Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:38, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть политическую роль Узбекистана для Центральной Азии, где он выступает в роли сердца региона.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- Определить роль и место Узбекистана в Центральной Азии.
- Рассмотреть политическую деятельность со странами Центральной Аз
Введение
1. Деятельность Узбекистана в рамках региональных организаций
2. Взаимоотношение Узбекистана со странами Центральной Азии
Заключение
Список использованной литературы
Сейчас Кыргызская Республика не только четко обозначила свой курс на возрождение промышленности, но и сделала выбор между мирами и оказалась в одной лодке с Узбекистаном. Несмотря на разницу в экономических и политических весовых категориях, у соседей теперь общие цели. Это облегчит переговоры кыргызского лидера в Ташкенте. Тем более, что в активе К. Бакиева и очень солидная узбекская диаспора в республике. Вместе с кыргызами и другими народами она сумела удержать волну экстремизма и твердо отстаивает курс на стабильность.
За период с 1991 года состоялось 2 визита (16 января 1994г. и 26-27 сентября 2000г.) Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Кыргызстан и 4 визита (сентябрь 1992г., декабрь 1996г., ноябрь 1998г. и октябрь 2006г.) Президента Кыргызстана в Республику Узбекистан[25].
Дипломатические отношения с Таджикистаном были установлены 20 ноября 1992г.[26] На протяжении следующих 10 лет у Узбекистана с Таджикистаном были довольно напряженные отношения. Этому способствовала ряд причин. Узбекистан принимал активное участие в мирном урегулировании гражданской войны 1991–1997. Также Узбекистан наряду с Россией принимал оказывал военную помощь в урегулировании конфликта в Таджикистане. Однако Таджикистан после мятежа полковника М. Худайбердыева в ноябре 1998 года, Таджикистан обвинил Узбекистан в поддержке мятежного полковника, в предоставлении ему баз подготовки и убежища после подавления мятежа.
Другая проблема это территориальная. Таджикистан претендует на исконно таджикские территории это Самарканд и Бухара. Однако официальных заявлений со стороны Таджикистана не было, т.к Таджикистан состоит в СНГ, где при вступлении каждая страна отказывается от территориальных претензий к странам участницам, и признает их территориальную целостность.
15 июня 2000г. состоялся государственный визит Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Таджикистан[27].
3 февраля 2009 года в Москве состоялась краткая беседа президента Узбекистана И.А.Каримова с президентом Таджикистана, в ходе которой были обсуждены актуальные вопросы и дальнейшие перспективы узбекско-таджикских отношений[28].
Также, проведенные 18 февраля 2009 года в Душанбе очередные заседания Межправительственных комиссий по делимитации госграницы и торгово-экономическому сотрудничеству придали новый импульс углублению и расширению двустороннего сотрудничества[29].
Узбекистан заинтересован во всестороннем и взаимовыгодном развитии сотрудничества с Таджикистаном, прежде всего, в торгово-экономической и гуманитарной сферах.
Поддержание тесного и многопланового сотрудничества Узбекистана с Таджикистаном является важным условием обеспечения региональной безопасности, а также устойчивого развития региона и углубления интеграционных процессов в Центральной Азии.
Дипломатические отношения между Узбекистаном и Туркменистаном были установлены 8января 1993 года[30].
Изначально Узбекистан и Туркмения были самыми закрытыми странами региона в отношении друг друга страны региона, ранее, мало стремившиеся к совместным проектам и развитию новых интегрированных коммуникаций – случившаяся встреча новость важная. Едва ли не единственный визит Каримова в Ашхабад был осенью 2000 года, чем закончилась та встреча нам неизвестно, но в 2002 раскрывая очередной «заговор» Ниязов обвинил в нем узбекское руководство. Государствам явно не хватала взаимной симпатий президентов, их отсутствие породило депрессию регионального роста. Торговый оборот между странами в 2006г составил $41,4 млн., (за январь-сентябрь 2007 года – $47,8 млн.), и то видимо за счет инфраструктуры, то есть платы за транзит через общие коммуникации грузов третьих стран, включая, например газ. Приграничные контакты сведены к минимуму, крупных совместных проектов не наблюдалось[31].
Однако после прихода к власти Гурбангулы Бердымухаммедова ситуация сдвинулась с мертвой точки. Ярким примером тому являются взиты Президента РУ И.А.Каримова в Туркменистан (18-19 октября 2007г.) и Президента Туркменистана Г.М.Бердымухамедова в Узбекистан (10-11 марта 2008г. и 24-25 февраля 2009г.) вывели узбекско-туркменские отношения на качественно новый уровень. Здесь нужно указать источник.
