Шпаргалка по "Мировая политика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

1.Мировая политика: определение, трактовки и сущность.. Международная (мировая) политика представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с согласованием их интересов, с решением вопросов войны и мира, выживания всего человечества, обеспечения всеобщей безопасности и разоружения, предотвращения и урегулирования глобальных, региональных и национальных конфликтов, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней, разрешения других глобальных проблем человечества, создания справедливого порядка в мире.

Работа содержит 1 файл

МЕРЗЕХАНОВ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

1.Мировая политика: определение, трактовки и сущность.. Международная (мировая) политика представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с согласованием их интересов, с решением вопросов войны и мира, выживания всего человечества, обеспечения всеобщей безопасности и разоружения, предотвращения и урегулирования глобальных, региональных и национальных конфликтов, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней, разрешения других глобальных проблем человечества, создания справедливого порядка в мире. Мировая (международная) политика – совокупная, целенаправленная политическая деятельность основных субъектов международных отношений; интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных и общепризнанных органах и организациях мирового сообщества. Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами. Сфера мировой политики охватывает все поле политических отношений, складывающееся между государствами и в надгосударственных рамках. Поскольку основные элементы мировой политики взаимосвязаны, постольку можно и нужно говорить о мировых политических отношениях, о едином мировом политико-временном пространстве, на протяжении которого или в его составных частях и развертываются основные международные политические действия. Основные приоритеты мировой политики обусловлены необходимостью решения общих проблем, стоящих перед человечеством и национальными интересами ее субъектов.  Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующими факторами: 1) субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями воздействия на весь окружающий мир, владеют мощными рычагами управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. К ним относятся деятельность ООН, внешнеполитическая деятельность суверенных государств, ведущих и авторитетных международных организаций, органов, общественных группировок. Именно политические решения и соглашения международного характера выступают в качестве основы для всего мирового порядка; они служат ориентирами для развития всего комплекса отношений между государствами. 2) Международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования международных политических механизмов для их регулирования. 3) Как никогда остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно на этом направлении концентрируется главное направление мировой политики в ядерную эпоху. 4) все большее значение приобретает разрешение противоречия современного мирового развития, между растущим разнообразием мира и функционирующих в нем политических и социально-экономических систем, с одной стороны, и действующей тенденцией к целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами – с другой. Единение человечества означает и углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса. Ориентиры и пути такого единения на планете намечают и пролагают совместными усилиями все члены мирового сообщества.

Сущность и содержание международной политики раскрывается как через анализ общечеловеческих проблем, так и через понятие  национального интереса, который  лежит в основе деятельности любого государства. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности политических лидеров государства его коренных потребностей. Известный политолог-международник и государственный деятель США Г. Моргентау (1891–1967) отмечал, что “международная политика, как и всякая другая, – это борьба за власть. Цели внешней политики должны определяться в терминах национального интереса и поддерживаться соответствующей силой”. Именно концепция интереса, выраженная в категориях силы, спасает нас, считает Г. Моргентау, как от моральных крайностей, так и от политического безрассудства. Мы сможем лишь тогда всем государствам воздать должное, если будем рассматривать их как политические общности, преследующие свои интересы, определенные в силовом выражении. Действительно, достижение “баланса сил и интересов” представляется весьма важным фактором в обеспечении стабильности в мировой политике. Г. Киссинджер отмечал, что “в международной системе, для которой характерно наличие, возможно, пяти или шести великих держав и множества меньших государств, порядок должен возникнуть в основном, как и в прошлые столетия, на базе примирения и балансирования соперничающих национальных интересов”. К слагаемым силы субъектов мировой политики (государств) относятся: их военная подготовка и организация, географическое положение, природные ресурсы, промышленный потенциал, численность населения, качество дипломатии и разведки, состояние морали, национальный характер и др. Международная политика имеет двойственный характер: защищая и реализуя собственные интересы, любой субъект международных отношений должен учитывать в той или иной мере интересы других государств, мирового сообщества. Соответственно, мировая политика выступает как производная от борьбы ее субъектов за свои (национальные) интересы, а также назревшие и актуальные общие цели и задачи, стоящие перед всем человечеством. В ее основе – борьба за власть и влияние в мировом сообществе. На нашей планете, со времени эпохи великих географических открытий, создается глобальная система взаимосвязей. К настоящему времени “мир превратился в систему, в которой различные части структуры функционально и необходимо взаимосвязаны, – отмечал известный российский политолог-международник Ю.М. Павлов, – в систему, которая функционирует в соответствии со своими законами. Мир являет собой некую целостность, взаимодействия в которой осуществляются на транснациональном, региональном, национальном и местном уровнях”. Взаимодействие субъектов мировой политики с целью реализации своих интересов представляет собой своеобразную систему политических процессов. Мировой политический процесс – это совокупная деятельность институциональных и многообразных неинституциональных субъектов международных отношений, взятых в развитии в пространстве и во времени, по осуществлению своих функций; совокупность разнообразных политических процессов в системном мире. Его субъектами выступают народы, этносы, цивилизации, государства, международные организации, негосударственные объединения, общественные движения, транснациональные корпорации, религиозные организации, политические и общественные лидеры; структурными элементами: политически значимая деятельность ООН; политическая деятельность международных органов, организаций, учреждений; политические акции региональных институтов, объединений, союзов, внешнеполитическая деятельность суверенных государств.

