Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 08:09, курсовая работа
Система отношений экономической взаимозависимости и взаимосвязи национальных хозяйств составляет сущность международных экономических отношений. Международные экономические отношения – это одновременно предпосылка, составляющая и результат развития мирового хозяйства.
Мировое хозяйство прошло длительный этап своего становления и эволюции. Считается, что мировое хозяйство, как таковое, сформировалось в конце ХIХ – начале ХХ вв. Для понимания сущности современного всемирного хозяйства, основных черт и тенденций, необходимо выявить этапы его становления и развития.
особая роль доллара как мировой валюты;
доминирование принципов, определяющих основы государственной экономической политики – поддержка свободы экономической деятельности, защита свободной конкуренции, поощрение предпринимательской активности, ограничение монополий.
Используя свой экономический и финансовый потенциал, США в течение ряда лет опережают своих конкурентов по росту производительности труда, а также в научно-техническом прогрессе, по уровню развития внешнеэкономических связей и т.д. Обладая самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, США занимают первое место в мире по суммарным объемам НИОКР – 2,8% от ВВП.
В то же время, в последние два десятилетия экономика США столкнулась с определенными проблемами, в частности, разбалансированностью бюджета (в 2007 г. дефицит бюджета составил 359 млрд. долларов) и внешнеторговым дефицитом (750 млрд. долларов в 2005 г.).
Придя к власти, администрация Б. Клинтона скорректировала экономическую стратегию Дж. Буша-старшего в либеральном направлении. В основе реформ Клинтона лежало изменение прежней бюджетной политики, возвращение к более активной регулирующей роли государства в экономике на новом уровне развития. Задачей правительства стало обеспечение макрооснов стабильного экономического роста. Программа Клинтона в области экономики включала в себя следующие составляющие.
Повышение основных федеральных налогов.
Сокращение федеральных расходов, введен режим экономии расходов правительства, сокращен госаппарат и непроизводственные расходы.
Сохранение разумной социальной инфраструктуры.
Администрация Клинтона сумела резко сократить бюджетный дефицит, приостановить рост государственного долга, стимулировать долгосрочные инвестиции частного сектора, снизить безработицу. Итогом изменений, внесенных в макроэкономическую политику правительством Б. Клинтона, стали значительное улучшение ситуации и переход к новой стадии – так называемой «новой экономике». Новая экономика рассматривается не как информационно-коммуникационный сектор (ИКТ), а как новый облик экономики, складывающийся под влиянием интенсивных процессов создания и распространения знаний, и их проникновения во все сферы жизни общества. Речь идет об усилении влияния научной и инновационной деятельности, образования и ИКТ на экономику, государство и общество и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования. К концу 2000 г. в США был установлен абсолютный рекорд продолжительности циклического подъема.
Важное значение для роста экономики США в 1990-е гг. имел курс на интеграцию в мировую хозяйственную систему. На внешнем рынке реализуется 11% ВВП страны. США является ядром НАФТА. Североамериканская интеграция активизировала развитие региона, американские компании получили мощный придаток в виде развития своей мексиканской и канадской производственной базы, что позволяет им значительно снижать издержки на оплату труда.
Признаки спада американской экономики проявились еще в 2000 г. Но особенно тяжелым как в экономическом, так и в политическом плане стал 2001 г. Спад производства был обусловлен комплексом причин, одной из которых является «перегрев» Интернет-экономики. Разросшиеся в большей степени виртуально, чем в реальном производстве, Интернет-компании имели несоизмеримые фондовые активы и прибыли. Негативную роль сыграло и кризисное состояние корпоративного сектора США, подтвердившееся финансовым банкротством как крупных американских корпораций топливно-энергетического комплекса США «Enron», телекоммуникационного «WorldCom», так и ряда других более мелких корпораций.
Серьезным испытанием для американской экономики, а вместе с ней и мировой, стала террористическая атака в сентябре 2001 г., в результате которой только прямой ущерб оценивается в 135 млрд. долларов.
Убытки американских страховых компаний в результате террористической атаки 11 сентября составили 40–50 млрд. долларов. Уменьшение налоговых поступлений, затраты на борьбу с террористическими актами, войну в Ираке и другие расходы оказали серьезное влияние на экономику страны.
Преодолению возникших экономических трудностей способствовал накопленный США резерв устойчивости и мобилизация стимулов для внутренних и внешних инвестиций, в сочетании с весьма эффективной системой государственного регулирования экономической и социальной жизни общества.