Период застоя для внешней политики Узбекистана и Туркмении закончен, страны находятся в разных положениях, имеют разные интересы, но многие из них стыкуются (опуская большую политику, интересы газового экспорта и крупных капиталов, в Узбекистане проживают более 165 тысяч этнических туркмен – именно им важны новые связи). Сейчас, когда мятник качнулся в сторону, где требуется активность необходимо проявлять динамику и гибкость, обходя трудности и «больные» темы.
Пока, в пользу оптимистического сценария говорят только подписанные документы (по завершении встречи "тет-а-тет" и переговоров в расширенном составе президенты подписали Договор о дальнейшем укреплении дружественных отношений и всестороннего сотрудничества между Узбекистаном и Туркменией, Договор об экономическом сотрудничестве на 2008-2012 годы[32].
Узбекистан можно считать уникальной страной, которая соединила в себе достижения западной жизни и культуры и восточную ментальность и быт. С другой стороны, республика находится на перепутье трансконтинентальных маршрутов, потока товаров и капиталов, и поэтому неоценима роль Узбекистана в Центральной Азии. Геополитические и геоэкономические условия определяют статус страны как важнейшего интегратора в Центральной Азии.
Одним из приоритетных направлений внешней политики Узбекистана остается международное сотрудничество по сохранению стабильности и мира, как на региональном, так и глобальном уровнях. Основываясь на базовом принципе неделимости безопасности, Узбекистан последовательно выступал, и будет выступать за активизацию роли международных структур, прежде всего ОДКБ, ШОС, в обеспечении стабильности и безопасности в центрально-азиатском регионе.
В последние годы Центральная Азия, как и все мировое сообщество, столкнулась с жестокой действительностью преступных устремлений международных террористических организаций, наркосиндикатов, различных экстремистских сил. В этой связи ключевой задачей внешнеполитической деятельности Узбекистана было и будет международное сотрудничество в сфере безопасности, как на региональном, так и глобальном уровнях. Конкретным примером этому может служить Шанхайская организация сотрудничества.
В результате контртеррористической операции в Афганистане степень угроз региональной безопасности, исходивших из этой страны, значительно снизилась, отмечается позитивная тенденция укрепления стабильности в Центральной Азии. Поддерживая афганскую администрацию во главе с Х.Карзаем, Узбекистан намерен и впредь содействовать на двух и многосторонней основе скорейшему возвращению афганского народа к мирной жизни.
У И. Каримова громадный опыт и политический вес. Он стоял у истоков узбекской государственности, награжден отечественными и орденами зарубежных стран, действительный член Академии наук своей страны и почетный доктор наук ряда зарубежных университетов, автор нескольких книг. О том, что Каримов оценил ситуацию, говорят и его последние политические шаги на сближение с соседними странами.
Реализация проектов кооперации с соседними и другими заинтересованными государствами, при содействии стран-доноров и международных финансовых структур будет способствовать не только устойчивому развитию государств региона, но и кардинально изменит геоэкономическую карту Центральной Азии.
Узбекистан действительно является сердцем региона, и без участия Узбекистана невозможно какие-либо объединения и интеграции. Несмотря на противоречия с соседями, именно Узбекистан, учитывая его географический, политический, экономический и военный потенциал, должен стать инициатором интеграции центрально-азиатского региона, забыв о прошлых разочарованиях и обидах.
Именно Узбекистан граничит со всеми центрально-азиатскими странами, что обуславливает его как одного из лидеров региона.
Кажется, в жизни центрально-азиатских республик наступил период, когда сотрудничество начнет работать и начнется кооперация стран региона. Надо надеяться, что взаимоотношения стран этого региона будут складываться без форс-мажорных обстоятельств, поскольку пришло время собирать камни.
Законы
1. Закон Республики Узбекистан "О внешнеэкономической деятельности" от 14 июня 1991 года, № 285-xii.14.06.1991. (утвержден Законом РУз от 26.05.2000 г. N 77-II)
Литература
1. Государственное регулирование в условиях перехода к рынку: опыт России и Узбекистана.- М., 2003. /под ред. В.А. Вашанова. - М., СОПС, 2004.
2. Гусейнова М.А. Новые тенденции в политике США в Центральной Азии и Закавказье / Гусейнова М.А. // США-Канада: экономика, политика, культура.—N2.— 2003.—С.43-61.
3. Дурнев В.А. Иностранный капитал - необходимое условие реформирования экономики Узбекистана. // Региональное сотрудничество России и СНГ. Доклады международной конференции. М. 2004.
4. Дэн Хао. Новые подвижки и тенденции развития ситуации в Центральной Азии // Ляован, 2001, №42.- С.20-31;
5. Жуков СВ., Резникова О.В. Центральная Азия в социально-экономических структурах современного мира. М, 2001.
