Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине"Международная экономика".
31 декабря
1998 г. министры экономики и
финансов 11 европейских стран (стран
«зоны евро») подписали
Создание
«зоны евро», по мнению экспертов, должно
стать началом этапа
Введение
евро создает предприятиям и потребителям
стран «зоны евро»
65. Европейский экономический и Валютный Союз: сущность, этапы формирования
Новый
этап в развитии западноевропейской
интеграции – прог-ма создания вал-го
и эк-го союза. Эта прог-ма предусматривала
создание общего рынка, поощрение конкуренции
в ЕС, координацию э-кой, бюджетной, налоговой
политики в целях сдерживания инфляции,
стабилизации цен и э-го роста, ограничения
дефицита госбюджета и совершенствования
методов покрытия. К 1993 года был подписан
Маастрихтский договор в ЕС, предус-щий
поэтапное формирование валютно-э-го союза.
1 этап фактически начался в июле 1990 года
одновременно с полной отменой вал-ых
ограничений по движению капиталов в ЕС.
Основное внимание уделено сближению
уровней экономического разв-я, снижению
темпов инфляции и сокращению бюджетного
дефицита. 2 начался с 1994 года созданием
Евр-го вал-го института во Франкфурте-на-Майне
в составе управляющих ЦБ стран-членов.
Целью создания Евр-го вал-го института
была подготовка к организации Евр-ой
системы ЦБ и эмиссии банкнот ЭКЮ. Евр-й
совет подтвердил решение в введении единой
евр-ой валюты с 1 января 1999 года, что станет
3 заключительным этапом. Участники совета
решили отказаться вот названия “ЭКЮ”,
приняв вместо него евро. Цель общей
валюты: создание зоны эк-ой стабильности,
облегчение обменов и согласование эк-ых
политик.
66. Расширение ЕС: проблемы и перспективы
ЕС представляет
собой интеграционная группировка
пятнадцати западноевропейских
стран (Германии, Великобритани, Франци,
Итали, Испани, Нидерландов, Бельги,
Люксембурга, Дани, Ирланди, Португали,
Греци, Австри, Финлянди, Швеци), которые
стремятся к экономическому и политическому
единству, частично отказываясь от своих
национальных суверенитетов.Началом западноевропейской
экономической интеграции можно считать
1950 г., если было предложено создать Европейскую
Федерацию, которая грунтується на экономическом
объединении. Цель: предполагалась
интеграция в горно-металлургических
областях, где традиционно велась жесткая
конкурентная борьба. Европейское объединение
угля и постоянные (ЄОВС) было создано
ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами,
Люксембургом 1951 года (Парижское соглашение)
и начало функционировать с 1952 г. Римский
договор о создании ЕЭС и Євроатому
был подписан 1957 года и вступил в силу
с 1958г. Римским договором
предполагалось ликвидировать все национальные
барьеры на пути свободного движения товаров,
услуг, капиталов и рабочей силы между
странами-участницами и перейти к
изготовлению общей внешнеэкономической,
сельскохозяйственной и транспортной
политики. Інстутиційна
структура ЕС: *Совет Европейских Сообществ
(созывает дважды на год в составе глав
государств и правительств) как вышестоящий
орган интеграционной группировки,
наделенный законодательной властью;
*Комиссия Европейских Сообществ (состоит
из председателя и 17 членов комиссии, которые
назначаются правительствами стран-членов
за установленной квотой) как постоянный
исполнительный орган; *Европарламент
(состоит из 518 депутатов, которые избираются
прямым общим голасуванням граждан стран-членов
за установленной квотой) как основной
консультативно-надзорный орган; *Суд
Европейских сообществ (состоит из 13 судий)
как орган юридического контроля, *Європейськое
політиче сообщество, *Совет министров
ЕС, *Экономический и социальный совет
(консультативный орган), *Контрольная
палата (состоит из 12 мужчина). Слияние
трех сообществ (ЄОВС, ЕЭС, Євроатому) в
единое Европейское сообщество состоялось
1967 года, 1968 года был образован таможенный
союз стран ЕС Цель: • отличие таможенных
податей и снятие количественных ограничений;
• введение единого таможенного тарифа
для других стран; • проведение единой
внешнеторговой и аграрной политики. С
1973 г. действует соглашение о свободной
торговле между ЕЭС и ЄОВС, с одной стороны,
и странами Европейской асоціаці свободной
торговли, из другого. 1979 года завершается
процесс создания Европейской
Валютная Системы (ЄВС), вводится в действие
ЭКЮ. Целями: *уменьшить колебания валютных
курсов, *вытеснить из международных
расчетов доллар США,*стимулировать дальнейшее
развитие интеграционных
процессов через обеспечение предпосылок
формирования единого валютного рынка
ЕС. 1991 года подписывается соглашение
между ЕС и ЄАВТ о создании Европейского
Экономического Пространства (ЄЕП).