Экономический кризис 2001 г. послужил толчком структурной перестройки американской экономики в направлении совершенствования информационно-коммуникационной системы. Президентом Дж. Бушем-младшим в 2001 г. был подписан закон о значительном снижении налогов. Уменьшение налога на капитал и дивиденды стимулировало малый бизнес к инвестированию и созданию рабочих мест.
Преодоление кризиса в корпоративной среде было достигнуто путем государственного вмешательства с использованием рычагов фискальной и монетарной политики. Реформа системы корпоративного управления, активная борьба с финансовыми злоупотреблениями обеспечили защиту интересов американских инвесторов и способствовали восстановлению престижа американской экономики у мировой общественности. Активизировался процесс сращивания и слияния компаний с целью оптимизации финансовых потоков, выросли активы промышленных компаний, финансовых групп, связанных с оборонным сектором, имеющих контракты по снабжению войск в Афганистане и Иране. Исчезли многие Интернет-компании, искусственно завышавшие свои финансовые возможности.
Начиная с 2002 г. отмечается динамичный рост экономики США.
В то же время в начале XXI в. вновь актуальной стала проблема двойного дефицита американской экономики. Торговый дефицит Америки вызван рядом факторов, включая низкий уровень накопления капитала, большой бюджетный дефицит и замедление роста производства товаров. Огромная роль Соединенных Штатов в мировой экономике делает проблему дефицита внешней торговли проблемой глобального масштаба. В то же время, сложившаяся структура экспортно-импортного соотношения товаров и услуг отражает структурные сдвиги, происходящие во внутренней экономике страны.
2.2. Западная Европа – один из трех «центров силы»
В системе мировой экономикиЗападная Европа – один из трех «центров силы», который объединяет около двух десятков государств с развитой рыночной экономикой. На долю стран Западной Европы приходится сейчас почти треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала, более четверти совокупного мирового национального дохода и одна пятая часть патентного фонда.
Среди ведущих держав мира Западная Европа устойчиво занимает второе место по совокупным объемам ВВП и третье – по размерам на душу населения.
Достаточно весомые позиции занимает Западная Европа в системе международного разделения труда, в рамках мирохозяйственных связей. Так, по суммарному объему мирового экспорта европейские страны превосходят США. Крупнейшими торговыми партнерами являются США и Япония.
Страны Западной Европы отличаются значительным научно-техническим потенциалом. Ведущие страны расходуют на эти цели от 2 до 2,7% ВВП. Если в 1970 г. расходы на НИОКР составили 37,1% уровня США, то в 2004 г. они поднялись до 73%.
Можно сказать, что Западная Европа почти не уступает ведущим державам по технико-экономическому уровню развития традиционных базовых отраслей (машиностроение и металлообработка, химическая промышленность), однако пока еще отстает в новейших направлениях НИОКР – микроэлектронике, робототехнике, биотехнологии, производстве новых материалов и др. Все это сказывается на относительно низком уровне производительности труда и эффективности производства.
Отраслями европейской экономики, обеспечивающими ее глобальную конкурентоспособность, являются: традиционные – автомобилестроение (ФРГ, Франция), авиационная промышленность (Великобритания, ФРГ, Франция), текстильная промышленность (Италия, Франция); новые – программное обеспечение (ФРГ, Бельгия, Нидерланды), цифровое телевидение (Франция, ФРГ), мобильная связь (Швеция, Финляндия, Великобритания). Достаточно прочные позиции за последнее десятилетие стала снимать Западная Европа в производстве офисной оргтехники, точной механики и оптики, телекоммуникаций и средств связи и т.д.
При проведении сравнительного макроэкономического анализа западно-европейского региона как одного из мировых экономических центров нельзя забывать и о том, что по уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности и вовлеченности в мирохозяйственные связи страны Западной Европы существенно отличаются друг от друга. При этом основная экономическая мощь всего региона приходится на четыре крупных высокоразвитых государства – ФРГ, Францию, Великобританию, Италию, где сосредоточено более 50% населения и около 70% совокупного ВВП региона. Во многом они определяют место региона в современном мировом разделении труда, общие тенденции социально-экономического развития и роста.
