Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:38, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть политическую роль Узбекистана для Центральной Азии, где он выступает в роли сердца региона.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
- Определить роль и место Узбекистана в Центральной Азии.
- Рассмотреть политическую деятельность со странами Центральной Аз
Введение
1. Деятельность Узбекистана в рамках региональных организаций
2. Взаимоотношение Узбекистана со странами Центральной Азии
Заключение
Список использованной литературы
- признавая первостепенную важность дальнейшего углубления экономического взаимодействия, полнокровного использования природного и экономического потенциала стран-членов, развития транспортных коммуникаций Центральной Азии;
- рассмотрев итоги деятельности Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество" с момента ее преобразования,
заявляют о следующем:
Главы государств считают, что Организация "Центрально-Азиатское Сотрудничество" стала важным институтом регионального взаимодействия, существенным элементом формирования эффективной системы обеспечения стабильности в Центральной Азии и вносит свой вклад в усилия международного сообщества по противодействию угрозам и вызовам современного мира[8].
Организация ЦАС, сформированная на базе ЦАЭС, стала более демократичной и гибкой, расширился круг рассматриваемых вопросов. Наряду с обсуждением экономических вопросов, в ее рамках проводится открытый и доверительный диалог по всем насущным проблемам региона.
В 2002 году состоялись четыре саммита президентов стран Организации ЦАС, на которых были обсуждены актуальные вопросы регионального развития и международной политики.
Незыблемыми принципами Организации ЦАС стали открытость и готовность к конструктивному сотрудничеству с другими странами и международными организациями.
Развитие многопланового торгово-экономического сотрудничества является приоритетным направлением в рамках Организации ЦАС.
В этой связи главы государств отметили важность и полезность бизнес-форумов, состоявшихся 28-29 ноября 2002 года и 6 мая 2003 года в городах Ташкенте и Оше. Встречи представителей деловых кругов и предпринимателей еще раз подтвердили актуальность разработки и реализации совместных проектов, гармонизации законодательства, облегчения правил торговли, укрепления прямых контактов между предприятиями и бизнесменами, привлечения инвестиций в экономику центральноазиатских государств[9].
Главы государств поручили своим правительствам принять необходимые меры по практической реализации договоренностей, достигнутых в ходе бизнес-форумов.
Главы государств подчеркивают важность интенсификации процесса создания благоприятных условий для торговли и инвестиций, налаживания сотрудничества в банковской и финансовой сферах.
С учетом анклавного характера региона особое значение имеет развитие транспортной инфраструктуры, обеспечение выхода стран-членов к морским портам и на мировой рынок, в том числе с использованием порта Актау.
Главы государств отметили, что Центральноазиатский регион, обладающий в силу своего географического положения огромным транзитным потенциалом, должен стать составной частью межконтинентальных транспортных коридоров, и договорились дать правительствам поручения по усилению координации на этом направлении.
Главы государств считают важным широкое взаимодействие государств Организации ЦАС в противодействии общим угрозам и вызовам, таким как терроризм, экстремизм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, нелегальная миграция, транснациональная организованная преступность. Укрепление мира и стабильности в Афганистане, установление добрососедских отношений с этой страной отвечают коренным интересам стран Центральной Азии. Совместные усилия по восстановлению экономики и инфраструктуры Афганистана внесут весомый вклад в обеспечение региональной безопасности и стабильности.
Главы государств рассматривают расширение и углубление сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере как важный фактор укрепления дружеских и добрососедских отношений между странами и народами Центральной Азии.
Главы государств подчеркнули, что конструктивные переговоры, состоявшиеся в атмосфере открытости и взаимопонимания, внесли значительный вклад в дальнейшее развитие многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества государств Центральной Азии.
Участники саммита отметили эффективность деятельности Организации ЦАС в период председательства Республики Узбекистан в органах ЦАС.