6. Исаходжаев А. Некоторые узловые проблемы развития экономики Узбекистана и экономическая безопасность республики / А.Исаходжаев // Общество и экономика.—N5.— 2002.—С.148-156.
7. Исмаилов А.И. Интересы мировых держав в Центральной Азии. // Хабаршы-Вестник Каз.НУ.2005г.3(19)серия МО и МП. С. 18.
8. Малышева Д. Б. Центральная Азия в свете "демократических революций" / Д. Б. Малышева // Мировая экономика и международные отношения.—2006.—№8.—С.60-70.
9. Расулев А. Развитие хлопкового комплекса - важное направление кластерной экономической политики в Узбекистане / А.Расулев // Общество и экономика.— 2005.—7-8. - С.338-350.
10. Расулев А. Узбекская модель рыночных реформ и макроэкономическая стратегия /А.Расулев//Общество и экономика.—N3.— 2000.—С.89-116.
11. Рахманов А.Р. Международно-правовые аспекты всеобъемлющей безопасности / А.Р. Рахманов // ГОСУДАРСТВО И ПРАВО / РАН. Институт государства и права.—М.,2003.—N2.—С.67-74.
12. Саидов М.А. Некоторые аспекты политики реформирования образования в Республике Узбекистан / Саидов М.А. // Alma mater.—2000.—N12.—С.23-27.
13. Син Гуанчэн. Шанхайская организация сотрудничества в борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом // Центральная Азия и Кавказ, 2002, №12, с.37-41.
14. Сиражиддинов Н. Узбекистан: путь к экспорториентированному развитию / Н.Сиражиддинов // Мировая экономика и международные отношения.—N 7.— 2002.—С.88-92.
15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Красная звезда. - 2008. - № 88.
16. Толипов Ф.Ф. Организация центрально-азиатского сотрудничества в ШОС // Ситуация в Центральной Азии и ШОС. 1У международная конференция. Шанхай, 2003, с.289.
17. Узбекистан: 10 лет по пути реформирования рыночной экономики.- Ташкент, «Узбекистон», 2001.
18. Узбекистан: Обретение нового облика: В 2 т. / Под общ. ред. Е.М. Кожокина; Рос. ин-т стратег, исслед. М., 1998. Т. 1-2.
19. Узбекистан: Сохранение доминирующих позиций государства в экономике. // Постсоветская Центральная Азия.- М. «Восточная литература». 1998.
20. Урдашев Б. Состояние и перспективы торгово-экономического сотрудничества Узбекистана и России / Б.Урдашев // Общество и экономика.—N7-8.— 2004.—С.344-350.
21. Устав Содружества Независимых Государств. // Содружество. 1993. - № 1.
22. Фридман Л. Центральная Азия: структурные сдвиги в экономике. // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7.
23. Цзиньцунь Ван. Переход исторического значения: от «Шанхайской пятерки» к Шанхайской организации сотрудничества // Шицзе цзинцзи юй чжэнчжи яньцзю.- Пекин, 2001.- №9, с.76-88;
24. Чёрных И. К вопросу о возможности интеграции в Центральной Азии в области обеспечения безопасности. // Интеграционные процессы в Евразии политико-правовой аспект. Материалы международного семинара. Алматы 2003г. С.26.
25. Этнический атлас Узбекистана. - Институт "Открытое Общество" - Фонд содействия - Узбекистан, 2002. 452 с.
26. Юданов Ю. Центральная Азия - новый фаворит иностранных инвесторов. //Международная экономика и международные отношения. 2000, № 3,4.
Источники
1. Fergana.ru - http://www.analitika.org/
2. АБР расширяет сотрудничество с Узбекистаном - www.uzembassy.ru /political_news346.htm.
3. Аналитический центр разумные решения - http://www.analitika.org/
4. Военно-промышленный курьер - http://www.centrasia.ru/newsA.
5. Захидов Р. Возобновляемая энергетика.//Экономическое обозрение - www.review.uz/.../v_
6. ИАЦ МГУ - http://www.analitika.org/
7. Интернет-сайт - http://www.warandpeace.ru/ru/
8. Казахстанская правда - http://www.centrasia.ru/newsA.
9. Малышева Д.Б. Перспективы расширенной ШОС как межрегиональной структуры безопасности в свете новых политических вызовов в Центральной Азии // www.analitika.org.
10. Министерство иностранных дел Республики Узбекистан - http://mfa.uz/rus/pressa_i_
11. Министерство иностранных дел Республики Узбекистан - http://mfa.uz/rus/pressa_ i_media_ servis/znam_data/kniga_110309/
12. Михаил Бушуев. В Узбекистане Евросоюз склоняется к политике интересов - www.dw-world.de/dw/.../0,,