Предоставление
кредитов МВФ осуществляется в форме
продажи Фондом свободно конвертируемой
валюты (СКВ) на национальную валюту страны-должника,
а погашается кредит посредством выкупа
национальной валюты заемщиком за СКВ
или СДР
Эта организация
оказывает воздействие на экономические
процессы в России через реализацию
программ финансовой стабилизации и
корректировок платежного баланса. В своей
деятельности МВФ руководствуется принципом
обусловленности, согласно которому страны-члены
могут получить вот него кредиты лишь
при условии, что они обязуются проводит
определенную экономическую политику.
В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает
сокращение бюджетного дефицита, снижение
темпов роста денежной массы и поднятие
процентных пруд по кредитам выше уровня
инфляции.
Кредиты
М ВФ являются своеобразной лакмусовой
бумажкой для частного капитала. Это
объясняется тем, что, получая кредит,
страна обязуется проводит экономическую
политику, в результате которой она накопит
валютные резервы и, следовательно, сможет
погашать долги частным кредиторам.
Группа
Всемирного банка
Группа
Всемирного банка состоит из пяти
тесно связанных между собой институтов,
общей целью которых является оказание
развитыми странами финансовой помощи
развивающимся странам. В эту группу входят:
1. Международный
банк реконструкции и развития (МБРР) -главная
составляющая группы Всемирного банка.
Основан 1945 г. Сосредотачивает свои усилия
на предоставлении кредите относительно
богатым развивающимся странам. Часто
этот банк называют Всемирным.
2. Международная
ассоциация развития (MAP). Образована I960
г. Осуществляет предоставление особо
льготных кредите беднейшим развивающимся
государствам, которые не в состоянии
брать кредиты в Всемирного банка.
3. Международная
финансовая корпорация (МФК). Основан в
1956 г. Занимается содействием экономическому
роста развивающихся стран путем оказания
поддержки частному сектору.
4. Международное
агентство по гарантированию инвестиций
(МАГИ). Создано в 1988 г. Осуществляет поощрение
иностранных инвестиций в развивающихся
государствах путем предоставления гарантий
иностранным инвесторам вот потерь, вызываемых
некоммерческими рисками.
5. Международный
центр по урегулированию инвестиционных
спорол (МЦУИС). Основан в 1966 г. Осуществляет
содействие потокам международных инвестиций
путем предоставления услуг по арбитражному
разбирательству и урегулированию спорол
между правительствами и иностранными
инвесторами, проводит консультирование,
научные исследования.
85.Роль
международных организаций
в развитии экономических
связей между
странами.
МЕЖДУН-ЫЕ
ОРГАНИЗАЦИИ - постоянные объединения
межправительственного и неправительственного
характера, созданные на основе междун-го
соглашения (устава, статута или иного
учредительного документа) в целях содействия
решению междунар-х проблем, предусмотренных
соответствующим учредительным том^-док-том,
и разв-я всестороннего сотрудничества
гос-тв. Несмотря на то, что планы и проекты
создания междун-х организаций выдвигались
с глубокой древности, первые М.о. стали
появятся лишь в XIX в. Процесс возникновения
М. о. особенно интенсифицировался после
ВМВ и привел, в частности, к созданию ООН.
Рост числа М.о. в последнее время закономерно
обусловлен разв-ем междун-х полит-х и
эк-ых связей м/у государствами, научно-технической
революцией, подъемом революционного
и национально-освободительного движения,
в результате кот-го появилось большое
число новых независ-х гос-тв в Азии, Африке
и Латинской Америке. Г.о. стали весьма
важной составной частью всего процесса
разв-я междун-х отношений. Г.о. обладают
рядом характерных особенностей. К их
числу, в частности, можно отнести: наличие
учредительного док-та, регламентирующего
стр-ру, основные цели и направления дея-ти
организации; пост-ый или регулярный хар-р
дея-ти; использование в качестве основного
метода дея-ти многосторонних переговоров
и обсуждения проблем; принятие решений
путем голосования или консенсусом, а
тж. вид этих решений, кот-е нередко имеют
силу рекомендаций. РФ яв-ся участником
около пятисот М.о. Принято различать межправительственные
и неправительственные, всемирные и региональные
М.о. и др.
86.Экономические
проблемы включения
экономикии Украины
в систему мирохозяйственных
связей
Опыт
становления Ук-ы
как независ-го гос-ва
свидетельствует
в том, что состояние
ее эк-и и позиции
на мирохоз-ой арене
в знач-ой мэр зависят
вот стр-ры, динамики
и эф-ти внешнеэк-х
отношений и торговли.
