Шпаргалка по "Международной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине"Международная экономика".

Работа содержит 1 файл

Mezhdunarod_Ekonomika_Shpora.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

58. Научно-техническое  и поизвдственное  кооперирование в  осовременных условиях

Особо можно выделить научно-техническое  сотрудничество, которое осуществляется в виде совместных программ научно-исследовательских  и проектно-конструкторских работ  путем объединения научных, финансовых и материальных ресурсов, создания совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций.

Наиболее  рациональными и эффективными формами  этого сотрудничества являются:

создание  общих научно-исследовательских  центров, бюро, лабораторий для использования  новейших научно-технических идей, конструирования, маркетинговых исследований и технико-экономических расчетов;

совместные  эксперименты в области совершенствования  действующей техники и технологии с целью улучшения технико-экономических  показателей работы фирмы;

совместные  изыскания и изучение зарубежного опыта в области организации производства и труда;

текущая координация и консультации по вопросам научно-технической политики;

организация подготовки квалифицированного исследовательского персонала.

Особо важным для научно-технического сотрудничества является анализ его эффективности. Эффективность полученных научных результатов рассматривается в нескольких аспектах. 

59. Транспоротное обслуживание  международных экономических  связей

Транспорт относится к коммуникационной системе  и специализируется на перемещении материальных объектов.  Его функции: соединение производственных ресурсов  в процессе воспроизводства, обеспечение их доступа и готовых товаров на рынок. Соединяет время и пространство между производством и потреблением. Транспорт обеспечивает экономический рост - чуткий барометр национального и мирового хозяйства, является потребителем материалов, определяет загрузку отраслей. Роль в ВВП - 4-5%, в некоторых странах поднимается до 10%.

Развитие  транспорта: рост перевозок в мире опережает рост путей сообщения. Увеличилась интенсивность пассажирооборота. По количеству грузов на 1 тонну: на первом месте - автомобильный транспорт, на 2 - же/д, на 3 - морской, на 4 - трубопроводный, на 5 - внутренневодный, на 6 - авиационный.  В течение последних десятилетий была создана густая сеть автомобильных дорог (невероятная удобность автомобильного транспорта). Структура изменилась в плане концентрации промышленного производства: к 60-х гг. усиленными темпами шло строительство крупных комбинатов, что требовало наличия же/д, сейчас наблюдается процесс фрагментарности в развитии производства, размеры предприятий уменьшаются. На же/д перевозки приходятся насыпные и массовые грузы (в США - с/х грузы  и уголь). По грузообороту первое место занимает морской транспорт, некоторый приходится 60% мирового грузооборота из-за высокой дальности, большой вместимости судов, что понижает транспортные расходы, которые  в целом в 2 раза ниже, чем при пользовании же/д транспортом. К середины 80-х гг. увеличивалась роль наливных грузов, сейчас возрастает значение сухогрузов.

В основном используется для перевозок на малые  расстояния (в среднем 25 км), играет важную роль в перемещении людей. В послевоенный период личный автопарк возрос в 10 раз. На 1 автомобиль в мире в среднем приходится 10 человек.

Воздушный транспорт: произошло увеличение темпов роста, грузооборот удваивается  каждые 10 лет. Расширился поток пассажиров: в 90-е гг. перевозки людей составили  больше 1 млрд. человек. В перевозке  пассажиров стал основным конкурентом же/д транспорта. Перевозка грузов составляет 1% вот всего объема работы, однако судьба растет. Перевозятся в основном ценные и срочные грузы.

Образовались  многовидовые транспортные компании, действующие на расширенной географической основе, охватывая весь мир.  Транспортные системы имеют между собой ряд различий. 
 

60.Значение  и содержание ИНКОТЕРМС.

ИНКОТЕРМС - изданный Междун-ой торговой палатой  сборник междун-х торговых терминов, обобщающий опыт мировой коммерческой практики. Представляет собой носящие факультативный характер междун-ые правила толкования коммерческих терминов и выражений, наиболее часто встречающихся во внешнеторговых контрактах. Использование при заключении внешнеторговых контрактов ссылок на условия, оговоренные в "Инкотермс", позволяет избежать последующих недоразумений и спорол, вызываемые различной трактовкой толкований терминов и правил торговли разных стран. Последняя редакция "Инкотермс-90" приспособлена к компьютерному обмену документами. 

61. Роль морского  транспорт в международных перевозках

Морской транспорт - важная составляющая часть  мировой транспортной системы, на него приходится 4/5 всеи международной торговли. Морские суда транспортируют главным  образом массовые грузы: наливные (нефть), насыпные (уголь, зерно, фосфаты).  Наблюдается тенденция к роста перевозок генеральных грузов - готовые изделия и полуфабрикаты. Морские перевозки обслуживаются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 420 млн. тонн. Главную роль в морских судах играют Либерия, Панама, Япония, Греция, Норвегия. Под флагами Либерии и Панамы плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Причина: сэкономить на налогах, зарплатах морякам.

