Росссия в международном движении капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 08:26, реферат

Описание работы

Цели данной работы заключаются в следующем:
1.изучение сущность, формы и источники притока капитала
2.анализ факторов, влияющих на приток капитала в нашу страну
3.изучение государственной инвестиционной политики России, мер по улучшению инвестиционной политики страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3
1. Сущность международного движения капитала…………………………………...5
1.1 Формы движения капитала………………………………………………………..5
1.2 Факторы влияющие на увеличение движения капитала………………………..8
2. Понятие инвестиций в России……………………………………………………...11
2.1 Классификация инвестиций в России…………………………………………..13
3. Инвестиционный климат в РФ…………………………………………………......17
3.1 Общий обзор……………………………………………………………………...17
3.2 Препятствия на пути инвестиций….……………………………………………20
3.3 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику………………………………………………………………………………25
4. Меры по улучшению инвестиционного климата в РФ…………………………...27
4.1 Меры на ближайшую перспективу……………………………………………..27
4.2 Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу………………………32
Заключение…………………………………………………………………………….36
Список использованной источников…………………………………………............38
Приложение……………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

россия в международном движении капитала.doc

— 503.50 Кб (Скачать)

Что касается российских инвестиций за рубеж, то реальный процесс зарубежного инвестирования начался лишь в конце 1990-х гг., вместе со снижением объема «бегства капитала» в форме инвестирования за рубеж. Утечка капитала из России, тем не менее, не останавливалась и в период экономического роста 2000— 2008 гг., особенно активизировавшись в 2008 г. по причине начала экономического кризиса/Основными инвесторами за рубеж стали крупные российские компании из секторов металлургии, топливно-энергетического, телекоммуникационного. Побудительными мотивами для интернационализации российских компаний стали:

— завоевание новых рынков;

— включение зарубежных звеньев в вертикально-интегрированные компании с целью снижения издержек и рисков.

В качестве примеров первого типа инвестирующей за рубеж компании можно привести российский телекоммуникационный гигант «МТС», занявший лидирующее положение на рынках многих стран СНГ. В качестве примера компании второго типа можно указать одного из лидеров мирового рынка цветных металлов, компанию «Русал», инвестировавшую средства в приобретение компаний — поставщиков глинозема (сырья, необходимого для производства алюминия).[5]

 

3.2 Препятствия на пути инвестиций.

 

Готовность инвесторов к  вложению капитала в экономику той  или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для полномасштабного привлечения инвестиций.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и  иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др.

Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препятствий, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.

Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований. На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов. Этот вывод нетрудно сделать, следуя данным ГОСКОМСТАТА о притоке инвестиций в различные регионы страны, в данном случае мною для примера были взяты Уральский и Сибирский федеральные округа. По диаграмме Приложения 8 (построенной на основе данных Приложений 6 и 7) отчетливо видно, в какой регион иностранные инвесторы стремятся вложить свои капиталы, а именно в  Уральский федеральный орган. Это объясняется, как уже было сказано выше, степенью развитости инфраструктуры каждого региона. Так уж исторически сложилось, что Урал считался промышленной опорой страны, что в свою очередь создавало благоприятные предпосылки для его социально-экономического развития. Район Сибири же и по сей день проигрывает своему соседу в привлекательности инвестиций, одной из главных причин этого являются природно-географические условия данного района. Таким образом, несмотря на то, что у Сибирского федерального округа на сегодняшний достаточно большой ресурсный потенциал, иностранные инвесторы все равно продолжают вкладывать свои сбережения в те субъекты Российской Федерации, которые имеют более развитую социально-экономическую инфраструктуру, то есть вызывают большее доверие.

Многие крупные  инвесторы, реально сознавая все  негативные последствия региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся к сепаратистским настроениям, которые присущи некоторым руководителям регионов, краев и областей.

Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических  связей России.

Таким образом, неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:

- отсутствие  научно-обоснованной экономической  и социальной концепции развития  страны;

- правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;

- неэффективное  земельное законодательство;

- высокий уровень  инфляции, нестабильность обменного  курса рубля;

- низкий уровень  развития рыночной инфраструктуры;

- изношенность  производственной и транспортной  инфраструктуры;

- непрогнозируемость  таможенного режима;

- слабое информационное  обеспечение иностранных инвесторов  о возможных объемах, отраслевых  и региональных направлениях  инвестирования;

- сильная бюрократизация  страны, коррупция, преступность  и др.

