Российские торговые национальные компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Система отношений экономической взаимозависимости и взаимосвязи национальных хозяйств составляет сущность международных экономических отношений. Международные экономические отношения – это одновременно предпосылка, составляющая и результат развития мирового хозяйства.
Мировое хозяйство прошло длительный этап своего становления и эволюции. Считается, что мировое хозяйство, как таковое, сформировалось в конце ХIХ – начале ХХ вв. Для понимания сущности современного всемирного хозяйства, основных черт и тенденций, необходимо выявить этапы его становления и развития.

Работа содержит 1 файл

Обзорные лекции Мировая экономика.doc

— 871.00 Кб (Скачать)

                    свободное движение факторов производства, свободу создания филиалов на территории ЕЭС и свободную торговлю услугами между странами-участницами;

                    проведение общей аграрной и транспортной политики;

                    создание условий конкуренции внутри сообщества;

                    координацию и постепенное сближение экономических политик стран-участниц;

                    выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Указанные цели ЕЭС реализовывались постепенно по мере его эволюции.

Этап зоны свободной торговли (1958–1966 гг.) в развитии ЕС характеризуется тем, что были достигнуты 1-я и 2-я из вышеназванных целей. С 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика.

На этапе таможенного союза (1968–1986 гг.) происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС, т.н. европейская «валютная змея», а с 1979 г. начала функционировать Европейская валютная система.

На этапе общего рынка (1987–1992 гг.) на основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Были достигнуты «4 свободы» – свободное перемещение внутри ЕС товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

Этап экономического союза (с 1993 г.) характеризуется усилением экономической и политической интеграции, форсированным развитием валютного союза на основе подписанного в начале 1992 г. в Маастрихте договора о формировании экономического и валютного союза (вступил в силу с 1.11.1993 г.). Реализуя данный договор, в 1999 г. в ЕС начался постепенный переход на новую единую денежную единицу (евро) и был создан единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики.

В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

Совет министров – законодательный орган, на уровне которого принимаются решения по реализации единой политики ЕС. В его структуре несколько Советов: по сельскому хозяйству, финансам, образованию и т.п.

Европейский Совет обсуждает и решает вопросы принципиального характера, призван давать необходимые импульсы развитию ЕС и определять общие политические принципы. В его состав входят главы государств и правительств стран-участниц ЕС.

Комиссия Европейских сообществ (КЕС) – исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. КЕС осуществляет контроль за соблюдением договоров таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, налоговой политики и т.д.

Европейский парламент – контролирующий орган, взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверждает бюджет (который состоит из взносов в размере 1,2–1,3% ВВП входящих в ЕС государств и собственных средств).

Суд Европейских сообществ – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

Помимо перечисленных, существуют и другие властные структуры – разного рода комитеты, комиссии, фонды финансового регулирования.

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС. В 1960 г. была образована Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), в которую вошли 11 государств, 7 из которых впоследствии вышли из нее и вошли в ЕС. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн.

Основными целями ЕАСТ являются:

                    содействие устойчивому экономическому росту и финансовой стабильности стран-участниц;

                    предоставление друг другу добросовестных условий в конкуренции и равноправия в торговле;

                    содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

Действие ЕАСТ распространяется только на промышленные товары, в отношении которых действует режим свободного беспошлинного оборота между странами-членами ЕАСТ.

21.10.1991 г. между ЕС и ЕАСТ подписано соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое предусматривает: свободное движение товаров, услуг, капитала и людей; согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, социальной политики, образования; создание правовой системы для реализации общих норм и правил.

Успешное развитие экономической интеграции в странах Западной Европы оказалось привлекательным для многих регионов мира. С 1.01.1994 г. вступило в силу Соглашение о создании Северо-Американской зоны свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, хотя соглашение о свободной торговле между США и Канадой было подписано еще в 1988 г., а в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. В соответствии с подписанным Соглашением на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами-участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривается.

В целом, на сегодняшний день торговые барьеры между США и Канадой уже устранены, поэтому речь идет лишь о либерализации товарообмена с Мексикой.

Отличительной особенностью НАФТА является то, что она распространяется на огромную территорию с населением 380 млн. человек и очень мощным, благодаря США, экономическим потенциалом. В НАФТА сохраняется определенная асимметричность интеграционного процесса: он протекает в основном между США, с одной стороны, и Канадой и Мексикой, с другой, но слабо развивается между двумя последними.

Кроме указанных интеграционных группировок промышленно развитых стран, существует еще одна – Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (АНЧЕРТА), 1983 г.

4.3. Особенности интеграционных процессов в странах «третьего мира» и странах с переходной экономикой

В 60-е гг. повышенный интерес к региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматривалось молодыми государствами как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран. Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере поставленных целей интеграции. Если для промышленно развитых стран интеграция – это функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран – это, прежде всего, средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации.

Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется:

                    внутренними особенностями экономик отдельных стран (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления региональных проектов);

                    существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии участников группировок и избранных ими моделей развития;

                    характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран);

                    факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций);

                    политической нестабильностью.

Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:

                    различные побудительные причины интеграции;

                    различные исходные экономические и политические условия интеграции;

                    развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;

                    отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.

Процессы экономической интеграции не обошли стороной и бывшие социалистические страны. После распада СЭВ в 1990 г. страны Восточной Европы создали интеграционное объединение «Вышеградская тройка», в которую вошли Венгрия, Польша, Чехословакия. После распада последней оно было преобразовано в «Вышеградскую четверку». С 1993 г. в рамках этой группировки вступило в действие Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), цель которого – стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривалась не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, что и произошло в 2004 г.

На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ.

Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой – предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.

Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов конечной продукции из других республик и, будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс.

Факторы, предопределяющие единение постсоветских государств.

                    взаимозависимость народнохозяйственных комплексов бывших союзных республик как результат сложившегося разделения труда и региональной специализации в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР;

                    технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на внешние рынки;

                    единство применяемых технических стандартов;

                    единство сетей коммуникации;

                    факт сопредельности государств и возможности использования единой транспортной инфраструктуры и энергетической системы;

                    глубокое проникновение в массы коренного населения в каждой из бывших союзных республик представителей других национальностей – выходцев из других республик;

                    общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с международными экономическими организациями.

Несмотря на это, тенденции к размежеванию функционирования СНГ явно преобладают.

Факторы дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.

                    Текущие конъюнктурные факторы, особенно повсеместный спад производства в 90-х гг.; приоритетное внимание удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта; вынужденные административные меры по защите собственного рынка.

                    Системные факторы, отражающие существенные свойства прежней системы экономических отношений бывших союзных республик в составе единого народнохозяйственного комплекса, цементировавших былую экономическую интеграцию, но в новых условиях осложняющих хозяйственные связи и несущих в себе дезинтеграционный потенциал.

                    Структурные факторы, затрудняющие интеграцию стран СНГ:

o                      несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств;

o                      низкий технический уровень производства, определивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья;

o                      отсутствие у России передовых технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров;

o                      потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.

                    Институциональные факторы, определяющие методы и скорость формирования нового хозяйственного механизма и его основных черт: различия реформационной социально-экономической политики; различия национальных хозяйственных механизмов в области ценообразования, финансовой, банковской и валютной политики, таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, степени прямого государственного управления экономикой.

Информация о работе Российские торговые национальные компании