Шпаргалка по "Мировая политика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

1.Мировая политика: определение, трактовки и сущность.. Международная (мировая) политика представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с согласованием их интересов, с решением вопросов войны и мира, выживания всего человечества, обеспечения всеобщей безопасности и разоружения, предотвращения и урегулирования глобальных, региональных и национальных конфликтов, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней, разрешения других глобальных проблем человечества, создания справедливого порядка в мире.

Работа содержит 1 файл

МЕРЗЕХАНОВ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 

25. Государства  в политической системе мира  на современном этапе

Государства, как акторы, сохранили ведущую роль. Существуют госграницы; кол-во гос-в увеличивается, расширяются их функции в экон. и соц. сферах; государства сами активно международные институты и режимы, нет такого актора которому могут быть передан тот же объем полномочий, что и государству. Такая позиция отстаивается реалистами.

Государства: классификация. Во время ХВ было распространено деление  государств на сверхдержавы (США и СССР), крупные гос-ва (Франция, Канада) и малые (Марокко, Лихтенштейн). После ХВ появилась новая классификация государств, всемирный банк выделяет 3 категории государств в зависимости от ВВП на душу населения в год: 1) с низким уровнем доходов (756 $ и ниже); 2) средним (766 – 9386 $); 3) высоким (выше 9386 $). Некоторые государства, независимо от того, когда они возникли, являются слабыми. Для них характерен развал политических институтов, законодательной системы; меж-общинные конфликты; проявление национализма. (Например, Сомали Афганистан Руанда). Еще одна группа стран – страны-изгои. При всей дискуссионности этого термина и того, какие страны подразумеваются, обычно это страны с диктаторскими режимами, угрожающие мировой стабильности.

 

26. Государства  в политической системе мира: проблема суверенитета

Суверенитет государства  размывается и ослабевает, но при  этом остается базисным элементом. Многие борются за суверенитет. Но он постепенно уходит на 2ой план. В современном  мире гос-вам приходится считаться с новыми акторами. Ю. А. Борко считает, что возможности государства ограничены во всех сферах деятельности: в нац. б/о; в создании условий для экономической б/о и устойчивого развития экономики; в поддержании внутреннего порядка, подрываемого преступность терроризмом, коррупцией, нелегальной иммиграцией и т.п.; в гарантировании гражданских свобод и прав человека; в защите окружающей среды ради экологической безопасности.  Другой исследователь С. Д. Краснер предложил говорить не просто об изменении суверенитета, а об изменении «вестфальского суверенитета». Это изменение происходило постепенно, начиная с конца 1МВ. Вслед за изменением содержания суверенитета оказываются размытыми нормы и принципы права – одного из компонентов стабилизирующих мировую систему. На практике эти нормы вступают в противоречие (Пример: отделение Косова, война 08. 08.08 в Грузии). Изменение в национальном суверенитете повлекли за собой проблему нац-гос. идентичности. После тридцатилетней войны у людей появилось чувство принадлежности к той или иной стране. В конце 20 века происходит размывание национальной идентичности, происходит уменьшение связей граждан с их государством. Ослабление нац-гос идентичности нередко сопровождается формированием другой идентичности – часто религиозной или национальной. => появляются ксенофобии, создаются националистские движения и организации. Следующим шагом являются открытые формы конфликтов на этнической почве. Наиболее яркий пример конфликта на почве идентичности является столкновение цивилизаций, описанное Хантигтоном. В других случаях происходит «потеря» идентичности, появляется «расщепленная» идентичность, что на психологическом уровне ведет к неуверенности и сомнениям. Однако на сегодняшний день космополитическая идентичность не является распространенной.

 

