Роль Узбекистана в Центральной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – раскрыть политическую роль Узбекистана для Центральной Азии, где он выступает в роли сердца региона.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- Определить роль и место Узбекистана в Центральной Азии.
- Рассмотреть политическую деятельность со странами Центральной Аз

Содержание

Введение
1. Деятельность Узбекистана в рамках региональных организаций
2. Взаимоотношение Узбекистана со странами Центральной Азии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Роль Узбекистана в ЦА - окончательный.doc

— 185.00 Кб (Скачать)


7

 

Содержание

Стр.

Введение

1. Деятельность Узбекистана в рамках региональных организаций

2. Взаимоотношение Узбекистана со странами Центральной Азии

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Сегодня Центрально-Азиатский регион привлекает к себе интерес всех без исключения мировых держав. Во-первых, здесь сосредоточены богатые месторождения нефти и газа, а во-вторых, этот район Земли имеет стратегически важное месторасположение на евразийском континенте. До сих пор наиболее активными и влиятельными игроками в Центральной Азии являлись Россия, США и Китай, но с недавних пор особый интерес к региону выказывает и Европейский союз. В течение последних пятнадцати лет ни одно государство Центральной Азии не находилось под таким сильнейшим давлением, как Узбекистан, в плане отстаивания своего суверенитета. Благодаря решительным усилиям руководства республики сегодня независимость Узбекистана незыблема и узбекское государство заняло достойное место в международном сообществе. Узбекистан поддерживает разноплановые отношения с различными странами мира, но в то же время никому не позволяет ограничивать свою свободу действий на международной арене.

Однако Узбекистан до сих пор испытывает на себе серьезные угрозы безопасности, которые на Западе во многом не понимают. Здесь важно осознать, что независимо от того, какую политику проводит государство, Узбекистан всегда будет находиться «под прицелом» экстремистов, прикрывающихся исламом. Узбекистан - это государство с многовековой мусульманской культурой, которое обладает громадным потенциалом толерантности, умеренности и стремлением к просвещению.

Принимая во внимание центральное месторасположение, численность населения и его гуманитарный потенциал, Узбекистан обречен стать ведущей силой в определении будущего Центральной Азии, где он выступает в роли сердца региона. Многое, что было сделано правительством Узбекистана за годы независимости, как раз и отражает эту роль. Имеется в виду прежде всего инициативы Узбекистана по урегулированию кризиса в Таджикистане, обращения к международному сообществу об угрозе терроризма, которые прозвучали задолго до 11 сентября 2001 года, а также многолетние усилия Ташкента по созданию в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия.

По оценкам видных представителей международного экспертного сообщества[1], Узбекистан играет ключевую роль в укреплении региональной безопасности, в установлении мира и стабильности в Афганистане.

Если говорить о реформах в политической сфере, то и здесь Узбекистан заслуживает большего признания, чем обычно об этом говорят в западных СМИ. Прежде всего необходимо отметить сокращение числа заключенных, недавние судебные реформы и указ Президента Узбекистана И.А. Каримова об отмене высшей меры наказания. Также крайне оптимистично рассматривается постепенное укрепление центральной роли парламента в законодательном процессе.

Источниковая база. При написании курсовой работы была использована следующая эмпирическая база: материалы, опубликованные в различных СМИ[2]; материалы сети «Интернет»[3]; воспоминания государственных деятелей Узбекистана[4].

Степень изученности темы. Среди значимых российских работ по проблемам трансформации политического режима в Узбекистане необходимо назвать исследования Е. Кожокина, Ю. Кульчика, Л. Левитина. В 1998 г. вышел в свет двухтомный труд Российского института стратегических исследований «Узбекистан: обретение нового облика»[5], авторы которого ставили цель проанализировать основные направления внутренней и внешней политики Узбекистана в 1990-е гг. Авторы утверждают, что политическая система страны является авторитарной и определяют ее как стабильную, выделяя основные факторы и внутренние угрозы этой стабильности.