6 октября 2005 в Петербурге на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т. е. фактически решено упразднить ЦАС.[10] Но Узбекистан не долго проработал в ЕврАзЭС, и в 2008 году решил приостановить действие в этой организации. Приостановление членства в ЕврАзЭС Узбекистан объясняет неэффективной деятельностью организации и, как следствие, бессмысленностью пребывания в ней. Как утверждает официальный Ташкент, конкретных дивидендов от членства в организации нет, поэтому предпочтение будет отдано сотрудничеству на двусторонней основе. По мнению руководства республики, на пространстве СНГ параллельно функционируют две организации - ЕврАзЭС и ОДКБ, и было бы рационально объединить эти структуры. И ещё одно обстоятельство. Сейчас Генеральным секретарем ЕврАзЭС является представитель Казахстана – Таир Мансуров, бывший когда-то послом Казахстана в России. Когда на его месте был представитель России, Узбекистан вошел в ЕврАзЭС. Появление на посту генсека ЕврАзЭС представителя Казахстана привело к прямо противоположному результату. Отсюда вывод: успехи казахстанской дипломатии немногого стоят. Успешно договариваться с узбеками казахи не могут. С одной стороны И.А Каримов прав в том, что было бы эффективнее объединить несколько организаций, но по мнению многих экспертов ЕврАзЭС имеет хорошую перспективу в отличи от своих предшественников, возможно по этой причине Узбекистан лишь приостановил свою деятельность.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – международная (имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН) региональная организация военно-политической направленности, созданная на основе Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Участниками ОДКБ в настоящее время являются Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Основными рабочими органами ОДКБ являются: Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Комитет секретарей советов безопасности, Объединенный штаб, Секретариат. Генеральным секретарем ОДКБ в настоящее время является представитель Российской Федерации Н.Н. Бордюжа.
Изначально Узбекистан был инициатором подписания этого договора в 1992 г. В целом Узбекистан делал большие шаги к объединению, к обеспечению безопасности в ЦА, в первую очередь на рубеже 90-х годов существовала опасность экстремистских групп, которые просачивались через Афганистан. Эта опасность проявлялась вплоть до 2000 г. Несмотря на то, что после распада СССР Узбекистану досталась самая боеспособная армия, она не могла обеспечить себе безопасность полностью. По этой причине И. Каримов предложил создание коллективной безопасности. Узбекистан также надеялся на помощь России в тот момент, и конечно же Россия оказывала помощь как могла, но так как Россия сама на тот момент была в глубоком кризисе, и у нее самой было достаточно проблем, должной поддержки она оказать не смогла. По этой причине Узбекистан в 1999 году отказался продлять договор, и вступил в ГУАМ. К тому же в это время активную заинтересованность к Узбекистану проявляли США. На тот момент именно в них Узбекистан видел гаранта своей безопасности, что привело к появлению американской военной базы на территории Узбекистана. Однако после андижанских событий в 2005г. Узбекистан осознавая прежнюю опасность исходящую от исламистских групп с территории Афганистана, несмотря на то что Хизбут-Тахрир, и ИДУ были разгромлены, снова обратили свой взор на ОДКБ.
16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ[11]. А сам факт подписания Протокола эксперты государств-членов ОДКБ признали значимым и положительным. "Возобновление членства Узбекистана в ОДКБ усилит роль этой организации в Центрально-Азиатском регионе, а также активизирует ее деятельность", - отметил заместитель директора Центра стратегических исследований Таджикистана Сайфулло Сафаров. По мнению политолога, возвращение Узбекистана в ОДКБ также укрепит таджикско-российское сотрудничество, а в перспективе улучшатся и таджикско-узбекские отношения[12].
"Организация Договора о коллективной безопасности становится важным военно-политическим образованием, с которым будут считаться другие государства и геополитические центры. ОДКБ на сегодняшний день объединяет важные страны на постсоветском пространстве. ОДКБ становится мощным игроком на военно-политической арене", - заявил помощник президента Республики Беларусь Валентин Рыбаков[13].
Но, кроме признания "востребованности" ОДКБ, у политики Ташкента есть и более весомые аргументы. Например, полноправное нахождение в рядах коллективной безопасности позволит Ташкенту приобретать вооружение и военную технику у государств-членов ОДКБ, прежде всего России, по льготным ценам. А это весьма серьезный аргумент для республики. На территории последней к моменту распада СССР находились весьма солидные склады Туркестанского военного округа. Но за прошедшие пятнадцать лет это вооружение поизносилось и устарело. А на перевооружение собственных сил, точнее средств, не хватает. Даже при том что сегодня Узбекистан - лидер на постсоветском пространстве по военным расходам - 15% ВВП. В СНГ выше пятипроцентной планки еще никто не поднимался. Да и в прямых цифрах Ташкент в тройке призеров СНГ - после России и Украины, он первенствует в Центрально-Азиатском регионе.