2. Уровни  анализа и методы исследования  в мировой политике.

Понятие «уровни анализа» впервые  использовал американец К. Уолц в  книге «Человек, государство и война». Разделение на 3 уровня: уровень лиц/индивида, уровень государства, уровень межгосударств. Системы. Возможность сосредоточиться на одной из групп. Но и он не идеален, т.к. направлен на объяснение явлений, которое должно дополняться пониманием.

Методы моделирования и формализации – дедуктивны, используют логику, нацелены еще в большей степени на объяснение, а не на понимание.

Количественные методы – индуктивный  характер: анализ данных, статистические вероятности событий. Нацелены на прогнозирование.

Метод системного моделирования –  изучение объекта на основании конструирования  познавательного образа, требует  математич. знаний.

Наблюдение инструментальное –  в записи, в телепередачах.

Наблюдение включенное – ведут  его непосредственно участники  событий, результат – мемуары.

Аналитическое исследование – на основе собственного дипломатического и политического опыта. Пример –  Киссинджер.

Метод изучения документов – ограничено его применение для текущих событий, т.к. информация часто носит характер гос. тайны.

Контент-анализ – анализ и оценка текстов. Изобретен американцами в 1 пол. 20 века.

Ивент-анализ – отслеживание динамики событий на междунар. арене. Удобен для изучения переговоров.

Когнитивное картирование – чтобы  определить, как политик видит  полит. Проблему и какие решения он может принять. Редко применим, сложен.

3. Внешнеполитические концепции в политической мысли Древнего мира.

Межгос. Отношения были нерегулярными, поэтому внешнеполитическая мысль  древности была неразвитой и фрагментарной. Искл. – Китай. Концепции Китая оказали значит. Влияние на отношения страны с другими народами. 2 течения: конфуцианство и легизм. Принципы и методы разные, но единая китаецентристская модель мира. Проблема – отношения с варварами. Конф: этическое превосходство китайцев, доктрина о мессианской роли просвещения соседей, речи не могло быть о взаимном влиянии. Конф – за изоляцион. Тенденции во внеш. Политике. Легизм: более активный характер вн. Политики. Возможность и необходимость заимствования у чужестранцев элементов культуры, военного дела. Гос-во стремится к своей выгоде, нужно укреплять страну экономич. + военно. За ведение агрессивных войн, насилие и принуждение как средства управления людьми. Древнегреческий мыслитель Фукидид «история Пелопонесской войны»: в основе политики объективные интересы, а не действия личностей. Конфликтность м/о. Война – неизбежное явление. Интересы и сила – основа внешней политики, некоторые видят в Ф-де предтечу полит. Реализма. Противоположное мнение у стоиков Греции, а также Цицерон (Рим): идеал космополиса, необходимость общих универсальных норм межд. Права.

4. Проблема природы человека в политической мысли нового времени. «Государь» Н. Макиавелли. Продолжатель реалистич. традиции. Всеобщий мир невозможен. Склонность человека к применению силы. Задача гос-ва – защита своих интересов. Интерес и выгода - мотивы, лежащие в основе любой мир. политики. Отбрасывает моральные нормы, государь не должен быть связан данным им словом. Цели войны: завоевания и сохранение свободы. Ставка на силу, отброшена мораль и даже право. Гоббс 17 век (англ): человек – сущ-во эгоистичное, бессознательно стремящееся к власти, господству и материальному обогащению. Следствие – война всех против всех.

5. Внутренний порядок и международная анархия как два базовых уровня политической системы Нового времени. Т. Гоббс первым обосновал анархический  характер отношений между гос-ами. (человек – сущ-во эгоистичное, бессознательно стремящееся к власти, господству и материальному обогащению. Следствие – война всех против всех.) Участники могут рассчитывать только на себя. Главные участники- государства, возникшие в рез-те общественного договора. Гос-во руководствуется нац. Интересами, они не равны – есть крупные, мелкие, слабые, сильные. Столкновение интересов – конфликты и войны. Основные средства защиты и продвижения интересов – дипломатия и стратегия. Заинтересованность в балансе сил между великими державами.  Новое время – период становления современной международной системы. Одним из главных идеологов того времени был Томас Гоббс выдвинувший теорию общественного договора. Согласно ей в мировой политике царит анархия, так как государства в своих действиях ничем не ограничены. Внутри же государства царит жесткий порядок, ввиду того что государство обладает правом на применение насилия. В МО такого «контролера» нет, следовательно нет и правил поведения. Действительно, в то время отсутствовало международное право как таковое. Договора заключавшиеся между государствами часто нарушались. Внешняя политика государства определялась монархом зачастую исходившим из собственных симпатий или антипатий.  

