эгидой крупнейших региональных объединениях - Северо-Американской зоне свободной торговли (к 2005 г. планируется распространить ее на все Западное полушарие) и аналогичной зоне в АТР, которая к 2020 г. должна охватить все страны - члены АТЭС. В Европе, где экономическая интеграция получила наиболее полное развитие, США активно подключаются к этому процессу через каналы инициированной ими в 1995 г. программы «Трансатлантическая повестка дня» (в 1998 г. переросшей в «Трансатлантическое экономическое партнерство»), имея в виду создание в долгосрочной перспективе трансатлантической зоны свободной торговли. Тем самым США обеспечили себе на будущее роль моста, соединяющего все основные региональные торгово-экономические объединения мира. «Формирование глобальной экономической системы, работающей на Америку», остается, по словам госсекретаря М. Олбрайт, важнейшей задачей внешней политики США на ближайшую перспективу.
Утверждая себя
в качестве главного гаранта мировой
финансовой стабильности, США сыграли
решающую роль в спасении мексиканского
песо (1994-1995 гг.), а также в преодолении
последствий финансового
Кроме того,
США форсировали завершение уругвайского
раунда многосторонних переговоров
о тарифах и торговле и образование
Всемирной торговой организации, объединяющей
страны всех основных регионов мира. В
1993 - 1998 гг. США заключили в общей
сложности более 240 торговых соглашений
с различными странами, облегчающих
доступ американских товаров на внешние
рынки. В этих целях было значительно
усилено давление на основных торговых
конкурентов США - Японию и Китай.
«Коммерциализация» американской дипломатии
нашла отражение в
Важной частью экспортной стратегии США стало целенаправленное завоевание десяти считающихся наиболее перспективными национальных рынков — Китая (включая Гонконг и Тайвань), Индии, Индонезии, Южной Кореи, Мексики, Бразилии, Аргентины, Польши, Турции и Южной Африки.
Третьей целеполагающей установкой современной внешнеполитической стратегии США (наряду с обеспечением безопасности и процветания страны) является продвижение демократии в мире. Хотя тяга к демократическому переустройству мира по американскому подобию издавна является одной из черт внешней политики США, возведение этой задачи в ранг официальной политики представляет собой нововведение последних лет. Впервые «стратегия расширения мирового свободного сообщества рыночных демократий» была выдвинута Белым домом в 1993 г. в качестве замены стратегии «сдерживания». Она включала в себя Укрепление сообщества зрелых рыночных демократий, взращивание и консолидацию молодых демократий и противодействие антидемократическим режимам с одновременной поддержкой их либерализации. Хотя в последние годы сама задача формируется несколько иначе, продвижение демократии остается важным внешнеполитическим приоритетом США.
Традиционное
для Америки убеждение в том,
что распространение демократии
означает расширение более благоприятной
и безопасной внешней среды, получило
в последнее время
Другое обоснование
«продвижения демократии» состоит
в том, что в мире после холодной
войны и краха коммунистической
системы западная демократия является
единственной работающей моделью динамичного
развития, воплотить которую стремятся
(или должны стремиться) все страны
независимо от их культурной и социальной
специфики. Таким образом, миссия США
как крупнейшей либерально-демократической
державы усматривается в
В широком
смысле слова продвижение демократии
рассматривается как
В узком смысле под продвижением демократии во внешней политике США понимается конкретная деятельность ряда министерств и ведомств по внедрению норм и институтов американской демократии в законодательство и практику других государств. Основным инструментом здесь является Агентство международного развития, оказывающее техническую и финансовую помощь на таких направлениях, как обеспечение прав человека, проведение открытых и честных выборов, укрепление гражданского общества и режима подотчетности государственных органов.
В работе по
распространению «
Несмотря
на высокий официальный статус и
амбициозный замах, «продвижение демократии»,
как признают и сами американские
аналитики, пока не стало равноценным
компонентом внешнеполитической стратегии
США наряду с военно-политической
и экономической составляющими.
Этому препятствуют рыхлость данной
концепции, не имеющей четко обозначенных
критериев и целей, а также
ее недостаточная мобилизующая сила
по сравнению со сдерживанием советской
угрозы. Ни общественное мнение в целом,
ни элитные круги США не рассматривают
«продвижение демократии» в качестве
важнейшего внешнеполитического
Ограниченной
остается и реализация этой установки
на практике, так как часто США
в своих действиях
Мир по-американски?
За внешнеполитическими
установками и действиями США
последних лет просматривается
общее представление о
Таким образом,
США, по мнению руководителей страны,
не только определяют нормы поведения
в мире, но и несут главную
Соответственно, весь мир делится на союзников, друзей, партнеров и не вписывающихся в Pax Americana «варваров» (применительно к современности это, с точки зрения Вашингтона преступные государства» - Ирак, Иран, Северная Корея, Ливия, Куба, хотя реальный список «врагов Америки» на этом не кончается). Поскольку считается, что своими режимами последние поставили себя вне закона «цивилизованного сообщества», то по отношению к ним оправданы самые жесткие меры воздействия.
Даже признавая
неоимперскии характер такого рода политики,
американские лидеры и теоретики
убеждены в уникально благотворном
влиянии американской гегемонии, объясняемом
ими совпадением целей и
Информация о работе Внешнеполитическая стратегия США после холодной войны