Этого же года принимается Маастріська
соглашение, суть которого характеризует
новый качественный этап в эволюции ЕС.
Предполагается создание экономического
и валютного союза (ЄВС). Цель:* устранить
еще действующие ограничения свободного
движения капитала в Португали и Греции.
Страны ЕС ориентируются на принятие мероприятий
по стабилизации денежной системы и закрепления
бюджетной дисциплины, хотя проведение
экономической, денежной и валютной политики
остается прерогативой отдельных стран;
*создать Европейский валютный институт,
который может готовить документы для
проведения единой денежной и валютной
политики, * создать Европейский центральный
банк в 1999р
68. Участие Украины в МЭИ
Украина — одна из стран—основателей ООН. Она поддерживает экономические связи с большинством стран мирового сообщества.
Интеграция Украины в МЭ — это процесс сближения экономики страны с национальными хозяйствами стран мирового сообщества
Предпосылки включения Украины в систему МЭ:
1) политические;2) экономические:а) уровень экономического развития;б) экспортный потенциал;
в) направление
структурной перестройки
2. Особенности развития внешнеэкономических отношений Украины1. Несовершенство механизма интеграции страны в МЭ.2. Неразвитость рыночных отношений.3. Кризисные явления в экономике.4. Недостаток опыта развития МЭО.5. Выгодное геополитическое положение.3. Основные направления интеграции Украины в систему МЭ
1. Либерализация
внешней торговли.2. Создание благоприятного
климата для иностранного
СНГ (ассоциированный член- неплное участие). Цель – создание эк. Союза (устранение внутр. Тарифов к единого внешнего). Фин.проблемы и проблемы наследия СССР
Черноморское эк. Сотрудничество (11 государств, к-рые територ. Тяготеют к бассейну Ч.моря.) Особенность – разнообразие состава (бывш. Респ. СССР:Россия, Армения, Азербайджан, Болгария, + кап.страны Турция, Грецмя. Штаб-квартира в Стамбуле. Др. особенность – селективный и мягкий подход к формированию и работе группировки., возможность выбора отд.проектов, степени участия. Проблема – неопр. Лидера и борьба за лидерство Турции, Греции и России.
Карпатский Еврорегион. Субинтеграционная группа (не все территории стран входят, а только прилег. К горам. Участники : Укранина, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния.
Задачи
1) создание зон своб. Торговли 2) своб.
Предпринимательства в
69.ЕС и Украина.
Междун-но-правовые отношения Ук-ы с ЕС начались после подписания «Соглаш-я в партнерстве и сотруднич-ве» 16 июня 1994 г. «Соглаш-е в партнерстве и сотруднич-ве» м/у ЕС и Ук-й в основном включ-т в себя принципиальные намерения сторон установит и развивать взаимные отнош-я, без четкого указания сроков и конкретных мероприятий по их осуществлению. Перспективы дальнейшего расширения ЕС были опред-ны на саммите одного из его структурных подразделений – Европ-го Совета 7 в Хельсинки 10-11 дек-я 1999 г. На Хельсинкском саммите Ук-ая вообще не была включенная в число стран. кот-е рассматриваются ЕС в качестве претендентов на вступл-е в эту организацию. В целом указанный док-т свидетельствует об отсутствии в ЕС, по крайней мэр на ближайшую перспективу, намерений перевести Сотруднич-во с Ук-й на качественно более высокий уровень. Подобный подход осложняет дальнейшее разв-е взаимных связей, тем более что весь период после заключения «Соглаш-я в партнерстве и сотруднич-ве» характеризовался резкой диспропорциональностью во взаимной торговле. В Укр наб-ся стойкая тенденция к роста пассивного баланса взаимной торговли в пользу стран ЕС. При этом для Ук-ы подобная негативная тенденция даже частично не компенсируется перспективными возможностями, связанными с вхождением в недалеком будущем в общее европейское хоз-ое пространство. Ук-ая не смогла использовать и такой компенсирующий фактор, как соединение открытия внутр-го рынка для импорта в и приток иностр-х инвестиций. Сдержанное отношение ЕС к качественному повышению уровня сотруднич-ва с Ук-й объясняется 2 основными моментами. Один из их вытекает из сложной внутренней эк-ой ситуации в стране, отсутствия серьезного прогресса в приближении к общеевропейским параметрам функционирования нац-го хоз-го механизма в связи с замедленными темпами реформ, значительного перепада в уровнях эк-го разв-я м/у Ук-й, членами ЕС и претендентами на вступление в эту организацию.
