Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:38, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть политическую роль Узбекистана для Центральной Азии, где он выступает в роли сердца региона.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- Определить роль и место Узбекистана в Центральной Азии.
- Рассмотреть политическую деятельность со странами Центральной Аз
Введение
1. Деятельность Узбекистана в рамках региональных организаций
2. Взаимоотношение Узбекистана со странами Центральной Азии
Заключение
Список использованной литературы
Узбекистан с самого начала связывал определенные надежды с этой организацией. Проблемы безопасности и региональной стабильности, от которых зависело и зависит устойчивое экономическое и политическое развитие стран региона, стояли на первом месте. Вместе с тем внешнеполитическая конъюнктура подчас становилась препятствием для активного участия Узбекистана в ШОС.
Несмотря на поддержку идеи о создании ШОС, Узбекистан не торопился становиться полноправным членом этой Организации. Он присоединился к ШОС только в качестве наблюдателя. Это было связано с разочарованием Узбекистана в деятельности структур безопасности СНГ. В Узбекистане мало верили в дееспособность организации, поэтому он вышел с инициативой создания на базе «Шанхайской пятерки» новой организации с более мощным потенциалом и на этом условии вошел в состав ШОС.
Тем не менее Узбекистан, стремясь сохранить баланс сил в регионе, поддержал идею создания Шанхайской организации сотрудничества. Китай и Россия были главными инициаторами и авторами этой идеи. Обеспокоенные стремительным укреплением позиций США в регионе, Китай и Россия, в свою очередь соперничающие за влияние в Центральной Азии, решили объединить усилия и противостоять растущему влиянию США. Это отвечало интересам Узбекистана, главным внешнеполитическим принципом которого являлось сохранить баланс сил в регионе и не допустить превалирования какой-то одной силы, ведущей к частичной потере самостоятельности. Предоставление военной базы американцам, с одной стороны, и вступление в ШОС, с другой, служило достижению этой цели.
В целом позиция Узбекистана по отношению к ШОС всегда была связана с приоритетами во внешней политике. С 2001 по 2004 гг. Узбекистан считался стратегическим партнером США в регионе. Эта роль устраивала Ташкент, и отношения с ШОС не принимались правительством всерьез. Участие Узбекистана в ШОС было скорее условным и связано с ожиданиями экономических дивидендов от реализации крупных транспортных, газовых, водных проектов.
Активизация Узбекистана в ШОС пришлась на начало 2004 г. Это было ответом на усиление критики Вашингтона в адрес Президента Узбекистана, связанной с вопросами демократизации и прав человека. Поиск альтернативы влиянию США в регионе привел узбекское руководство к выводу о необходимости укрепления позиций ШОС.
Ташкентский саммит ШОС, состоявшийся 17 июня 2004 г., явился важным этапом в деятельности организации. На нем был принят ряд важных документов. Во время этой встречи на высшем уровне состоялся обмен мнениями по вопросам обеспечения региональной безопасности и, в частности, стабилизации обстановки в Афганистане, совместного восстановления его экономической инфраструктуры.
В 2004 г. Узбекистан выступил с инициативой разместить региональный антитеррористический центр в Ташкенте. Это отвечало интересам Узбекистана. Одновременно Узбекистан настаивал на неполитическом характере своего участия в организации. На первое место выходили вопросы торгово-экономического и транспортно-коммуникационного сотрудничества.
Действующий в Ташкенте с 1 января 2004 г. Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС является структурой, координирующей взаимодействие органов правопорядка и безопасности государств-членов в борьбе против подобных угроз и обеспечивающей обмен оперативной информацией между ними.
С мая 2005 г. позиция Узбекистана по отношению к ШОС кардинально поменялась. Узбекистан продемонстрировал, что видит в ШОС самого надежного гаранта стабильности в регионе. Об этом свидетельствует активизация дипломатической деятельности, увеличение числа встреч со странами-членами ШОС. В ходе этих встреч Узбекистан активно задействовал свои дипломатические ресурсы для продвижения идеи развития ШОС и укрепления роли организации в регионе.
После событий в Андижане стало ясно, что стратегическое партнерство с Западом не отвечает национальным интересам Узбекистана. Вмешательство США во внутренние дела Узбекистана, постоянная критика в адрес узбекского руководства, обуславливание кредитов и финансовой поддержки политическими уступками стали мешать стабильному развитию страны. Кроме того, воспользовавшись своим присутствием в регионе, Запад стал поддерживать угодные ему силы и движения, подчас экстремистские, и тем самым создавать угрозу стабильности и безопасности в регионе. Попытки установить свои порядки в странах Центральной Азии, сменить существующие правительства на прозападные сделали присутствие американских военных в регионе нежелательным для Узбекистана. Узбекское руководство попросило США освободить военную базу в Ханабаде.