Также следует  заметить, что весьма негативное влияние на инвестиционный климат в России оказали оба финансовых кризиса, один из которых разразился после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих инвесторов капитала. А другой, пик которого пришелся на начало 2009 года, оказал не менее отрицательное воздействие на приток зарубежного капитала в нашу страну. Такие выводы можно сделать,  исходя из периодических данных о поступлениях иностранных инвестиций в экономику России в период с середины 90-х гг. по настоящее время, приведенных в приложении в виде таблиц и графиков. На графике Приложения 2 отчетливо видно это негативное влияние обоих экономических кризисов, произошедших с разницей примерно в 10 лет. Более подробное рассмотрение кризиса 2009 года на графике Приложение 3 дает нам более точное доказательство влияния экономической ситуации как в мире, так и в стране на приток капитала из-за рубежа. Мы видим, что резкое падение кривой поступления иностранных инвестиций приходится как раз на первый квартал 2009 года, то есть на период пика последнего глобального экономического кризиса.

Стоит также  отметить, что при сопоставлении  графика динамики иностранных инвестиций  и графика динамики курса доллара  США к рублю (Приложение 4) можно увидеть зависимость, причем она также будет прямой. Эта зависимость заключается в том, что в периоды нестабильности экономики страны(в данном случае периоды обоих экономических кризисов) происходят  резкие колебания курса доллара по отношению к национальной валюте, что приводит в свою очередь к потере доверия многих инвесторов капитала. Но, в свою очередь, по мере укрепления рубля наблюдается увеличение заинтересованности иностранных капиталодержателей в экономику России, что также хорошо видно из графиков.

Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.

 

3.3 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется  следующими основными обстоятельствами:

1. 3а годы  экономических (рыночных) реформ  промышленное производство в  Российской Федерации значительно сократилось. Продолжительное время наблюдается упадок. В 2005 году промышленное производство сократилось и составило 66% того объема, который был до реформ (в 1990 г.), а легкая промышленность (выпускающая товары для народа) - лишь I5% производства от того уровня, который был до реформ. Сокращение промышленного производства произошло почти по всем отраслям экономики России.

2. С помощью  иностранных инвестиций государство  намерено приостановить упадок  промышленного производства в  стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночных реформ.

3. Одной из  главных причин упадка промышленного  производства в ряде отраслей  стала большая степень износа  основных производственных фондов, упадка их производительности.

4. Основные фонды  отраслей промышленности России по состоянию на начало 2007 года оказались изношенными на 44%, при этом происходит снижение коэффициента обновления.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные  инвестиции как фактор:

1) ускорения  технического и экономического  прогресса;

2) обновления  и модернизации производственного  аппарата;

3) овладения  передовыми методами организации  производства;

4) подготовки  кадров, отвечающих требованиям  рыночной экономики.

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Энрют и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд. долл., для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.

По оценкам  некоторых российских экспертов, в  реальности - России придется конкурировать  за более скромный объем инвестиционного капитала - где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.

Политическая  и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие «приметы» переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Меры по улучшению инвестиционного климата в РФ

4.1. Меры на ближайшую перспективу

 

Необходимыми  предпосылками инвестиционной деятельности являются:[5]

1. Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы:

- верхнюю ставку  подоходного налога надо понизить  хотя бы до 30%; в более длительном  периоде целесообразно снижение  числа ставок до двух или  одной, причем верхний уровень  изъятий понизить до 20%. Необлагаемый  минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации;

- необходимо  существенно уменьшить ставку  совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%;

- должны быть  пересмотрены и резко сокращены  налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно  носить не индивидуальный, а формализованный характер;

- для того  чтобы налоговый инвестиционный  кредит, налоговые каникулы действительно  использовались на инвестиции  в перевооружение производства, положение о предоставлении этой  льготы должно быть конкретизировано;

- требуется  реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;

- важно прекратить  практику хаотичного внесения  поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;

- улучшить информирование  налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

2. Банки и  финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:

Информация о работе Росссия в международном движении капитала