Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:19, курсовая работа
Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается как проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского сообщества (ЕС).
Введение 3
Глава 1. ЕС – основная интеграционная группировка в современное время 3
1.1. Этапы развития Европейского Союза 3
1.2. Политика ЕС в отношении России 3
Глава 2. Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Европейским союзом 3
2.1. Экономические отношения Россия – ЕС 3
2.2. Внешнеторговый товарооборот между Россией и ЕС 3
2.3. Договорно-правовая база для торговых отношений 3
Глава 3. Последствие расширения ЕС для экономики России 3
3.1.Стратегическое видение Россией и ЕС двустороннего партнерства 3
3.2. Отношения Россия - ЕС: направления и перспективы 3
Заключение 3
Список использованной литературы 3
Список использованных интернет ресурсов 3
С расширением ЕС
связана и проблема калининградского
транзита. Однако России не стоит рассчитывать
на введение ЕС каких-либо специальных
режимов передвижения российских граждан
на данном направлении. Единственным условием,
при котором такой спецрежим может быть
введен, является гипотетическое установление
контроля Евросоюза над регионом и де-факто
утеря российского суверенитета над данной
территорией.
Подавляющая часть
экспертов согласилась, что согласованное
на сегодняшний день «решение» проблемы
свободы передвижения людей и грузов между
Калининградом и другими регионами России
не удовлетворительно, и может рассматриваться
как провал российской стороны. Де-факто
существующий формат транзита ничем не
отличается от полноценного визового
режима, причем право предоставления транзитных
документов принадлежит иностранным государствам
и носит разрешительный характер. Происходит
резкое удорожание грузового транзита.
Также маловероятно заключение отдельных двусторонних соглашений об облегчении режима транзита, не противоречащих Шенгенским правилам, как в случае с аналогичными соглашениями между Россией и Германией, Россией и Францией.
Как известно, Европейский
союз является крупнейшим внешнеторговым
партнером Российской Федерации. На
долю ЕС приходится более 50% российского
внешнеторгового оборота и около 79% накопленного
иностранного капитала в экономике России.
Доля России во внешней торговле ЕС приблизилась
к 10%. В целом Россия занимает пятое место
среди торговых партнеров Евросоюза (после
США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря
на то, что такая асимметрия в торговле
уже сейчас становится заметным ограничителем
двусторонних отношений, Россия объективно
нуждается не столько в снижении общей
доли ЕС во внешней торговле, сколько в
диверсификации экспорта и развитии других
направлений, в том числе и для традиционных
товаров.
Транспортная составляющая
сотрудничества требует особого
внимания. Российская Федерация занимает
уникальное положение наиболее удобного
и безопасного на данное время
маршрута движения Европа – Азия. Потенциально
Россия могла бы извлекать из своего
географического положения
Эксперты сходятся
во мнении, что существует прямая зависимость
между качеством экономической
политики внутри России и состоянием
торгово-экономических
В настоящее время
структура российского экспорта
на рынок ЕС полностью отражает и
соответствует реальной конкурентоспособности
российской продукции. Более того, экспорт
российских нефти и газа в страны
ЕС имеет традиционный характер и
выступает в качестве своеобразной
«подушки безопасности» против непредсказуемого
осложнения политических отношений. Но
для углубления отношений с Евросоюзом
этого недостаточно. Расширение товарной
номенклатуры и изменение соотношения
отдельных ее статей возможны только
через развитие производства конкурентоспособных
товаров и услуг внутри России.
Сами страны ЕС, по
мнению участников ситанализа, не проявляют
чрезмерной заинтересованности в расширении
спектра товаров российского
экспорта, рассматривают и, в среднесрочной
перспективе, будут рассматривать
Россию скорее как сырьевой придаток.
В сочетании с поддержанием элементарной
политической стабильности, обеспечение
устойчивых поставки энергоресурсов являются
главными приоритетами политики ЕС.
При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных внутрироссийских катаклизмов и лишить Россию теоретической возможности использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.
Политико-экономические
системы России и ЕС сейчас малосовместимы.
Российские реформы изначально проходили
под сильным влиянием так называемого
англосаксонской модели и не ориентировались
на континентальные стандарты
Относительно отношений
с ЕС в контексте вступления России
в ВТО эксперты расходятся во мнениях
о том, как расценивать условия, на которых
Россия подписала с Евросоюзом протокол
о завершении переговоров, а также каким
образом использовать это с максимальной
выгодой.
Большинство экспертов придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Как бы то ни было, сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.
В настоящее время
практически нет механизмов и
инструментов защиты интересов российского
частного бизнеса на уровне отношений
Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими
исключениями сам российский бизнес
не готов серьезно инвестировать
в создание такой лоббистской
инфраструктуры, а, во-вторых, современный
формат взаимоотношений бизнеса
и властей в России не способствует
защите интересов российских предпринимателей
вовне.