Участие в ШОС открыло новые возможности для экономической интеграции Узбекистана со странами-членами этой организации. В частности, укрепление сотрудничества с такими государствами, как Россия и Китай, оказывает позитивное влияние на дальнейшее расширение связей с регионами Европы и Юго-Восточной Азии. Нет сомнений, что использование в рамках ШОС экономического потенциала этих стран, их возможностей в сфере транспортных коммуникаций и инвестиций благоприятно скажется на Узбекистане.
На последнем саммите Глав государств ШОС в Астане Президент Узбекистана отметил новый подход Республики к своему участию в ШОС, а также предложил новую концепцию безопасности для стран-членов ШОС. В основу концепции лег тезис о полной ликвидации иностранных военных баз в регионе как основе безопасности Центральной Азии. Президент Узбекистана отметил, что сценарии «управляемых конфликтов» или «управляемой дестабилизации» крайне опасны для региона и могут привести к непредсказуемым и неуправляемым последствиям. Узбекистан заинтересован в том, чтобы ШОС стала действенным механизмом укрепления безопасности, решения политических и экономических проблем[18].
ШОС притягательна и интересна для многих стран Востока, которые хотели бы жить в многополярном мире. В основе притягательности организации лежат российский и китайский ресурсы, а также потенциал центрально-азиатских государств (Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана). Мировой рейтинг ШОС растет буквально на глазах, десятки стран выстроились «в очередь» на вступление. Сотни солидных международных организаций уже наладили либо хотели бы наладить сотрудничество с ШОС. 15-17 июня 2006 г. на юбилейном саммите организации, проходившем в Шанхае, был объявлен мораторий на ее дальнейшее расширение. Возможно, будет проработан новый статус «партнера по диалогу» - промежуточный между наблюдателем и постоянным членом. Как свидетельствуют эти факты, руководство ШОС решило приостановить слишком стремительное поступательное движение, «переварив» политически и идеологически то, что уже создано[19].
На «тройном» саммите СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ в Душанбе (2007) был подписан меморандум о сотрудничестве ШОС и ОДКБ. Оба альянса в 2007 г. провели параллельные военные учения - "Рубеж" (ОДКБ) и "Мирная миссия" (ШОС). Вряд ли произойдет какое-то организационное слияние этих организаций, каждая из которых имеет свою специфику[20].
Дипломатические отношения между Казахстаном и Узбекистаном были установлены 23 ноября 1992 г. Договорно-правовая база казахстанско-узбекских отношений насчитывает более 90 совместных документов по различным областям деятельности. Основополагающим документом стал Договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, подписанный 30 октября 1998 г.[21]
Говоря о безопасности в центрально-азиатском регионе, отношение Узбекистана и Казахстана требует пристального внимания. В данном контексте именно отношения между этими странами выступают основой стабильности в Центральной Азии. Казахстан и Узбекистан, располагаясь в самом центре Евразии, являются связующим звеном между высокоразвитыми регионами Европы и Юго-Восточной Азии. От внешней политики двух ключевых республик Центральной Азии, претендующих на лидирующее положение в регионе, во многом зависят безопасность и стабильность всей региональной системы.
Помимо этого, отсутствие согласованной геополитической стратегии Казахстана и Узбекистана ослабляет сопротивление исламскому фундаментализму и экстремизму.
Необходимо признать, что отношения между РК и РУ развиваются достаточно сложно. Между двумя сторонами существует много нерешенных вопросов - это и пограничные проблемы, и проблема водных ресурсов, и проблема миграции.
Следующая проблема, которая влияет на отношения государств - это проблема использования водных ресурсов и как следствие этого, проблема миграции. Узбекское руководство понимает, что большая плотность населения на ограниченной площади, которую сейчас занимает Узбекистан, а также нехватка плодородных земель и водных ресурсов не может способствовать росту стабильности в республике, а скорее наоборот, будет одним из серьезных дестабилизирующих факторов, который при определенных условиях может привести к социальному взрыву.
В настоящее время численность населения Республики Узбекистан составляет порядка 25,2 млн. человек. При этом плотность населения превышает 470 человек на 1 кв. км., по сравнению с Казахстаном, где плотность населения составляет 6 человек на 1 кв. км. Ежегодно численность населения Узбекистана увеличивается на 500 тыс. человек. Вследствие этого происходит переезд граждан Узбекистана в Казахстан.
Казахстан в свою очередь стремится обезопасить свою территорию от несанкционированных потоков мигрантов. Однако четкая программа взаимодействия в этой сфере до сих пор не определена.
