Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине"Международная экономика".
58. Научно-техническое и поизвдственное кооперирование в осовременных условиях
Особо
можно выделить научно-техническое
сотрудничество, которое осуществляется
в виде совместных программ научно-исследовательских
и проектно-конструкторских
Наиболее рациональными и эффективными формами этого сотрудничества являются:
создание
общих научно-
совместные
эксперименты в области совершенствования
действующей техники и
совместные изыскания и изучение зарубежного опыта в области организации производства и труда;
текущая координация и консультации по вопросам научно-технической политики;
организация подготовки квалифицированного исследовательского персонала.
Особо
важным для научно-технического сотрудничества
является анализ его эффективности. Эффективность
полученных научных результатов рассматривается
в нескольких аспектах.
59. Транспоротное обслуживание международных экономических связей
Транспорт относится к коммуникационной системе и специализируется на перемещении материальных объектов. Его функции: соединение производственных ресурсов в процессе воспроизводства, обеспечение их доступа и готовых товаров на рынок. Соединяет время и пространство между производством и потреблением. Транспорт обеспечивает экономический рост - чуткий барометр национального и мирового хозяйства, является потребителем материалов, определяет загрузку отраслей. Роль в ВВП - 4-5%, в некоторых странах поднимается до 10%.
Развитие транспорта: рост перевозок в мире опережает рост путей сообщения. Увеличилась интенсивность пассажирооборота. По количеству грузов на 1 тонну: на первом месте - автомобильный транспорт, на 2 - же/д, на 3 - морской, на 4 - трубопроводный, на 5 - внутренневодный, на 6 - авиационный. В течение последних десятилетий была создана густая сеть автомобильных дорог (невероятная удобность автомобильного транспорта). Структура изменилась в плане концентрации промышленного производства: к 60-х гг. усиленными темпами шло строительство крупных комбинатов, что требовало наличия же/д, сейчас наблюдается процесс фрагментарности в развитии производства, размеры предприятий уменьшаются. На же/д перевозки приходятся насыпные и массовые грузы (в США - с/х грузы и уголь). По грузообороту первое место занимает морской транспорт, некоторый приходится 60% мирового грузооборота из-за высокой дальности, большой вместимости судов, что понижает транспортные расходы, которые в целом в 2 раза ниже, чем при пользовании же/д транспортом. К середины 80-х гг. увеличивалась роль наливных грузов, сейчас возрастает значение сухогрузов.
В основном используется для перевозок на малые расстояния (в среднем 25 км), играет важную роль в перемещении людей. В послевоенный период личный автопарк возрос в 10 раз. На 1 автомобиль в мире в среднем приходится 10 человек.
Воздушный транспорт: произошло увеличение темпов роста, грузооборот удваивается каждые 10 лет. Расширился поток пассажиров: в 90-е гг. перевозки людей составили больше 1 млрд. человек. В перевозке пассажиров стал основным конкурентом же/д транспорта. Перевозка грузов составляет 1% вот всего объема работы, однако судьба растет. Перевозятся в основном ценные и срочные грузы.
Образовались
многовидовые транспортные компании,
действующие на расширенной географической
основе, охватывая весь мир. Транспортные
системы имеют между собой ряд различий.
60.Значение и содержание ИНКОТЕРМС.
ИНКОТЕРМС
- изданный Междун-ой торговой палатой
сборник междун-х торговых терминов,
обобщающий опыт мировой коммерческой
практики. Представляет собой носящие
факультативный характер междун-ые правила
толкования коммерческих терминов и выражений,
наиболее часто встречающихся во внешнеторговых
контрактах. Использование при заключении
внешнеторговых контрактов ссылок на
условия, оговоренные в "Инкотермс",
позволяет избежать последующих недоразумений
и спорол, вызываемые различной трактовкой
толкований терминов и правил торговли
разных стран. Последняя редакция "Инкотермс-90"
приспособлена к компьютерному обмену
документами.
61. Роль морского транспорт в международных перевозках
Морской транспорт - важная составляющая часть мировой транспортной системы, на него приходится 4/5 всеи международной торговли. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы: наливные (нефть), насыпные (уголь, зерно, фосфаты). Наблюдается тенденция к роста перевозок генеральных грузов - готовые изделия и полуфабрикаты. Морские перевозки обслуживаются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 420 млн. тонн. Главную роль в морских судах играют Либерия, Панама, Япония, Греция, Норвегия. Под флагами Либерии и Панамы плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Причина: сэкономить на налогах, зарплатах морякам.
В мире всего более 2,7 тыс. морских портов, однако портами мирового значения считаются около 30, их грузооборот превышает 50 млн. тонн груза в ч. В 11 грузооборот более 100 млн. тонн - Роттердам, Марсель, Кобе, Филадельфия, Антверпен.