В изменившихся геополит-х
и геоэкон-х условиях
предлагается следующая
формула мирохоз-ой
интеграции Ук-ы: либерализация
эк-и на основе развития
совм-го предпринимательства
и транзитных функций
страны с учетом регион-х
культурно-истор-х традиций
и протекционизма в
отношении отечес-го
предприни-ва. Предпосылками
успешной интеграции
служат относит-но высокий
ур-нь образования населения
при низкой оплате труда,
неиспользованный интел-ный
кап-л техн-й и
ноу-хау в области НИОКР,
низкая арендная плата
за землю. Среди факторов,
огранич-щих мирохоз-ую
интеграцию Ук-ы, можно
назвать: отсутствие
полит-ой, эк-ой и правовой
стабильности; опасение
утратит независ-ть
в условиях откр-й эк-и;
не конкурентоспособность
прод-и, слабый экс-ый
потенциал; орган-ые
ресурсы инвестиц-го
кап-ла, в том числе междун-ых
кредитов; отсутствие
конвертируемой валюты;
— значительную зависимость
вот импорта энергоносителей,
цветных металлов, леса,
хлопка и второго сырья;
недостаточный профессионализм
и управленческий опыт.
В Ук-е
стартовые условия мирохоз-ой интеграции
ухудшились в результате дезинтеграции
советской эк-и и единой инфраструктуры,
частичной утраты транзитных функций
междун-ой торговли. Необходим отметить
отсутствие в Ук-е крупного нац-го
кап-ла за границей. Ограничен своб-ый
кап-л укр-кой диаспоры. В условиях огран-ых
зарубежных инвестиций приоритетной формой
междун-х эк-х отношений яв-ся Сп-во и реализация
конкр-х проектов на основе сметаного
кап-ла и транзитных функций нашей страны.
Ее геополит-ое положение и регион-е культурно-истор-е
традиции обуславливают необходимость
сочетания 3 направленный мирохоз-й интеграции:
западноевроп-го, восточнослав-ого
и ближневосточ-го.
Сп-во не
получило должного развития в Ук-е.
Несмотря на знач-ый рост зарегистрированных
СП, больш-во из их не осуществляет производс-ую
дея-ть. В последнее время инициаторами
создания СП выступают не крупные гос-е,
а малые частные предп-я. Вместе с тем,
отсутствие гос-го протекционизма в отношений
отеч-го предприним-ва сдерживает развитие
СП, а непоследовательность в налог-й полит-е
стимулирует вывоз кап-ла за границу.
Важным условием развития СП-ва могут
стать кредиты Европейского банка реконструкции
и развития, направленные в производст-ую
дея-ть. При этом СП-во яв-ся гарантом эф-го
использования междун-х кредитов.
88-89
Глобальные экономические
проблемы.
Предотвр-е
мир-й ядерной войны и обеспеч-е
стабильного мира (непременное условие
успешного решения всех ГЭП. В
мире накоплены огромные запасы ор-я,
созданы воен-пром комплексы, содержатся
большие армии, на содерж-е боегот-ти
страны расх-ся большие ср-ва. Демонтаж
воен-пром комплексов сопряжен с большими
трудностями и затратами, «эк-ая разоружения»
выдвинута в ряд первостеп-х ГЭП. Челов-во
все больше остер-ся примен-я оружия массового
уничтожения. В странах Скандинавии, Японии
и др. расходы \, значит, они зависят вот
благопол-я), необходимость эффект-й и
комплексной охраны окр-й среды (реорганизация
нал-й с-мы т.о., чтобы стимулир-ть сохран-е
либо восстан-е прир-й сферы, разработка
и освоение энерго- и ресурсосбер-х техн-й,
утилизация отходов, разработка критериев
экол-й безоп-ти, разработка эффект-х газо-
и водоочист-х соор-й, внедрение экол-и
безоп-х технол-й), ликвидация отсталости
развив-ся стран, предотвращение болезней,
рац-е исп-е глубин мир-го океала, мирное
освоене косм-го пр-ва, разв-е самиго человека.
Каждая из их порожденф специф-ми причинами,
кот-е обусловлены критериями:1). Особенности
разв-я ПС, геогр-го положения, уровня прогресса
техники, природео-клим усл-ми – причины,
явл-ся порожд-м вещественного соержания
общ-гго способа пр-ва, они материальны
(интенсивный рост народонаселения –
«демограф-й взрыв» - чтобы прокормит,
обесп-ть жильем растущеенаселение необходим
наращивать пр-во пром-й и с/х пр-и, значит,
постепенно исчерпываются прир-е рес-сы,
/ ср-я температур на Земл, загрязняется
окр-я среда, обострение так ГП как продовольственная,
экологическая, сырьевая, энергетическая.