В военном плане ОДКБ получает достаточно боеспособную армию, стоящую по уровню значительно выше киргизской и таджикской. Это значит, что центрально-азиатская группировка войск, о необходимости создания которой в ОДКБ говорят уже не один месяц, будет держаться не только на российских и казахстанских штыках. Усилят узбекские военнослужащие и имеющиеся сейчас в регионе Коллективные силы быстрого развертывания. По словам генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, Ташкент готов выделить в состав КСБР 2-3 элитных батальона[14].
На внеочередной сессии СКБ ОДКБ, состоявшейся 4 февраля 2009 года, принято решение о реформировании КСБР Центрально-Азиатского региона и создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. Предполагается, что КСОР будут в состоянии высокой степени готовности для противодействия военной агрессии, а также чрезвычайным ситуациям, терроризму, организованной преступности и наркотрафику. Для этого в их состав планируется включить соединения, части и подразделения вооруженных сил (специального назначения, аэромобильные), подразделения органов внутренних дел, органов безопасности и других спецслужб, а также уполномоченных органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций всех государств - членов ОДКБ[15].
Образование КСОР является одним из шагов по созданию и развитию в рамках ОДКБ военной составляющей двух систем: системы коллективной безопасности и системы кризисного реагирования. Помимо КСОР в последнюю должны войти Коллективные миротворческие силы, сформированные в соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности ОДКБ.
Во исполнение достигнутых договоренностей в рамках военно-политического сотрудничества некоторые объекты и контингенты Вооруженных Сил Российской Федерации, имеющие важное значение для обеспечения региональной и коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, размещены на территориях государств СНГ. К наиболее важным из них относятся: 102-я военная база (в Армении), радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении (в Белоруссии), полигон и радиолокационная станция (в Казахстане), 999-я авиационная база и пункт дальней связи Военно-Морского флота (в Киргизии), 201 -я военная база и станция оптико-электронного наблюдения Космических войск (в Таджикистане), военно-морская база Черноморского флота (в Украине)[16].
В стадии создания находятся совместные (объединенные) системы: связи вооруженных сил СНГ, геоинформационная система военного назначения, объединенная система контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки. Наиболее масштабные планы интеграции военных потенциалов разработаны и осуществляются в рамках ОДКБ. К их числу можно отнести создание объединенных систем ПВО, связи, управления и разведки. В рамках ОДКБ планируется иметь три региональные системы ПВО: российско-белорусскую, российско-армянскую и систему ПВО Центрально-Азиатского региона. В ходе формирования региональных систем ПВО предусмотрен и уже осуществляется переход от координации применения сил и координации применения сил и средств ПВО к управлению ими с единого командного пункта.
В целях поддержания боевой готовности коалиционных группировок и объединенных систем государств - участников СНГ регулярно проводятся мероприятия по совместной оперативной и боевой подготовке их вооруженных сил. Регулярными стали учения сил и средств ПВО СНГ «Боевое содружество», войсковые и командно-штабные учения «Щит Содружества» и «Рубеж», проводимые в рамках ОДКБ.
Шанхайская организация сотрудничества первоначально оформилась в рамках пяти государств (Китая, РФ, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана) как «Шанхайская пятерка» в ходе переговоров и подписания в 1996г. в Шанхае соглашения «Об укреплении доверия в военной сфере в пограничных районах». В апреле 1997 г. в Москве было подписано соглашение «О взаимном сокращении вооруженных сил в пограничных районах». На этом этапе основной задачей организации называлась борьба с 1) терроризмом, 2) национальным сепаратизмом, 3) религиозным экстремизмом (борьба против «трех зол»).
15 июня 2001 г. после вступления Узбекистана «Шанхайская пятерка» была преобразована в Шанхайскую организацию сотрудничества. Были приняты хартия, устав и другие документы. В 2005 г. создан институт наблюдателей ШОС, статус которых получили Монголия, Индия, Пакистан и Иран. В настоящее время ШОС, кроме традиционных направлений в сфере безопасности, реализует программы по торгово-экономическому, интеграционному, энергетическому, транспортному и гуманитарному сотрудничеству. Созданы специальные институты и механизмы их реализации – Межбанковское объединение (МБО), Деловой совет ШОС, Фонд развития (Инвестиционный банк), научно-экспертный Форум ШОС, 15 видов совещаний различных ведомств ШОС и другие. Население стран организации вместе со странами-наблюдателями составляет более 3 млрд. человек[17].