Шпаргалка по "Международной экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:05, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине"Международная экономика".

Работа содержит 1 файл

Mezhdunarod_Ekonomika_Shpora.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

31 декабря  1998 г. министры экономики и  финансов 11 европейских стран (стран  «зоны евро») подписали соглашение, определяющее курсы валют их  государств по отношению к  единой европейской валюте —  евро. С I января 1999 г. на расчеты  в евро были переведены банковские системы и обслуживание кредитных карт в Бельгии, ФРГ, Испании, Франции, Ирландии, Люксембурге, Голландии, Австрии, Португалии, Финляндии, Италии. К 2002 г. планируются введение евро в наличный оборот, создание единого центра формирования валютной и денежной политики по типу федеральной резервной системы США.

Создание  «зоны евро», по мнению экспертов, должно стать началом этапа формирования новои мировой денежной системы, так как по сути евро — не столько  общеевропейская, сколько общемировая  денежная единица, которая может использоваться в качестве источника валютных резервов центральных банков многих стран в целях гарантии импортерам наличия платежных средств.

Введение  евро создает предприятиям и потребителям стран «зоны евро» дополнительные конкурентные преимущества. Потребители выигрывают в качестве и цене на товары и услуги  

65. Европейский экономический и Валютный Союз: сущность, этапы формирования

Новый этап в развитии западноевропейской интеграции – прог-ма создания вал-го и эк-го союза. Эта прог-ма предусматривала создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию э-кой, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и э-го роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия. К 1993 года был подписан Маастрихтский договор в ЕС, предус-щий поэтапное формирование валютно-э-го союза. 1 этап фактически начался в июле 1990 года одновременно с полной отменой вал-ых ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделено сближению уровней экономического разв-я, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита. 2 начался с 1994 года созданием Евр-го вал-го института во Франкфурте-на-Майне в составе управляющих  ЦБ стран-членов. Целью создания Евр-го вал-го института была подготовка к организации Евр-ой системы ЦБ и эмиссии банкнот ЭКЮ. Евр-й совет подтвердил решение в введении единой евр-ой валюты с 1 января 1999 года, что станет 3 заключительным этапом. Участники совета решили отказаться вот названия “ЭКЮ”, приняв вместо него евро.  Цель общей валюты: создание зоны эк-ой стабильности, облегчение обменов и согласование эк-ых политик. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

66. Расширение ЕС: проблемы  и перспективы

ЕС представляет собой интеграционная  группировка  пятнадцати  западноевропейских  стран (Германии, Великобритани, Франци, Итали,  Испани, Нидерландов, Бельги, Люксембурга, Дани, Ирланди, Португали, Греци, Австри, Финлянди, Швеци), которые стремятся к экономическому и политическому единству, частично отказываясь от своих национальных суверенитетов.Началом западноевропейской экономической интеграции можно считать 1950 г., если было предложено создать Европейскую Федерацию, которая грунтується на экономическом объединении. Цель: предполагалась интеграция в горно-металлургических областях, где традиционно велась жесткая конкурентная борьба. Европейское объединение угля и постоянные (ЄОВС) было создано ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом 1951 года (Парижское соглашение) и начало функционировать с 1952 г. Римский договор о создании ЕЭС и Євроатому был подписан 1957 года и вступил в силу с 1958г. Римским договором предполагалось ликвидировать все национальные барьеры на пути свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами-участницами и перейти  к  изготовлению  общей  внешнеэкономической, сельскохозяйственной и транспортной политики. Інстутиційна структура ЕС: *Совет Европейских Сообществ (созывает дважды на год в составе глав государств и правительств)  как вышестоящий орган интеграционной  группировки,  наделенный законодательной властью; *Комиссия Европейских Сообществ (состоит из председателя и 17 членов комиссии, которые назначаются правительствами стран-членов за установленной квотой) как постоянный исполнительный орган; *Европарламент (состоит из 518 депутатов, которые избираются прямым общим голасуванням граждан стран-членов за установленной квотой) как основной консультативно-надзорный орган; *Суд Европейских сообществ (состоит из 13 судий) как орган юридического контроля, *Європейськое політиче сообщество, *Совет министров ЕС, *Экономический и социальный совет (консультативный орган), *Контрольная палата (состоит из 12 мужчина). Слияние трех сообществ (ЄОВС, ЕЭС, Євроатому) в единое Европейское сообщество состоялось 1967 года, 1968 года был образован таможенный союз стран ЕС Цель: • отличие таможенных податей и снятие количественных ограничений; • введение единого таможенного тарифа для других стран; • проведение единой внешнеторговой и аграрной политики. С 1973 г. действует соглашение о свободной торговле между ЕЭС и ЄОВС, с одной стороны, и странами Европейской асоціаці свободной торговли, из другого. 1979 года завершается процесс создания Европейской Валютная Системы (ЄВС), вводится в действие ЭКЮ. Целями: *уменьшить колебания валютных курсов, *вытеснить из международных  расчетов доллар США,*стимулировать дальнейшее развитие интеграционных процессов через обеспечение предпосылок формирования единого валютного рынка ЕС. 1991 года подписывается соглашение между ЕС и ЄАВТ о создании Европейского Экономического Пространства (ЄЕП). Этого же года принимается Маастріська соглашение, суть которого характеризует новый качественный этап в эволюции ЕС. Предполагается создание экономического и валютного союза (ЄВС). Цель:* устранить еще действующие ограничения свободного движения капитала в Португали и Греции. Страны ЕС ориентируются на принятие мероприятий по стабилизации денежной системы и закрепления бюджетной дисциплины, хотя проведение экономической, денежной и валютной политики остается прерогативой отдельных стран; *создать Европейский валютный институт, который может готовить документы для проведения единой денежной и валютной политики, * создать Европейский центральный банк в 1999р 