27. Место межправительственных  организаций среди акторов мировой  политики. Уже в 19 веке гос-ва становятся не единственными акторами м/о, появляются МПО. МПО создаются государствами на основе м/н договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам.  Одновременно МПО являются источником развития м/н права через нормы и процедуры МПО. МПО предполагают наличие собственных институтов (штаб-квартиры, аппарата ит.п.), создание механизмов реализации собственных целей. Первоначально МПО возникли в Европе для осуществления сотрудничества в экономике. После наполеоновских войн создается Постоянная комиссия по судоходству на Рейне, Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз. Политический «вес» МПО возрастает в 20 столетии. Причины появления МПО: 1) 2МВ привела к осознанию опасности конфликтов и необходимости создание эффективной системы безопасности. Как вариант – создание спец. МПО для решения этих проблем (ООН). 2) Мировое разделение труда, усиление и развитие контрактов требовали создания МП, которые обеспечивали бы сотрудничество и служили его проводниками. 3) возникновение глобальных проблем поставило вопрос о координации их усилий. Межправительственные организации в политической системе мира: Классификация организаций: Бывают организации, которые решают универсальные задачи. Другой тип организации - по географическому принципу, по принципу ограничения членов. Могут существовать организации, которые выполняют соц. ориентацию. Страны, которые придерживаются военных задач. Существуют чисто функциональные организации (ИКАО, Интерпол). В нее вступают практически все. Всемирная организация здравоохранения. К таким организациям относится ЮНЕСКО. Современная роль МПО как правило сводится к 1) через МПО гос-во осуществляет политическое влияние на м/н процессы. 2) МПО служат местом согласования интересов различных государств путем переговоров. 3) МПО формируют базисные принципы, из которых в дальнейшим исходят государства. После крушения биполярной системы, идеологическое противостояние закончилось, возникли новые угрозы - локальные конфликты. В рамках холодной войны их не было, т.к. во время холодной войны сверхдержавы удерживали свои сателлиты. После конца войны локальные конфликты приобрели опасный характер - приграничные, религиозные конфликты. Многие организации создаются для решения такого типа задач. После войны расцвело такое явление как терроризм. Терроризм мог быть направлен на такие чувствительные места, которые могли привести к уничтожающей войне между державами. После окончания холодной войны начиная с 11 сентября 2001г. Меняется характер мировой торговли. Многие организации бюрократизируются.

 

28. Неправительственные  организации как акторы мировой  политики. Они не являются государственными и охватывают большие регионы. Они действуют в сфере экономики, в сфере СМИ, в сфере безопасности, охрана окружающей среды. Все началось с бизнеса, т.к бизнес всегда стремился к расширению. Очень сложно найти общий признак, они не являются долговечными. Общим признаком является то, что они увеличивают свое влияние на мировое сообщество. У многих НПО существует специализация и старые не могут переквалифицироваться. Есть международные НПО. Они стали настолько независимы, что не относятся не к одному государству и организации. Их авторитет достаточно высок. В некоторых странах НПО доверяют больше чем СМИ или правительству. Но у НПО есть недостатки - они могут не понимать ситуацию, могут создавать конфликтные организации. Согласованность действий у НПО отсутствует и это очень плохо.  Многие пользуютсятем, что на их территории концентрируются ресурсы и выходят на мировую арену - Нью-Йорк, Токио, Вашингтон. Они образуют сеть. Это могут быть профессиональные (Международная ассоциация политических наук, Международная организация журналистов), спортивные (МОК, международная теннисная федерация), религиозные (Всемирный совет церквей), экологические (Гринпис), гуманитарные (Международный красный крест) и др. НПО. Действуют по своим учредительным документам и их деятельность не предполагает извлечение прибыли. НПО оказывают существенное влияние на общественное мнение. Благодаря деятельности НПО создаются новые международные режимы, разрабатываются повестки для решения международных проблем, происходит демократизация мира. Современные НПО являются значимой политической силой, выступая против ядерных испытаний, за сохранение мира, за защиту прав женщин. Многие НПО пользуются значительной поддержкой населения, что позволяет им действовать весьма эффективно. В 90-х гг. НПО внесли вклад в разработку и подписание о запрете противопехотных мин. Иногда деятельность НПО бывает противоречива, НПО могут вступать в отношения конкуренции м/у собой или с государственными институтами. В связи с развитием информационных и коммуникационных технологий структура НПО нередко становится все более аморфной (организация может создаваться и функционировать только в инете, флешмобы).

 

29. СМИ Проблемы функционирования на глобальном уровне средств массовой информации и их взаимодействия с различными участниками мировых политических процессов, как правило, рассматриваются в рамках международных исследований в качестве тематики второго плана, лишь в той или иной степени иллюстрирующей или поясняющей основные изучаемые специалистами вопросы. Соответственно, оказывается на периферии и вопрос о роли СМИ как некоего коллективного актора в международных процессах, так как степень оказываемого

ими влияния на эти  процессы представляется исследователям не столь значительной по сравнению  с деятельностью других участников, например, НПО или террористических группировок, чей вклад ,позитивный или негативный, в мировую политику, как правило, носит более предметный, ощутимый и констатируемый характер. СМИ, при всей их вездесущности и наглядности реализуемой ими деятельности, не принято рассматривать как деятельных участников мировых процессов, то есть вносящих конкретный вклад в их развитие. При рассмотрении глобальных СМИ как потенциальных акторов мировых политических процессов следует учитывать следующее: во-первых, их промежуточное положение в системе транснациональных политических коммуникаций, то есть между национальным и наднациональным уровнями; во-вторых, их системную взаимосвязь; в третьих, наличие устойчивых связей с конкретными акторами, действующими на всех уровнях политических процессов, и их взаимной заинтересованности. Акторов, при этом отличает организованная деятельность, проводимая на системной и систематической основе во взаимодействии с другими игроками, а ключевой мотив этой деятельности может заключаться в повышении уровня взаимодействий.