Для промышленно
развитых стран характерны универсальные
порты, принимающие и отправляющие
различные грузы. В развивающихся странах
порты специализируются в основном на
экспорте нефти, руды, угля. Первенство
по перевозкам принадлежит Атлантическому
океана: 50% всех морских перевозок, 65% всех
морских портов мира. Крупнейшим портом
считается Роттердам. 2 место принадлежит
Тихому океану, а 3 - Индийскому. Международные
морские каналы - перекрестки мировых
морских трасс. Ведущими в этом отношении
являются Суэцкий и Панамский каналы Морские
проливы - Ла-Манш, Гибралтар, Малайский.
62. Сущность и главне предпосылки международной экономической интеграции
В широком
понимании международную
63. Формы интеграции и их сущность
На микро равные вирізняють горизонтальную и вертикальную интеграцию. Горизонтальная интеграция возникает при слиянии фирм, которые вырабатывают подобные или однородные товары с целью их дальнейшей реализации через общую систему распределения и получение при этом дополнительной прибыли. Горизонтальная интеграция сопровождается производством за границей товаров, аналогичных тем, которые вырабатываются в стране базирования. Вертикальная интеграция предусматривает объединение фирм, которые функционируют в разных производственных циклах. Различают три формы вертикальной интеграции: 1) интеграция "вниз" (на мікрорівні возникают ТНК); 2) производственная интеграция "вверх" (например, приобретение сталеплавильной компанией завода, который вырабатывает металлоконструкции); 3) непроизводственная интеграция "вверх", что включает сферу распределения.
Основные
формы международной интеграции
на макроуровне есть: *Зона
преференциальной торговли представляет
собой зону с льготным торговым режимом,
если две или несколько страны уменьшают
взаимные тарифы из импорта товаров, сохраняя
уровень тарифов в торговли с другими
странами. Наиболее показательным историческим
примером такой формы интеграции есть
Преференциальная система Британского
Сообщества, которое объединяло 48 держал.
*В зонах свободной
торговли действует особый льготный
торговый режим для стран-участниц за
счет устранения внутренних тарифов при
их сохранении в торговли с другими странами.
Типичными примерами есть Европейская
ассоциация свободной торговли (1960 г.),
зона свободной торговли "Сша-канада"
(1988 г.), Североамериканское соглашение
о свободной торговле (НЕФТЬ)." *Таможенный
союз представляет собой соглашение
двух или нескольких государств, которое
предусматривает устранение внутренних
тарифов и установления общего внешнего
тарифа. Такие соглашения действовали
в Бенилюксе (с 1948 г.), в Европейском союзе
(с 1968 г.). *В рамках общего
рынка обеспечивается свободное движение
не только товаров, а и услуг, капиталов
и граждан (рабочей силы). Такие условия
экономических взаимоотношений в целому
характерные теперь для Европейского
Союза.* В экономическом
союзе свободное движение факторов
и результатов производства дополняется
гармонизацией внутренней и внешней экономической
политики. В странах-участницах функционирует,
как правило, единая денежная единица.
На основе экономических создаются политические
союзы, в которых рядом с экономической
обеспечивается и политическая интеграция.
62.Международная экономическая интеграция.