68. Участие Украины  в МЭИ

Украина одна из стран—основателей ООН. Она поддерживает экономические связи с большинством стран мирового сообщества.

Интеграция  Украины в МЭ — это процесс сближения экономики страны с национальными хозяйствами стран мирового сообщества

Предпосылки включения Украины  в систему МЭ:

1) политические;2) экономические:а) уровень экономического развития;б) экспортный потенциал;

в) направление  структурной перестройки национальной экономики;г) степень рыночной трансформации;д) финансовая стабилизация;е) внешняя  задолженность;3) социально-культурные предпосылки;4) инфраструктура.

2. Особенности развития  внешнеэкономических  отношений Украины1. Несовершенство механизма интеграции страны в МЭ.2. Неразвитость рыночных отношений.3. Кризисные явления в экономике.4. Недостаток опыта развития МЭО.5. Выгодное геополитическое положение.3. Основные направления интеграции Украины в систему МЭ

1. Либерализация  внешней торговли.2. Создание благоприятного  климата для иностранного предпринимательства  и инвестирования.3. Развитие интеграционных  связей со странами Восточной Европы, ЕС, СНГ, вторыми государствами.4. Участие в процессе международного разделения труда.5. Реструктуризация экспортно-импортных операций.6. Участие в международной кооперации производства.7. Развитие взаимосвязей с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.8. Разработка совместных проектов в сфере маленького и среднего бизнеса.9. Участие в международной научно-технической интеграции.Украина является членом 3-х межд. Интегр. Группировок, к-рые были созданы после распада СССР.

СНГ (ассоциированный член- неплное участие). Цель – создание эк. Союза (устранение внутр. Тарифов к единого внешнего). Фин.проблемы и проблемы наследия СССР

Черноморское  эк. Сотрудничество (11 государств, к-рые територ. Тяготеют к бассейну Ч.моря.) Особенность – разнообразие состава (бывш. Респ. СССР:Россия, Армения, Азербайджан, Болгария, + кап.страны Турция, Грецмя. Штаб-квартира в Стамбуле. Др. особенность – селективный и мягкий подход к формированию и работе группировки., возможность выбора отд.проектов, степени участия. Проблема – неопр. Лидера и борьба за лидерство Турции, Греции и России.

Карпатский  Еврорегион. Субинтеграционная группа (не все территории стран входят, а только прилег. К горам. Участники : Укранина, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния.

Задачи 1) создание зон своб. Торговли 2) своб. Предпринимательства в пригриничных зонах 
 
 
 
 

69.ЕС  и Украина.

Междун-но-правовые отношения Ук-ы с ЕС начались после  подписания «Соглаш-я в партнерстве  и сотруднич-ве» 16 июня 1994 г. «Соглаш-е в партнерстве и сотруднич-ве» м/у ЕС и Ук-й в основном включ-т в себя принципиальные намерения сторон установит и развивать взаимные отнош-я, без четкого указания сроков и конкретных мероприятий по их осуществлению. Перспективы дальнейшего расширения ЕС были опред-ны на саммите одного из его структурных подразделений – Европ-го Совета 7 в Хельсинки 10-11 дек-я 1999 г.  На Хельсинкском саммите Ук-ая вообще не была включенная в число стран. кот-е рассматриваются ЕС в качестве претендентов на вступл-е в эту организацию. В целом указанный док-т свидетельствует об отсутствии в ЕС, по крайней мэр на ближайшую перспективу, намерений перевести Сотруднич-во с Ук-й на качественно более высокий уровень. Подобный подход осложняет дальнейшее разв-е взаимных связей, тем более что весь период после заключения «Соглаш-я в партнерстве и сотруднич-ве» характеризовался резкой диспропорциональностью во взаимной торговле. В Укр наб-ся стойкая тенденция к роста пассивного баланса взаимной торговли в пользу стран ЕС. При этом для Ук-ы подобная негативная тенденция даже частично не компенсируется перспективными возможностями, связанными с вхождением в недалеком будущем в общее европейское хоз-ое пространство. Ук-ая не смогла использовать и такой компенсирующий фактор, как соединение открытия внутр-го рынка для импорта в и приток иностр-х инвестиций. Сдержанное отношение ЕС к качественному повышению уровня сотруднич-ва  с Ук-й объясняется 2 основными моментами. Один из их вытекает из сложной внутренней эк-ой ситуации в стране, отсутствия серьезного прогресса в приближении к общеевропейским параметрам функционирования нац-го хоз-го механизма в связи с замедленными темпами реформ, значительного перепада в уровнях эк-го разв-я м/у Ук-й, членами ЕС и претендентами на вступление в эту организацию.