В целом степень изученности темы можно охарактеризовать как слабую.  Это связано с тем, что 19лет (1991-2009г.) для исторической науки достаточно короткий период, что обуславливает отсутствие на сегодняшний день фундаментального исследования данной проблемы.

Объектом исследования данной работы является Центральная Азия.

Предметом исследования данной работы является Узбекистан.

Цель исследования – раскрыть политическую роль Узбекистана для Центральной Азии, где он выступает в роли сердца региона.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

- Определить роль и место Узбекистана в Центральной Азии.

- Рассмотреть политическую деятельность со странами Центральной Азии.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по по 2009гг.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

1. Деятельность Узбекистана в рамках региональных организаций

Содружество Независимых Государств (СНГ) представляет собой признанную международным сообществом (имеет статус наблюдателя в Организации Объединенных Наций) региональную межгосударственную организацию. СНГ образовано 8 декабря 1991 года руководителями Белоруссии, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о создании Содружества. 21 декабря 1991 года к нему присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

22 января 1993года был принят Устав Содружества. Его не подписали Украина и Туркменистан, которые тем самым де-юре не являются государствами - членами СНГ, а могут быть отнесены только к государствам – учредителям и государствам участникам Содружества. Туркменистан с 2005 года участвует в Содружестве в качестве «ассоциированного» члена.

В целом, можно выделить два основных этапа интеграционного сближения в ЦА в постсоветский период. На первом этапе (дек. 1991 -дек. 1993 гг.) Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан объединились в межгосударственную коалицию, названную Центральноазиатским региональным содружеством (ЦАРС). Ее главной целью было заявлено формирование общего экономического пространства и создание единого регионального рынка путем введения согласованных налогов, пошлин и цен, а также интегрирование этих стран в трансазиатскую Организацию экономического сотрудничества (ОЭС, или ЭКО), созданную в 60-е гг. Ираном, Пакистаном и Турцией. Стратегическими задачами сотрудничества с ОЭС было: создание новых коммуникаций и обеспечение странам ЦА-региона доступа к морским портам Индии, Пакистана, Ирана, других азиатских государств. Однако, в силу ряда объективных и субъективных причин Таджикистан и Туркмения постепенно отошли от активного участия в деятельности ЦАРС, поэтому особого развития эти планы не получили.

На втором этапе (с начала 1994 г.) в ЦА-регионе вновь проявились центростремительные тенденции. В апреле 1994 г. президентами Киргизии, Казахстана и Узбекистана был подписан Договор о создании единого экономического пространства (несколько лет спустя аббревиатура ЦАРС была преобразована в ЦАЭС, Центральноазиатское экономическое сообщество). Указанный Договор «предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивает согласованную кредитно-расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику».

В июне 1994 г. были сформированы соответствующие институциональные органы обновленного объединения: Межгосударственный Совет (высший орган) и его рабочий орган – Исполком, который в пределах своей компетенции был наделен правом запрашивать правительства государств-участников ЦАЭС о ходе выполнения принятых ими обязательств и обращаться в необходимых случаях в Межгосударственный Совет и его институты: советы премьер-министров, мининдел и министров обороны.

Очередным шагом интеграции в ЦА стало подписание 10 янв. 1997 г. Договора о вечной дружбе между Киргизией, Казахстаном и Узбекистаном. Важнейшим документом, конкретизирующим направления экономической интеграции, является утвержденная главами правительств «Программа экономической интеграции стран-участниц до 2000 г.». Программа содержит меры по развитию производственной кооперации, сотрудничества в сфере АПК, транспортной политики, систем связи. Она включает 50 проектов, в том числе 12 первоочередных. Подписаны также двусторонние соглашения о свободной торговле между Казахстаном и Киргизией (1996 г.) и между Киргизией и Узбекистаном (1997 г.)[6].

Идеология рассматриваемого межгосударственного объединения в принципе не означает регионального обособления. В статье 14 Договора о едином экономическом пространстве закреплено положение о том, что Договор открыт для присоединения других стран СНГ. Пользуясь этой возможностью, в августе 1996 г. в ЦАЭС в качестве наблюдателей вступили Россия и Таджикистан, а в 1998 г. последний стал полноправным членом этой организации.