В мире всего более 2,7 тыс. морских портов, однако портами мирового значения считаются около 30, их грузооборот превышает 50 млн. тонн груза в ч. В 11 грузооборот более 100 млн. тонн - Роттердам, Марсель, Кобе, Филадельфия, Антверпен.

Для промышленно  развитых стран  характерны универсальные  порты, принимающие и отправляющие различные грузы. В развивающихся странах порты специализируются в основном на экспорте нефти, руды, угля. Первенство по перевозкам принадлежит Атлантическому океана: 50% всех морских перевозок, 65% всех морских портов мира. Крупнейшим портом считается Роттердам. 2 место принадлежит Тихому океану, а 3 - Индийскому.  Международные морские каналы - перекрестки мировых морских трасс. Ведущими в этом отношении являются Суэцкий и Панамский каналы Морские проливы - Ла-Манш, Гибралтар, Малайский. 

62. Сущность и главне предпосылки международной экономической интеграции

В широком  понимании международную экономическую  интеграцию определяют и как отношения, и как процесс. Интеграцию в первом понимании можно толковать как  отсутствие любой формы дискриминации  иностранных партнеров в любой из национальных экономик. В таком плане международная экономическая интеграция рассматривалась нами как высочайший уровень развития МЕВ. Как процесс интеграция обнаруживается в стирании отличий между экономическими субъектами -представителями разных государств. Развитие процессов международной экономической интеграции обусловленный такими факторами: • экономическим развитием стран, групп стран и регионов мира в условиях неравномерного распределения ресурсов; • закономерностями научно-технического прогресса; • тенденциями демографического развития; • наличием и необходимостью решения глобальных проблем (энергетическое, продовольственной, экологической, использование Мирового океана и космоса, экономического возрастания и народонаселения, экономической безопасности, разоружение); • резким сокращением расстояний за счет развития транспортно-коммуникационных сетей; • рыночной "унификацией" экономического развития. 
 
 

63. Формы интеграции  и их сущность

На  микро равные вирізняють горизонтальную и вертикальную интеграцию. Горизонтальная интеграция возникает при слиянии фирм, которые вырабатывают подобные или однородные товары с целью их дальнейшей реализации через общую систему распределения и получение при этом дополнительной прибыли. Горизонтальная интеграция сопровождается производством за границей товаров, аналогичных тем, которые вырабатываются в стране базирования. Вертикальная интеграция предусматривает объединение фирм, которые функционируют в разных производственных циклах. Различают три формы вертикальной интеграции: 1) интеграция "вниз" (на мікрорівні возникают ТНК); 2) производственная интеграция "вверх" (например, приобретение сталеплавильной компанией завода, который вырабатывает металлоконструкции); 3) непроизводственная интеграция "вверх", что включает сферу распределения.

Основные  формы международной интеграции на макроуровне есть: *Зона преференциальной торговли представляет собой зону с льготным торговым режимом, если две или несколько страны уменьшают взаимные тарифы из импорта товаров, сохраняя уровень тарифов в торговли с другими странами. Наиболее показательным историческим примером такой формы интеграции есть Преференциальная система Британского Сообщества, которое объединяло 48 держал. *В зонах свободной торговли действует особый льготный торговый режим для стран-участниц за счет устранения внутренних тарифов при их сохранении в торговли с другими странами. Типичными примерами есть Европейская ассоциация свободной торговли (1960 г.), зона свободной торговли "Сша-канада" (1988 г.), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НЕФТЬ)." *Таможенный союз представляет собой соглашение двух или нескольких государств, которое предусматривает устранение внутренних тарифов и установления общего внешнего тарифа. Такие соглашения действовали в Бенилюксе (с 1948 г.), в Европейском союзе (с 1968 г.). *В рамках общего рынка обеспечивается свободное движение не только товаров, а и услуг, капиталов и граждан (рабочей силы). Такие условия экономических взаимоотношений в целому характерные теперь для Европейского Союза.* В экономическом союзе свободное движение факторов и результатов производства дополняется гармонизацией внутренней и внешней экономической политики. В странах-участницах функционирует, как правило, единая денежная единица. На основе экономических создаются политические союзы, в которых рядом с экономической обеспечивается и политическая интеграция. 
 

62.Международная  экономическая интеграция.

