Российские торговые национальные компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Система отношений экономической взаимозависимости и взаимосвязи национальных хозяйств составляет сущность международных экономических отношений. Международные экономические отношения – это одновременно предпосылка, составляющая и результат развития мирового хозяйства.
Мировое хозяйство прошло длительный этап своего становления и эволюции. Считается, что мировое хозяйство, как таковое, сформировалось в конце ХIХ – начале ХХ вв. Для понимания сущности современного всемирного хозяйства, основных черт и тенденций, необходимо выявить этапы его становления и развития.

Работа содержит 1 файл

Обзорные лекции Мировая экономика.doc

— 871.00 Кб (Скачать)

За полтора десятка лет органами СНГ было принято большое количество совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них осталась на бумаге, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего невозможна глубокая реальная интеграция. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был достигнут только в отдельных частях этих соглашений.

Главное препятствие для успешной интеграции заключается в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса.

Тем не менее, несмотря на все трудности, сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран – членов СНГ.

 

5. Международные корпорации как фактор глобализации международных экономических отношений

5.1. Сущность, этапы эволюции и формы современных международных корпораций

Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации. Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации – товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности – экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.

Появление международных корпораций напрямую связано с последними, т.к. в мировой практике международная корпорация (МК) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК) – это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру. Многонациональные корпорации (МНК) – это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.

Транснациональные и многонациональные компании можно рассматривать как формы существования международных корпораций (МК), а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, т.к. их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

Поэтому международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

В то же время, Комиссия ООН по ТНК рассматривает МК как компанию:

                    имеющую хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

                    оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществляющую общую стратегию через один руководящий центр;

                    отдельные единицы которой связаны посредством собственности или другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

В мировой практике под международной корпорацией (МК) понимают крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства. Как правило, к ним относятся лишь МК, у которых:

                    годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долларов;

                    от 1/5 до l/3 общего оборота приходится на заграничные операции;

                    доля зарубежных активов не менее 25%;

                    филиалы имеются не менее чем в 6 странах.

ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно:

                    интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил;

                    экспансии капитала за границей, создания собственных отделений;

                    стремления к получению сверхприбылей;

                    жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе;

                    снижения значения геоэкономических границ.

При этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.

В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х гг. популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями. Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:

                    развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;

                    налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;

                    обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;

                    гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

В соответствии с теорией финансового менеджмента наличие зарубежного производства способствует:

                    экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;

                    экономии за счет эффекта масштаба;

                    увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;

                    диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.

Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности МК особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные цены – это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.

Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть:

                    поддержание монополистической позиции на рынке;

                    завоевание новых рынков сбыта;

                    минимизация налогов и таможенных пошлин;

                    уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;

                    использование различий в темпах инфляции;

                    воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;

                    сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития.

Характеристика этапов эволюции международных корпораций

I этап (конец XIX – начало XX в.).

                    Транснациональная деятельность промышленных монополий метрополии.

                    Вовлечение в орбиту экономических интересов сырьевой базы колоний.

II этап (между двумя мировыми войнами).

Развитие МК в форме военно-промышленных ТНК, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию).

III этап (50-е гг.).

                    Развиваются МК интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (многонациональные, характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятельности.

                    Создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных товаров.

                    Стратегическими целями ТНК становится производство товаров массового спроса для потребителей с высоким жизненным стандартом в промышленно развитых странах.

                    Перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны.

IV этап (60-е – 70-е гг. XX в.).

                    ТНК ориентируются на внешнеэкономическую сферу деятельности, которая стала основным источником их прибыли.

                    Возникает стремление преодолеть сложившееся негативное отношение в принимающих странах и стать органичной частью их национальных экономик;

                    Отказ от стратегии сброса грязных производств в развивающиеся страны, ТНК становятся проводниками достижений НТП в них, используют национальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интегрируя их в свой состав.

                    Отказ от четкой отраслевой ориентации; промышленный капитал тесно переплетается с финансовым и торговым, наукой.

V этап (с 80-х гг.).

Появляется новая форма МК – глобальные, имеющие ряд особенностей:

                    они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацелены на завоевание не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых позиций в производстве и реализации продукции;

                    используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природные ресурсы, предпринимательские способности);

                    создают системы глобального международного производства, размещенного в большинстве стран.

Особенности деятельности международных корпораций на современном этапе

                    МК являются активными участниками МРТ и способствуют его развитию, используя глобальные производительные силы и ресурсы.

                    В условиях жесткой конкуренции главная цель их деятельности – получение не максимальной прибыли, а обеспечение финансовой устойчивости.

                    Создание глобальных сетей производства и сбыта в рамках единой глобальной стратегии; стремление специализировать каждое предприятие сети на наиболее рациональном производстве отдельного узла, компонента для конечной сборки там, где это наиболее выгодно.

                    Осуществляется горизонтальная и вертикальная интеграция производственной, НИОКР, сбытовой и т.п. деятельности разбросанных по частям света подразделений компании.

                    Интенсивно растут прямые иностранные инвестиции МК в сферу услуг.

                    Стратегия МК в развитии обрабатывающей промышленности базируется на качественно новой (глобальной) комбинации материальных, финансовых и человеческих ресурсов и нацелена на повышение производительности труда и рост эффективности производства;

                    Интенсивное развитие внутрикорпоративной торговли подразделений МК (составляет 1/3 международной торговли);

                    Вывоз капитала нацеливается не только на увеличение количества зарубежных филиалов, но и на сокращение разрыва в организации и технологии производства в различных странах.

                    Разработка, передача и использование технологий преимущественно в рамках замкнутой корпоративной структуры и одновременно создание совместных научно-исследовательских центров и программ, перекрестное лицензирование с другими корпорациями.

                    Диверсификация деятельности МК по формам; «лифрэксдинг» (lifrexding) – комплексное сочетание обмена лицензиями, франчайзинга, экспорта товаров и прямых иностранных инвестиций.

                    «Сплетение» МК, принадлежащих к разным национальным и международным центрам, усиление их взаимодействия (стратегические системы, семьи, альянсы, слияния и поглощения).

                    Стремление приспособиться к трехполюсной модели мира – открытие хотя бы по одному крупному предприятию – координатору деятельности зарубежных фирм в каждом центре.

Информация о работе Российские торговые национальные компании