 

31. Транснациональные  компании в мировой политике. Исторически развитие ТНК прошло ряд этапов. С периода зарождения первых ТНК (конец XIX в.) они претерпели весьма существенную эволюцию. Деятельность ТНК первого поколения была связана с разработкой сырьевых ресурсов бывших колоний, «колониально-сырьевые ТНК». Это были картели, синдикаты и первые тресты. ТНК второго поколения – это ТНК преимущественно трестового типа, связанные с производством военно-технической продукции. Появились между двумя мировыми войнами. Для ТНК первого и второго поколений характерны инвестиции с «нуля». В 60-г. более заметную роль стали играть ТНК третьего поколения, широкое использование достижений НТР. Это уже концерны и конгломераты. ТНК третьего поколения способствовали распространению достижений НТР в периферийные зоны мирового хозяйства и создали экономические предпосылки появления международного производства с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала и рабочей силы, научно-технических услуг. ТНК третьего поколения стремились к получению преимуществ в ценовой конкуренции. В начале 80-х годов появлялись глобальные ТНК четвертого поколения. Их отличительными чертами являются: 1) Планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе. 2) Дележ мировых рынков с глобальными ТНК. 3) Координация действий сети своих филиалов на основе новых сетевых информационных технологий, гибкая организация каждого отдельного производственного узла, адаптивность и гибкость всей организационной структуры корпорации, единообразная организация бухгалтерского учета и аудита. 4) Интеграция своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления. 5) Осуществление экономического и политического влияния на государства, в которых размещен бизнес ТНК. При ТНК четвертого поколения были задействованы стратегические альянсы, слияния и поглощения. В настоящее время можно говорить о возникновнии (90-е гг XX в.) и развитии ТНК пятого поколения. Их отличительные черты связаны с глобальными экономическими и политическими условиями функционирования современных ТНК, которые стали игроками в мировой экономике наряду с гос-ми. Либерализация деятельности ТНК во многих странах. Только в 1999 г. по всему миру было принято 136 поправок в законодательство, благоприятных для ТНК. Для ТНК пятого поколения характерно усиление значения технологий в конкурентной борьбе как с другими ТНК, так и с малым и средним бизнесом. Рост затрат на экспорт высокотехнологичных капиталов в зарубежные филиалы, покупку технологий, обучение персонала, а также оплату роялти и лицензий.  Все большую роль играют инновации и НИР.  Компании всех отраслей вынуждены увеличивать затраты на НИР с целью получения конкурентных преимуществ. Существенным аспектом деятельности ТНК является небывалый бум в развитии телекоммуникационных технологий. Развитие международной финансовой  интеграции служит усилению позиций ТНК в мире. Еще один влиятельный актор - транснациональные корпорации. ТНК зависят от правительств, другие считают, что ТНК наоборот контролируют правительство.  Многие многонациональные компании меньше зависят от правительств, а ТНК очень зависят.  Вначале 70-х они начали активно действовать. General Motors произвела продукции за 1год на 170млрд.$, а бюджет России-40млрд.$.Транснациональные корпорации обладают влиянием. Транснациональные банки имеют суммарный капитал 450 триллионов $. Транснациональные корпорации сказали странам ОПЕК, что они могут помочь им, улучшить их ситуацию.

 

33. Глобальные города как актор мировой политики. Наряду с регионами играть большую роль в политике начинают и мегаполисы. В мегаполисах, особенно столичных происходит выработка политического курса, там сосредоточено все. Штаб-квартиры организаций, транскорпорации, они в центре внимания. Именно мегаполис подвержен атакам террористов. У любого мегаполиса есть проблема экологии, проблемы национализма. Это котел, который живет по своим принципам, отличным от принципов всей страны. В мегаполисе концентрируются финансовые ресурсы, информационные. Очень часто бывает, что больших мегаполисов в стране несколько, и они могут объединяться друг с другом. Они начинают объединяться по общим интересом. Есть спец.ворота, через которые можно войти в глобальный мир. Мегаполисы становятся воротами в глобальный мир. Токио, Лондон, Нью-Йорк - финансовый центры с общим экономическим интересом. Автономия и регионализация не всегда хорошо. Ослабляются центральные власти. Мегаполисы и регионы могут игнорировать центр. Они приводят к власти политиков, иногда незаконным путем => появляются примеры Чечни, Косово.

 

35. Внутригосударственные  регионы как новый актор мировой  политики.

Возникает феномен регионизации и регионы хотят войти в рамки мировой экономики. В рамках глобализации некоторые регионы имеют тенденцию сотрудничать с другими странами. Границы регионов заинтересованы друг в друге. Иногда они настолько мощные, что они давят на правительство. Европу сейчас часто называют Европой регионов.




Информация о работе Шпаргалка по "Мировая политика"