Низкий уровень внедрения ресурсо- и энергосбер-х
технол-й. Быстрая урбанизация, сопровожд-я
бурной автомобилизацией и сокр-м
с/х угодий. Варварское отношение ч-ка
к природе), 2). Связаны со специфич-й общ-й
формой, особенностями разв-я отношений
соб-ти, возникают м/у людьми в пр-се пр-ва
(отнош-е частнй капит-й соб-ти и преждет
всего хищническое отнош-е моноп-й к прир-м
рес-м мир-го океана, монопольная полит-ая
министерств и ведомств – проблема разоруж-я).
90.Возможности привлечения
иностранных инвестиций
в экономику Украины
С
определ-й долей уверенности можно
сказать, что Ук-ая, как демократ-ое
гос-во, сформировала свою ден-ю и банков-ю
систему, а это надежный фундамент для
фин-й стабилизации, которая формирует
базовые условия для разворачивания инвести-х
процессов в Укр-е. Приоритетными направлениями
для инвестир-я яв-ся то, где Ук-ая имеет
традици-е произ-ва, владеет необходимым
ресурсным потенциалом и формирует значительную
потребность рынка в соответствующей
прод-ии, а именно: произв-во легковых и
грузовых автом-ей; тракторо- и комбайностроение;
авиа- и ракетостроение; судостр-е; замкнутый
цикл произв-ва топлива для АЭС; развитие
энергогенерирующих мощностей; нефтегазодобыча,
в частности на Черноморском шельфе; внедрение
ресурсо- и энергосберегающих технологий;
переработка с/х прод-ии; транспортная
инфраструктура. Соврем-е условия эк-го
развития требуют проведения активной
политики по привлечению прямых иностр-х
инвестиций. В Ук-е создана законодательная
база в сфере регулирования инвестиц-ой
дея-ти, кот-я постепенно совершенствуется
с целью достиж-я большего приток иностр-х
инвестиций и повышения эф-сти их использования.
Законом Ук-ы “О режиме иностранного инвестирования”
для зарубежного инвестора в Украине установлены
равные условия деятельности с отечествен-ным
инвестором. Положительно влияет на привлечение
иностр-х инвестиций сотрудничество и
помощь Ук-е со стороны МВФ и вторых междун-х
организаций. С целью поддержки разработки
и реализации гос-ой политики по привлечению
иностр-х инвестиций в эк-у Ук-ы, использования
современного мир-го эк-го опыта ускорения
интеграции Ук-ы в систему междун-х хоз-х
связей создан Консультативный совет
по вопросам иностр-х инвестиций в Ук-е.
Для поиска фин-х рес-в и реализации инвестиц-х
проектов создана Ук-я гос-я кредитно-инвестиционная
компания. Компания может осуществлять
функции сопровождения и фин-я инвестиц-х
проектов. Однако, несмотря на созданную
определенную законод-ю базу, институцио-ю
инфраструктуру, привлекат-ть эк-го потенциала
Ук-ы (сравнительно богатые природ-е ресурсы,
выгодное географ-ое положение, наличие
квалифицированных “дешевых” раб-х кадров,
достижения в науч-х исследованиях, значительная
емкость внутр-го рынка), поступления иностр-х
инвестиций в Ук-у – незначительные. Главными
основами гос-й инвестиц-ой политики на
ближайшее время яв-ся: увеличение объемов
капита-льных вложений субъектов хозя-ия
за счет прибыли и новои амортизац-ой политики;
усиление влияния гос-ва на активизацию
инвестиц-го процесса через увеличение
объемов бюдж-го финансирования капиталь-го
строитель-ва крупных инфраструктурных
объектов и введения кред-х основ бюдж-го
фин-я инвестиций; создание условий для
привлечения долгоср-х кредитов коммерч-х
банков; упорядочение дея-ти инвестиц-х
и инновац-х фондов, переход вот сертификации
к ден-ой приватизации; увеличение инвестиц-х
рес-в, кот-е формир-ся на фонд-м рынке и
за счет сбережений населения; введение
эк-го механизма страх-я рисков внутр-х
и внешних инвест-й; образование соответствующих
институтов по вопросам интеграции промыш-ого
и банк-го кап-ла, мобилизации ср-тв под
эф-ые инвестиц-е проекты в приоритетные
отрасли эк-и.