Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:09, курсовая работа
Система отношений экономической взаимозависимости и взаимосвязи национальных хозяйств составляет сущность международных экономических отношений. Международные экономические отношения – это одновременно предпосылка, составляющая и результат развития мирового хозяйства.
Мировое хозяйство прошло длительный этап своего становления и эволюции. Считается, что мировое хозяйство, как таковое, сформировалось в конце ХIХ – начале ХХ вв. Для понимания сущности современного всемирного хозяйства, основных черт и тенденций, необходимо выявить этапы его становления и развития.
5.2. Роль транснациональных корпораций в мировом хозяйстве
К началу XXI в. в мире функционировало 63 тыс. МК, имеющих 690 тыс. зарубежных филиалов и аффилированных предприятий по всему миру. Около 49 тыс. родительских компаний размещается в развитых странах, 11 тыс. – в развивающихся, 3 тыс. – в государствах с переходной экономикой.
Международные корпорации производят 1/4 мирового ВВП и 1/2 мирового промышленного производства, им принадлежит 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Объем продаж зарубежных филиалов ТНК и других компаний превысил к концу XX в. 11 трлн. долларов, а их экспорт приблизился к 2,5 трлн. долларов, что составляет около 1/3 мировой торговли. Если же к этому добавить торговлю в рамках ТНК и связанную с ними торговлю с независимыми компаниями, то получится примерно 2/3 мировой торговли.
60% международных корпораций заняты в сфере материального производства, 37% – в сфере услуг, 3% – в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
Среди 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений МК (исключая банковские и финансовые учреждения) в наибольшей степени представлены США, Япония, ФРГ, Франция и Великобритания.
Отраслевая структура 100 ведущих ТНК мира, согласно данным ЮНКТАД, выглядит следующим образом: химико-фармацевтическая, электронная и электротехническая промышленность, автомобилестроение, нефтедобыча и нефтепереработка, производство напитков и продуктов питания.
Международные компании из развивающихся стран возникли достаточно давно, но их активная деятельность началась лишь в последнее время. Наиболее заметными в мировой экономике являются ТНК НИС Юго-Восточной Азии, ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики, Колумбии, Венесуэлы, Чили), наиболее крупных государств Южной Азии (Индии, Пакистана) и некоторых стран Ближнего Востока.
В странах с переходной экономикой также идет активный процесс становления ТНК на базе национальных финансово-промышленных групп. Лидерами процесса транснационализации стали Россия, Хорватия, Чехия, Словакия и Венгрия.
Транснациональные банки (ТНБ), которые в основном сформировались на базе крупнейших коммерческих банков промышленно развитых стран, господствуют на национальных и международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы ТНБ в несколько раз больше, чем резервы всех центральных банков мира вместе взятых. Перемещение 1–2% массы денег, находящихся в частном секторе, вполне способны изменить взаимный паритет любых двух национальных валют.
Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность МК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и быть важным определяющим фактором в позиции той или иной страны в системе МРТ и мирохозяйственных связей.
Внедрившись в экономику развивающихся стран, МК захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. Так, они контролируют 40% всего промышленного производства развивающихся стран и 50% их внешней торговли.
Последствия функционирования международных корпораций на территории развивающихся стран можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным последствиям относятся:
распространение достижений НТП на периферийную зону мирового хозяйства;
выделение денежных и технических средств для модернизации местных отраслей промышленности;
создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости местного населения;
более высокий уровень заработной платы и социального обеспечения занятых в филиалах МК;
повышение квалификации национальных кадров – «обучающий эффект»;
включение местных производителей в процессы МРТ.
К отрицательным последствиям присутствия МК в развивающихся странах относят:
подавление своей мощью местных фирм;
установление монопольных цен;
нарушение государственных законов страны присутствия в виде укрытия доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;
загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;
дестабилизацию ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов МК превышает заработную плату работников местных фирм;
возможность оказания влияния на политику правительства данной страны.
МК, функционирующие на территории промышленно развитых стран, также оказывают все возрастающее влияние на экономику и политику этих государств.
Можно выделить несколько основных направлений влияния ТНК на мировую экономику.
ТНК во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.
ТНК контролируют международное движение капитала и прямых иностранных инвестиций. Они являются основными инвесторами в развивающиеся страны и активно влияют на уровень их экономического развития, сочетая это с обширными сферами влияния в развитых странах.