– процесс  хоз-го и полит-го объед-я стран  на основе разв-я глубоких уст-х взаимосвязей, пи расзделение труда м/у нац-ми хоз-ми, взаимодействие их экономик на разл-х уровнях и в разл-х формах. Формы: зона своб-й торговли (томен-ся торг-е огран-я м/у странами-участницами, преждет всего там-е пошлины), тамож-й союз (устан-е единогг внешнеторг-го тарифа и провед-е единой внешнеторг-й политики в отн-и 3х стран), платёжный союз (обеспеч-т взаимную конверт-ть валют и ф-е единой расчётной ден-й единицы), общий рынок (свобода продвиж-я в и РС, а также соглас-е внешнеторг-й политики), экон-й и вал-й союз (совмещ-е всех форм с провед-м общей эк-й и вал-фин политики). Факторы: глобализация хоз-й жизни (образов-е вокруг разв-й страны или группы стран интегр-х зон, крупных эк-й мегаблоков), углубление МРТ, общемир-я НТР (усиливается подетальное, предметное, технолог-е РТ на внутрифирменном и внешнегос-м уровне), повышение откртости нац-й эк-ки (глубокая втанутость в систему мирохоз-х отн-й). Главные группировки: ЕС (наиболее разв-я; до 93г – «европейские сообщества» - ЕОУС, ЕЭС, ЕВРАТОМ; после вступления в силу маастрихтских согл-й – ЕС; прош-л в развитии ряд этапов вот низших форм к высшим; в наст-е время 15 уч-в (Австрия, Бельгия, Велик-я, Герм-я, Греция, Ирл-я, Исп-я, Ит-я, Люксемб-г, Нид-ы, Порт-я, Фр-я, Финл-я, Швеция), в перспективе ост-е страны центр-йи вост-й европы; интегр-я / (ЕБРР, ЕВРО)), НЕФТЬ (североамерик-е согл-я в своб-й торговле – в 88г, Мексика присоед-сь в 92г; предпол-т постеп-ю ликвид-ю тарифных и нетарифных огран-й во взаимной торговле  мреы, облегч-е взаимные капе влож-я; предусм-н порядок урегулир-я торговых конфликтов, возник-х м/у участниками), тихоокеанское сообщество (Яп-я, США, Канада, Австралия, Нов-я Зел-я, большинство стран В и ЮВАзии, Китай и Океания; значит-я часть азиатско-тихоокеанской торговли прих-ся на торговлю м/у местными филиалами яп-х, америк-х, тайваньских корпораций; растёт значение Китая), СНГ (республики со значит-й дифференциацией масштабов эк-ки и уровня разв-я; единое эк-е пр-во СССр – жесткая замкнутая с-ма, базиров-я на кр-х предпр-х, ориент-ся на нужды друг вторая; распад СССр повлёк за собой разруш-е прежних эк-х связей, кот-е продолж-ся к сим порам, но во ногих странах нараст-т стремление к объединению; в 92г – СНГ, гл-е задачи – экон-я и полит-я инт-я уч-в; предусм-но ппрох-е ряда этапов – ассоц-я своб-й торговли, там-й союз, общий рынок; модели далн-го разв-я – интегр-я ч/з мех-м СНГ, созд-е нового инт-го объединения – евраз-го союза, объедин-е Украины на двустор-й основе с темы странами, кот-е готовы наиболее активно с неи инт-ся).

63.Фомы  международной интеграции  и их сущность

Основные  формы международной интеграции на макроуровне есть: *Зона преференциальной торговли представляет собой зону с льготным торговым режимом, если две или несколько страны уменьшают взаимные тарифы из импорта товаров, сохраняя уровень тарифов в торговли с другими странами. Наиболее показательным историческим примером такой формы интеграции есть Преференциальная система Британского Сообщества, которое объединяло 48 держал. *В зонах свободной торговли действует особый льготный торговый режим для стран-участниц за счет устранения внутренних тарифов при их сохранении в торговли с другими странами. Типичными примерами есть Европейская ассоциация свободной торговли (1960 г.), зона свободной торговли "Сша-канада", Североамериканское соглашение о свободной торговле (НЕФТЬ)." *Таможенный союз представляет собой соглашение двух или нескольких государств, которое предусматривает устранение внутренних тарифов и установления общего внешнего тарифа. Такие соглашения действовали в Бенилюксе, в Европейском союзе. *В рамках общего рынка обеспечивается свободное движение не только товаров, а и услуг, капиталов и граждан (рабочей силы). Такие условия экономических взаимоотношений в целому характерные теперь для Европейского Союза.* В экономическом союзе свободное движение факторов и результатов производства дополняется гармонизацией внутренней и внешней экономической политики. В странах-участницах функционирует, как правило, единая денежная единица. На основе экономических создаются политические союзы, в которых рядом с экономической обеспечивается и политическая интеграция.

экономический союз — это такое интеграционное объединение, которое включает функции  предыдущих и предполагает гармонизацию экономической политики:

а) налоговой;

б) инвестиционной;

в) аграрной;

г) социально-экономической;

д) валютной; 
 

64. Западноевропейская интеграция: состав, эволци , джостижени, перспективы

В 1957 г. на базе трех ранее самостоятельных  региональных организаций — Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергетике — было сформировано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), с ноября 1993 г. получившее официалъное название Европейский Союз (ЕС). Продвижение к интеграции трех независимых европейских сообществ шло через образование высокоинтегрированных рынков товаров, капиталов, рабочей силы, через сращивание их воспроизводственных процессов. С 1970 г. в развитии этих сообществ наметилась тенденция к взаимодействию с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), образованной в 1960 г. В 1977 г. была образована зона свободной торговли стран, входящих в ЕЭС и ЕАСТ. В 1991 г. было заключено соглашение в создании единого европейского экономического пространства, в соответствии с которым члены ЕАСТ с 1993 г. включили в свои законодательные акты правовые аспекты ЕС в отношении свободного движения товаров, капитала, рабочей силы, услуг и политики в области конкуренции.

Информация о работе Шпаргалка по "Международной экономике"