В теоретическом плане преимущества интеграции в рамках ЦАЭС вполне очевидны. Это – создание развитого и насыщенного регионального рынка, усиление конкуренции на рынке труда на фоне создания новых рабочих мест, выравнивание экономических и социальных показателей в странах региона и, в конечном итоге, ускорение темпов и корректировка основных направлений проводимых в странах ЦА-региона реформ.

Однако, несмотря на достигнутые договоренности, различия моделей социально-экономических реформ, проводимых странами ЦА, объективно затрудняют работу Исполкома ЦАЭС, направленную на устранение барьеров во взаимной торговле. Многие процессы социально-экономического реформирования в Казахстане и Киргизии начались раньше, чем в Узбекистане, и проводились более радикально и слаженно. В этом плане одним из главных препятствий экономической интеграции в ЦА служит неконвертируемость узбекского сума, что серьезно затрудняет осуществление текущих платежей, сдерживает кооперацию производства и создание единого рынка рабочей силы.

По оценкам самого Исполкома, основными причинами невыполнения Программы экономической интеграции в ЦА являются: невостребованность многосторонних соглашений; низкая активность министерств и ведомств государств-участников ЦАЭС; нереальность многих запланированных проектов; отсутствие источников крупных капвложений; слабое привлечение инокапитала. Подписанные соглашения реализуются лишь на 20-30%. Не в полном объеме выполняются решения Межгоссовета по сближению таможенных пошлин, размеров налогов и сборов, гармонизации таможенного законодательства. Страны ЦА зачастую в одностороннем порядке принимают несогласованные решения, противоречащие их многосторонним обязательствам в рамках ЦАЭС. Так, в Казахстане были установлены повышенные тарифы на ж/д транзитные перевозки, что резко сократило объемы киргизских и узбекских грузоперевозок через территорию РК. С 1 марта 2000 г. подобные тарифы ввел и Узбекистан.

За последние годы вследствие ухудшения реальной эконом. ситуации в Центр. Азии и снижения темпов интеграционного сближения уже потеряли свою актуальность 27 (всего 50) мероприятий Программы экономической интеграции и 7 (всего 12) первоочередных инвестиционных проектов ЦАЭС.

Основными межгосударственными соглашениями, регулирующими сотрудничество между странами СНГ в военно-политической сфере и области безопасности являются: "Программа реализации Соглашения о сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации военных кадров для пограничных войск (9 октября 1997; участники — Армения, Беларусь, Казах-стан, Киргизия, Россия и Таджикистан); "Программа военно-технического сотрудничества государств-участников СНГ" (7 октября 2002; Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Украина); программа "Создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ" (7 октября 2002; Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан); "Программа совершенствования сотрудничества государств-участников СНГ в пограничной сфере" (7 октября 2002; Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан); "Программа сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (16 сентября 2004; Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина); "Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью" (16  сентября 2004; Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина)[7].

5-6 июля 2003 года в городе Алматы состоялась встреча глав государств Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество" (Организация ЦАС).

Президенты Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан

- обсудив вопросы развития многостороннего регионального сотрудничества в рамках Организации ЦАС, ситуацию в регионе и вокруг него, другие актуальные международные проблемы;

- исходя из сложившейся практики открытого, конструктивного диалога, достигнутого уровня взаимопонимания и взаимного доверия;

- опираясь на общее стремление развивать многостороннее сотрудничество на принципах подлинного равноправия, взаимопомощи, уважения интересов друг друга и в духе традиционной дружбы и добрососедства между народами Центральной Азии;

- подтверждая стремление к дальнейшему расширению регионального сотрудничества по всему спектру межгосударственных отношений в интересах обеспечения мира, стабильности и безопасности в регионе;

- придавая особое значение углублению взаимодействия в борьбе с международным терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и трансграничной организованной преступностью;

Информация о работе Роль Узбекистана в Центральной Азии