ТНК играют огромную роль в создании и передаче технологии и знаний, концентрируя НИОКР в своих научных центрах. В силу производственных и финансовых возможностей именно они сосредоточивают в своих руках наиболее наукоемкие производства.
МК являются важнейшим фактором международной трудовой миграции, способствуя распространению профессиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движению рабочей силы вслед за ПЗИ.
Таким образом, ТНК играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с другом, а также с малым и средним бизнесом.
В своей деятельности современные ТНК используют различные модели инвестирования:
инвестирование с «нуля» – создание за рубежом полностью нового предприятия, до 80-х гг. это была самая распространенная форма инвестирования;
трансплантацию – вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще сборочных);
стратегические альянсы – гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, но позволяющие продолжать соперничество в других сферах;
стратегические семьи– являются обобщающей формой предпринимательства фирм, которые не конкурируют друг с другом, имеют взаимодополняющую стратегию, зависят друг от друга в процессе достижения успеха на рынке. В качестве примеров стратегических семей можно привести отношения «заказчик – поставщик» и связи между производящими компаниями и обслуживающими их банками;
стратегические системы – кооперируется большое число предприятий (производящие компании, торговые фирмы, банки) на базе долгосрочной совместной работы, создаются общие условия кооперации и регулирования и через одну компанию;
международные слияния и приобретения – финансовые операции, цель которых – объединение компаний, банков и т.п. в один хозяйствующий субъект для получения конкурентных преимуществ и максимизации стоимости этого субъекта в долгосрочном периоде. В случае слияния объединение происходит добровольно, а контроль над компанией или банком распределяется между участниками соглашения. Поглощение носит асимметричный характер. В этом случае контроль над активами и операциями полностью осуществляется одной из сторон;
международные переплетения – совместное владение несколькими корпорациями ценными бумагами друг друга.
Процесс создания системы национального, двухстороннего, регионального, международного регулирования деятельности транснационального бизнеса ведет свой отчет с 70-х гг. Тогда развивающиеся страны попытались разработать и принять в рамках ООН специальный Кодекс поведения ТНК. По мысли инициаторов, Кодекс поведения ТНК должен был представлять свод норм, стандартов и правил, регламентирующих деятельность ТНК на международном уровне и служить эффективным инструментом балансировки национальных и глобальных интересов всех участников.
Затянувшийся процесс обсуждения и согласования позиций сторон проекта Кодекса свел на нет усилия инициаторов его разработки в связи с тем, что в 80-е гг. изменилась философия отношения к транснациональному бизнесу. В результате Кодекс поведения ТНК так и не был принят.
Начиная с 80-х гг. многие страны изменили свою политику в отношении ТНК в сторону либерализации, что объясняется объективными процессами, происходящими в современной мировой экономике: нарастающее влияние НТР во всех сферах мирового хозяйства, его интернационализация, изменения в социальной структуре общества, однотипность решаемых практически перед всеми странами мира задач. Среди последних:
создание условий для долгосрочного экономического роста;
оказание повышенного внимания научно-технической политике;
укрепление экономического потенциала страны на основе глубоких структурных сдвигов;
качественное обновление производственной базы страны и усиление конкурентоспособности ее продукции.
В развивающихся странах к этому добавились: долговой кризис, неэффективность социально-экономической политики, связанной с большой долей государственного регулирования в экономике, постепенное накопление опыта эффективного регулирования деятельности иностранного капитала в национальной экономике; новое понимание роли транснационального бизнеса в экономике развивающихся стран, возможность решить многие проблемы экономического развития посредством сотрудничества с международными компаниями.
Эти задачи невозможно было решать только административными методами, путем государственного вмешательства в экономику, поэтому механизм государственно-
В 90-е гг. и в начале XXI в. либерализация как магистральная тенденция государственного регулирования иностранных прямых инвестиций сохранилась. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют ПИИ и стремятся улучшить инвестиционный климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают больший простор действию рыночной конкуренции.
Таким образом, характерная особенность начала XXI в. – кардинальный сдвиг в направленности регулирования иностранных инвестиций. Если в первые послевоенные десятилетия основной вектор политики в отношении ПИИ определялся ограничениями и мерами контроля, то сейчас центральной задачей практически всех правительств выступает привлечение иностранных капитала в национальную экономику.
Информация о работе Российские торговые национальные компании