Эк-ая стабильность и создание эффективного рыночного механизма являются важными критериями оценки ЕС возможностей претендентов на вступление в эту организацию. Особое значение в имеет сопоставление величин ВНП на душу населения. Для оценки возможностей и вариантов дальнейших отношений Ук-ы с ЕС необходим учитывать также внутренние процессы и сложности, кот-е проявляются в этом объединении. В сентябре 2000 г. в Париже состоялся саммит «Ук-ая - ЕС», на кот-м вновь рассматривались проблемы взаимного сотрудн-ва. Ук-ая сторона выдвинула на этой встрече ряд предложений. в частности, в расширении эк-го и полит-го сотруднич-ва, фин-ой помощи со стороны ЕС, в закрытии ЧАЗС. Это вытекает из сохранения общей стратегической линии руководства Ук-ы в «европ-ом выборе», кот-й был вновь подтвержден в Посланный Президента Верховной Рад в 2000 г. Судя по результатам Хельсинкского саммита, соотношение позит-х и негат-х предпосылок заинтересованности ЕС в такой интеграции в настоящее время явным образом не в пользу нашей страны. Если речь идет в действительном продвижении к общеевроп-му хоз-ному пространству, то преждет всего необходим четко уяснит, что оно охватит длительный период. Только преодоление, хотя бы в основном, перепада в ур-х эк-го разв-я позволит ЕС рассматривать Ук-у в кач-ве полноправного партнера по сотрудничеству. Ук-ая может использовать благоприятные геополит-ие факторы в своих отношениях со странами ЕС, большинство из кот-х одновременно яв-ся и членами НАТО. Из триады стимулов для ЕС в сотруднич-ве с Ук-й «геополит-й интерес – геоэк-ый интерес - интерес к вхожд-ю в ук-ую эк-у» 2 послед-х фактич-ки не дей-ют, даже такой, как использование запад-ми партнерами выгод транзитного положения страны.
71. Структура экономики развивающихся стран. Причины их отсталости и перспективы развития
Резкое повышение цен на нефть, другие энергоресурсы и на промышленное сырье в 1973—1974гг. способствовало быстрому обогащению стран-нефтеэкспортеров. В результате к концу 70-х годов выделились три группы развивающихся стран, существенно различающихся по экономическому уровню, отраслевой и технологической структуре, степени и профилю участия в международном разделении труда, внутренним и внешним условиям воспроизводственного процесса.В первую группу вошли страны, которые по структурным параметрам и объему ВВП на душу населения ближе всего подошли к нижней границе развитых стран, а то и превысили ее. Это преждет всего «новые индустриальные страны». К этой же группе достаточно развитых стран следует отнести страны-экспортеры нефти и вторых энергоносителей, расположенные на Ближнем Востоке.Ко второй группе развивающихся стран относят, как правило, страны со средним уровнем доходов. Это самая многочисленная и неоднородная группа. Сюда относятся такие крупные государства, как Индия, Пакистан, Турция, Египет, ЮАР, нефтедобывающие страны — Иран, Алжир, Венесуэла, Ливия, Габон, Нигерия; аграрно-сырьевые страны Азии, Африки и Латинской Америки. К третьей группе относятся наименее развитые страны (НРС), включающие 48 государств Африки, Азии, Карибского бассейна и Ближнего Востока, в том числе такие многонаселенные страны, как Бангладеш, Республика Конго (бывший Заир) Мьянма, Танзания, Судан и Эфиопия. По прогнозам западных экономистов, притоков иностранных капиталов в развивающиеся страны в ближайшие 15 лет увеличится. Повышательная динамика прямых иностранных инвестиций во многом объясняется постепенным перемещением трудоемких, ресурсо- и энергоемких, а также вредных для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся. Неуклонный рост уровня жизни в высокоразвитых странах, повышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности. Все это заставляет предпринимателей переносит трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, уникальные климатические условия, богатые недра. Что касается требований к защите окружающей среды, то здесь они значительно мягче, а следовательно, издержки производства существенно ниже. Хотя уровень образования населения в развивающихся странах явным образом недостаточен для освоения новейших технологий, однако вон позволяет освоить некоторые технологические процессы, перемещаемые из индустриальных стран в развивающиеся.Перемещение трудо-материало-энергоемких, а также экологически опасных отраслей экономики в развивающиеся страны постепенно способствует повышению квалификации рабочей силы принимающей страны, развитию финансовой, транспортной, информационной и прочей инфраструктуры, достижению правовой и политической стабильности.