Эк-ая стабильность и создание эффективного рыночного  механизма являются важными критериями оценки ЕС возможностей претендентов на вступление в эту организацию. Особое значение в имеет сопоставление  величин ВНП на душу населения.  Для оценки возможностей и вариантов дальнейших отношений Ук-ы с ЕС необходим учитывать также внутренние процессы и сложности, кот-е проявляются в этом объединении. В сентябре 2000 г. в Париже состоялся саммит «Ук-ая - ЕС», на кот-м вновь рассматривались проблемы взаимного сотрудн-ва. Ук-ая сторона выдвинула на этой встрече ряд предложений. в частности, в расширении эк-го и полит-го сотруднич-ва, фин-ой помощи со стороны ЕС, в закрытии ЧАЗС. Это вытекает из сохранения общей стратегической линии руководства Ук-ы в «европ-ом выборе», кот-й был вновь подтвержден в Посланный Президента Верховной Рад в 2000 г.  Судя по результатам Хельсинкского саммита, соотношение позит-х и негат-х предпосылок заинтересованности ЕС в такой интеграции в настоящее время явным образом не в  пользу нашей страны. Если речь идет в действительном продвижении к общеевроп-му хоз-ному пространству, то преждет всего необходим четко уяснит, что оно охватит длительный период. Только преодоление, хотя бы в основном,  перепада в ур-х эк-го разв-я позволит ЕС рассматривать Ук-у в кач-ве полноправного партнера по сотрудничеству. Ук-ая может использовать благоприятные геополит-ие факторы в своих отношениях со странами ЕС, большинство из кот-х одновременно яв-ся и членами НАТО. Из триады стимулов для ЕС в сотруднич-ве с Ук-й «геополит-й интерес – геоэк-ый интерес - интерес к вхожд-ю в ук-ую эк-у» 2 послед-х фактич-ки не дей-ют, даже такой, как использование запад-ми партнерами выгод транзитного положения страны. 

71. Структура экономики  развивающихся стран.  Причины их отсталости и перспективы развития

Резкое  повышение цен на нефть, другие энергоресурсы  и на промышленное сырье в 1973—1974гг. способствовало быстрому обогащению стран-нефтеэкспортеров. В результате к концу 70-х годов  выделились три группы развивающихся  стран, существенно различающихся по экономическому уровню, отраслевой и технологической структуре, степени и профилю участия в международном разделении труда, внутренним и внешним условиям воспроизводственного процесса.В первую группу вошли страны, которые по структурным параметрам и объему ВВП на душу населения ближе всего подошли к нижней границе развитых стран, а то и превысили ее. Это преждет всего «новые индустриальные страны». К этой же группе достаточно развитых стран следует отнести страны-экспортеры нефти и вторых энергоносителей, расположенные на Ближнем Востоке.Ко второй группе развивающихся стран относят, как правило, страны со средним уровнем доходов. Это самая многочисленная и неоднородная группа. Сюда относятся такие крупные государства, как Индия, Пакистан, Турция, Египет, ЮАР, нефтедобывающие страны — Иран, Алжир, Венесуэла, Ливия, Габон, Нигерия; аграрно-сырьевые страны Азии, Африки и Латинской Америки. К третьей группе относятся наименее развитые страны (НРС), включающие 48 государств Африки, Азии, Карибского бассейна и Ближнего Востока, в том числе такие многонаселенные страны, как Бангладеш, Республика Конго (бывший Заир) Мьянма, Танзания, Судан и Эфиопия. По прогнозам западных экономистов, притоков иностранных капиталов в развивающиеся страны в ближайшие 15 лет увеличится. Повышательная динамика прямых иностранных инвестиций во многом объясняется постепенным перемещением трудоемких, ресурсо- и энергоемких, а также вредных для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся. Неуклонный рост уровня жизни в высокоразвитых странах, повышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности. Все это заставляет предпринимателей переносит трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, уникальные климатические условия, богатые недра. Что касается требований к защите окружающей среды, то здесь они значительно мягче, а следовательно, издержки производства существенно ниже. Хотя уровень образования населения в развивающихся странах явным образом недостаточен для освоения новейших технологий, однако вон позволяет освоить некоторые технологические процессы, перемещаемые из индустриальных стран в развивающиеся.Перемещение трудо-материало-энергоемких, а также экологически опасных отраслей экономики в развивающиеся страны постепенно способствует повышению квалификации рабочей силы принимающей страны, развитию финансовой, транспортной, информационной и прочей инфраструктуры, достижению правовой и политической стабильности.

Информация о работе Шпаргалка по "Международной экономике"