Как уже было сказано, центрально-азиатский регион является стратегически важным как для СНГ, так и для всего мира. Поэтому все эти годы после распада СССР наблюдалась соперничество между Россией, Китаем и США. Однако андижанские события заставили Ислама Каримова пересмотреть свои отношения с Вашингтоном. Не называя прямо Соединенных Штатов, Каримов подверг эту страну самой критике. Таким образом, он дал понять, что готов теперь вести диалог с Астаной и Москвой.
Саммит в 2006 в Ташкенте с участием президента Казахстана Н. Назарбаева лишний раз подтвердил тот факт, что узбекское руководство заинтересовано в дальнейшем развитии двусторонних отношений. Важнейшим итогом визита стало создание межгосударственного совета с целью развития экономических, политических связей и отношений в области безопасности. Н. Назарбаев также призвал к расширению контактов в "военных и технических сферах". "Наши спецслужбы и специальные ведомства должны работать в атмосфере полного доверия, чтобы бороться с терроризмом и наркоторговлей и другими экстремистскими проявлениями в нашем регионе" - добавил он[22].
На этом саммите два лидера показали своё стремление к достижению стабильности в Центральной Азии. Поэтому, говоря о дальнейшем развитии отношений между Казахстаном и Узбекистаном, можно сказать, что, несмотря на все проблемы, существующие на данном этапе, обе стороны приложат все усилия для их решения.
За истекший период состоялось 25 визитов Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Казахстан и 6 визитов Президента Казахстана в Республику Узбекистан.
Для Узбекистана, находящегося в состоянии затяжного кризиса, сотрудничество с Каазахстаном весьма актуально, так как Казахстан имеет возможности для содействия ускорению процесса экономической стабилизации в Узбекистане. При этом взаимовыгодное сотрудничество будет способствовать дальнейшему экономическому росту обеих стран.
Дипломатические отношения между Узбекистаном и Кыргызской Республикой были установлены 16 февраля 1993 года[23].
Когда Кыргызстан подписал с Узбекистаном Договор о вечной дружбе в 1996 году, многие наблюдатели в Кыргызстане предрекали усиление двусторонних отношений. Они рассматривали Узбекистан как логически предопределенного союзника - в силу общего прошлого и схожих постсоветских реалий. Кыргызские чиновники также видели в Узбекистане надежного партнера, с которым можно было бы объединиться для таких целей, как противостояние сильному восточному соседу - Китаю.
После подписания договора 1996 года несколько знаковых событий имели сильное влияние на общественное мнение в Кыргызстане относительно юго-западного соседа. Это вторжение исламских боевиков в Баткен в 1999 и 2000 годах, пограничный кризис 1999 года, неудавшаяся попытка обменять территории вокруг анклава Сох в 2001 году, введение визового режима в 2000 году и андижанские события 2005 года. Среди ежесезонных вопросов, влияющих на общественное мнение кыргызстанцев, - перебои в обеспечении узбекским газом и мазутом, вопросы регулирования водно-энергетического комплекса Кыргызстана, которые традиционно не способствовали созданию положительного имиджа Узбекистана. Частые пограничные инциденты, включая подрывы на минах, обстрелы и превышение полномочий в отношении простых граждан пограничными силами обеих стран только усиливали атмосферу напряженности.
Но самый ощутимый удар был нанесен в связи с майскими 2005 года событиями в Андижане. Официальный Бишкек, ссылаясь на свои международные обязательства, не выдал Узбекистану людей, которые оказались по ту сторону государственной границы.
Но после визита Бакиева в 2006г в Узбекистан в какой-то степени сняло напряжение между странами. После переговоров Бакиев, описывая сегодняшнее состояние двусторонних отношений, прибег к гиперболе, назвав их "вечной дружбой". "Узбеков и кыргызов нельзя поссорить", сказал Бакиев 4 октября узбекскому телевидению. "Им нужно жить вместе, вместе расти и развиваться". Не питая склонности к смелым прогнозам, касающимся сотрудничества в будущем, Каримов все же остался доволен результатами визита Бакиева. Узбекский лидер назвал переговоры "плодотворным обменом мнениями", проходившим в "атмосфере доверия". Каримов привлек внимание к совместному заявлению, подтвердившему приверженность стран договору о дружбе 1996 г., и приветствовал общую приверженность задачам борьбы с радикальным исламизмом в Средней Азии. В последние месяцы с помощью Узбекистана администрация Бакиева начала преследование подозреваемых радикальных исламистов, особенно в южном Кыргызстане.
Сегодня кыргызско-узбекские отношения могут показаться даже слишком гармоничными, однако этот период может оказаться недолгим. По мнению некоторых аналитиков, Бакиев и Каримов избегали обсуждения острых вопросов, касающихся водоснабжения. И уже начиная с 2007 г Узбекистан начал поставлять газ Киргизию по 100$ за 1000 кубометров, что также вызвало недовольство со стороны Киргизии[24].