– процесс хоз-го и полит-го объед-я стран на основе разв-я глубоких уст-х взаимосвязей, пи расзделение труда м/у нац-ми хоз-ми, взаимодействие их экономик на разл-х уровнях и в разл-х формах. Формы: зона своб-й торговли (томен-ся торг-е огран-я м/у странами-участницами, преждет всего там-е пошлины), тамож-й союз (устан-е единогг внешнеторг-го тарифа и провед-е единой внешнеторг-й политики в отн-и 3х стран), платёжный союз (обеспеч-т взаимную конверт-ть валют и ф-е единой расчётной ден-й единицы), общий рынок (свобода продвиж-я в и РС, а также соглас-е внешнеторг-й политики), экон-й и вал-й союз (совмещ-е всех форм с провед-м общей эк-й и вал-фин политики). Факторы: глобализация хоз-й жизни (образов-е вокруг разв-й страны или группы стран интегр-х зон, крупных эк-й мегаблоков), углубление МРТ, общемир-я НТР (усиливается подетальное, предметное, технолог-е РТ на внутрифирменном и внешнегос-м уровне), повышение откртости нац-й эк-ки (глубокая втанутость в систему мирохоз-х отн-й). Главные группировки: ЕС (наиболее разв-я; до 93г – «европейские сообщества» - ЕОУС, ЕЭС, ЕВРАТОМ; после вступления в силу маастрихтских согл-й – ЕС; прош-л в развитии ряд этапов вот низших форм к высшим; в наст-е время 15 уч-в (Австрия, Бельгия, Велик-я, Герм-я, Греция, Ирл-я, Исп-я, Ит-я, Люксемб-г, Нид-ы, Порт-я, Фр-я, Финл-я, Швеция), в перспективе ост-е страны центр-йи вост-й европы; интегр-я / (ЕБРР, ЕВРО)), НЕФТЬ (североамерик-е согл-я в своб-й торговле – в 88г, Мексика присоед-сь в 92г; предпол-т постеп-ю ликвид-ю тарифных и нетарифных огран-й во взаимной торговле мреы, облегч-е взаимные капе влож-я; предусм-н порядок урегулир-я торговых конфликтов, возник-х м/у участниками), тихоокеанское сообщество (Яп-я, США, Канада, Австралия, Нов-я Зел-я, большинство стран В и ЮВАзии, Китай и Океания; значит-я часть азиатско-тихоокеанской торговли прих-ся на торговлю м/у местными филиалами яп-х, америк-х, тайваньских корпораций; растёт значение Китая), СНГ (республики со значит-й дифференциацией масштабов эк-ки и уровня разв-я; единое эк-е пр-во СССр – жесткая замкнутая с-ма, базиров-я на кр-х предпр-х, ориент-ся на нужды друг вторая; распад СССр повлёк за собой разруш-е прежних эк-х связей, кот-е продолж-ся к сим порам, но во ногих странах нараст-т стремление к объединению; в 92г – СНГ, гл-е задачи – экон-я и полит-я инт-я уч-в; предусм-но ппрох-е ряда этапов – ассоц-я своб-й торговли, там-й союз, общий рынок; модели далн-го разв-я – интегр-я ч/з мех-м СНГ, созд-е нового инт-го объединения – евраз-го союза, объедин-е Украины на двустор-й основе с темы странами, кот-е готовы наиболее активно с неи инт-ся).
63.Фомы международной интеграции и их сущность
Основные формы международной интеграции на макроуровне есть: *Зона преференциальной торговли представляет собой зону с льготным торговым режимом, если две или несколько страны уменьшают взаимные тарифы из импорта товаров, сохраняя уровень тарифов в торговли с другими странами. Наиболее показательным историческим примером такой формы интеграции есть Преференциальная система Британского Сообщества, которое объединяло 48 держал. *В зонах свободной торговли действует особый льготный торговый режим для стран-участниц за счет устранения внутренних тарифов при их сохранении в торговли с другими странами. Типичными примерами есть Европейская ассоциация свободной торговли (1960 г.), зона свободной торговли "Сша-канада", Североамериканское соглашение о свободной торговле (НЕФТЬ)." *Таможенный союз представляет собой соглашение двух или нескольких государств, которое предусматривает устранение внутренних тарифов и установления общего внешнего тарифа. Такие соглашения действовали в Бенилюксе, в Европейском союзе. *В рамках общего рынка обеспечивается свободное движение не только товаров, а и услуг, капиталов и граждан (рабочей силы). Такие условия экономических взаимоотношений в целому характерные теперь для Европейского Союза.* В экономическом союзе свободное движение факторов и результатов производства дополняется гармонизацией внутренней и внешней экономической политики. В странах-участницах функционирует, как правило, единая денежная единица. На основе экономических создаются политические союзы, в которых рядом с экономической обеспечивается и политическая интеграция.
экономический союз — это такое интеграционное объединение, которое включает функции предыдущих и предполагает гармонизацию экономической политики:
а) налоговой;
б) инвестиционной;
в) аграрной;
г) социально-экономической;
д) валютной;
64. Западноевропейская интеграция: состав, эволци , джостижени, перспективы
В 1957 г. на базе трех ранее самостоятельных региональных организаций — Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергетике — было сформировано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), с ноября 1993 г. получившее официалъное название Европейский Союз (ЕС). Продвижение к интеграции трех независимых европейских сообществ шло через образование высокоинтегрированных рынков товаров, капиталов, рабочей силы, через сращивание их воспроизводственных процессов. С 1970 г. в развитии этих сообществ наметилась тенденция к взаимодействию с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), образованной в 1960 г. В 1977 г. была образована зона свободной торговли стран, входящих в ЕЭС и ЕАСТ. В 1991 г. было заключено соглашение в создании единого европейского экономического пространства, в соответствии с которым члены ЕАСТ с 1993 г. включили в свои законодательные акты правовые аспекты ЕС в отношении свободного движения товаров, капитала, рабочей силы, услуг и политики в области конкуренции.