6. Понятие и проблема суверенитета. Вестфальская система: сущность и становление.

Наиболее подробно Руссо (18 век, более радикальные взгляды, чем у Монтескье) развивает идею народного суверенитета, из которой выводит принцип постоянного народного контроля за государственными организациями через демократический «трибунал». Согласно принципу народного суверенитета, революции против тиранов не являются злом, они закономерны и справедливы. Руссо выдвинул идею прямого народоправления в демократической республике, где четко разделены законодательная и исполнительная власть государства. Идеалами такой республики, высшим благом человека, как подчеркивал Руссо в работе «Об общественном договоре», являются принципы — свобода, равенство, демократия и соблюдение общественного договора. Понятие СУВЕРЕНИТЕТ введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая власть верховного сюзерена. Суверенитет - это абсолютная и незыблемая власть монарха в государстве. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами, таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства. Вестфальская система международных отношений — создана после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году. Этой системе присуща идея баланса сил. Признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Характерна деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики. Межгосударственные союзы в новых условиях становились более гибкими и ситуативными. Смена партнера по коалиции стала не редким явлением. Суть её сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их вероятных соперников. Основные принципы системы: приоритет национального интереса, принцип баланса сил, приоритет государств — наций, принцип государственного суверенитета: 1. право требовать невмешательства в свои дела, 2.равенство прав европейских государств, 3. обязательство выполнять подписанные договоры, 4. принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях — соблюдение договоров стало важнейшим элементом такой практики, а международное право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемым атрибутом отношений между государствами. C политологической точки зрения система Вестфальского мира (суверенных государств) существует и сейчас, однако с исторической — она распалась (либо в начале XVIII века, либо с созданием империи Наполеона в начале XIX века).

7. Кризис монархической легитимности и возникновение нации как категории политической мысли. Монтескье(сер.18 века) стал родоначальником современной политико-правовой теории, отразившей интересы буржуазии. Его идейное учение антифеодально, антимонархично, демократично и гуманистично. Эти идеи отразили разворачивающуюся во Франции к середине XVIII века острую политическую борьбу между сторонниками монархии и поднимающимся революционно-демократическим движением, между официальной идеологией феодально-абсолютистского строя, теологией и церковью, с одной стороны, и идеями свободы и равенства философии Просвещения, с другой. Разработанная Монтескье политико-правовая доктрина оказала огромнейшее влияние на все историческое развитие Франции, выдвинула автора в ряд наиболее выдающихся мыслителей XVIII в. В работе «О духе законов» Монтескье выделяет три формы правления: республику, монархию и деспотию. Каждой соответствует и свой принцип правления: добродетель, честь и страх. Мыслитель подчеркивал историческую закономерность двух форм — монархии (особенно конституционной) и республики. Симпатии Монтескье на стороне республиканцев, ибо республика утверждает новые жизненные принципы — равенство, свободу, любовь, патриотизм. Она дает народу и его представителям верховную власть. Еще в начале XVIII в. Монтескье призывал к созданию органов народного представительства, ограничивающих полномочия монархии (в виде сословного парламента). «Каждое государство есть выражение духа нации». Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа». Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; Законодатель должен сообразоваться с народным духом; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

8. Геополитические концепции мировой политики: германская школа. Германская геополитика – важнейшая роль в формировании этого науч. направления. Географ Ф. Ратцель(19 век) «жизненное пространство = полит. Сила гос-ва». 7 законов экпансии. В нач. 20 века Лист, Брук, Франц и Науман: концепция «Срединной Европы». Суть – создание союза гос-в Ценрт. И Вост. Европы под контролем Германии. После 1МВ Карл Хаусхофер: движ. Сила гос-ва – в его стремлении к расширению жизненного пространства. Слабые поглощаются сильными, необходимость эконом. независимости. Задача – обосновать экспансию Германии. Считал, что господству океанских держав приходит конец – будущее за сухопутными. Концепция панидей (Хаусхофер): пан-Америка(США), Великая Вост. Азия(Япония), пан-Европа(Германия). Считал врагом – Великобританию, видел Россию в антибрит. Блоке. Не имел особых симпатий к России, но был противником конфликта с Россией. Близость к нацистам – из-за идеи немецкого главенства в мире. Пути достижения – разные. Шмитт – ученик Вебера. Критиковал Вестфальскую систему, был рад приходу к власти Гитлера, но быстро понял трагедию. Считал, что право народа выше права человека, выделял противостояние суши и моря. Право и мораль представляют опасность для планеты.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировая политика"