Во многом поэтому
переговорный процесс Россия – ЕС
остается закрытым и непрозрачным для
российского бизнес-сообщества, что
приводит к недостаточному и неполному
учету его интересов
Евросоюз продолжает
оставаться основным торговым партнером
России: доля ЕС в 2009 г. составила 50,3% российского
внешнеторгового оборота, в т.ч. 68,1%
- экспорта и 31,9% - импорта. Россия, со своей
стороны, продолжает входить в тройку
ведущих партнеров ЕС (после США
и Китая), а также возглавляет
список стран-поставщиков в ЕС природного
газа и находится на второй позиции
по поставкам нефти и
Объем взаимной торговли
между Россией и странами ЕС, который
в 2009 г. вследствие мирового кризиса
снизился на 38,3%, активно восстанавливается.
В 2010 г. торговый оборот России с государствами
ЕС составил 306,2 млрд. долл., увеличившись
по сравнению с 2009 г. на 29,6%, в том
числе экспорт – 210,6 млрд. долл. (прирост
на 30,8%), импорт – 95,6 млрд. долл. (увеличение
на 26,8%).
Объем накопленных
инвестиций в российской экономике,
поступивших из стран-членов ЕС, достиг
в конце III квартала 2010 года 210 млрд.
долл. - 79% от общей суммы накопленных
иностранных инвестиций в экономике
России. При этом, доля Евросоюза
в общем объеме накопленных прямых
иностранных инвестиций в России
на конец сентября 2010 г. составила 80,7%
(88,9 млрд. долл.). Объем накопленных
российских инвестиций в странах-членах
ЕС на конец сентября 2010 года составил
43 млрд. долл. - 60% общего объема российских
инвестиций, накопленных за рубежом.
Забавно, что объемы
импорта из стран ЕС по данным таможенной
статистики Федеральной таможенной службы
и по информации Европейского статистического
агентства довольно существенно различаются:
ФТС РФ указывает, что за девять месяцев
ввезено товаров на $65 млрд — а Евростат
говорит о €61 млрд (что составляет более
$80 млрд). При этом объемы учитываемого
ФТС российского экспорта в Евросоюз за
тот же период сопоставимы с данными европейских
статистиков: таможенная служба дает цифру
в $153 млрд, Евростат — €113 млрд, или $149
млрд. Частично этот факт объясним данными
о том, что в первые девять месяцев 2010 года
около 85% импорта РФ из Евросоюза составляли
товары промышленного производства (медикаменты,
автомобили, мобильные телефоны и самолеты),
оформление таможенной стоимости которых
колеблется в широких пределах, а три четверти
экспорта РФ в страны ЕС приходилось на
энергоресурсы (нефть, газ и уголь), поставки
которых оформляются централизованно.
Поэтому любые отклонения
от статистики официальных органов
ЕС допустимы, и являются следствием
особенностей торгового законодательства
между странами. Ниже приведены
данные с сайта ФТС РФ по торговому
обороту между РФ и ЕС за 2009 и 2010
годы и отдельно по каждой стране-члену
ЕС.
С точки зрения структуры,
в структуре российского экспорта в ЕС
преобладают топливо и сырье (до 90%), а импортируются,
главным образом, потребительские товары
и оборудование (по оценке, 66-67%).
Энергоносители составляют
67% российского экспорта в ЕС. Лидерами
по объемам импортируемого из России
топливно-энергетического
В списке товаров
с наибольшей долей в объеме торговле
в первую тройку попадают ядерные
реакторы. Предположительно, так отражается
ввоз радиоактивных отходов для
переработки в России или импорт
сырья для производства ядерного
топлива.
Германия
ГТК (ТН ВЭД) |
Италия
ГТК | |
Поставки из России | Топливо, изделия из недрагоценных металлов, алюминий | Топливо,чёрные металлы |
Поставки в Россию | Реакторы ядерные
и их части, электротехника,
автомобили |
Реакторы ядерные и их части, электротехника |
ЕС, объединяющий 27 стран, получает из России четвертую часть необходимых энергоносителей, а больше половины совокупных российских поставок нефти и около четверти газа идут в Европу (хотя экспорт газа приходится частично компенсировать импортом из Центральной Азии). В последнее время доходы федерального бюджета России почти на 50 % складываются из налогов нефтегазовой сферы (налог на добычу сырья, налог на прибыль, экспортные пошлины). Конечно, далеко не все они связаны с импортом в Европу, но данное направление наиболее прибыльно: цены и экспортные пошлины здесь намного выше, чем внутри России и СНГ.
Прогрессу в экономических
отношениях РФ – ЕС способствует наличие
солидной договорно-правовой базы для
их осуществления. В результате двухлетних
переговоров 24 июня 1994г. было подписано
на греческом острове Корфу (вступило
в силу с 1 декабря 1997г.) Соглашение о
партнерстве и сотрудничестве (СПС)
между РФ и ЕС. Оно содействует
переводу отношений РФ – ЕС на качественно
новый уровень ассоциативных
связей. В нем не зафиксированы
цели создания зоны свободной торговли
(указывалось лишь на начало переговоров
по этому вопросу в 1998г.) и в
перспективе полного членства РФ
в ЕС. Тем не менее СПС открыло
новые горизонты экономического
сотрудничества РФ – ЕС по всем его
важнейшим направлениям.
Статьи СПС, относящиеся
к взаимной торговле, стали действовать
еще до 1 декабря 1997г. Их применение
предусматривалось и