Особое место занимают малые страны Западной Европы по объемам ВВП, характеру специализации и другим параметрам. Наиболее развитые – это Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Швеция, Испания. На их долю приходится более 20% ВВП региона. Уступают высокоразвитым странам Австрия, Дания, на долю которых приходится более 8% ВВП. Третья группа – Португалия, Ирландия, Греция – имеет узкоспециализированную структуру хозяйства и занимает достаточно скромное место в регионе – 2% ВВП.
После устойчивого экономического развития в течение ряда десятилетий примерно с конца 1991 г. континентальная Западная Европа вступила в фазу экономического кризиса. Особенности его циклического характера проявились в уменьшении нормы накопления в ВВП, а жесткая монетарная политика с 1992 г. привела к сокращению инвестиций.
Экономический кризис затронул не только производство, но и занятость. Если до 1991 г. численность рабочих мест в Западной Европе неуклонно росла, то в 1992–1993 гг. сокращение занятости стало повсеместным, и к концу 1993 г. в Западной Европе насчитывалось около 20 млн. безработных.
В фазу подъема экономика стран Западной Европы вступила в 1995 г. Финансовая политика в фазе подъема нацелена на сокращение дефицита государственного бюджета за счет стимулирования приватизации и увеличения поступления налогов. Кроме того, для нынешнего экономического цикла характерно усиление роли государства как во внутренней экономической политике, так и на международной арене в рамках преодоления сложностей экономического развития.
Нужно отметить, что социальное рыночное хозяйство – это по своей сути европейский вариант смешанной экономики, где доля госсектора и государственного регулирования традиционно выше, чем в США. Социальное рыночное хозяйство делает гражданское общество Европы более консолидированным и менее дифференцированным по уровню доходов, практически способствует достижению социального равенства. На этом фоне приоритетом государственного финансирования в странах Европы является не сфера НИОКР, как в США, а социальные программы. Поэтому в большинстве европейских стран (за исключением ФРГ) уровень расходов на НИОКР ниже 3% ВВП.
Серьезное влияние на ход экономического развития западноевропейских стран оказывают крупномасштабные интеграционные процессы, происходящие на межгосударственном уровне.
Принятые в Маастрихте решения об унификации денежно-кредитной, финансовой и валютной политики начали воплощаться в жизнь с 1994 г., когда проявилось сближение в темпах инфляции, сокращении дефицита государственного бюджета и стабилизации валютных ресурсов в рамках ЕС.
Маастрихтские соглашения требуют, чтобы дефицит бюджета страны, входящей в зону евро, не превышал 3% ВВП, государственный долг – 60% ВВП; а инфляция потребительских цен не должна превышать инфляцию в трех странах-членах с наиболее низкой инфляцией более чем на 1,5%.
Модель социально-экономического развития Западной Европы существенно отличается от подобной модели США и Японии.
В современном мире социальная ориентация экономических программ является наивысшей в Западной Европе, т.е. государство выполняет наибольшее количество социальных программ, в том числе гарантированную защиту населения, создание рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры. С другой стороны, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что в свою очередь удерживает налоговые ставки на высоком уровне, тормозит экономический рост и негативно сказывается на макроэкономических показателях.
Государственный сектор в европейских странах значительно отличается от американского по размерам и структуре. Так, доля государственных расходов и ВВП в Еврозоне достигает 49%, тогда как в США и Японии – 39 и 34% соответственно. Основы доходной части бюджетов в Европе составляют косвенные налоги, в то время как в США и Японии бюджеты формируются в основном за счет прямых налогов.
Роль Западной Европы в мировой экономике возрастает. Этому содействуют успех интеграционных процессов в регионе и переход стран Восточной Европы к рыночному хозяйству, что способствует взаимодействию на общеевропейском пространстве.
2.3. Особенности японской экономики
Послевоенный рост экономики Японии вывел ее в число ведущих мировых держав. В современном экономическом мире роль Японии стабильно возрастает, и она стала державой, которая может выдвинуть свои условия в рамках модернизации мирового рыночного хозяйства.
По темпам роста, особенностям хозяйственной структуры, форме организации менеджмента, бизнеса, роли государства в регулировании внутренней и внешней экономической политики, качеству и конкурентоспособности товарной продукции Япония занимает ведущие места среди высокоразвитых стран мира. ВВП Японии составляет более 7,8% общемирового (более 55% от уровня США). На Японию приходится более 60% совокупного объема восточно-азиатского региона.
Информация о работе Российские торговые национальные компании